Напоминание

Формирование системы епархиальных женских училищ в России во второй половине XIX века


Автор: Семёнова Татьяна Сергеевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГБПОУ ОКДиТ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование системы епархиальных женских училищ в России во второй половине XIX века
Раздел: полное образование





Назад





Формирование

системы

епархиальных

женских

училищ

в

России во второй половине XIX века
Создание в отдельных епархиях женских учебных заведений осуществлялось стихийно и нормативное закрепление их статуса и процедуры создания юридически оформляло фактически существовавшую практику. Открывались «особые» училища для дочерей духовенства, в основном при женских монастырях, находившихся в ведении Синода и под управлением епархиальных архиереев. В этом плане очень интересен опыт женских епархиальных училищ, история которых является отражением сложнейшего опыта вхождения женщин в жизнь общественную и свидетельством динамики официальной доктрины Русской православной церкви по «женскому вопросу». Как отмечает Лаури Манчестер, официальная доктрина православия на заре становления духовного женского образования рассматривала идеальный брак людей, которые имели различный уровн образования. «Лучшие» мужья были те, кому полученное образование позволяло получить высокий разряд, приличный приход, уважение от прихожан и от других членов духовенства. Невесты, которые рассматривались «лучшими», в противовес мужьям должны были быть плохо образованными, но очень трудолюбивыми и квалифицированными в домашнем хозяйстве . Первое училище для дочерей духовенства было открыто в октябре 1843 года в Царском Селе, устав которого был учрежден в августе 1843 г. Авторами Устава православных учержений являлись сестры Надежда Павловна Шульц (урожденная Шипова) и Елизавета Павловна Шипова, которое получили образование в институте Ордена Св. Екатерины. При устройстве училища, определении его целей и задач, организации внутренней жизни сестры Шиповы активно использовали свой институтский опыт, при этом переломили его через сословную призму того времени, которая старательно культивировалась в эпоху Николая I.
Правительство в это время раздавало образование строго по рецепту, исходя из будущего назначения выпускниц. Поэтому первоначально цель первых училищ для дочерей духовенства была предельно простая: подготовить матушек. Фактически эти училища не давали какой-либо специализации. Скромный набор предметов и обилие рукоделия должны были подготовить хорошую хозяйку дома и в тоже время немного образованную спутницу жизни сельского священника, способную не только заниматься домашним хозяйством, но и быть духовной единомышленницей своего супруга. В самом же открытии первого учебного заведения для дочерей духовенства активную роль сыграла Великая княжна Ольги Николаевны. К 1866 году под покровительством царской семьи состояло 11 подобных училищ, все они получали содержание из сумм духовного ведомства, служащие лица при училище лица считались на государственной службе, начальницы утверждались императрицей. Новый Устав решал, хотя и частично менял социальный статус своих выпускниц. Наличие единого Устава с определенной программой позволило говорить и об определенном уровне образования выпускниц. Право на педагогическую деятельность меняло представление о возможной деятельности девушки после получения образования. Это положение давало способ заработать себе на жизнь. Единственную профессию, которую могло предложить образованной женщине в середине 19 столетия - это учительница или гувернантка. Отметим, что епархиальные училища были призваны давать общеобразовательную подготовку. Их необходимо приравнивать их к современным профессиональным учебным заведениям - педагогическим колледжам и университетам. Однако в целом представления о социальной роли женщины в этот период оставались прежними, что видно из положения Устава епархиальных училищ, в котором задача подготовки хороших мужей священников по-прежнему оставалась на первом месте.
К 1914 году практически все епархии открыли и содержали для дочерей духовенства специальные учреждения. Общее количество таких учебных заведений в России к 1914 году достигло 77.