Напоминание

Артстудия, как инновационное средство развития детей.


Автор: Павлюк Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №12 "Ладушки"
Населённый пункт: город Старая Русса Новгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Артстудия, как инновационное средство развития детей.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Арстудия, как инновационное средство развития детей.
Актуальность. Современному российскому обществу, развивающемуся в логике рыночных отношений, сегодня необходимы самостоятельные, свободные, творческие люди, поскольку именно они могут быть двигателями общественного прогресса во всех сферах жизнедеятельности. Понимая это, все большее число родителей определяют в качестве своего социального заказа не только и не столько интеллектуальное развитие ребенка, но и его личностное развитие, которое обеспечит не просто хорошую учебу на последующих ступенях образования, но и заложит основу его личностного роста и жизненного успеха человека. Многие исследования и наблюдения показывают, что в процессе подготовки детей к школе традиционно большее внимание и родители, и детский сад уделяют интеллектуальному развитию ребенка, при этом гораздо в меньшей степени концентрируясь на личностном развитии и раскрытии творческого потенциала. Фактической иллюстрацией этого являются данные единого муниципального тестирования первоклассников города - в них явно прослеживается, что показатели личностной зрелости детей находятся на низком уровне в сравнении с показателями интеллектуального развития. В свою очередь, это закономерно приводит к дисбалансу развития ребенка и создает серьезные проблемы при дальнейшем обучении детей в школе. Таким образом, можно сказать, что роль личностного развития и творчества в современных условиях чрезвычайно значима. Но, при этом, традиционные формы, средства, технологии образовательной деятельности не всегда могут обеспечить для этого качественные условия. Сегодня явно назрела необходимость пересмотра содержания, форм, средств, технологий образования в образовательных учреждениях для личностного развития детей в контексте проблем предшкольной подготовки. Исходя из обозначенных позиций, основная проблема на решение, которой будет направлен наша деятельность следующая: коррекция
дисбаланса между интеллектуальным и личностным развитием в процессе предшкольной подготовки. Концептуальные основы. Одной из перспективных форм, в рамках которой, на наш взгляд, возможно эффективное решение названной выше проблемы, может стать арт-студия. Что такое «арт»? Это творчество. Умение смотреть на мир нестандартно, видеть то, что не видят другие. Это креативное, то есть не связанное законами и условностями мышление. В современном мире достижение успеха в любой деятельности в большей степени зависит не от знаний и скорости работы с ними, а от способности находить новое: видение новых путей решения задачи, изобретательство. А, как известно, творчество должно быть свободным и самоценным. Создание арт - студии даст возможность свободного выбора средств самовыражения и реализации творческих идей, а также способов их воплощения. Театрализованная, художественная, игровая деятельность позволяет формировать опыт социального поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или фольклорная форма имеют богатый спектр возможностей, как для познавательного, так и для личностного развития всех ее участников. Велико влияние поэзии на развитие творческого потенциала и на личностное развитие в целом. Поэзия пробуждает у дошкольников эмоциональное творческое настроение и эстетические чувства. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах действительность помогает ребенку увидеть волнующую прелесть и испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, побуждает желание выразить свои чувства и переживания в искусстве.
Наш проект направлен на решение задач, поставленных в программе развития детского сада: воспитание личности, -умеющей радоваться жизни и возможностям, которые она предоставляет; -способной быть свободной на основе уважения прав и интересов; -стремящейся создавать гармонию как в своем внутреннем, так и в окружающем мире. Цель: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей. Гармонично развивающаяся личность. Задачи раздела: • развитие творческой активности детей; • приобщение детей к искусству разных видов (изобразительное искусство, музыка, литература, театр и др.); • формирование умения видеть и понимать прекрасное в жизни и в искусстве (народном и классическом); • развитие эстетического восприятия, эстетических представлений, воображения; • формирование эстетического чувства (чувство формы, цвета, ритма, композиции), художественного вкуса; • формирование умения создавать прекрасное в разных видах художественной деятельности. Для реализации цели и задач программы определяющими являются: • гуманистическая ориентированность при ознакомлении с памятниками культуры (произведения народных мастеров, произведения живописи, графики, скульптуры, музыки и литературы), в процессе которого дети как бы участвуют в диалоге прошлого и настоящего; • нравственная основа культуры и искусства;
