Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста
Автор: Колесникова Светлана Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Центр развития ребёнка-детский сад № 58 Населённый пункт: г.Дзержинск, Нижегородская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста Раздел: дошкольное образование
средство сенсорного развития детей раннего возраста
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это
огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается
живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая
огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский.
Раннее детство - время, когда ребёнок растёт и развивается, с интересом
познаёт окружающий мир. Оказывая на ребёнка целенаправленное воздействие –
обучая
в
игре
-
можно
достичь
высокого
уровня
развития
творческих,
мыслительных способностей, восприятия, воображения и т. д.
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без
которого
невозможно
нормальное
формирование
умственных
способностей
ребёнка.
Игры
имеют
большое
значение
в
удовлетворении
познавательных
потребностей
и
интересов
детей
в
сенсорном
воспитании.
Они
развивают
внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать
мир
сенсорики.
Игра
упорядочивает
не
только
поведение
ребёнка,
но
и
его
внутреннюю
жизнь,
помогает
понять
себя,
своё
отношение
к
миру.
Это
практически
единственная
область,
где
он
может
проявить
инициативу
и
творческую
активность.
И
в
это
же
время
именно
в
игре
ребёнок
учится
контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать
правильно.
Сущность
дидактической
игры
заключается
в
том,
что
дети
решают
умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами
находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.
Однако актуальность определяется возникшими противоречиями. С одной
стороны правильно подобранный дидактический материал, игрушки привлекают
внимание малыша к свойствам предметов. Умелое, ненавязчивое руководство
педагога
действиями
малыша
позволяет
ребенку
перейти
от
примитивного
манипулирования к выполнению разнообразных практических действий с учетом
величины и формы предметов. С другой стороны отсутствие систематической,
целенаправленной работы с детьми посредством дидактических игр, является
причиной того, что дети не испытывают к ним достаточного интереса и уровень
сенсорного развития низкий.
Нами были определены цель и задачи педагогической работы.
Цель: сенсорное развитие детей раннего возраста посредствам дидактических
игр.
Задачи:
1.
Развивать
умение
выделять
цвет,
форму,
величину
как
особые
свойства
предметов;
2.
Совершенствовать восприятие детей, умение активно
3.
использовать осязание, зрение, слух.
4.
Развивать
умение
группировать
однородные
предметы
по
нескольким
сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
5.
Знакомить детей с различными способами обследования предметов, активно
включая движения рук по предмету и его частям.
6.
Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи;
закреплять у детей понятие форм: круглая (шар, куб).
Ведущая педагогическая идея опыта определяется тем, что организовывая
познавательную деятельность детей раннего возраста в форме дидактических игр,
обеспечивается накопление представлений у детей раннего возраста о форме,
цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего
умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой
практической деятельностью.
Весь процесс реализации поставленных задач проходил в несколько этапов,
они представлены на слайде:
I этап: информационно-аналитический.
Включает:
Планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного
восприятия.
II этап: практический
1.Стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного,
слухового, осязательного, вкусового, обонятельного средствами систематического
включения
дидактической
игры
в
целостный
образовательный
процесс,
вовлечение детей в игровую деятельность, с целью сенсорного развития.
III этап: заключительный.
Подведение
итогов,
совершенствование
результатов
работы
по
данной
проблеме.
Деятельность детей осуществляется в следующих блоках:
1 блок Совместная деятельность взрослого и детей:
–НОД,
-Совместная деятельность в ходе режимных моментов
2.Блок – самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с детьми:
- НОД
- Создание игровых ситуаций
-Создание проблемных ситуаций
-Дидактические и развивающие игры
- Развлечения.
Реализация
программы
предполагает
осуществление
специально
организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по
изучаемым темам. Таким образом, основной формой работы с детьми является
непосредственно образовательная деятельность, организованная в форме игр.
Упражнения, с дидактическим материалом, в этом случае служат учебным
целям и приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации.
Реализуем цель по 4 этапам:
1 этап. Накопление сенсорного опыта. Ознакомление детей с сенсорными
эталонами.
Для
накопления
сенсорного
опыта
используются
дидактические
игры:
«Чудесный мешочек», «Что в мешочке? », «Догадайся, что за предмет».
Для
ознакомления
детей
с
сенсорными
эталонами
можно
использовать
различные дидактические игры. Их можно разделить на группы:
-Игры по формированию представлений о величине предметов: «Бусы», «Самая
длинная, самая короткая», «В какую коробочку» (разложить маленькие листочки в
маленькую коробочку, большие в большую);
- Игры по формированию представлений о форме предметов: «Где круг, а где
квадрат?», «Подбери фигуру», «Прятки»;
- Игры по формированию представлений о цвете предметов: «Сделаем куклам
бусы», «Подбери чашку к блюдцам», «Спрячь мышку», «Цветное лото», «Подбери
цвет» и другие.
Дидактический
материал
вызывает
у
детей
большой
интерес,
желание
действовать.
2 этап. Закрепление знаний, умений детей по сенсорному воспитанию.
Когда дети познакомились с дидактическими играми сенсорного содержания,
возрос интерес к данным играм можно переходить к следующему этапу работы.