В начале 20 века в учреждения духовного ведомства училось около 15 тыс. девушек. . Желание получить образование для дочери духовенства стало в 19 веке таким же естественным, как и замужество. В 19 веке в культурном пространстве провинциального города система учебных заведений для девочек была представлена различными учебными заведениями и правильная оценка училищ, их роли в системе образования возможна только в сравнительном аспекте. Начальная система женского образования состояла из городских училищ, церковно-приходских и фабрично-заводских школ. Основными типами женских заведений были гимназии. Женские гимназии стояли на одной ступени с женскими епархиальными училищами в том смысле, что претендовали на уровень средних общеобразовательных учреждений. Епархиалки обладали формальным правом быть зачисленным на высшие женские курсы наравне с обладательницами свидетельств об окончании средних учебных заведений других ведомств. Общее, что объединяет все курсы - это то, что вступительных экзаменов как таковых не проводилось, а прием осуществлялся по так называемому конкурсу аттестатов. Формально в этом конкурсе могли принимать участие выпускницы, но возможность поступить была только у обладательниц наиболее престижных аттестатов - выпускниц женских министерских гимназий, поскольку конкурс был довольно высокий. Например, процент отсева во время «состязания аттестатов» в 1904-1915 годах составлял от 19 до 60 %. Наиболее высокий конкурс был в начале 1908 г., когда при 3593 прошениях было принято только 1480 слушательниц . Полной гарантией зачисления на самые престижные курсы - Бестужевские, могла быть только золотая медаль министерских учреждений .
Таким образом, у выпускницы епархиального училища, мечтающей о высшем образовании, было два варианта: или уповать на судьбу и молить Бога, чтобы ей улыбнулась удача при конкурсе аттестатов, или же заканчивать дополнительно VIII класс женской гимназии, а самым верным был вариант сдачи экзаменов за курс мужской гимназии. Этот самый верный вариант требовал наибольших усилий и дополнительных самостоятельных занятий, на что порой не было ни сил, ни подготовки, ни учебников, ни поддержки родителей. Однако епархиальные училища имели и определенные неоспоримые преимущества. Положение о гимназии не предусматривали интерната, руководство гимназии не брало на себя заботу о быте гимназисток. Гимназии в первую очередь предназначались для городских девочек, однако в начале ХХ века все больше девочек из сельской местности приезжало в город учиться. Таким образом, в середине 19 века- начале 20 века действовала в конкуренции с развивающейся системой светских учебных заведений. Однако, несмотря на конкуренцию, выбор для девушки был невелик. Как правило, в городе действовало несколько начальных учебных заведений и одна-две гимназии, а если город являлся епархиальным центром, то и епархиальное училище. Самое хорошее и обширное образование давали епархиальные училища, затем следовали Мариинские гимназии в этом рейтинге по качеству образования занимали последнее место. Однако у них были преимущества : наличие интерната, более низкая плата для дочерей духовенства, возможность пристроить дочь на церковнокоштное содержание. Поэтому духовенство предпочитало отдавать своих дочерей именно в епархиальное училище. Немалую роль играли ментальные основы общественного сознания. А именно представление об особом сословном образовании и «особом предназначении дочерей духовенства».
Анализ учебных планов женских училищ и министерских женских и мужских гимназий за различные годы показывает, что епархиальные училища давали более скромное образование. Если сравнивать с программами , то основной перечень предметов последних был одинаковым с гимназиями, однако в епархиальных училищах совсем не преподавали танцы, а вместо обычного пения обязательно было церковное пение. Разным был и срок обучения. Если женские гимназии были в конце века семиклассными, а мужские даже восьмиклассными, то епархиальные училища уже в начале 20 века шестиклассными. При совпадении перечня преподаваемых предметов училищах обращает внимание, что в епархиальных училищах значительно больше отводилось часов на изучение Закона Божьего. В период (1858-1868 годы) количество часов по арифметике и русскому языку в епархиальных училищах было даже больше, чем на заре формирования министерских женских училищ в 1858 г., а количество часов по географии и истории совпадало. Одновременно с учебными заведениями, находящимся на государственном содержании, число которых оставалось неизменным, постепенно начали появляться училища, которые содержались на средства епархий. Первоначально руководства епархий были вольны сами составлять Уставы своих учебных заведений, определять круг преподаваемых предметов, нанимать преподавателей, что не давало единства системе епархиальных училищ. В 1868 году был принят единый Устав женских епархиальных училищ для всех учебных заведений, содержащихся на средства епархий, который четко определял круг преподаваемых предметов. Однако процесс преобразований епархиальный училищ по новому уставу был постепенный и не быстрый. Таким образом, в вопросе образования дочерей духовенства совпали интересы епископата и приходского духовенства. Приходское духовенство, в массе своей сельское, не имело возможности дать своим дочерям систематическое образование, ощущая в этом насущную потребность,
