Организационно-педагогические условия осуществления социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в практике работы ДОО
Автор: Литвинова Наталья Дмитриевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №37" Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: Организационно-педагогические условия осуществления социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в практике работы ДОО Раздел: дошкольное образование
детей дошкольного возраста в практике работы ДОО
Литвинова Наталья Дмитриевна, воспитатель
МБ ДОУ "Детский сад №37" г.Новокузнецк
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту
дошкольного образования (ФГОС), социализация и коммуникативное развитие
личности дошкольника рассматриваются как единая образовательная область -
социально-коммуникативное развитие.
Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир
социальных
отношений,
для
процесса
его
социализации,
который
по
высказываниям
Л.С.Выготского
рассматривается
как
“врастание
в
человеческую культуру”.
Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего
развития
индивидом
социально-культурного
опыта,
необходимого
для
его
включения в систему общественных отношений, который состоит из:
трудовых навыков;
знаний;
норм, ценностей, традиций, правил;
социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и
эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности
сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни,
мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения
собеседника, отличающейся от собственной).
Специфика
дошкольного
возраста
состоит
в
том,
что
социальное
развитие
ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в
социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член
общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит
диалог личностей, ценностных установок. Взрослые открывают детям будущее,
выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей,
чтобы помочь детям в обретении собственного опыта
Нередко задачи коммуникативного развития подменяются задачами развития
речи, а точнее, обогащения её языковыми средствами (это касается пополнения
словарного запаса, формирования словообразовательных навыков и т.д.), что
достаточно слабо влияет на процесс развития коммуникативной функции речи и
её содержательной стороны.
Конечно, большинство детей в ДОУ в коммуникативном отношении достаточно
благополучны. Они способны налаживать контакты как со взрослыми, так и со
сверстниками; умеют договариваться о совместных делах и играх; строят планы
и пытаются их реализовывать и пр.; свободно выражают свои просьбы, делают
сообщения, задают вопросы .
Коммуникативные потребности человека могут удовлетворяются различными
способами. Среди них важнейшими являются жестовые, мимические, речевые,
интонационные.
К
старшему
дошкольному
возрасту
ведущим
средством
общения
становится
слово.
Вместе
с
тем
до
конца
дошкольного
возраста
неречевые способы коммуникации выполняют роль словесного сопровождения,
дополнения, усиления содержания детской речи.
Коммуникативное поведение в процессе наблюдений за ребенком подвергается
анализу по следующим параметрам:
Характеристика коммуникативной активности . Педагог обращает внимание,
легко
ли
вступает
ребенок
в
контакт
со
взрослыми
и
детьми,,
имеются
ли
существенные отличия в общении с близкими и чужими людьми, является ли
ребенок инициатором общения, совместных игр, с удовольствием ли участвует в
коллективных играх и пр.
Предпочитаемый
адресат
общения .
Выявляют,
направлен
ли
ребенок
преимущественно
на
взрослого,
либо
на
сверстника.
Отмечают,
занял
ли
сверстник ведущее положение по сравнению со взрослыми в поле восприятия
дошкольника
(начиная
со
среднего
дошкольного
возраста),
имеется
ли
предпочтение
сверстников
(по
эмоциональному,
деловому,
игровому,
познавательному принципу).
Содержание
общения .
Внимательно
наблюдают
за
содержанием
общения
ребенка со взрослым (о чем спрашивает, сообщает). Преобладает ли предметное,
внеситуативно-познавательное или внеситуативно-личностное содержание. То
же и в отношении со сверстником – отражаются ли в общении игровые и
личностные отношения.
Степень сформированности «схемы беседы».
Характеристика
используемых
в
процессе
общения
неречевых
средств.
Проводят
анализ
неречевых
коммуникативных
средств
(естественных
и
изобразительных жестов, мимических движений). Отмечают, используются ли
они более активно при недостатке речевых средств.
Анализ речевых средств. Наблюдают за уровнем общей речевой активности
ребенка.
какие
виды
коммуникативных
высказываний
имеют
наибольшую
частотность, имеют ли вопросы познавательную направленность.
Опыт показал, что наиболее трудным для анализа коммуникативного поведения
ребенка оказывается речевой параметр.
Специальная работа по коррекции коммуникативного поведения дошкольников
имеет три основных направления:
Первое направление реализуется по линии развития у ребенка осознания себя
как
субъекта
общения
и
восприятия
сверстника
в
качестве
объекта
взаимодействия.
