"Воспитание культуры речи дошкольников по средствам театрализованной драматизации в стихотворной форме"
Автор: Матвеева Ольга Борисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ № 63 Петроградского р-на г. С-Пб Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Воспитание культуры речи дошкольников по средствам театрализованной драматизации в стихотворной форме" Раздел: дошкольное образование
детский сад №63 компенсирующего вида Петроградского района Санкт-
Петербурга.
Сообщение по теме:
«Воспитание культуры речи дошкольников
по средствам театрализованной драматизации
в стихотворной форме»
составила воспитатель Матвеева О.Б.
Санкт-Петербург
Воспитание культуры речи дошкольников по средствам театрализованной
драматизации в стихотворной форме.
Одна из важнейших задач, которая стоит перед педагогами речевого детского сада
научить детей правильному произношению, выразительному интонированию,
умению выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих
мыслей. Как помочь воспитателям в работе с детьми по предупреждению и
устранению наиболее часто встречающихся речевых ошибок.
Почему отдано предпочтение стихотворной форме? Ритмичные и рифмованные
строки вызывают интерес у дошкольников, «врезаются» в память, тем самым
закрепляя правильное произношение языковой единицы. Кроме того, выразительное
поэтическое слово – прекрасный образец высокохудожественной речи, который
способствует обогащению лексики, развитию языкового чутья.
Работу с поэтическими строчками, включающими слово, в котором дети часто
допускают ошибку, следует считать дополнение к тем занятиям и дидактическим
играм, которые проводятся в старших группах.
Задача педагога выработать у каждого ребенка произношение (проговаривание) всех
звуков.
Помощником в этом деле становятся стихотворные сказки.
В речи дошкольников встречаются различные ошибки: орфоэпические,
акцентологические, словообразовательные, морфологические, лексические
синтаксические.
Первая группа ошибок – о р ф о э п и ч е с к и е. К орфоэпическим относятся
ошибки, связанные с произношением, например лесли вместо если. Детям также
нелегко выговаривать губной и губно-зубной звуки на стыке слогов, поэтому в слове
трамвай некоторые дошкольники мв заменяют на нв.
Для закрепления в речи детей правильного произношения этих слов предлагаем
следующие стихи:
Ах, как плохо жить на свете
На лужайке, на опушке,
Если хитрая Лисица
Забралась в твою избушку.
(«Заюшкина избушка»)
Ну, зачем нам , Белка, дом?
Под кусточком мы живём.
Если солнышко сияет,
Мы резвимся и играем.
(«Заячий дом»)
В практике часто встречается неправильное произношение согласных в словах
Скучно, скучный. Конечно (чн вместо шн); что, чтоб, потому что (чт вместо шт).
Тренировочные тексты:
От чего же не пойму,
Очень скучно одному?
Я хочу построить дом,
Чтоб уютно было в нем.
Печку новую сложить
И дровами затопить.
(«Заюшкина избушка»)
Почему так солнце светит?
Потому что весна!
Почему небо синее?
Потому что весна!
(«Заюшкина избушка»)
Ах, как славно жить на свете,
На лужайке, на опушке!
Что мне дождик? Что мне ветер?
У меня своя избушка!
(«Заюшкина избушка»)
Чтобы птицы не летали,
Овощей чтоб не клевали.
Синий шарф на палке,
Чтоб боялись галки!
(«Репка»)
Нередко на месте (о) появляется (э), так шерстка вместо (шёрстка).
Иногда неправильная замена(о) на (э) сопровождается смещением ударения в слове:
шофер, шофера, шоферу и др.
Затихают все моторы
И внимательны шофёры .
Если знаки говорят.
Близко дети, детский сад!
(«Волк и семеро козлят на новый лад»)
Вторая группа ошибок – а к ц е н т о л о г и ч е с к и е. Это речевые ошибки,
состоящие в неверной постановке ударения в слове.
Дошкольники произносят: красивей (вместо красивей), лебедей (вместо лебедей) и
т.п.
У старших дошкольников часто допускаются ошибки в некоторых глагольных
формах: звонит, позвонит (вместо звонит, позвонит), баловался, балуется (вместо
баловался, балуется):
Третья группа – с л о в о о б р а з о в а т е л ь н ы е ошибки. Они состоят в
неправильном словосоченительстве и в неверном употреблении приставок и корней.