причем не только в плане дальнейшего их трудоустройства. Но немаловажное значение имела складывавшаяся веками традиция быта духовного сословия, обязывавшая семью невесты подготовить ее к семейной жизни. Под этим подразумевалось обучение грамоте, манерам своего кругаобщения, обеспечение приданным. Женские гимназии были доступны лишь для ограниченной части дочерей духовенства, преимущественно городского. Кроме этого, при выборе учебного заведения сказывалась корпоративность мышления: «Уверенность в том, что в духовном звании может и должно найтись место для всех лиц духовного происхождения, совсем отучила духовенство заботиться о приискании для детей других путей воспитания и жизни, кроме духовного училища и духовного звания». Указ от 22 мая 1867 г., отменивший порядок наследования и замкнутость духовного сословия, содержал наряду с другими следующее положение: регистрация и резервирование вакансии в интересах дочерей или иных родственников занимавшего ее священника недопустимы. Сироты из духовного сословия должны определяться в учебные заведения за казенный счет. Приходское духовенство, стремившее ся к большей доли представительства в епархиальных делах, получило возможность через ежегодные съезды решать проблемы материально-технического и кадрового обеспечения учебного процесса в епархиальных училищах. Наряду с епархиальными в России существовали училища для девиц духовного звания - закрытые средние учебные заведения, обеспечивавшие общеобразовательную подготовку только дочерям духовенства, финансировавшиеся из средств Св. Синода и состоящие под покровительством императрицы (цесаревны). Несложно представить, что реорганизация существовавших до 1868 г. училищ на епархиальном финансировании проходила с большими трудностями. К 1870 г. только в четырех епархиях (Харьковской, Вятской,
Уфимской, Саратовской) женские училища были преобразованы по Уставу 1868 г. Иногда существенную помощь оказывали земства, как это было в случае с Курским епархиальным училищем, открытым в 1866 г. и имевшим программу, сходную с программой уездных училищ. В целом, создание женских учебных заведений в структуре Русской Православной Церкви являлось результатом достаточно сложного п р о ц е с с а о п р ед е л е н и е ме с т а п р а во с л а в н о го с вя щ е н н о - и церковнослужителя и его семьи в российском обществе в ситуации преобразований второй половины 1860-х гг. и, в частности, через создания женских епархиальных училищ. Создание в 1840е гг. училищ для девиц духовного звания явилось значительным шагом вперед, но не могло удовлетворить существующей потребности в образовании дочерей духовенства. Следовательно, необходимо было создавать училища во всё большем количестве и пересмотреть в них содержание образования в сторону большей профессионализации обучения, чтобы обеспечить возможность трудоустройства выпускницам училищ. Массовое создание учебных заведений данного типа должно было способствовать решению двуединой задачи. Во-первых, обеспечение возможности получения образования дочерям умерших священно- и церковнослужителей, которые в изменившихся условиях не могли являться наследницами должности покойных родителей. Во-вторых, они являлись образовательным каналом трансляции корпоративных ценностей духовного сословия. Отдельным вопросом стоит изучение истории епархиальных женских училищ во время Первой мировой войны. Многие исследователи отождествляют вступление Российской Империи в Первую мировую войны с пиком развития русского дореволюционного общества, после чего начался экономический спад, который в свою очередь вызвал новый революционный подъем.
Женские епархиальные училища содержались на средства епархиального духовенства и напрямую зависели от благосостояния приходских священнослужителей. С началом Первой мировой войны материальное положение духовенства начало стремительно ухудшаться. При этом почти 26 тыс. из 111 697 священнослужителей России не получали никакого казенного содержания, а пособия получавших его были настолько малы, что не давали возможности для достойной жизни. Стремительная инфляция обесценила бюджет тех учебных заведений, которые получали дотации из государственных средств. Кроме того, определение Святейшего Синода от 5-22 ноября 1914 г. обязывало епархиальных архиереев освободить от платы за обучение в женских епархиальных училищах и женских училищах духовного ведомства дочерей призванных в войска. Фактически высшее церковное начальство давало добро на сокращение системы духовно-учебных заведений, предложив им выживать собственными силами. Иначе и быть не могло, так как "малолюдных училищ" практически не было, а перевод учащихся из параллельных отделений в нормальные был также неосуществим. Еще до войны в 1913 г. Святейший Синод неоднократно рассматривал ходатайства Советов епархиальных училищ с просьбой разрешить принять в тот или иной класс воспитанниц сверх нормы (норма составляла 40 человек). Так, с разрешения Синода численность 7-го класса в Ставропольском и Екатеринославском епархиальных училищах достигала 50 человек. Таким образом, духовно-учебным заведениям рассчитывать на помощь от власти не приходилось, поэтому учебные заведения пытались найти свой выход из создавшейся ситуации. Еще одна проблема, с которой столкнулись духовно-учебные заведения – острая нехватка помещений. В годы войны здания многих учебных заведений заняли лечебные учреждения. В циркулярном распоряжении министра народного просвещения и Министерства внутренних дел от 18
