Напоминание

Особенности использования ролевых игр на уроке ИЯ


Автор: Захаренко Наталья Юрьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: Казанское хореографическое училище (техникум)
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Особенности использования ролевых игр на уроке ИЯ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




министЕрство культурьl рФ ГОСУДАРСТВЕН Н ОЕ АВТОНОМ НОЕ П РОФЕССИОНА/I ЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КАЗАНСКОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ" (техникум) МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА Особенности использования ролевьlх игр на уроке ИЯ учитель английского язьlка 3ахаренко Н.Ю. Казань 2016
Ролевые игры в процессе преподавания иностранного языка Среди р€lзличных видов игр особое место занимает ролевая игра. Как известно, большое значение в организации уlебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления) вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы об1^lения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого матери ала и р€внообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности rIащихся. Урок иностранного языка рассматривается как социЕlJIьное явление, где классная аудитория - это определенная социЕrльная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социчшьные отношения друг с другом, где rIебный процесс - это взаимодействие всех присутствующих. При этом успех в обl^rении - это результат коллективного использованиrI всех возможностей для обучения.И обуrаемые должны вносить значительные вклад в этот процесс. Широкие возможности для активизации уrебного процесса дает использование ролевых игр. Ролевая игра - методический прием, относяIцийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реЕLпьной практической деятельности людей, создает условия реztпьного общения. Эффективность обуlения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обуrаемые оказываются в
ситуации, когда актуаJIизируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе r{ащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики- лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отм€Lпчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д. Ролевая игра учит быть чувствительным к соци€Lпьному употреблению иностранного языка. Хорошим собеседником является часто не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее четко распознать (интерпретировать) ситуацию, в которой находятся партнеры, учесть ту информацию, которая уже известна ("з ситуации, опыта) и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны дJuI общения. Практически всё учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимапьно активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, определить, насколько она релевантна ситуации и задаче общения, и правильно отреагировать на реплику. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют р€}звитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. УчаIциеся активно,
увлеченно работают, помогают друг друry, внимательно слушают своих товарищей; у{итель лишь управляет учебной деятельностью. Основные требования к ролевым играм: l. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьника интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения. 2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания) так и формы, четко организовать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной. 3. Ролевая игра должна быть принrIта всей группой. 4" Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в обIцении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять р€вные роли. 5. Игра организуется таким образом, что-бы у{ащиеся могли в активном речевом общении с максимальной отрабатываемый языковой материztл. эффективностью использовать 6. Учитель непременно мам верит в ролевую игру, в ее эффективность. Только при этом условии он сможет добиться хороших результатов. 1. Большую значимость приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии - очень важный фактор, значение которого трудно переоценить. В процессе игры учитель иногда может взять себе какую-нибуль роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форrу работ под его руководством. Желательно, чтобы соци€tльный статус этой роли помог бы ему ненавязчиво направлять речевое общение в группе. Обычно учитель берет себе роли лишь вначЕuIе, когда школьники еще не освоили данный вид работы. В дальнейшем необходимость в этом отпадет.