Так, вместо, поскользнулся можно слышать «подскользнулся» и т.д.:
Стуки-стуки, стуки-стук!
По тропинке шел барсук,
По тропинке шел барсук,
Наступил ногой на сук.
Поскользнулся, растянулся,
Встал на лапки, отряхнулся.
(«Добрая Маша»)
Четвертая группа – м о р ф о л о г и ч е с к и е ошибки, связанные с ненормативным
образованием форм слов и употреблением частей речи.
Значительная часть речевых ошибок на морфологическом уровне проявляется в
результате слишком прямолинейного следования языковой системы. Ребенок
первоначально вырабатывает для себя упрощенный вариант нормативного языка и
придерживается его логике, подгоняя исключения под общие правила.
И в этом опять же помощником воспитателя могут стать стихотворные строки:
В речи малышей встречаются просторечные местоименные образования: «ейный»,
«ихний», «евоный». При исправлении ошибок необходимо тренировать
дошкольников в правильном употреблении местоимений его, её, их.
Где-то зайцы здесь скакали
Вы их , часом, не видали?
Нет? Не верю! Здесь, в лесу
Вам не обмануть Лису!
(«Заячий дом»)
Зайцы…зайчики живут!
Надо мне их обхитрить
И из дома вы – ма – нить.
И посмотрим мы потом,
Чей же будет этот дом.
(«Заячий дом»)
Велика частность неправильного образования разноспрягаемых глаголов хотеть и
бежать. Дети произносят «хотим», «хочут», «хочим» ( вместо хочет, хотят, хотим),
«убегим» (вместо убежим).
Тренировочные упражнения:
По лесу брели
К вам в избушку зашли.
Посмотрели на зайчат
Как играть они хотят.
(«Сказка волк и ворона»)
Мышка ушки навостри
И от кошки убеги .
Спрячься в норке у себя,
А то кошка съест тебя!
Некоторые языковые явления невозможно объяснить дошкольникам. И с этим
связаны определённые методические трудности. В частности, так обстоит дело с
парой глаголов класть – положить. На многих примерах нужно показать детям
правильные варианты: положить, уложить, переложить, подложить, выложить,
ложиться и т.п.
Заяц белый, куда бегал?
В лес дубовый. Что там делал?
Лыко драл. Куда клал?
Под колоду. Кто же взял?
Родион. Выйди вон!
Пятая группа – л е к с и ч е с к и е ошибки. Наиболее часто встречается такое
типичное искажение нормы, как употребление слова «обратно» в значении «снова,
опять». Слово «опять» хорошо закрепляется с помощью стихотворения.
Хорошо, когда тепло,
Солнце дарит нам его.
Только реже что-то стало
Солнце на небе сиять
Это к нам, наверно, осень
Приближается опять .
(по мотивам басни «Стрекоза и муравей»)
Надо мне опять
Грибочки собирать.
(«Заячий дом»)
Шестая группа – с и н т а к с и ч е с к и е ошибки, заключающиеся в неверном
построении словосочетаний и предложений. Низкая частность этих ошибок
объясняется тем, что дошкольник в своей речи обходится без сложных предложений.
На уровне словосочетания мы наблюдали нарушение норм согласования и
управления, например: «смеется с меня» вместо «смеется надо мной».
В детской памяти слово закрепляется, если воспитатель не только предлагает
поэтические строки для прослушивания, но и проводит беседу по содержанию
стихотворения.
Дети черпают свои знания о языке из окружающей речи. Они воспроизводят то, что
слышали при общении со взрослыми. Поэтому необходимо быть внимательными к
собственной речи, постоянно следить за речью детей не только на занятиях, но и в
повседневной деятельности.
Используемая методическая литература:
Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. СПб, 1995.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи дошкольников. М, 1981.
Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М, 1971.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие
логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном и
Д, 2001. С. 255-261.
Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург:
Базиз,1996. С. 301.
Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с
нарушениями речи / Под ред. Гаркуша Ю.Ф. М.: Секачев В.Ю., 2000. С. 91.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для
воспитателей дошкольных учреждений
. -- М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с.