Другими
словами,
проводится
специальная
работа
по
формированию
восприятия
сверстника
на
положительной
эмоциональной
основе, развитию делового сотрудничества с ним и общих игровых интересов.
Второе направление состоит в развитии у ребенка способности воспринимать
и
использовать
различные
коммуникативные
средства
(визуальные,
эмоционально-мимические, пантомимические, жестовые, словесные).
Третье
направление
обеспечивает
формирование
у
детей
социальных
представлений, которые возникают не только в результате ознакомления детей с
профессиями людей, нормами поведения но, главное, вычленения, осознания и
воссоздания и игре различных видов социальных отношений.
Все эти направления обеспечивают:
развитие социальной направленности детей и социального восприятия,
восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе в качестве
объекта взаимодействия;
повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи
детей
(путем
специального
моделирования
ситуаций
общения,
обучение
использованию различных типов коммуникативных высказываний);
овладение «схемой беседы»;
развитие деловых и игровых мотивов взаимодействия со взрослыми и
сверстниками,
усвоение
детьми
способов
невербального
(неречевого)
общения:
овладение
смысловым
аспектом
человеческой
мимики,
естественных и экспрессивных жестов («говорящих» рук), использование их
в практике общения;
развитие
диалогической
речи
(в
процессе
специальных
приемов
«комментированного
рисования»,
драматизации
содержания
готовых
изображений
(картинок,
картин),
имитационных
движений
и
действий
с
воображаемыми объектами);
развитие способности отражать коммуникативное содержание (отношения
между людьми) в движении, схематическом рисунке, речи;
развитие
понимания
мотивов
поведения
и
характеров
литературных
персонажей
(путем
введения
«внутренних
монологов»
и
элементов
драматизации);
умение
актуализировать
в
общении
содержание
своего
собственного
эмоционального,
бытового,
игрового,
познавательного
и
межличностного
опыта в качестве основного содержания коммуникативного тренинга;
развитие языковой способности (компетентности);
развитие речевого творчества;
развитие связной речи.
Мы
должны
стремиться
к
тому,
чтобы
коммуникативные
навыки
детей
дошкольного возраста ко времени поступления в школу совершенствовались,
ребенок должен усвоить речевой этикет и способность поддержать разговор на
любую тему, в пределах его понимания, логично и последовательно в диалоге и
монологе.
У детей должны быть сформированы элементарные способности
домысливать события, умение владеть контекстной речью.
Следует
помнить,
что
результаты
коммуникативных
навыков
дошкольников
зависят от профессионализма и желания взрослых и дают возможность легко
усваивать
школьную
программу
и
стать
успешными
людьми
во
взрослой
деятельности, людьми самостоятельными, обладающие определённым набором
нравственных
качеств,
необходимых
для
дальнейшей
жизни,
усвоения
общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия
со взрослыми и сверстниками. Поэтому в НОД с воспитанниками используем
следующие формы работы ( Таблица 1)
Таблица 1 "Формы образовательной деятельности по социально-коммуникативному
развитию дошкольников"
Формы организации деятельности детей
групповые
подгрупповые
индивидуальные
подгрупповые
Образовательная деятельность
в режиме дня
Самостоятельная деятельность детей
интегрированные занятия;
игровые ситуации, игры с
правилами ,дидактические
(словесные, настольно-
печатные), подвижные,
народные, творческие
игры (сюжетные, сюжетно-
ролевые,
театрализованные,
конструктивные);
беседы, речевые ситуации,
составление рассказов и
сказок, творческие
пересказы, отгадывание
загадок, ситуативные
разговоры, ситуации
морального выбора,
речевые тренинги,
совместные с взрослыми
проекты и др.
индивидуальные и совместные творческие (сюжетно-
ролевые, театрализованные, режиссерские) игры; все
в и д ы
с а м о с т о я т е л ь н о й
д е я т е л ь н о с т и ,
предполагающие
общение
со
сверстниками;
выполнение самостоятельных трудовых операций в
п р и р о д е ,
х о з я й с т в е н н о - б ы т о в о й
т р у д ;
самостоятельная деятельность в уголках уединения,
зонированных сюжетных уголках, уголке ряжения,
театральном уголке, автогородке;
самостоятельное декламирование детьми коротких
стихотворений,
рассказывание
сказок
и
историй,
рассматривание
книг
и
журналов;
изготовление
поделок,
конструирование,
р а с кр а шива ние ;
р а з в и в а ю щ и е
н а с т о л ь н о - п еч ат н ы е
и г р ы ,
автодидактические
игры
(пазлы,
рамки-вкладыши,
п а р н ы е
ка рт и н к и ) ;
п р о с т е й ш и е
о п ы т ы
и
эксперименты;
самостоятельная
деятельность
в
сенсорном
уголке,
уголке
книги,
экологическом
уголке, уголке песка и воды, детской лаборатории
Все отклонения в социальном развитии ребенка дошкольного возраста –
результат
неправильного
поведения
окружающих
взрослых.