В процессе и|ры сильные учащиеся помогают слабым. Учитель же управляет процессом общения: lrодходит то к одному, то к другому ученику, который нуждается в помощи, вносит необходимые коррективы в работу. В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а лишь незаметно для учащихся записывает их, чтобы на следующем занятии обсудить наиболее типичные. Ролевая игра может использоваться как на начапьном этапе обучения, так и на продвинутом. Психологические исследования показывают, что в период с четвертого по десятый класс, когда осуществляется изуIение иностранного языка, р€Iзвитие школьников проходит несколько возрастных стадий. Отмечается также, что главнейшие изменения в психических особенностях личности на данной стадии ее рчtзвития обусловлены ведущей деятельностью, характерной для этой стадии. Младшему школьному возрасту, в котором начинается изу{ение иностранного языка, предшествует не просто более ранний, дошколъный возрастной период, но также более ранняя форма ведущей деятельности. Этой ранней формой ведущей деятельности является ролевая игра. В младшем школьном возрасте, т.е. в семь - одиннадцать лет, ведущей деятельностью становится учение. Переход от одной ведущей деятельности к другой происходит в форме взаимодействия старых и новых способов в поведении. Ранее сформированные особенности личности сохраняются в тот период, когда появляются и активно формируются новые личностные свойства, а в период наиболее полного рЕtзвития последних создаются предпосылки для зарождения качеств личности, соответствующих переходу к новой ведущей деятельности и следующему возрастному этапу. Игра как одна из фор* отражения ведущей деятельности может соответствовать достигнутому возрасту, возвращаться к более ранним формам поведения) опережать соответствующую возрастную стадию и способствовать подготовке к новой
ведущей деятельности. Эти и некоторые Другие теореТические положениЯ пока еще недостаточно используются для правильной организации учебной ролевой игры на уроках иностранного языка. В ситуации необходимо дать сведения о соци€lJIьных взаимоотношениях партнеров, например офици€шьные/неофициальные. В р*деле РОЛИ содержится список ролей. описание роли дается в ролевой карточке, при этом информация может быть представлена детаJIьно: даны сведения о человеке (добрый, честный, ленивый и Т.Д.), о его жизненном и речевом опыте, о привычках, увлечениях и т.п. Однако информащия не должна излагаться слишком подробно, ибо в этом случае у{астник и|ры лишается возможности проявить творчество. описание может быть кратким, чтобы ученик мог домыслить образ персонажа, роль которого он будет исполнять. Учащимся нужно дать время, чтобы они вошли в роль. каждый участник ролевой игры совершает речевые действия, обусловленные ситуац ией общения, но за каждым из них остается определенная свобода действий, речевых поступков. Роли распределяет учитель, их моryт выбрать и сами учащи еся. Это зависит от особенностей группы и личностных характеристик учащихся, а также от степени владения ими иностранным языком. Обсуж дая проведенную игру, оценивая участие в неЙ школьНиков, )п{ителю следует проявить такт особенно при оценке результатов первой ролевой игры. отрицательнаlI оценка деятельности ее участников неизбежно приведет к снижению активности. Желательно начать обсуждение результатов и|ры с удачных моментов и лишь затем перейти к недостаткам. ЕслИ естЬ такаЯ возмоЖность, нужнО записать хоД игрЫ на маГнитную ленту, а затем вместе с учащимися прослушать фонограмму либо всей и|ры, либо отдельных ее фрагментов. При ан€IJIизе и|ры можно записать необходимую информацию с магнитофона на доску.
Фономатери€tпы игры дают учителю четкое представление о том, что не получилось в и|ре, какие языковые формы были использованы не адекватно ситуации, что выпагIо из поля зрения во время подготовки игры. Все это дает учителю возможность r{есть недостатки при проведении последующих ролевых игр. В организации 1^лебного игрового общения важным является создание условий для такого выполнения игрового задания) в котором достигаJIось бы не присоединение реплики, d взаимодействие партнеров, поскольку общение есть именно взаимодействие участников. Решение этой задачи связано с изучением закономерностей возникновения общения в совместной осуществляемой деятельности, выявление особенностей речевого взаимодействия партнеров, учетом ограничений, накладываемых иноязычным говорением на форму содержание речевого общения, поиском путей преодоления таких о|раничений и повышения самостоятельности эффективно использоваться на уроках иностранного языка у{етом основных положении теории ведущей деятельности и содержания возрастных периодов р€lзвития школьников, исследований проблем общения и речевой деятельности. Рассмотрим один из уроков четверокJIассников, им был предложен сюжет: <<Твой младший брат (сестра, маJIыш из соседней квартиры) - дошкольник - с нетерпением ждет, когда пойдет в школу. Особенно нравится ему твой портфель, в котором так много интересного. Покажи ему свой портфель, познакомь с учебными принадлежностями). Пример одного из диаJIогов: Please, show mе уоur bag Dima. - Неrе you аrе. - Мау I open it? - Yes, you mау. - But I can't. Help mе please. - Now you mау take the books out. - Oh, thank you! Look. Тhеrе аrе nice pictures in this book. And what's that? - It's mу pencils, and I must do an exercise.I think it's very interesting to go to school. I wont to Ьесоmе а pupil чеry mасh. выск€}зывания учащихся. Существует предположение, что ролевая игра может
