Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА".
Автор: Хуснулгатина Венера Фассаховна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Черноключевская ООШ" Населённый пункт: с.Черный Ключ, Черемшанский район РТ Наименование материала: Методическая разработка Тема: Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА". Раздел: среднее образование
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого
изложения в экзаменационной работе ГИА».
Цели урока:
продолжить формирование умений учащихся сжато излагать
прослушанный текст, отбирать лексические и грамматические средства,
способные связно и кратко передать полученную информацию;
закрепить навыки краткого пересказа и интерпретации текста;
научить определять структуру текста, выделять существенную
информацию, выполнять информационную обработку текста;
выполнить упражнения на освоение приемов сжатия текста.
Воспитывать
интерес
к
предмету,
к
слову
посредством
работы
с
текстом; создавать условия для формирования культуры общеучебной
деятельности.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование:
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщить учащимся тему и цели урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим учиться писать сжатое изложение.
3. Повторение.
- Какое изложение называют cжатым?
(Краткое изложение исходного текста. Передается только основная
информация, подробности исключаются)
- Назовите основные приемы сжатия текста?
исключение второстепенной информации, повторов, подробностей,
деталей;
обобщение единичных явлений и фактов: свертывание информации на
основе ее обобщения;
сочетание исключения и обобщения;
- Вспомним алгоритм написания сжатого изложения:
1 прослушать текст, определить тему текста (о чем текст);
1.
сформулировать основную мысль текста (чему учит текст, ради чего
написан);
2.
разбить текст на части, составить план текста;
3.
определить микротему каждой части;
4.
найти ключевые слова в каждой части текста, передающие главную
информацию;
5.
подумать, что можно исключить из каждой части, от каких
подробностей отказаться, что можно обобщить;
6.
обдумать средства связи между частями;
7.
записать получившийся (сжатый) текст.
4. Переход к тексту.
Современная жизнь с ее все возрастающим темпом заставляет людей
общаться с большим числом людей. Удивительно, но чем больше таких
«мимолетных» знакомых встречаем ,тем сложнее найти среди них настоящих
друзей. Однако очевидно одно: мы все ощущаем сильную потребность в
дружеском общении, близкие дружеские отношения по – прежнему нам
необходимы так же, как пища и вода.
Каким же должен быть настоящий друг? Настоящий друг всегда сможет
помочь вам в трудное время, но он никогда не будет использовать вас как
средство для достижения своих целей. Настоящий друг искренне порадуется
вашим успехам, но он не будет делать вид, что рад, и при этом в душе
завидовать вам. Друг всегда найдет нужное слово поддержки, которого так
часто не хватает людям. На друга всегда можно положиться, потому что он
честен с вами.
Не стоит думать, что друг должен быть идеальным человеком, лишенным
любых недостатков. Нет. Друг – тоже человек, а идеальных людей нет.
Главное – относиться к нему с добротой и вниманием.
И.Бондарева.
Чтение текста учителем (первое чтение)
Предварительно учащимся дается задание:
- Определите тему, основную мысль текста, стиль.
1). Определите тему. Ответьте на вопрос: «О чём текст?» (по ключевым
словам).
Текст о настоящем друге, которого очень сложно встретить.
2). Определите основную мысль. Ответьте на вопросы: « Зачем автор его
написал?», «Какую мысль хотел выразить?» (по наличию в тексте тезиса,
формулирующего прямо или косвенно основную мысль).
Дружеское общение необходимо современному человеку, хотя очень сложно
встретить настоящего друга. Настоящий друг разделит радость и горе.
(Авторская позиция раскрывается в тезисе - последнем предложении).
3). Определите стиль текста (коммуникативная задача) и тип речи
(структура текста), особенности построения текста. Ответьте на вопрос:
«Какую коммуникативную задачу решал автор текста?». Определите
структуру текста.
Автор решает следующую коммуникативную задачу: рассуждая о
настоящем друге, автор призывает читателей относится к другу с
добротой и вниманием. Следовательно, данный текст относится к
публицистическому стилю.
Данный текст - рассуждение, так как соответствует структуре: тезис -
доказательства - вывод.
5. Составьте план текста, выделяя микротемы каждой части и
озаглавливая их (по композиционной структуре). Как правило, основными
композиционными частями текста являются вступление, основная
часть, заключение.
Вступление
Современная жизнь заставляет людей общаться с большим числом людей.
Среди них трудно найти настоящих друзей.
Основная часть
Настоящий друг всегда сможет помочь в трудную минуту.
На друга всегда можно положиться, потому что он честен с вами.
Заключение
Не надо думать, что друг должен быть идеальным человеком. Идеальных
людей нет. Другу нужно относиться с добротой и вниманием.
Второе прочтение текста
1. Разделите текст на абзацы и определите микротемы. При
прослушивании обратите внимание на большие интонационные паузы.
В данном тексте три абзаца, совпадающих с микротемами.
2. Запишите кратко содержание каждого абзаца (микротемы). Ответьте
на вопросы: «Одинакова ли роль каждого предложения в микротеме?»,
«Какие предложения являются основными?».
В качестве примера сжатия текста приводится такой приём,
как ИСКЛЮЧЕНИЕ второстепенной информации, содержащей пояснения
и слияние нескольких предложений, выражающий близкий смысл.
Ключи с микротемами – на экране для проверки (слайд)
№№
Микротема
1 абзац - 1
микротем
а
Дружеское общение необходимо современному человеку, хотя,
несмотря на знакомство с большим числом людей, человеку
очень сложно встретить настоящего друга.
2 абзац - 2
микротем
а
Настоящий друг всегда придет на помощь, не будет
использовать вас в корыстных целях, разделит радость и горе.
На него можно положиться.
3 абзац - 3
микротем
а
Идеальных людей нет, поэтому не стоит ожидать, что друг
будет идеальным человеком. Важно относиться к другу с
добротой и вниманием.
3. Соедините абзацы в текст, сохраняя абзацное членение, проверьте ещё
раз.
Дружеское общение необходимо современному человеку, хотя, несмотря на
знакомство с большим числом людей, человеку очень сложно встретить
настоящего друга.
Настоящий друг всегда придет на помощь, не будет использовать вас в
корыстных целях, разделит радость и горе. На него можно положиться.
Идеальных людей нет, поэтому не стоит ожидать, что друг будет
идеальным человеком. Важно относиться к другу с добротой и вниманием.
Самостоятельная работа с черновиком.
Подведение итогов урока .
Домашнее задание . Напишите сочинение – рассуждение на тему «Что такое
дружба».
Список использованной литературы:
1 .Н.А.Шапиро, А.В.Волкова,Е.В Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Подготовка к
ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика./Лекции 1-
4/.Москва. Педагогический университет «Первое сентября», 2013.
2. О.В.Волкова « ГИА по русскому языку в 9 классе: пути и приемы
эффективной подготовки учащихся» Казань, 2012.