Напоминание

Убранство русской избы


Автор: Манаенкова Светлана Викторовна
Должность: учитель изо
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №72"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Убранство русской избы
Раздел: среднее образование





Назад





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 72 с углубленным изучением английского

языка»

Урок по изобразительному искусству

«Убранство русской избы»
5 класс Разработал: Манаенкова Светлана Викторовна , учитель ИЗО МБОУ «СОШ№72 с углубленным изучением английского языка» Новокузнецк, 2016 1

Технологическая карта урока ИЗО
Разработал: Манаенкова С.В. Класс
5
Тема
Убранство русской избы
Задачи для ученика Научиться создавать образ русской избы, декоративные элементы с символическими изображениями. Задачи
Образовательные
Познакомить с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора.
Развивающие
Способствовать развитию (через вводную беседу и практическую работу): памяти; речи; глазомера; наблюдательности; расширению кругозора; образного, пространственного, композиционного, творче ского, логиче ского, мышления; т во рч е с ко го воображения; чувства пропорции; фантазии; познавательной активности; мелкой моторики рук.
Воспитательные
Способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народной художественной культуры. Способствовать воспитанию любви к Родине, к её традициям и народной культуре. Способствовать воспитанию трудолюбия; аккуратности; усидчивости Тип урока Урок изучения нового учебного материала; формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного Форма урока Урок, опирающийся на фантазию, на новый материал. Опорные понятия, термины Трёхчастная структура северной крестьянской избы, крыша, клеть, подклет, конь-охлупень, доска-полотенце, доска- причелина,, фронтон, солнечные знаки, наличники, лобовая доска, ставни Зрительный ряд Иллюстрации с изображениями русских народных изб, теремов из русских народных сказок, детские работы и работы учителя. Литературный ряд Фрагмент стихотворения В.Федотова. Музыкальный ряд Народные песни и бестекстовые мелодии как сопровождение слов и действий учителя и как фон во время самостоятельной работы учащихся. Оборудование для учащихся Художественные материалы и принадлежности, учебник, альбом. 2
Формы контроля Анализ творческих работ обучающихся, проверка знаний основ изобразительного искусства (фронтальный, индивидуальный опрос) Домашнее задание Задание по учебнику: повторить тему «Убранство русской избы»; найти в книгах, журналах, Интернете традиционные жилища северных народов, народов Средней Азии, Закавказья; постараться увидеть и объяснить, что между ними общего и в чём различие .
Ход урока
Деятельность Учителя Деятельность обучающихся Предметные и метапредметные УУД
1.

