Автор: Захаренко Наталья Юрьевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: Казанское хореографическое училище (техникум) Населённый пункт: Казань Наименование материала: Методическая разработка Тема: Особенности использования ролевых игр на уроке ИЯ Раздел: среднее профессиональное
министЕрство
культурьl
рФ
ГОСУДАРСТВЕН
Н
ОЕ
АВТОНОМ
НОЕ
П
РОФЕССИОНА/I
ЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"КАЗАНСКОЕ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ
УЧИЛИЩЕ"
(техникум)
МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАБОТА
Особенности использования
ролевьlх
игр
на
уроке
ИЯ
учитель
английского
язьlка
3ахаренко
Н.Ю.
Казань
2016
Ролевые
игры
в процессе
преподавания
иностранного
языка
Среди
р€lзличных
видов
игр особое место
занимает
ролевая
игра. Как
известно,
большое
значение в организации
уlебного
процесса играет
мотивация
учения.
Она
способствует
активизации мышления) вызывает
интерес
к
тому
или
иному
виду
занятий,
к
выполнению
того
или
иного
упражнения.
Наиболее
сильным
мотивирующим
фактором
являются приемы
об1^lения,
удовлетворяющие
потребность
школьников
в
новизне
изучаемого
матери
ала
и
р€внообразии
выполняемых
упражнений.
Использование
разнообразных
приемов
обучения
способствует закреплению
языковых явлений
в
памяти,
созданию
более
стойких
зрительных
и
слуховых
образов,
поддержанию
интереса
и
активности
rIащихся.
Урок иностранного
языка
рассматривается
как
социЕlJIьное
явление, где
классная
аудитория
-
это
определенная
социЕrльная
среда,
в
которой
учитель
и
учащиеся
вступают
в
определенные
социчшьные
отношения
друг
с
другом,
где
rIебный
процесс
-
это взаимодействие всех
присутствующих.
При этом
успех
в
обl^rении
-
это
результат
коллективного
использованиrI
всех
возможностей
для
обучения.И
обуrаемые
должны
вносить значительные
вклад
в
этот процесс.
Широкие возможности
для
активизации
уrебного
процесса
дает
использование
ролевых
игр.
Ролевая
игра
-
методический
прием, относяIцийся
к
группе
активных
способов
обучения практическому
владению иностранным языком.
Ролевая
игра
представляет
собой
условное
воспроизведение
ее
участниками
реЕLпьной
практической
деятельности
людей,
создает
условия
реztпьного
общения.
Эффективность
обуlения
здесь обусловлена
в
первую очередь
взрывом
мотивации,
повышением
интереса к
предмету.
Ролевая
игра
мотивирует
речевую
деятельность,
так
как
обуrаемые
оказываются
в
ситуации,
когда
актуаJIизируется
потребность
что-либо
сказать,
спросить,
выяснить,
доказать,
чем-то
поделиться
с
собеседником.
Школьники
наглядно
убеждаются
в
том,
что
язык можно
использовать
как
средство
общения.
Игра
активизирует
стремление
ребят
к
контакту
друг
с
другом
и
учителем,
создает
условия
равенства
в
речевом
партнерстве,
разрушает
традиционный
барьер
между
учителем
и
учеником.
Игра
дает
возможность
робким,
неуверенным
в себе
r{ащимся
говорить
и
тем
самым
преодолевать
барьер
неуверенности.
В
обычной
дискуссии
ученики-
лидеры,
как
правило,
захватывают
инициативу,
а
робкие
предпочитают
отм€Lпчиваться.
В
ролевой
игре
каждый
получает
роль
и
должен
быть
активным
партнером
в
речевом
общении.
В
играх
школьники
овладевают
такими элементами
общения,
как
умение
начать
беседу,
поддержать
ее,
прервать
собеседника,
в
нужный момент
согласиться
с его
мнением
или
опровергнуть
его,
умение
целенаправленно
слушать
собеседника,
задавать
уточняющие
вопросы
и т.д.
Ролевая
игра
учит
быть
чувствительным
к
соци€Lпьному
употреблению
иностранного языка.
Хорошим
собеседником
является
часто
не
тот,
кто
лучше
пользуется
структурами,
а
тот, кто может
наиболее
четко
распознать
(интерпретировать)
ситуацию,
в
которой
находятся
партнеры,
учесть
ту
информацию, которая
уже
известна
("з
ситуации,
опыта)
и
выбрать
те
лингвистические средства,
которые будут
наиболее эффективны
дJuI
общения.