Они
просто
не
понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он
не может справиться, поэтому его поведение начинает носить асоциальный
характер.
Как
способствовать
социальному
развитию
дошкольника?
Можно
предложить следующие тактики взаимодействия воспитателя с детьми с целью
формирования социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных
норм общества:
чаще
обсуждать
последствия
действий
ребенка
или
взрослого
на
чувства другого человека;
подчеркивать сходство между разными людьми;
предлагать
детям
игры
и
ситуации,
в
которых
необходимо
сотрудничество и взаимопомощь;
вовлекать
детей
в
обсуждение
межличностных
конфликтов,
возникающих на моральной почве;
Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей
Родительские собрания
Лекторий для родителей
Попечительский совет
Совместные досуги и развлечения
Открытые показы воспитательно-образовательного процесса
Вечера вопросов и ответов
Индивидуальные консультации специалистов
Памятки и информационные письма
Родительский комитет
последовательно
игнорируйте
случаи
отрицательного
поведения,
обращайте внимание на ребенка, который ведет себя хорошо;
не повторяйте без конца одни и те же требования, запреты и наказания;
ясно формулируйте правила поведения. Объясняйте, почему следует
поступать так, а не иначе.
Активным и значимым субъектом процесса воспитания, осуществляемого в
образовательном учреждении, является не только ребенок, но и семья в целом.
Именно семья, должна определять цели, смысл, содержание воспитательного и
образовательного процесса, возвращая себе исконную функцию хранения и
передачи социокультурной традиции.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная
культура
общества,
семьи
и
образовательного
учреждения
–
той
среды,
в
которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Тот
дух,
который
царит
в
семье
и
детском
саду,
которым
живут
родители
и
воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка,
оказывается
определяющим
в
формировании
внутреннего
мира
ребенка.
Важнейшей
задачей
педагогов
для
о суще ствления
с о ц и а л ь н о -
коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях введения
ФГОС,
является
создание
благоприятных
организационно-педагогических
условий, взаимодействие с родителями, и непосредственно с воспитуемыми
детьми.
Поэтому нами определены формы работы с родителями ( рисунок1)
рисунок 1
Социально-коммуникативное
развитие
дошкольников
является
одним
из
базовых
элементов
в
системе
становления
личности
ребенка.
Процесс
взаимодействия со взрослыми и сверстниками оказывает влияние не только
непосредственно
на
социальную
сторону
развития
дошкольника,
но
и
на
формирование его психических процессов (память, мышление, речь и др.).
Уровень
данного
развития
в
дошкольном
возрасте
прямо
пропорционален
уровню эффективности его последующей адаптации в обществе.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается
в
усвоении
ребенком
вечных
ценностей:
милосердия,
сострадания,
правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Литература
1.
Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений
ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж, 2000.
2.
Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных
форм
сотрудничества
педагогов
детского
сада
с
семьей
ребенка
//
Дошкольное воспитание. 1988. №6
3.
Андриенко Е.В. Социальная психология. М., 2001.
4.
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. –
М.,1992.
5.
Данилина Т.А., Лагода М.Б., Зуйкова М.Б. Взаимодействие дошкольного
учреждения
с
социумом:
Пособие
для
практических
работников
дошкольных образовательных учреждений. М., 2003.
6.
Егорова
М.С.
и
др.
Из
жизни
людей
дошкольного
возраста.
Дети
в
изменяющемся мире. СПб., 2001.
7.
Иванова
Н.В.,
Бардинова
Е.Ю.,
Калинина
А.М.
Социальное
развитие
детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
8.
Кон И.с. Ребенок и общество. М., 2003.
9.
Фельдштейн Д.И. Психология взросления. Структурно-содержательные
характеристики процесса развития личности. Избранные труды. М. , 1999.
10.Шнейдер Л.Б. психология семейных отношений. Курс лекций. М., 2000.