• детскость в искусстве - то его свойство, благодаря которому искусство обладает неповторимой непосредственностью и жизнерадостностью, огромным душевным богатством, душевной щедростью; • общность художественно-образного содержания всех форм творчества (устных, песенных, музыкально-хореографических, игровых, драматических, прикладных, изобразительных); • направленность на развитие личности ребенка в контексте концепции гумманитаризации образования. Программа: за основу мы взяли программу "Волшебный мир народного творчества (Входит в курс Искусство и культура)", авторы Т. Я. Шпикалова, Т. С. Комаром, Л. В. Орлова, Л. В. Ершова, М. Б. Зацепина. На основе этой программы мы добавили собственное видение содержания и форм развития детей, внесли новые задачи и методы их решения.  Мы играем и развиваемся. • Мы танцуем, поем играем и слушаем музыку. • Мы создаем художественные вещи. • В мире родной природы. • Детские праздники а народный календарь. • В мире народной сказки. Театрализованные действа. • Русские народные игры. • Искусство в мире. Тематика: согласно народно-календарным праздникам и значимым событиям в жизни детей, а также согласно проектно-тематическому планированию образовательного процесса в группе. Содержание: составляя содержание занятия в артстудии мы включаем игры, задания, формы из различных видов деятельности детей, соответствующие развитию детей на возрастном этапе и являющиеся актуальными на данный момент.
Планируемые результаты: • Дети должны иметь первоначальное представление: -о красоте природы, произведений искусства; -о народных и календарных праздниках. • Дети должны уметь: -исполнять элементарные мелодии на инструментах; -принимать участие в хороводах с импровизацией движений песням, игровым закличкам; -создавать изображения на разные темы по заданию педагога и по собственному замыслу (рисунок, лепка, аппликация); -создавать пластический и театральный образ; -проявлять эмоционально-эстетическое отношение к произведениям народного и классического искусства, к окружающей природе. Режим работы:1-2 раза в месяц, 25-30 минут, 17.30 В нашем детском саду проводится система взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения в работе с детьми. Воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель работают в тесном контакте друг с другом на протяжении всего учебного года.
Мы стремимся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов мы используем занятия в артстудии. Арстудия помогает решить нам ряд задач по взаимодействию: 1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя- логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, родителей) и повышение их профессионального уровня. 2. Организация развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка. 3. Совместно изучается содержание программы и со ставляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т. д.) . 4. Совместно готовятся и проводятся занятия в Арстудии, где каждый педагог может реализовать задачи развития ребенка исходя из своих специфических форм и методов, проанализировать успехи детей. Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. 5. Тесно взаимодействуем с родителями. Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса.
Результативность. На подготовительном этапе мы диагностировали детей подготовительной группы (2013-2014 уч. год) на основе беседы по игровым ситуациям «Интервью с художником», предложенным в методических разработках диагностики авторами программы "Волшебный мир искусства" Н.М.Зубаревой, Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой, Н.А.Курочкиной, Н.П.Сакулиной, А.М.Чернышовой. Диагностика выявила, что особенных предпочтений детей в видах и жанрах искусства живописи в изобразительной деятельности у детей нет, кроме того 60% диагностируемых не знают или затрудняются ответить о понятиях "вид и жанр искусства; дети поверхностно подходят к выбору своих эстетических оценок. На начало года средний показатель баллов по группе детей составил 5 баллов (из возможных по высокой оценке 14 баллов). На итоговом этапе мы снова провели диагностику предложенную авторами. Средний балл по группе детей составил 10 баллов (из возможных по высокой оценке 14 баллов). Дети с искренне дают оценку произведениям искусства, рассказывают о своих эмоциях, чувствах и даже критикуют. Дети во многом стали разбираться в видах и жанрах разных искусств. Стали творчески активны и любознательны, пробуют, экспериментируют с различными способами создания творческого продукта. Таким образом, мы видим, если создать условия в форме артстудии, мы можем достичь высоких результатов в цели развития творческой, гармоничной всесторонней личности в ребенке.


В раздел образования