Автор: Моисеева Лариса Алексеевна Должность: заведующий Учебное заведение: ГБОУ Школа №1324 Населённый пункт: Москва Наименование материала: статья Тема: Работа с родителями в современном ДОУ Раздел: дошкольное образование
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города
Москвы
«Школа с углублённым изучением английского языка №1324»
Моисеева Лариса Алексеевна.
Тема статьи: Работа с родителями
в современном дошкольном образовательном учреждении.
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
/В.А.Сухомлинский
Должность заведующей детского сада непроста, она предусматривается ряд
направлений в работе ДОУ.
Все эти
направления
важны, но я сегодня хочу поговорить о работе с
родителями в современном дошкольном образовательном учреждении.
Семья и детский сад – это два общественных института, которые стоят у
истоков
нашего
будущего,
но
зачастую
не
всегда
им
хват ает
взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми
педагогами.
Они
обязаны
заложить
первые
основы
физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем
возрасте».
Но в современных
условиях, когда большинство семей озабочено
решением
проблем
экономического,
а
порой
физического
выживания,
усилилась
тенденция
самоустранения
многих
родителей
от
решения
вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в
достаточной
мере
знанием
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка,
считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока
родители на работе. И мы, очень часто испытываем большие трудности в
общении с родителями по этой причине.
Как же можно достучаться до пап и мам?
Как заинтересовать родителей в совместной работе, сделать отношения
партнерскими?
Работая с родителями не первый год, как руководитель детского сада я
поняла, что не все родители готовы к партнёрским отношениям. Для того,
чтобы вывести родителей на этот новый уровень равноправных партнёров,
согласно ФГОСам. Мы поставили цель:
Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и
внедрение наиболее эффективных форм работы.
Для успешной реализации этих задач мы выстроили определённую систему
взаимодействия с родителями:
• Прежде всего, родительские собрания мы проводим неординарно. Во всех
возрастных группах проходят тематические родительские собрания,
затрагивающие различные аспекты развития и воспитания ребенка.
• В родительских уголках каждой возрастной группы имеются
рекомендации для родителей по физическому, психологическому, речевому,
музыкальному развитию, обучению детей правилам безопасного поведения и
многие другие.
• Осуществляем индивидуальное консультирование родителей,
нуждающихся в помощи в воспитании и развитии личности ребенка.
• Проводим анкетирование с целью выявления социального статуса семей,
реальных запросов родителей в воспитании и развитии ребёнка. Наибольшую
популярность у нас в детском саду завоевали следующие анкеты:
«Готов ли Ваш ребёнок к детскому саду?»
«Давайте познакомимся».
«Особенности развития ребёнка».
• В апреле традиционно проходят Дни открытых дверей где родителям
предоставляется возможность:
- познакомиться с разными видами деятельности детей;
- посмотреть, как организованы и чем наполнены по
содержанию прогулки в детском саду;
- понять, как в детском саду прививают культурно-гигиенические навыки
детям;
- получить консультацию у специалистов: учителя-логопеда, старшего
воспитателя, медицинского работника, руководителя детского сада;
- посмотреть интерьеры групп, зоны для игр и спорта, сна и занятий,
игрушки и предметно-развивающую среду.
• Большая работа ведется с родительской общественностью по вопросам
содержания, воспитания и развития личности ребёнка.
• Музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре
совместно с родителями проводят открытые мероприятия: "День земли”,
«День защиты детей», "День защитников Отечества”, "Мама, папа, я –
спортивная семья”, "Масленица” и другие.
Совместно с родителями устраиваем персональные выставки детей.
Проходят конкурсы «Дошколёнок года», «Лучший чтец» и т. д.
В детском саду регулярно обновляется стенд, где находятся методические
рекомендации для родителей.
Проходят мастер-классы с участием родителей и т.д.
Постоянно проводим выставки-вернисажи дающие возможность близкого
общения родителя и ребёнка, на разные темы по временам года.
Проводятся театральные постановки педагогами детского сада и артистами
театра «Наталии Сац», театра «Краски-раскраски» для творческого развития
детей.
Организуем музыкальные гостиные для родителей «Хороводы народов
мира», «Малиновый звон» и другие.
Привлекаем педагогов и учащихся, как средней образовательной школы, так
и музыкальной, для проведения музыкальных досугов «Игра на
музыкальных инструментах», «Ложкари».
Таким образом, как показала практика, в нашем дошкольном отделении уже
сложились свои традиции, которые приносят немалый успех в привлечении
родителей к жизни ДОУ. Взаимодействие детского сада и семьи в
разнообразных форм ах работы обеспечивает организацию оптимальных
условий, как для развития личности ребёнка, так и его ближайшего
окружения.
Мы увидели, что родители с удовольствием идут на контакт снами и
выполняют наши рекомендации, если видят реальную работу педагогов и
специалистов детского сада. Являясь участниками педагогического процесса,
начинают понимать свою ответственность перед детьми и за детей, а также
убеждаются в эффективности нашей работы, в нашем профессионализме и
добрых намерениях.
Таким образом, наша система работы с семьёй позволяет привлечь родителей
к совместной деятельности
по воспитанию и обучению детей, сделать их
партнёрами в нашем общем деле, раскрыть перед ними важные стороны
психолого-педагогического развития ребёнка на каждой возрастной ступени
дошкольного
детства
и
порекомендовать
соответствующие
приёмы
воспитания.
Список используемой литературы:
1. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.:
«Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.
2. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй. – М.: «Издательство
Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.