Напоминание

Как воспитать "хорошего" ребенка?


Автор: Сорокина Антонина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 94
Населённый пункт: г. Калуга
Наименование материала: Статья
Тема: Как воспитать "хорошего" ребенка?
Раздел: дошкольное образование





Назад





Как вырастить «хорошего» ребенка?
Когда ребенок начинает понимать, что хорошо, а что дурно, достойно осуждения? Как добиться, чтобы он сам мог оценивать свои и чужие поступки с позиций нравственности? Какие для этого существуют пути и средства? Усвоение ребенком норм нравственности приходит с понимания того, что такое хорошо и что такое плохо. Если это понимание сопровождается соответствующими положительными поступками и нравственными чувствами и если все это становится руководством человека к действию во всей его жизни, мы можем говорить о нем как о высоконравственном. Человек нравственный – это, говоря детским языком, человек хороший. То есть добрый, внимательный, отзывчивый, щедрый. Это человек, который не сделает подлости. Это человек открытый и доброжелательный, который умеет поставить себя на место другого и понять его обиды, проблемы, неприятности. Этот человек не будет обижать более слабых, напротив, он всегда защитит их. Почему же дети такие разные? И как сделать, чтобы все дети были хорошими? Нет сомнения в том, что этого хотят все родители, это наше естественное желание. Хорошим хочет быть и каждый ребенок, даже самый невоспитанный. Как же помочь взрослому детям стать такими? Нужно упомянуть важный фактор в развитии ребенка. Это его
семья
. Каждый знает, как велика роль семьи в жизни ребенка. Именно в семье возникают и закрепляются все хорошие и дурные качества характера ребенка. Нравственное воспитание детей начинается с воспитания самих себя, взрослых. Прежде всего надо уметь критически относиться к себе, следить за каждым своим поступком, особенно если мы под контролем детских глаз. Очень важно каждому из нас понять: чтобы требовать чего – то от детей, надо прежде всего очень требовательно относиться к себе. Это важно для наших детей, для нашего успешного на них влияния. Ребенок верит, что взрослые люди – отец, мать, воспитатель – непременно самые хорошие, честные, самые лучшие. И потому, какими бы старшие не были в действительности, они всегда для ребенка образец для подражания. Репутация взрослого в детском воспитании , в детском сознании всегда непогрешима. Ведь маленький ребенок еще не знает, где хорошо, а где плохо. И эти понятия придут к нему вместе с опытом, вместе с нашими суждениями. Важнейшим методом, к которому мы прибегает, является
родительское слово
. Уже на самом раннем этапе мы разъясняем ребенку, что заслуживает одобрение. А что – порицания. Например, крохе, сидящему на руках у мамы, мы объясняем, что ударять маму по лицу плохо, а гладить – хорошо; что мучить животных, обижать тех, кто младше и слабее тебя –плохо, а защищать и жалеть – хорошо; говорить неправду, брать чужое, грубить, жадничать – плохо. Но сразу необходимо оговориться – одно сухое морализованное слово мало что даст. Даже мы, взрослые, очень не любим моралей, даже для нас куда действеннее живой пример. Как писал А.С. Макаренко в «Книге для родителей» : «Мы предостерегаем вас… от чрезмерных надежд на разговоры. Как раз родители, которые плохо воспитывают своих
детей, и вообще те люди, которые отличаются полным отсутствием педагогического такта, - все они слишком преувеличивают значение педагогических бесед». Наше слово становится более весомым, если оно
закрепляется

действием

самого

ребенка
. Тогда мы реже будем жаловаться, что у ребенка наши наставления в одно ухо влетают, а в другое вылетают. Если, например, мы хотим воспитать в малыше стремление помогать старшим, то здесь не столько сыграют роль наши слова («Надо помогать маме, потому что она устаёт»), сколько живое участие ребенка возможность мыть посуду, убирать за собой постель, следить за порядком в своих вещах и т.п. Очень часто, покушав, малыш спешит играть, он даже не заметит оставшейся на столе грязной посуды – ведь её всегда моют взрослые, а ему лишь «морали читают» о том, что он должен помогать взрослым. До ребенка старшего дошкольного возраста хорошо доходит
пример

