Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту
Автор: Муратова Ирина Анатольевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: ГОУ "Забайкальская краевая гимназия-интернат" Населённый пункт: город Чита, Забайкальский край Наименование материала: разработка урока по русскому языку Тема: Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту Раздел: полное образование
1. Внимательно прочитав текст, выделите ключевые
слова и словосочетания. Сформулируйте проблему
(проблемы), поставленную в тексте.
Проблема – сложный вопрос, требующий решения,
исследования
2. Прокомментируйте проблему:
- какие существенные аспекты (стороны проблемы)
затронул автор;
- о чем он рассуждал;
- каков ход его мыслей;
- на кого ссылался
Не подменяйте комментарий пересказом, т. к.
комментарий – это рассуждения, пояснительные
замечания по поводу чего-либо
3. Сформулируйте позицию автора.
Каково его мнение по поводу поставленной
проблемы?
4. Выразите собственное мнение по поводу
заявленной проблемы (насколько она актуальна
сегодня) и позиции автора (согласие/несогласие)
5. Отредактируйте написанный текст.
Обратите внимание на речевое оформление
сочинения, точность и выразительность речи,
соблюдение этических норм.
6. Напишите чистовой вариант. Проверьте
грамотность
Сформулируйте проблему текста.
Прокомментируйте заявленную проблему.
Сформулируйте позицию автора.
Выразите своё согласие/несогласие с
позицией автора.
Приведите не менее двух аргументов,
подтверждающих ваше мнение.
Дата рождения: 10 (22) октября 1870
Место рождения:
Воронеж, Российская
империя
Дата смерти: 8 ноября 1953 (83 года)
Писатель, поэт и переводчик, почетный член
Императорской Санкт-Петербургской Академии наук
Место смерти: Париж, Франция
Премии:
Пушкинская премия I степени за перевод
«Песни о Гайавате» Лонгфелло, Нобелевская премия по
литературе (1933)«за строгое мастерство, с которым он
развивает традиции русской классической прозы».
«Да, я не посрамил ту литературу,
которую полтораста лет тому назад
начали Карамзин и…Жуковский»
И. Бунин
Девятого ноября в далёкой дали, в старинном провансальском городе, в
бедном
деревенском
доме,
телефон
известил
меня
о
решении
Шведской
академии.
Я был бы неискренен, ежели бы сказал, как говорят в подобных случаях,
что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни. Справедливо
сказал великий философ, что чувства радости, даже самые резкие, почти
ничего не значат по сравнению с таковыми же чувствами печали. Ничуть не
желая
омрачать
этот
праздник,
о
коем
я
навсегда
сохраню
неизгладимое
воспоминание, я все-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною
за последние пятнадцать лет, далеко превышали мои радости. И не личными
были эти скорби, — совсем нет! Однако твердо могу сказать я и то, что из всех
радостей моей писательской жизни это маленькое чудо современной техники,
этот звонок телефона из Стокгольма в Грасс, дал мне, как писателю, наиболее
полное удовлетворение.
Литературная премия, учрежденная вашим великим соотечественником
Альфредом Нобелем, есть высшее увенчание писательского труда! Честолюбие
свойственно почти каждому человеку и каждому автору, и я был крайне горд,
получить
эту
награду
со
стороны
судей
столь
компетентных
и
беспристрастных.
Но думал ли я 9 ноября только о себе самом? Нет, это было бы слишком
эгоистично.
Горячо
пережив
волнение
от
потока
первых
поздравлений
и
телеграмм,
я
в
тишине
и
одиночестве
ночи
думал
о
глубоком
значении
поступка Шведской академии. Впервые со времени учреждения Нобелевской
премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся
гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню
признательность.
Господа члены академии, позвольте мне, оставив в стороне меня лично
и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе.
В
мире
должны
существовать
области
полнейшей
независимости.
Вне
сомнения,
вокруг этого
стола находятся представители всяческих
мнений,
всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое,
всех нас объединяющее:
свобода
мысли
и совести, то, чему
мы обязаны
цивилизацией.
(Из Нобелевской речи И. А. Бунина,
произнесённой в Стокгольме 10 декабря 1933 г.)
Для этого:
нумеруем абзацы;
делим текст на смысловые части:
I ч. -
II ч. –
III ч. –
IV ч. –
V ч. -
к каждой части ставим вопросы
Что является незыблемым,
объединяющим человечество во
все времена?
Для этого определяем тему каждой части и отмечаем
факты (если они есть), на которые ссылается автор.
I.
Повествует о телефонном звонке, известившем его
о решении Шведской академии
II. Рассказывает о том, что после известия о
присуждении ему премии, испытал самое сильное
впечатление во всей его жизни и получил полное
удовлетворение
III. Подчеркивает, что литературная премия,
учрежденная Альфредом Нобелем, есть высшее
увенчание писательского труда, и он был крайне рад
получить эту награду от «судей столь компетентных
и беспристрастных»
IV. Ищет ответы на вопросы, поставленные им же
самим:
Только ли о себе думал он в это время?
Кем он был для России и для Франции?
V. Выражает признательность членам
Шведской академии и высказывает мысль о
том, что свобода мысли и совести есть то, что
должно объединять человечество
Для этого находим ответы на вопросы,
поставленные нами к каждой части текста.
I.
Повествует о телефонном звонке, известившем его о
решении Шведской академии
II.
«Чувства
радости…
почти
ничего
не
значат
по
сравнению с таковыми же чувствами печали…. И не
личными были эти скорби. – совсем нет! Однако… этот
звонок дал наиболее полное удовлетворение»
III. Причиной тому, что чувство гордости
было
таким
сильным,
является
то,
какую
высокую
оценку
своего
писательского
труда
он
получает
от
компетентных
и
беспристрастных судей
IV. Объясняет, что глубокое значение поступка
Шведской академии состоит в том, что она
присвоила Нобелевскую премию изгнаннику,
пользующемуся гостеприимством Франции
V. Убеждает, что свобода мысли и совести есть то,
что должно объединять человечество, «…то, чему мы
обязаны цивилизацией»
Выразите собственное мнение относительно позиции
автора (согласны или не согласны вы с автором и
почему).
В этом вам могут помочь вопросы:
•
Что, может быть, нового открыли вы для себя после прочтения
текста И. А. Бунина?
•
Насколько необходим разговор о свободе мысли и совести?
•
Может быть, в настоящее время более уместной является мысль о
необходимости признания таланта человека только на территории
родной страны?
•
Были ли в истории России, а также во всемирной истории факты,
когда
талант
исторической
личности
признавался
всем
цивилизованным
миром?
А
в
истории
мировой
или
русской
литературы?
Написать сочинение по заданной композиционной
схеме (проблема, комментарий, авторская позиция,
аргументированное согласие или несогласие с
позицией автора)