Закреплять
полученные
ранее
навыки
в
интегрированном
образовательном
процессе: определять цвет, форму, величину предметов.
3
этап.
Обобщение
умений
и
использование
игр
в
совместной
и
самостоятельной деятельности.
На
этом
этапе
работы
предлагать
детям
такие
дидактические
игрушки:
башенки
из
различных
геометрических
фигур,
пирамидки
разной
величины.
Можно
предложить
игры
с
природного
материала,
дети
с
удовольствием
сортируют
его
по
коробочкам,
выкладывают
узор
по
образцу.
Для
самостоятельной игровой деятельности ребят можно предложить такие игры как
«Коврик»,
«Собери
паззл»,
«Кто
чей
малыш»,
«Чей
домик»
и
другие.
Для
реализации
поставленных
целей
и
задач
нами
была
обновлена
и
расширена
пред мет но-развивающая
сред а
группы.
Хорошо
о б о р уд о в а н н а я ,
насыщенная предметно-пространственная
среда
стимулирует
самостоятельную
деятельность
ребенка,
создает
оптимальные
условия
для
активизации
хода
саморазвития.
В группе создан уголок сенсомоторного развития детей, где мы разместили
дидактический материал и пособия. Это цветные вкладыши, пирамиды различных
видов,
«Занимательные
коробки»
разнообразных
конфигураций
(в
форме
«Домика», «Черепахи», «Слоника», «Утки»), наборы разноцветных столиков с
отверстиями и к ним грибки, плоскостные «Вкладыши», горки для прокатывания
шариков, наборы для нанизывания «бус» разной величины и формы, матрешки,
конструкторы Лего и др.
В
зону
сенсорного
развития
мы
так
же
поместили
дидактические
игры,
некоторые из которых придумали сами. Это такие, как: «Подбери кораблику
парус»,
«Собери
букет»,
«Спрячь
мышку»,
«Сложи
неваляшку»,
«Собери
пирамиду».
Для
того
чтобы
работа
по
направлению
была
успешной,
было
налажено
взаимодействие с родителями.
В работе с родителями были подготовлены и проведены:
родительское собрание «Дидактические игры в жизни малышей» на котором
родители познакомились с видами дидактических игр по ознакомлению с цветом,
формой, величиной;
консультации
по
ознакомлению
малышей
с
цветом,
формой,
величиной,
о
важности своевременного формирования сенсорных эталонов;
мастер-классы «Игры в развитии сенсорных способностей детей»
большую ценность имеют индивидуальные беседы с родителями об успехах
детей, о том, что еще не совсем получается
родители активно оказывают помощь в создании и обновлении развивающей
среды в группе: помогали в изготовление пособий для игр.
Условиями сенсорного воспитания в детском саду являются:
1. Содержательная, результативная деятельность детей.
Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование) т.к.
создает
благоприятные условия для развития ощущений и восприятий, но и вызывает
потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками;
2.
Использование
в
дидактическом
процессе
различных
средств
и
форм
организации обучения: занятий, дидактических игр, дидактических упражнений.
3.
Единство
педагогических
воздействий
со
стороны
всех
участников
педагогического процесса (взаимодействие с родителями)
В
своем
опыте
постаралась
представить
и
систематизировать
часть
созданного
мной
игрового
материала
для
сенсорного
развития
детей
2-3
лет
средствами дидактических игр.
Новизной
данного
материала
является
так
же
сочетание
традиционных
подходов
и
использование
современных
средств
обучения:
развлечения,
логических упражнений, практическими заданиями, заучивание стихов, потешек,
разгадывание загадок о геометрических фигурах. Обеспеченность практическим
игровым
материалом
(самодельными
дидактическими
играми)
позволяет
целенаправленно
заниматься
развитием
сенсорных
способностей
и
общим
развитием
ребенка
не
только
на
специальных
занятиях,
но
и
в
совместной
деятельности с воспитателями.
В ходе работы над опытом мной разработан:
Тематический
план
использования
дидактических
игр
по
развитию
сенсорных способностей детей раннего возраста;
Серия
конспектов
непосредственно
образовательной
деятельности
по
ознакомлению с цветом, формой, величиной детей раннего возраста;
Игровой занимательный материал.
На заключительном этапе мы оценили уровень эффективности предложенной
нами
системы
работы
по
развития
сенсорных
способностей
детей
раннего
возраста посредствам дидактических игр.
За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития
детей раннего возраста была взята методика Николаевой Т.В.
Задания для детей:
1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.
2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые,
синие и зелёные кубики.
3. Сложить трёхсоставную матрешку.
4.
Сложить
три
пирамидки
разного
цвета
(красную,
синюю,
желтую)
из
3
убывающих по величине колец.
5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.
В результате проведенной работы было установлено:
35% детей имеют высокий уровень сенсорного развития – Малыши выделяли
существенные
для
определённого
действия
признаки
предметов
на
глаз
и
выполнял действия сразу правильно без предварительного примеривания. ;
60% - средний уровень – действия детей на уровне примеривания;
5% - низкий уровень – дети действовали путём проб.
Уровень
развития
сенсорных
способностей
вырос.
Использование
дидактических игр способствует развития сенсорных способностей детей раннего
возраста.