Напоминание

"Путь к самостоятельности"


Автор: Нимгирова Светлана Улюмджиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ "Кунцевский"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Путь к самостоятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад





« Путь к самостоятельности»

Воспитатель: Нимгирова Светлана Улюмджиевна

воспитатель ГКУ ЦССВ «Кунцевский»
Одним из способов улучшения качества жизни воспитанников с нарушениями развития является повышение уровня его социализации, адаптации в обществе и умений достойно жить в нем. В качестве конечной цели специального образования лиц с особенностями психофизического развития является их социальная интеграция. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовать свой быт. Поэтому целью занятий по социальной р е а б и л и т а ц и и д е т е й и н в а л и д о в с умственной отста ло стью является ф о р м и р о в а н и е ч е р е з п р а к т и ч е с к у ю д е я т е л ь н о с т ь необходимого запаса знаний, навыков и умений, который позволит ему в той или иной степени быть не зависимым от помощи окружающих. В педагогической практике вообще, и тем более, в практике воспитания и обучения детей с глубокой умственной отсталостью, каждый воспитанник – это отдельный мир, который являет собой сплав особенностей. Категория девочек, с которыми я работаю, представляют собой разнородную группу с органическими нарушениями центральной нервной системы, ярко выраженными нарушениями моторной сферы, с глубоким системным недоразвитием речи. Психические процессы не соответствуют возрастной норме, находятся на низком уровне развития. Эмоциональное состояние крайне нестабильно, оно может быстро меняться под влиянием утомления, недомогания, боли и других причин. Возникшее эмоциональное напряжение может вызвать внутренний дискомфорт, выражающийся в нарушении поведения, капризах, ссорах. У таких детей, как правило, навыки самообслуживания находятся на низком уровне, возникают трудности при одевании, шнуровке, застегивании пуговиц, молнии, уходу за своим внешним видом, возникают трудности приспосабливаться к самостоятельной практической жизни. Они с трудом усваивают навыки общения, навыки поведения в общественных местах. Развитие навыков самообслуживания - это самый первый и важный шаг в процессе развития социальной самостоятельности воспитанников с ОВЗ. Через практическую деятельность происходит целостное восприятие того, что делает воспитанник. Например, можно сто раз сказать о пользе чистки зубов, или зачем застилать кровать, но, лишь повторяя
эту операцию изо дня в день под контролем воспитателя, вырабатываются навыки, которые перейдут в привычку. Необходимо развивать не только практическую сторону данной темы, но и мотивационную, т. е. ребенок должен знать, зачем он это делает, для чего надо уметь причесываться, одевать чистую одежду, ухаживать за своим внешним видом, прилично себя вести. Чтобы с тобой дружили, чтобы нравится значимым взрослым, чтобы тебя брали в поездки, кино, театр и т. д. Поэтому эти дети требуют индивидуальной воспитательной работы, специального отношения и ухода. При работе с такой группой воспитанников необходимо учитывать инертность психических процессов, большой латентный период между предъявляемой информацией и ответной реакцией ребенка. Формируя у ребенка разнообразные формы бытового самообслуживания, важно помнить о том, что самое трудное в этом - не сделать за него то, что воспитанник должен сделать сам (у взрослого ведь получиться гораздо быстрее). [4] При формировании у ребенка разнообразных форм самообслуживающего труда параллельно решаются и другие задачи: расширение представлений и знаний об окружающем мире, сенсорное развитие, развитие речи, мелкой моторики и зрительно- двигательной координации, умений выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий. Так, например, обучая ребенка пользоваться ложкой, первоначально надо управлять его рукой. По мере взросления дети приучаются есть самостоятельно, но делают это торопливо и неаккуратно. В таких случаях мы не даем всю порцию сразу, а кладем ее на тарелку частями, по мере надобности. Быстро справившись с первой порцией, ребенок вынужден некоторое время ждать, тем самым он невольно приучается есть медленнее. Научить ребенка самостоятельно умываться непросто. Это длительный процесс, состоящий из нескольких этапов. Чтобы подобная привычка возникла и закрепилась, само действие желательно обратить в игровую форму: трем сухие руки одна о другую, складываем ладони так, как это делаем при умывании, проводим по лицу. Теплая вода, спокойный темп, поощрение каждого самостоятельного движения сделают приятным саму процедуру. Проблема для ребенка - научиться одеваться. Конечно, нам гораздо проще одеть его самому, чем многократно показывать ему одни и те же действия, не видя при этом никакого результата. Тем не менее, надо терпеливо, систематически проводить эту работу, не меняя порядок ее выполнения. Вначале, поощряя малейшее самостоятельное движение ребенка, помогаем ему правильно держать ногу, когда вы надеваете колготки, или поднять руки, когда снимаем кофточку, вместе с ним снимаем заранее расшнурованные ботинки. Таким образом, действия формируются как совместные. Это важнейший этап первоначального обучения. Позднее, по мере овладения элементарными умениями, дети будут выполнять многие
действия самостоятельно. Чтобы научить детей застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, необходима длительная тренировка. На жилете с пуговицами и петлями различной величины показываем, как застегивать пуговицы, начиная с крупных и постепенно переходя к более мелким. Для тренировки в завязывании шнурка и шнуровании ботинок используем дощечку, в которой проделали два вертикальных ряда отверстий. Это пособие сделано более крупно, чем соответствующая часть ботинка. Все операции: вдевание шнурка, шнуровка и завязывание — проводим поэтапно, а затем объединяем, после чего можем переходить к настоящим ботинкам. Внимательно наблюдая за активностью ребенка, его словами, жестами, поощряем любую попытку самостоятельно выполнять то движение, которому обучаете. Иначе мы можем погасить слабые проблески инициативы, и тогда они сменятся полной пассивностью. Не безграничная опека, а постоянная доброжелательная требовательность поможет достичь самостоятельности в быту.[2] Если ребенок научился надевать и снимать одежду, складывать и убирать ее в определенное место, значит, мы воспитали у него привычку к аккуратности и сформировали некоторые положительные навыки поведения. Выработать у ребенка какие бы то ни было трудовые навыки можно только многократно показывая все операции, объясняя ребенку задания простыми, привычными для него словами и выражениями. Правильная организация самообслуживающей деятельности создает фундамент, на котором строится система трудового воспитания. Самообслуживание — это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и овладение умениями и навыками, необходимыми в самостоятельной жизни. Список литературы: 1. Маллер А.Р. «Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей». – М., 1990 2. Маллер А.Р. «Помощь детям с недостатками развития» – М., АРКТИ, 2006 3. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. «Социальная реабилитация» Учебное пособие. М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006 4. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста» Научно-методическое пособие». – СПб., КАРО, 2008


В раздел образования