Напоминание

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста


Автор: Колесникова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Центр развития ребёнка-детский сад № 58
Населённый пункт: г.Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Дидактическая игра как

средство сенсорного развития детей раннего возраста
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский. Раннее детство - время, когда ребёнок растёт и развивается, с интересом познаёт окружающий мир. Оказывая на ребёнка целенаправленное воздействие – обучая в игре - можно достичь высокого уровня развития творческих, мыслительных способностей, восприятия, воображения и т. д. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать мир сенсорики. Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Однако актуальность определяется возникшими противоречиями. С одной стороны правильно подобранный дидактический материал, игрушки привлекают
внимание малыша к свойствам предметов. Умелое, ненавязчивое руководство педагога действиями малыша позволяет ребенку перейти от примитивного манипулирования к выполнению разнообразных практических действий с учетом величины и формы предметов. С другой стороны отсутствие систематической, целенаправленной работы с детьми посредством дидактических игр, является причиной того, что дети не испытывают к ним достаточного интереса и уровень сенсорного развития низкий. Нами были определены цель и задачи педагогической работы. Цель: сенсорное развитие детей раннего возраста посредствам дидактических игр. Задачи: 1. Развивать умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; 2. Совершенствовать восприятие детей, умение активно 3. использовать осязание, зрение, слух. 4. Развивать умение группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. 5. Знакомить детей с различными способами обследования предметов, активно включая движения рук по предмету и его частям. 6. Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи; закреплять у детей понятие форм: круглая (шар, куб). Ведущая педагогическая идея опыта определяется тем, что организовывая познавательную деятельность детей раннего возраста в форме дидактических игр, обеспечивается накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью. Весь процесс реализации поставленных задач проходил в несколько этапов, они представлены на слайде:
I этап: информационно-аналитический.
Включает:
Планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.
II этап: практический
1.Стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного средствами систематического включения дидактической игры в целостный образовательный процесс, вовлечение детей в игровую деятельность, с целью сенсорного развития.
III этап: заключительный.
Подведение итогов, совершенствование результатов работы по данной проблеме. Деятельность детей осуществляется в следующих блоках: 1 блок Совместная деятельность взрослого и детей: –НОД, -Совместная деятельность в ходе режимных моментов 2.Блок – самостоятельная деятельность детей. Формы работы с детьми: - НОД - Создание игровых ситуаций -Создание проблемных ситуаций -Дидактические и развивающие игры - Развлечения. Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам. Таким образом, основной формой работы с детьми является непосредственно образовательная деятельность, организованная в форме игр. Упражнения, с дидактическим материалом, в этом случае служат учебным целям и приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации. Реализуем цель по 4 этапам:
1 этап. Накопление сенсорного опыта. Ознакомление детей с сенсорными

эталонами.

Для накопления сенсорного опыта используются дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что в мешочке? », «Догадайся, что за предмет». Для ознакомления детей с сенсорными эталонами можно использовать различные дидактические игры. Их можно разделить на группы: -Игры по формированию представлений о величине предметов: «Бусы», «Самая длинная, самая короткая», «В какую коробочку» (разложить маленькие листочки в маленькую коробочку, большие в большую); - Игры по формированию представлений о форме предметов: «Где круг, а где квадрат?», «Подбери фигуру», «Прятки»; - Игры по формированию представлений о цвете предметов: «Сделаем куклам бусы», «Подбери чашку к блюдцам», «Спрячь мышку», «Цветное лото», «Подбери цвет» и другие. Дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать.
2 этап. Закрепление знаний, умений детей по сенсорному воспитанию.
Когда дети познакомились с дидактическими играми сенсорного содержания, возрос интерес к данным играм можно переходить к следующему этапу работы. Закреплять полученные ранее навыки в интегрированном образовательном процессе: определять цвет, форму, величину предметов.
3

этап.