августа 1915 г. содержалось указание, что предварительно подлежат использованию под лазарет казенные здания, а потом частные, какими являлись помещения епархиальных училищ. Однако одно из учебных заведений епархий так или иначе приходилось отводить под госпиталь. В некоторых епархиях в жертву приносили помещения епархиальных училищ. Даже если госпиталь располагался только в одном учебном заведении епархии, это сказывалось на учебном процессе во всех остальных учебных заведениях, поскольку возникала проблема, где разместить воспитанников из занятого учебного заведения. Их распускали по домам на неопределенное время, как это сделали, например, в Харьковском епархиальном училище, очень редко. Во многих епархиях стремились сохранить учебный процесс. В частности, рекомендовалось проводить занятия в других помещениях, принадлежащих епархии, например, в епархиальном доме, вести уроки в вечерние часы, разрешить воспитанникам жить на частных квартирах с выдачей стипендии на руки помесячно. В тех же случаях, когда продолжение занятий было невозможно, разрешалось распускать воспитанников по домам с выдачей им книг и заданий для самостоятельных занятий. Преподавателям предлагалось оказывать помощь воспитанникам. Разрешалось сократить продолжительность учебного года и уплотнить учебные курсы. В Смоленске совет женского епархиального училища возбудил ходатайство перед Святейшим Синодом о разрешении собрать воспитанниц училища для занятий в здании главного семинарского корпуса после Пасхи. В Санкт-Петербургской епархии помещение Александро-Невского духовного училища было занято Рижским военным госпиталем и поэтому часть здания епархиального училища вынужденно было отведено под помещение духовного училища.
В связи с тем, что занятия в ряде учебных заведений проводились нерегулярно, начальство установило свой порядок окончания 1914/15 учебного года. В соответствии с определением Святейшего Синода от 7-8 марта 1915 г. в тех учебных заведениях, где занятия происходили более и менее регулярно, в выпускных классах предписывалось занятия закончить к 15 апреля и до 1 мая провести выпускные экзамены. Переводные испытания в тот год должны были сдавать только неуспевающие ученики и по тем предметам, по которым они имели неудовлетворительные оценки. В тех же случаях, когда занятия не имели регулярного характера, Святейший Синод разрешал завершить учебный год по усмотрению местного начальства, однако перевод в следующий класс учеников, которые занимались дома самостоятельно, мог состояться по результатам итогового экзамена Так, на разосланный летом 1915 г. запрос Учебного комитета, в котором запрашивались сведения о готовности духовно-учебных заведений к новому учебному году и возможности начать занятия, совет Нижегородского женского епархиального училища ответил, что здание училища под военные нужды не занято и учебное заведение готово начать занятия в срок. В этом запросе Учебный комитет предлагал советам епархиальных училищ принять к себе воспитанниц других учебных заведений, которые закрылись по причине военного времени. Еще раньше совет Нижегородского училища в виде исключения удовлетворил просьбу вдовы коллежского ассесора А. Лебедевой, приняв ее внучку в 3-й класс из Смоленского епархиального училища, закрытого зимой 1914 г. Воспитанников Новгородской Духовной семинарии не раз привлекали для встречи поездов с ранеными воинами, где они оказывали помощь солдатам. Воспитанницы Курского женского епархиального училища к 5 ноября 1914 г. собрали для раненых воинов 85 рублей 23 копейки. Кроме
