Напоминание

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА".


Автор: Хуснулгатина Венера Фассаховна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Черноключевская ООШ"
Населённый пункт: с.Черный Ключ, Черемшанский район РТ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА".
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».
Цели урока:
 продолжить формирование умений учащихся сжато излагать прослушанный текст, отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и кратко передать полученную информацию;  закрепить навыки краткого пересказа и интерпретации текста;  научить определять структуру текста, выделять существенную информацию, выполнять информационную обработку текста;  выполнить упражнения на освоение приемов сжатия текста.  Воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом; создавать условия для формирования культуры общеучебной деятельности.
Тип урока:
урок развития речи.
Оборудование:
 компьютер;  мультимедийный проектор;  экран;  раздаточный материал.
Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщить учащимся тему и цели урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим учиться писать сжатое изложение.

3. Повторение.
- Какое изложение называют cжатым? (Краткое изложение исходного текста. Передается только основная информация, подробности исключаются) - Назовите основные приемы сжатия текста?  исключение второстепенной информации, повторов, подробностей, деталей;  обобщение единичных явлений и фактов: свертывание информации на основе ее обобщения;  сочетание исключения и обобщения; -
Вспомним алгоритм написания сжатого изложения:

1
прослушать текст, определить тему текста (о чем текст); 1. сформулировать основную мысль текста (чему учит текст, ради чего написан); 2. разбить текст на части, составить план текста; 3. определить микротему каждой части; 4. найти ключевые слова в каждой части текста, передающие главную информацию; 5. подумать, что можно исключить из каждой части, от каких подробностей отказаться, что можно обобщить; 6. обдумать средства связи между частями; 7. записать получившийся (сжатый) текст.
4. Переход к тексту.
Современная жизнь с ее все возрастающим темпом заставляет людей общаться с большим числом людей. Удивительно, но чем больше таких «мимолетных» знакомых встречаем ,тем сложнее найти среди них настоящих друзей. Однако очевидно одно: мы все ощущаем сильную потребность в дружеском общении, близкие дружеские отношения по – прежнему нам необходимы так же, как пища и вода. Каким же должен быть настоящий друг? Настоящий друг всегда сможет помочь вам в трудное время, но он никогда не будет использовать вас как
средство для достижения своих целей. Настоящий друг искренне порадуется вашим успехам, но он не будет делать вид, что рад, и при этом в душе завидовать вам. Друг всегда найдет нужное слово поддержки, которого так часто не хватает людям. На друга всегда можно положиться, потому что он честен с вами. Не стоит думать, что друг должен быть идеальным человеком, лишенным любых недостатков. Нет. Друг – тоже человек, а идеальных людей нет. Главное – относиться к нему с добротой и вниманием. И.Бондарева.
Чтение текста учителем (первое чтение)
Предварительно учащимся дается задание:
- Определите тему, основную мысль текста, стиль.

1). Определите тему. Ответьте на вопрос:
«О чём текст?» (по ключевым словам). Текст о настоящем друге, которого очень сложно встретить.
2). Определите основную мысль. Ответьте на вопросы: «
Зачем автор его написал?», «Какую мысль хотел выразить?» (по наличию в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль). Дружеское общение необходимо современному человеку, хотя очень сложно встретить настоящего друга. Настоящий друг разделит радость и горе.
(Авторская позиция раскрывается в тезисе - последнем предложении).

3). Определите стиль текста (коммуникативная задача) и тип речи

(структура текста), особенности построения текста. Ответьте на вопрос:
«Какую коммуникативную задачу решал автор текста?».
Определите

структуру текста.
Автор решает следующую коммуникативную задачу: рассуждая о настоящем друге, автор призывает читателей относится к другу с добротой и вниманием. Следовательно, данный текст относится к публицистическому стилю.
Данный текст - рассуждение, так как соответствует структуре: тезис - доказательства - вывод.
5. Составьте план текста, выделяя микротемы каждой части и

озаглавливая их
(по композиционной структуре).
Как правило, основными

композиционными частями текста являются вступление, основная

часть, заключение.

Вступление
Современная жизнь заставляет людей общаться с большим числом людей. Среди них трудно найти настоящих друзей.
Основная часть
Настоящий друг всегда сможет помочь в трудную минуту. На друга всегда можно положиться, потому что он честен с вами.
Заключение
Не надо думать, что друг должен быть идеальным человеком. Идеальных людей нет. Другу нужно относиться с добротой и вниманием.
Второе прочтение текста

1. Разделите текст на абзацы и определите микротемы. При

прослушивании обратите внимание на большие интонационные паузы.
В данном тексте три абзаца, совпадающих с микротемами.
2. Запишите кратко содержание каждого абзаца (микротемы). Ответьте

на вопросы:
«Одинакова ли роль каждого предложения в микротеме?», «Какие предложения являются основными?». В качестве примера сжатия текста приводится такой приём, как
ИСКЛЮЧЕНИЕ
второстепенной информации, содержащей пояснения и слияние нескольких предложений, выражающий близкий смысл. Ключи с микротемами – на экране для проверки (слайд) №№ Микротема
1 абзац - 1

микротем

а
Дружеское общение необходимо современному человеку, хотя, несмотря на знакомство с большим числом людей, человеку очень сложно встретить настоящего друга.

2 абзац - 2

микротем

а
Настоящий друг всегда придет на помощь, не будет использовать вас в корыстных целях, разделит радость и горе. На него можно положиться.
3 абзац - 3

микротем

а
Идеальных людей нет, поэтому не стоит ожидать, что друг будет идеальным человеком. Важно относиться к другу с добротой и вниманием.
3. Соедините абзацы в текст, сохраняя абзацное членение, проверьте ещё

раз.
Дружеское общение необходимо современному человеку, хотя, несмотря на знакомство с большим числом людей, человеку очень сложно встретить настоящего друга.

Настоящий друг всегда придет на помощь, не будет использовать вас в корыстных целях, разделит радость и горе. На него можно положиться. Идеальных людей нет, поэтому не стоит ожидать, что друг будет идеальным человеком. Важно относиться к другу с добротой и вниманием.
Самостоятельная работа с черновиком.

Подведение итогов урока
.
Домашнее задание
. Напишите сочинение – рассуждение на тему «Что такое дружба».
Список использованной литературы:

1
.Н.А.Шапиро, А.В.Волкова,Е.В Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика./Лекции 1- 4/.Москва. Педагогический университет «Первое сентября», 2013.
2.
О.В.Волкова « ГИА по русскому языку в 9 классе: пути и приемы эффективной подготовки учащихся» Казань, 2012.


В раздел образования