Практически
всё
учебное
время
в
ролевой
игре
отведено
на
речевую
практику,
при
этом не
только
говорящий,
но и
слушающий
максимапьно
активен,
так как
он
должен
понять
и
запомнить
реплику
партнера,
соотнести
ее
с
ситуацией,
определить,
насколько она
релевантна
ситуации
и
задаче
общения,
и
правильно
отреагировать
на
реплику.
Игры
положительно
влияют
на
формирование
познавательных
интересов
школьников,
способствуют
осознанному
освоению иностранного языка.
Они
содействуют
р€}звитию
таких
качеств,
как
самостоятельность,
инициативность;
воспитанию
чувства
коллективизма.
УчаIциеся
активно,
увлеченно
работают,
помогают
друг друry,
внимательно
слушают
своих
товарищей;
у{итель
лишь
управляет
учебной
деятельностью.
Основные требования
к
ролевым
играм:
l.
Игра
должна
стимулировать
мотивацию
учения,
вызывать
у
школьника
интерес
и
желание
хорошо
выполнить
задание,
ее
следует
проводить
на
основе
ситуации,
адекватной
реальной
ситуации
общения.
2.
Ролевую игру
нужно
хорошо подготовить
с
точки
зрения
как
содержания)
так
и
формы,
четко
организовать.
Важно,
чтобы
учащиеся
были
убеждены
в
необходимости
хорошо
исполнить
ту
или
иную
роль.
Только
при
этом
условии
их
речь
будет
естественной
и
убедительной.
3.
Ролевая
игра
должна
быть
принrIта
всей
группой.
4"
Она
непременно
проводится
в
доброжелательной,
творческой
атмосфере,
вызывает
у
школьников
чувство
удовлетворения,
радости.
Чем
свободнее
чувствует
себя
ученик
в
ролевой
игре,
тем инициативнее
он
будет
в
обIцении.
Со
временем
у
него появится
чувство
уверенности
в
своих
силах,
в
том,
что
он
может
исполнять
р€вные роли.
5. Игра
организуется
таким
образом,
что-бы
у{ащиеся
могли
в
активном
речевом
общении с
максимальной
отрабатываемый
языковой
материztл.
эффективностью
использовать
6.
Учитель
непременно
мам
верит
в
ролевую
игру,
в
ее
эффективность.
Только
при
этом
условии
он
сможет
добиться
хороших
результатов.
1. Большую
значимость
приобретает
умение
учителя установить
контакт
с
ребятами.
Создание
благоприятной,
доброжелательной
атмосферы
на
занятии
-
очень
важный
фактор,
значение
которого
трудно
переоценить.
В
процессе
игры
учитель
иногда может
взять
себе
какую-нибуль
роль,
однако
не
главную,
чтобы игра
не
превратилась
в
традиционную
форrу
работ
под
его
руководством.
Желательно,
чтобы
соци€tльный
статус
этой
роли
помог
бы
ему
ненавязчиво направлять
речевое
общение
в
группе.
Обычно
учитель
берет себе
роли
лишь
вначЕuIе,
когда школьники
еще
не
освоили
данный
вид
работы.
В
дальнейшем
необходимость
в
этом
отпадет.
В
процессе
и|ры
сильные
учащиеся
помогают
слабым.
Учитель
же
управляет
процессом
общения: lrодходит
то к
одному,
то
к
другому
ученику,
который
нуждается
в
помощи,
вносит
необходимые
коррективы
в
работу.
В
ходе игры
учитель
не
исправляет
ошибки,
а
лишь
незаметно
для
учащихся
записывает
их,
чтобы
на
следующем
занятии
обсудить
наиболее
типичные.
Ролевая
игра может
использоваться
как
на
начапьном
этапе
обучения,
так
и
на
продвинутом.
Психологические
исследования
показывают,
что
в
период
с
четвертого
по
десятый
класс,
когда осуществляется
изуIение
иностранного
языка,
р€Iзвитие
школьников
проходит несколько возрастных стадий.
Отмечается
также,
что
главнейшие изменения
в
психических
особенностях личности
на
данной
стадии
ее
рчtзвития
обусловлены
ведущей
деятельностью,
характерной
для
этой стадии.
Младшему школьному
возрасту,
в
котором начинается
изу{ение
иностранного
языка,
предшествует
не
просто
более
ранний,
дошколъный
возрастной
период, но
также
более
ранняя
форма
ведущей
деятельности.