денежных пожертвований воспитанницы этого училища в сентябре 1914 г. изготовили около 300 предметов белья из материала, полученного в местном лазарете. Во время сбора вещей городской управой для войск все живущие в училище занялись приготовлением на свои личные средства белья, теплых фуфаек, перчаток, чулок, шарфов, кисетов. К помощи фронту были привлечены и преподаватели духовно-учебных заведений. Его предлагалось назвать "Летучий имени преподобного Серафима Саровского лазарет духовно-учебных заведений". Имя прп. Серафима было выбрано в связи с тем, что объявление войны Германией совпало с днем прославления святого. Служащие в центральных учреждениях духовного ведомства решили жертвовать 2% от своего оклада на особый лазарет. К этому решению присоединились на местах. Например, преподаватели Курского епархиального училища за август-октябрь 1914 г. перечислили на эти нужды 144 рубля . С началом войны было принято определение Святейшего Синода, которое разослали преосвященным циркулярно. В нем рекомендовалось отложить "до лучших времен" празднование всех юбилеев учебных заведений как разрешенных, так и предполагаемых. Обычно в этот день в училище приглашались семинаристы, устраивались танцы, игры, в которых принимали участие и учителя, но из- за военного времени все увеселения были отменены, и знаменитый "Екатерининский день" отмечался только в узком кругу воспитанниц. "Нашему классу не пришлось пережить прелесть "Екатерининских вечеров"", – с грустью констатирует автор воспоминаний. Предполагалось, что это займет немного времени. Однако на самом деле военные действия значительно затянулись, и поэтому воспитательная работа была направлена в патриотическое русло. В годы войны предпринимались попытки открытия новых учебных заведений.
С завершением строительных работ училище кроме учебных комнат должно было располагать общежитием, которому предполагалось дать имя благотворительницы. Однако условия военного времени помешали осуществлению этого проекта. За 1914-1915 гг. были возведены стены 1-го этажа, сооружены потолочные перекрытия, но из-за нехватки кирпича строительные работы приостановились. Скудное финансирование было урезано стремительной инфляцией. Нормальному течению училищной жизни мешала эвакуация и занятие учебных зданий под лечебные учреждения. Однако все учебные заведения продолжали жить надеждой на лучшие времена. Об этом говорит стремление открывать новые классы и даже новые училища. Анализ политической ситуации в России в 1914-1918 годы показывает, что переломные годы истории нашей страны оказали неоднозначное влияние на изменение общественного положения женщины, связанного с функционированием системы женских духовных учебных заведений. Традиционно годы войны и революции давали возможность различным политическим и общественным движениям удовлетворить свои амбиции и потребности. Позиция руководства Русской православной церкви по отношению к свержению самодержавия фактически также означала готовность к реформированию многих наболевших вопросов церковной жизни. Все это создавало предпосылки и условия для реформирования консервативной модели женского духовного образования. Однако из проведенного исследования следует, что события Первой мировой войны оказали разрушительное влияние на систему женского духовного образования. Стремление епархиального духовенства и самих преподавателей женских епархиальных училищ сохранить учебный процесс в самых тяжелых условиях демонстрирует, что система женского духовного образования заняла прочное место в культурном пространстве России, а
получение образования в них стало важной частью социализации дочерей духовенства. Исследование сложившейся ситуации в стране в марте 1917 года позволило оценить степень влияния падения монархии на систему учебных заведений духовного ведомства. Свидетельством этого служат факты набора новых воспитанниц на предстоящий учебный год . Сложившаяся ситуация в стране создавала условия для проведения реформ, в том числе и системы женского духовного образования, вселяла надежду на решение нужд конкретных учебных заведений. Учебный комитет Св. Синода начал предпринимать шаги по проведению реформирования системы духовно-учебных заведений. Работа с документами всероссийского съезда учителей духовно- учебных заведений, состоявшегося в Москве в начале 1917 года, позволила установить, что съезд выработал проекты преобразований системы духовного образования в России, которые наиболее полно соответствовали идеям гражданского общества. Новизна этих проектов состояла в том, чтобы п е р ед ат ь общеобразовательную подготовку детей духовенства в другое ведомство – Министерство народного просвещения, оставив за духовным ведомством только подготовку служителей церкви, сделав ее доступной для всех желающих. Однако сложность вопроса состояла в том, что в стране еще не существовало условий для создания разветвленной сети женских гимназий, способных принять всех желающих. Поэтому решения съезда вызвали много дискуссий, которые продолжались на Поместном Соборе в 1918 году. В исследовании отмечается непоследовательность решений съезда: постановление о передаче общеобразовательных заведений для детей духовенства было принято только по епархиальным училищам, мужская духовная школа оставалась в ведении церкви. Все решения съезда но сили
рекомендательный характер, но они оказали влияние на процесс обсуждения проблем духовно-учебных заведений в ходе работы Поместного Собора.


В раздел образования