окружающих,

подкрепленный нашим словом
. Например, необходимо заострить его внимание на какой – нибуд жизненной ситуации, в которой он бы чётко увидел, какая некрасивая черта характера – грубость, бесцеремонность. Можно вспомнить случай, показывающий, насколько некрасиво поведение этого знакомого – своей грубостью, бесцеремонностью он обидел другого человека; словом, натолкнуть малыша на то, чтобы он осудил недостойный поступок этого знакомого. А потом вспомнить: «Вот когда ты грубо разговаривал с соседкой, ты был похож на этого самого знакомого. А мне пришлось краснеть за тебя». Следующим, не менее важным шагом является
предоставление ребенку возможности

поупражняться в нравственных поступках
. Упражнения эти необходимы, потому что помогают малышу на практике осваивать нормы нравственности. Он учится не только рассуждать, что значит хорошо и плохо, но и закрепляет эти знания на собственном опыте. Огромное значение в нравственном развитии ребенка имеют такие средства,
как

литература, кино, театр, телевидение
. Хорошая книга, интересный фильм в доходчивой, наглядной форме доносят до ребенка, что значит поступать хорошо или плохо. Малыш настолько вживается в действия героев книги, фильма, что они приобретают для него смысл реальной жизни. Поступки героев книги или фильма дети нередко стараются как бы примерить на себя.
Оценка детского поступка
– одно из средств нравственного воспитания. Именно наши оценки помогают малышу отличать хорошее от дурного, дозволенное от запретного. Важно, то, чтобы оценка давалась в конкретной и доступной ребенку форме – одобрение хорошего поступка, порицание дурного. Как правило, плохие поступки взрослые порицают сразу, а вот хорошие могут оставаться незамеченными. Но нельзя забывать, что своевременная похвала ребенку может сыграть известную роль в его понимании положительного. Такая похвала вызовет в ребенке приятное чувство, может послужить базой для закрепления в нём хорошего поступка. Ему захочется в следующий раз сделать так же хорошо. Недаром хороший учитель иногда ставит ученику положительную оценку авансом – как правило его доверие оправдывается, принося положительные результаты. Внушив ребенку,
что он хороший и что мы не сомневаемся в его добрых качествах, в том, что в какой – то ситуации он поступит хорошо, мы как бы программируем поведение ребенка. Когда ребенок чувствует, что в него верят, он совершено преображается. Даже если в глубине души он знает, что не так хорошо, как о нём думают, ребенок постарается стать именно таким, каким его считают. Так что слово «хороший» намного более действенное, чем слово «плохой». Слово «плохой» будет производить только разрушительную работу в душе ребенка, слово «хороший» - созидательную. Итак, основными методами нравственного воспитания являются разъяснение ребенку правил поведения, родительское внушение. Подкрепленное простым и понятным ребенку примером, упражнения в поступках, детская литература. Но знание правил поведения не всегда становится сразу руководством к действию. По – настоящему злостно малыш поступает редко. Причина плохого поведения часто кроется в том, что по – настоящему до сознания ребенка не дошло, что его поступок плох. В этих случаях, чтобы понять причины плохого поведения, нужно учитывать психологические особенности маленьких детей. Это прежде всего детская эмоциональность и детская импульсивность. Именно благодаря импульсивности эмоция , - скажем, желание получить игрушку – моментально воплощается в действие. Для малыша также характерна недостаточная сила воли. Именно из – за этого ребенок не может справиться со своими желаниями. Также маленькому ребенку собственная большая подражательность , именно подражая другим он может совершить плохой поступок. Так, иногда малыш произносит бранное слово. Услышав его из уст пьяного, даже не подозревая, насколько это плохо. Следует отметить, что сама ошибка, отрицательный поступок – не так уж страшны. Страшно непонимание ошибки и еще страшнее – нежелание исправить её там, где она уже осознана. Ошибка же, которую понимают и хотят исправить, может иногда быть, наоборот, действенным методом воспитания. Недаром же говорят – на ошибках учатся. Т.о. чем раньше начинаем мы нравственное воспитание ребенка, чем тщательнее и вдумчивее его осуществляем, тем больше вероятности, что ребенок вырастет по – настоящему хорошим человеком. Информационные ресурсы. 1. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4 -6 лет.М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005 2. Мосалова Л.Л. я и мир – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009 3. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками -М.: ВЛАДОС, 2002 4. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986 5. Семенака С.И. Уроки добра – М.: АРКТИ, 2005 6. Щипицына Л.М. и др. Азбука общения. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008


В раздел образования