Этой
ранней
формой
ведущей
деятельности
является
ролевая
игра.
В
младшем
школьном
возрасте,
т.е. в
семь
-
одиннадцать
лет,
ведущей
деятельностью
становится
учение.
Переход
от
одной
ведущей
деятельности
к
другой
происходит
в
форме
взаимодействия
старых
и
новых
способов
в
поведении.
Ранее
сформированные особенности
личности
сохраняются
в тот
период,
когда
появляются
и
активно
формируются
новые
личностные
свойства,
а
в
период
наиболее
полного
рЕtзвития
последних
создаются предпосылки
для
зарождения качеств
личности, соответствующих
переходу
к
новой
ведущей
деятельности
и
следующему
возрастному
этапу.
Игра
как
одна
из
фор*
отражения
ведущей
деятельности
может
соответствовать
достигнутому
возрасту,
возвращаться
к
более
ранним
формам
поведения)
опережать
соответствующую
возрастную стадию
и
способствовать
подготовке
к
новой
ведущей
деятельности.
Эти
и
некоторые
Другие
теореТические
положениЯ
пока
еще
недостаточно
используются
для
правильной
организации
учебной
ролевой
игры
на
уроках
иностранного
языка.
В ситуации
необходимо
дать
сведения
о
соци€lJIьных
взаимоотношениях
партнеров,
например
офици€шьные/неофициальные.
В
р*деле
РОЛИ
содержится
список
ролей.
описание
роли
дается
в
ролевой
карточке,
при
этом
информация
может
быть
представлена
детаJIьно:
даны
сведения
о
человеке
(добрый, честный,
ленивый
и
Т.Д.),
о его
жизненном
и
речевом
опыте,
о
привычках,
увлечениях
и
т.п.
Однако
информащия
не
должна
излагаться
слишком
подробно,
ибо
в
этом
случае
у{астник
и|ры
лишается
возможности
проявить
творчество.
описание
может
быть
кратким,
чтобы
ученик
мог
домыслить
образ
персонажа,
роль
которого
он
будет
исполнять.
Учащимся
нужно
дать
время,
чтобы
они
вошли
в
роль.
каждый
участник
ролевой
игры
совершает
речевые
действия,
обусловленные
ситуац
ией
общения,
но
за
каждым
из
них
остается
определенная
свобода
действий,
речевых
поступков.
Роли
распределяет
учитель,
их
моryт
выбрать
и сами
учащи
еся.
Это
зависит
от
особенностей
группы
и
личностных
характеристик
учащихся,
а
также
от
степени
владения
ими
иностранным
языком.
Обсуж
дая
проведенную
игру,
оценивая
участие
в
неЙ
школьНиков,
)п{ителю
следует
проявить
такт
особенно
при
оценке
результатов
первой
ролевой
игры.
отрицательнаlI
оценка
деятельности
ее
участников
неизбежно
приведет
к
снижению
активности.
Желательно
начать
обсуждение
результатов
и|ры
с
удачных
моментов
и
лишь
затем
перейти
к
недостаткам.
ЕслИ
естЬ
такаЯ
возмоЖность,
нужнО
записать
хоД
игрЫ
на
маГнитную
ленту,
а
затем
вместе
с
учащимися
прослушать
фонограмму
либо
всей
и|ры,
либо
отдельных
ее
фрагментов.
При
ан€IJIизе
и|ры
можно
записать
необходимую
информацию
с
магнитофона
на
доску.
Фономатери€tпы
игры
дают
учителю
четкое
представление
о
том, что
не
получилось
в
и|ре,
какие
языковые
формы
были
использованы не
адекватно
ситуации, что
выпагIо
из
поля
зрения
во
время подготовки игры.
Все
это
дает
учителю
возможность
r{есть
недостатки
при
проведении
последующих
ролевых
игр.
В
организации
1^лебного
игрового
общения
важным
является
создание
условий
для
такого выполнения
игрового
задания)
в
котором
достигаJIось
бы
не присоединение
реплики,
d
взаимодействие партнеров,
поскольку
общение
есть
именно
взаимодействие
участников.
Решение
этой
задачи связано
с
изучением
закономерностей
возникновения
общения
в
совместной
осуществляемой
деятельности,
выявление
особенностей
речевого
взаимодействия партнеров,
учетом
ограничений,
накладываемых
иноязычным говорением
на
форму
содержание
речевого
общения,
поиском
путей
преодоления
таких
о|раничений
и
повышения
самостоятельности
эффективно
использоваться
на
уроках
иностранного языка
у{етом
основных
положении
теории ведущей
деятельности
и
содержания
возрастных
периодов
р€lзвития
школьников, исследований проблем общения
и
речевой
деятельности.