Обобщение

умений

и

использование

игр

в

совместной

и

самостоятельной деятельности.
На этом этапе работы предлагать детям такие дидактические игрушки: башенки из различных геометрических фигур, пирамидки разной величины. Можно предложить игры с природного материала, дети с удовольствием сортируют его по коробочкам, выкладывают узор по образцу. Для самостоятельной игровой деятельности ребят можно предложить такие игры как «Коврик», «Собери паззл», «Кто чей малыш», «Чей домик» и другие. Для реализации поставленных целей и задач нами была обновлена и расширена пред мет но-развивающая сред а группы. Хорошо о б о р уд о в а н н а я , насыщенная предметно-пространственная среда стимулирует самостоятельную
деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В группе создан уголок сенсомоторного развития детей, где мы разместили дидактический материал и пособия. Это цветные вкладыши, пирамиды различных видов, «Занимательные коробки» разнообразных конфигураций (в форме «Домика», «Черепахи», «Слоника», «Утки»), наборы разноцветных столиков с отверстиями и к ним грибки, плоскостные «Вкладыши», горки для прокатывания шариков, наборы для нанизывания «бус» разной величины и формы, матрешки, конструкторы Лего и др. В зону сенсорного развития мы так же поместили дидактические игры, некоторые из которых придумали сами. Это такие, как: «Подбери кораблику парус», «Собери букет», «Спрячь мышку», «Сложи неваляшку», «Собери пирамиду». Для того чтобы работа по направлению была успешной, было налажено взаимодействие с родителями. В работе с родителями были подготовлены и проведены:  родительское собрание «Дидактические игры в жизни малышей» на котором родители познакомились с видами дидактических игр по ознакомлению с цветом, формой, величиной;  консультации по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного формирования сенсорных эталонов;  мастер-классы «Игры в развитии сенсорных способностей детей»  большую ценность имеют индивидуальные беседы с родителями об успехах детей, о том, что еще не совсем получается родители активно оказывают помощь в создании и обновлении развивающей среды в группе: помогали в изготовление пособий для игр. Условиями сенсорного воспитания в детском саду являются: 1. Содержательная, результативная деятельность детей. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование) т.к. создает благоприятные условия для развития ощущений и восприятий, но и вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками;
2. Использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: занятий, дидактических игр, дидактических упражнений. 3. Единство педагогических воздействий со стороны всех участников педагогического процесса (взаимодействие с родителями) В своем опыте постаралась представить и систематизировать часть созданного мной игрового материала для сенсорного развития детей 2-3 лет средствами дидактических игр. Новизной данного материала является так же сочетание традиционных подходов и использование современных средств обучения: развлечения, логических упражнений, практическими заданиями, заучивание стихов, потешек, разгадывание загадок о геометрических фигурах. Обеспеченность практическим игровым материалом (самодельными дидактическими играми) позволяет целенаправленно заниматься развитием сенсорных способностей и общим развитием ребенка не только на специальных занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателями. В ходе работы над опытом мной разработан:  Тематический план использования дидактических игр по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста;  Серия конспектов непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с цветом, формой, величиной детей раннего возраста;  Игровой занимательный материал. На заключительном этапе мы оценили уровень эффективности предложенной нами системы работы по развития сенсорных способностей детей раннего возраста посредствам дидактических игр. За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста была взята методика Николаевой Т.В. Задания для детей: 1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости. 2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики. 3. Сложить трёхсоставную матрешку.
4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец. 5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части. В результате проведенной работы было установлено: 35% детей имеют высокий уровень сенсорного развития – Малыши выделяли существенные для определённого действия признаки предметов на глаз и выполнял действия сразу правильно без предварительного примеривания. ; 60% - средний уровень – действия детей на уровне примеривания; 5% - низкий уровень – дети действовали путём проб. Уровень развития сенсорных способностей вырос. Использование дидактических игр способствует развития сенсорных способностей детей раннего возраста.


В раздел образования