Организационный момент
(1–2 мин) С о з д а н и е х у д о ж е с т в е н н о - э с т е т и ч е с ко й с р ед ы к л а с с а (подготовка наглядности) Проверка готовности учащихся к уроку (оборудование) С о з д а н и е б л а г о п р и я т н ы х морально-психологических условий Мобилизующее начало урока Подготовка художественных м а т е р и а л о в и принадлежностей Самооценка правильности и а к к у р а т н о с т и расположения предметов на парте. Настрой на урок. Регулятивные УУД -уметь организовать рабочее место; -уметь выполнить самооценку п р а в и л ь н о с т и и аккуратности при подготовке рабочего места
2. Актуализация знаний
(4-5 мин) Беседа о традициях русского зодче ства, понятии « и з б а » . Воспроизводятся знания, умения, жизненный опыт у ч а щ и хс я , необходимые для усвоения нового материала Вспоминают информацию из 4 класса о гармонии крестьянского жилища и природы, конструкцию изб, смысл отдельных символов в домовой резьбе. Личностные (ЛР) -уважительно относиться к культуре народного искусства; -уметь обсуждать и анализировать накопленные знания
3. Формулировка целей и задач урока
(3 мин) Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Какого знания нам не хватает для изображения русской избы? П р о г о в а р и в а ю т т е м у, отделяя знание от незнания. Ф о р м у л и р у ю т ц е л ь , фиксируют учебную задачу, п р е д п о л а г а ю т с в о и действия. Регулятивные УУД -уметь определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока. 3
Деятельность Учителя Деятельность обучающихся Предметные и метапредметные УУД
4. Мотивация учебной деятельности
(введение в тему) (3 мин) В о з б у ж д е н и е и н т е р е с а к обсуждаемой теме и умственной активности. «Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом.» (В.Федотов) З н а к о м с т в о с о с н о в н ы м и элементами русского жилища, их символическим значением. Рассказ о выборе места под усадьбу, о с в я щ е н и и с п е ц и а л ь н о й символикой. Подготовка к сознательному восприятию нового материала Создание эмоционального настроя Слушают стихотворение, информацию об основных э л е м е н т а х р у с с к о г о жилища, их символическом значении. Рассматривают иллюстрации. Высказывают свое мнение Самостоятельно работают с учебником Познавательные УУД - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - с т р е м и т ь с я к о своению н о в ы х знаний и умений
5. Изучение нового материала
(восприятие учащимися учебного материала) (3-4 мин) Формирование интереса к теме урока, его содержанию (акцент на трёхчастном представлении мира славянами, на особенностях декора э л е м е н т о в , н а п р и н ц и п а х применения символов и образов), приобщение к художественной культуре через ознакомление с искусствоведческим материалом, терминологией, активная работа с учебником, с иллюстрациями. Формулирует задание: рассмотреть иллюстрации, сравнить, сделать в ы в о д ы , о б с у д и т ь с одноклассниками Овл ад ение у ч а щ и м и с я н о в ы м и з н а н и я м и и способами действий через активизацию умственной деятельности Рассматривают иллюстрации. А н а л и з и р у ю т н о в ы е сведения об элементах русского жилища Рассуждают о значении выбора места под усадьбу, о з н а ч е н и и о с в я щ е н и я жилища крестьянина. Выявляют закономерность в выборе элементов для декора. Формулируют в ы в од ы , наблюдения В ы с к а з ы в а ю т с в о и предположения в паре. Сравнивают и анализируют ответы одноклассников. Познавательные УУД - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения 4
Деятельность Учителя Деятельность обучающихся Предметные и метапредметные УУД творческой работы;
6. Подготовка к художественной деятельности
(2 мин) Предлагает возможные варианты: обсуждение замысла, п л а н а практиче ской д е я т е л ь н о с т и , демонстрирует приемы работы и способы их фиксации, предъявляет посильные требования. - При помощи акварели или восковых мелков изобразите избу, в которой могла бы жить ваша семья. Сделайте украшения избы затейливыми, нарядными, вплетая в узор знакомые вам образы. П о с т а р а й т е с ь с о х р а н я т ь симметрию. Участвуют в диалоге о внешнем виде избы, о декоре основных элементов избы. Коммуникативные УУД - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;
7. Практическая работа
(закрепление нового материала) (20-22 мин) Организует индивидуальную или коллективную п ра кт и ч е с кую работу О б е с п е ч и в а е т м о т и в а ц и ю выполнения. Контролирует выполнение работы Осуществляет индивидуальный или выборочный контроль Осмысление и закрепление новых знаний и умений Выполняют упражнение по созданию образа избы в а л ь б ом е . И с п о л ь з у ю т символические знаки для декора элементов избы Предметные результаты Понимать специфику образного я з ы к а ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы экстерьера русской избы. У м е т ь применять графические м а т е р и а л ы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного м о т и в а ; р и т м , с и м м е т р и я ) в творческой работе 5
Деятельность Учителя Деятельность обучающихся Предметные и метапредметные УУД
8. Рефлексия/Подведение итогов художественной деятельности
(2–3 мин) Учитель организует выставку рисунков, обсуждение результатов практической деятельности Высказывает оценочные суждения П о б у ж д а е т у ч а щ и х с я к высказыванию своего мнения Подводит обучающихся к выводу о главном назначении д е ко р а русской избы. А к ц е н т и р у е т в н и м а н и е н а конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. У ч и т е л ь о б е с п е ч и в а е т положительную реакцию детей на творчество одноклассников и отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке Осуществляют самооценку, самопроверку, взаимопроверку. Формулируют конечный результат своей работы на уроке Н а з ы в а ю т о с н о в н ы е позиции нового материала и как они их усвоили (что п о л у ч и л о с ь , ч т о н е получилось и почему) Личностные УУД -уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
9. Сообщение домашнего задания
(1 мин) О б ъ я с н я е т о с о б е н н о с т и выполнения д/з М о т и в а ц и я у ч е н и к о в к выполнению д/з Записывают д/з в дневник Коммуникативные УУД: - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно- творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала
10. Уборка рабочего места
(3-4 мин) Активизирует учеников на уборку рабочего места Н а в о д я т п о р я д о к н а рабочем месте Ргулятивные УУД -уметь применять навыки самообслуживания, Личностные УУД -уметь сотрудничать с това ри щ а ми в процессе уборки. 6
7


В раздел образования