Рассмотрим
один
из
уроков
четверокJIассников,
им
был
предложен
сюжет:
<<Твой
младший
брат
(сестра,
маJIыш
из
соседней
квартиры)
-
дошкольник
-
с
нетерпением
ждет, когда
пойдет
в
школу.
Особенно
нравится
ему
твой
портфель,
в
котором
так
много
интересного.
Покажи
ему свой
портфель,
познакомь
с
учебными
принадлежностями).
Пример
одного
из
диаJIогов:
Please,
show
mе
уоur
bag
Dima.
-
Неrе
you
аrе.
-
Мау
I
open
it?
-
Yes,
you
mау.
-
But I
can't.
Help
mе
please.
-
Now
you
mау
take
the
books
out.
-
Oh,
thank
you!
Look.
Тhеrе
аrе
nice
pictures
in
this
book.
And
what's
that?
-
It's mу
pencils,
and
I
must
do
an
exercise.I
think
it's
very
interesting
to
go
to school.
I
wont
to
Ьесоmе
а
pupil
чеry
mасh.
выск€}зывания
учащихся.
Существует
предположение,
что
ролевая
игра
может
Участники
ролевой
и|ры
не
только
обмениваются
репликами,
но
и
действуют
с
ре€lJIьными
предметами,
двигаются
по классу.
В
сюжетных
ролевых
играх
с
предметом
используются
фотоальбомы,
книги
и
журнаJIы,
иллюстрации,
предметы бытового
назначения,
кукла
с
набором
одежды,
и|рушки.
Темы
речевого
обtцения
включают
разговор
о
членах
семьи,
о
профессиях,
о
явлениях и
объектах
окружающего мира,
об одежде,
о
режиме
дня
и т.д.
Наблюдения
пок€tзывают,
что
четвероклассники еще
сохранили
некоторые
особенности
предшествующего
возрастного периода,
когда
ведущей
деятельностью
была
детская
ролевая
игра.
Способность
играть
выражается
в
том,
что
у{еники
четвертых
классов
охотно
принимают
воображаемую
игровую ситуацию,
нереzLльный,
сказочный
или
фантастический
сюжет. Это
позволяет применять
на
уроках
сюжетные
ролевые
игры
скzlзочного
содерж
ания.
Например,
с
целью
отработки
в
устном
высказывании
некоторых
вопросов
о
погоде,
природных
явлениях,
временах
года
используется
ролевая
игра по
сюжету
скЕlзки
<<Теремою).
<<Обитатели
теремка>
задают
(гостям))
вопросы
и
только после
правильных
ответов
рiврешают
им
войти.
Среди заданных
вопросов
моryт
быть
следующие:
Who
аrе
you?
What
season
is
it
now?
Is it
wашп
оr
cold
now?
When
is it
cold? When
does
it
rаiп?
Etc.
Участники
и|ры
не
только
охотно
принимают
предлагаемый
им
сюжет,
но
и
с
интересом обыгрывают
маски,
костюмы,
в
зависимости
от
роли
меняют походку,
жесты,
тембр
голоса.
Возрастной
период
четвероклассников,
непосредственно
предшествующий
подростковому, характеризуется тем,
что
у
школьников
повышается
интерес
к
межличностному
общения
в
учебно-трудовой
деятельности.
В
этих
условиях
возрастает
значение
сюжетных
ролевых
игр бытового
содержания,
отражаюIцих
р€
lзные
стороны
жизни
школьника
(у"ебу,
труд,
досуг),
воспроизводящих
фрагменты
его
ре€IJIьного
жизненного
опыта.
Помимо
фор,
игрового общения,
соответствующих
определенным
возрастным
особенностям
у{аIцихся
и
их
ведущеЙ
деятельности
на
конкретном
возрастном
этапе,
на
уроках
иностранного
языка
со
школьниками
Младшего,
среднего
и
старшего
возраста
организовыв€lJIись
ролевые
и|ры
обиХоДнОГО
содерж
ания,
предн€lзначенные
для
формирования
норм
речевоГо
ЭТИКеТа,
воспитания
культуры
поведения.