Участники ролевой и|ры не только обмениваются репликами, но и действуют с ре€lJIьными предметами, двигаются по классу. В сюжетных ролевых играх с предметом используются фотоальбомы, книги и журнаJIы, иллюстрации, предметы бытового назначения, кукла с набором одежды, и|рушки. Темы речевого обtцения включают разговор о членах семьи, о профессиях, о явлениях и объектах окружающего мира, об одежде, о режиме дня и т.д. Наблюдения пок€tзывают, что четвероклассники еще сохранили некоторые особенности предшествующего возрастного периода, когда ведущей деятельностью была детская ролевая игра. Способность играть выражается в том, что у{еники четвертых классов охотно принимают воображаемую игровую ситуацию, нереzLльный, сказочный или фантастический сюжет. Это позволяет применять на уроках сюжетные ролевые игры скzlзочного содерж ания. Например, с целью отработки в устном высказывании некоторых вопросов о погоде, природных явлениях, временах года используется ролевая игра по сюжету скЕlзки <<Теремою). <<Обитатели теремка> задают (гостям)) вопросы и только после правильных ответов рiврешают им войти. Среди заданных вопросов моryт быть следующие: Who аrе you? What season is it now? Is it wашп оr cold now? When is it cold? When does it rаiп? Etc. Участники и|ры не только охотно принимают предлагаемый им сюжет, но и с интересом обыгрывают маски, костюмы, в зависимости от роли меняют походку, жесты, тембр голоса. Возрастной период четвероклассников, непосредственно предшествующий подростковому, характеризуется тем, что у школьников повышается интерес к межличностному общения в учебно-трудовой деятельности. В этих условиях возрастает значение сюжетных ролевых игр бытового содержания, отражаюIцих р€ lзные стороны жизни школьника (у"ебу, труд, досуг), воспроизводящих фрагменты его ре€IJIьного жизненного опыта. Помимо фор, игрового общения, соответствующих определенным возрастным
особенностям у{аIцихся и их ведущеЙ деятельности на конкретном возрастном этапе, на уроках иностранного языка со школьниками Младшего, среднего и старшего возраста организовыв€lJIись ролевые и|ры обиХоДнОГО содерж ания, предн€lзначенные для формирования норм речевоГо ЭТИКеТа, воспитания культуры поведения. Школьники учатся правильно приветствовать друг друга и взрослых, обращаться к собеседнику, выражать благодарность, приносить извинения и т.д. На характере речевого взаимодействия уIастников и|ры оказывают влияние количество игровых ролей. НаприМер, в полилоге по сравнению с диаIIогом количество вопросительных фраз у каждого r{астника было более равномерным. Этим объясНяетсЯ хорошо известная учителям безуспешность попыток добиться равномерного количества вопросов и ответов у каждого участника диutпога без нарушения естественности обrцения. Естественность ди€tпогического общения повышается если один у{астник игры В соответствии со своей ролью сообщает что-то, рассуждает, побуждает к действиям) а другой спрашивает, оценивающе реагирУ€Т, выполняет просьбУ и т.п. В учебныХ целях важно было рЕвнообразить коммуникативные типы реIIлик каждого участника и|ры. В диЕrпоГическоМ общении каждая фрuзu сопровождается ответной реакцией, обраIценной непосредственно к ученику, проиЗнесшеМУ фРаЗУ. А полилоге реппика не обязательно сопровождается ответной реакцией, которая может быть адресована другому участнику игры. Это также необходимо учитывать при организации речевого общения. игровое общение приближается к естественному, если учаIциеся овладевают типичными способами речевого взаимодейСТВИЯ. ЭффеКтивностЬ ролевой игры как методического приема обучения повышается если учитель правильно определит продолжительность речевого общения участников. ПродолжителЬность оптимаJIьной работоспособности учащихся младших классов в общении достигает пяти минут.
Щелесообразность использованиrI ролевых игр в |-4 классах обусловлена тем2 что дети отдают предпочтение групповой форме уrебной работы. Для них совместная деятельность и общение приобретают личностную значимость, они стремятся к освоению новых фор, и способов общения, познанию других людей в общении, организации взаимоотношениil со сверстниками и взрослыми. Пр" всем р€lзнообразии сюжетов в и|рах скрывается принципи€}JIьно одно и то же содержание - деятельность человека и отношения людей в обществе. Существенной психологической особенностью детской ролевоЙ игры является ее неутилитарный характер, определяющий привлекательность самого процесса и|ры. Участие в ней сопровождается многообразными и сильными эмоциями, связанными с пробой собственных сиЛ, самоутверждением. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, коТоРЫе реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличносТного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, стимуЛиРУеТ интерес к участию в общении на иностранном языке, и в этом сМысЛе ОНа выполняет мотивационно- побудительную функцию. Ролевую игру можно отнести к обуrающим играм, посколькУ ОНа В значительной степени определяет выбор языковых средств, способсТВУеТ развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать обЩеНИе учащихся в рЕtзличных речевых ситуациях. .Щругими словами, ролеВаЯ ИГРа представляет собой упражнение для овладения навыками и умениrIми Щ В условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечиваеТ обуrающую функцию. В ролевых играх воспитываются сознательная дисцип лина, трудолюбИе, взаимопомощь, активность подростка, готовность вкJIючаться в р€lзные ВиДЫ деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку Зрения, проявить инициативу, найти оптимаJIьное решение в определенных услоВИЯХ, т.е. можно говорить о воспитательной функции ролевой игры.


В раздел образования