Школьники
учатся
правильно
приветствовать
друг
друга
и
взрослых,
обращаться
к
собеседнику,
выражать
благодарность,
приносить
извинения
и
т.д.
На
характере
речевого
взаимодействия
уIастников
и|ры
оказывают
влияние
количество
игровых
ролей.
НаприМер,
в
полилоге
по
сравнению
с
диаIIогом
количество
вопросительных
фраз
у
каждого
r{астника
было
более
равномерным.
Этим
объясНяетсЯ
хорошо
известная
учителям
безуспешность
попыток
добиться
равномерного
количества
вопросов
и
ответов
у
каждого
участника
диutпога
без
нарушения
естественности
обrцения.
Естественность
ди€tпогического
общения
повышается
если
один
у{астник
игры
В
соответствии
со
своей
ролью
сообщает
что-то,
рассуждает,
побуждает
к
действиям)
а
другой
спрашивает,
оценивающе
реагирУ€Т,
выполняет
просьбУ
и
т.п.
В
учебныХ
целях
важно
было
рЕвнообразить
коммуникативные
типы
реIIлик
каждого
участника
и|ры.
В
диЕrпоГическоМ
общении
каждая
фрuзu
сопровождается
ответной
реакцией,
обраIценной
непосредственно
к
ученику,
проиЗнесшеМУ
фРаЗУ.
А
полилоге
реппика
не
обязательно
сопровождается
ответной
реакцией,
которая
может
быть
адресована
другому
участнику
игры.
Это
также
необходимо
учитывать
при организации
речевого
общения.
игровое
общение
приближается
к
естественному,
если
учаIциеся
овладевают
типичными
способами
речевого
взаимодейСТВИЯ.
ЭффеКтивностЬ
ролевой
игры
как
методического
приема
обучения
повышается
если
учитель
правильно
определит
продолжительность
речевого
общения
участников.
ПродолжителЬность
оптимаJIьной
работоспособности
учащихся
младших
классов
в
общении
достигает
пяти
минут.
Щелесообразность
использованиrI
ролевых
игр
в
|-4
классах
обусловлена
тем2
что
дети
отдают
предпочтение
групповой
форме
уrебной
работы.
Для
них
совместная
деятельность
и
общение
приобретают
личностную
значимость,
они
стремятся
к
освоению
новых
фор,
и
способов
общения,
познанию
других
людей
в
общении,
организации
взаимоотношениil
со
сверстниками
и
взрослыми.
Пр"
всем
р€lзнообразии
сюжетов
в и|рах скрывается
принципи€}JIьно
одно
и
то
же содержание
-
деятельность
человека
и отношения
людей
в
обществе.
Существенной
психологической
особенностью
детской
ролевоЙ
игры
является
ее
неутилитарный
характер,
определяющий
привлекательность
самого
процесса
и|ры.
Участие
в
ней
сопровождается
многообразными
и
сильными
эмоциями,
связанными
с
пробой
собственных
сиЛ,
самоутверждением.
Ролевая
игра
строится
на
межличностных
отношениях,
коТоРЫе
реализуются
в
процессе
общения.
Являясь
моделью
межличносТного
общения,
ролевая
игра
вызывает
потребность
в
общении,
стимуЛиРУеТ
интерес
к
участию
в
общении
на иностранном
языке,
и
в
этом
сМысЛе
ОНа
выполняет
мотивационно-
побудительную
функцию.
Ролевую
игру
можно
отнести
к
обуrающим
играм,
посколькУ
ОНа
В
значительной
степени
определяет
выбор
языковых
средств,
способсТВУеТ
развитию
речевых
навыков
и
умений,
позволяет
моделировать
обЩеНИе
учащихся
в
рЕtзличных
речевых
ситуациях.
.Щругими
словами,
ролеВаЯ
ИГРа
представляет
собой
упражнение
для
овладения
навыками
и
умениrIми
Щ
В
условиях
межличностного
общения.
В
этом
плане
ролевая
игра
обеспечиваеТ
обуrающую
функцию.
В
ролевых
играх
воспитываются
сознательная
дисцип
лина,
трудолюбИе,
взаимопомощь,
активность
подростка,
готовность
вкJIючаться
в
р€lзные
ВиДЫ
деятельности,
самостоятельность,
умение
отстоять
свою
точку
Зрения,
проявить
инициативу,
найти
оптимаJIьное
решение
в
определенных
услоВИЯХ,
т.е.
можно
говорить
о
воспитательной
функции
ролевой
игры.