Автор: Иванова Татьяна Владимировна Должность: инструктор по физической культуре Учебное заведение: МАДОУ Населённый пункт: село Песь,Хвойнинский район,Новгородская область Наименование материала: статья Тема: Альтернативные физкультурные занятия Раздел: дошкольное образование
Альтернативные физкультурные занятия дошкольников.
Организм ребенка активно формируется в дошкольном возрасте, где
закладывается фундамент основных физических качеств: силы, быстроты,
ловкости, гибкости, выносливости, совершенствуются функциональные
возможности организма. В этом немаловажную роль играет физическая
культура как часть системы физкультурно-оздоровительной работы, а
основная ее форма – физкультурные занятия.
Постоянное использование только классической структуры зачастую ведет
к снижению интереса детей к занятия, к снижению их результативности.
Поэтому необходимо использовать нетрадиционные подходы к построению и
содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес к ним
детей,
Поэтому в дошкольных учреждениях появилась необходимость
использовать альтернативные физкультурные занятия. Оздоровительный
эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с
положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику
ребенка.
Каждое четвертое физкультурное занятие в нашем детском саду
проходит в нетрадиционной форме: в форме тщательно подобранных игр, в
форме соревнования, используя полосу препятствий, в форме сюжетно-
ролевой игры, используя круговую тренировку.
Дети подготовительной группы особенно любят занятия в форме
круговой тренировки. Принцип организации такого занятия достаточно
прост: подготовительная и заключительная часть занятия проводятся в
традиционной форме. В основной части занятия организуется круговая
тренировка. Для этого следует подготовить несколько станций с одинаковым
спортивным инвентарём, чтобы дети одной группы могли упражняться на
них одновременно, и расположить их по кругу. Например: для группы детей в
20 человек нужно подготовить 5 групп предметов: скакалки, мячи, пролёты
гимнастической лестницы, скамейки, обручи, и расположить их в
последовательности, обеспечивающей тренировку разных групп мышц.
Каждый ребёнок встает к какому-либо пособию и упражняется на нем. Затем
по сигналу педагога дети переходят по кругу к следующему пособию и так
далее, пока не замкнётся круг.
При выборе таких занятий необходимо учитывать задачи, содержание,
место и условия проведения занятия, физическую подготовленность детей,
степень владения определенными видами движений, индивидуальные
особенности и интерес детей.
В зависимости от степени нагрузки полученной на круговой тренировке,
выбирается подвижная игра.
Такой способ позволяет обеспечить высокую моторную плотность
занятия, дает детям возможность проявить творческую инициативу,
придумывая способы выполнения упражнения, повысить их двигательную
активность, педагогу помогает развить в детях интерес к физкультуре.
Хочу предложить один из вариантов такой круговой тренировки в
подготовительной группе.
Цель : повысить плотность занятия
Задачи : 1. Закрепить умения выполнять ОРУ, в ходьбе по гимнастической
скамейке, в метании в вертикальную цель, в прыжках через скамейку с
опорой на руки.
2. Развивать силу мышц рук, ног, спины, живота, мелкую моторику
пальцев.
3. Развивать ловкость, быстроту, силу, гибкость, равновесие, глазомер,
выносливость.
4. Воспитывать смелость, взаимовыручку, самостоятельность,
коллективизм.
5. Приобщать к здоровому образу жизни, профилактика
плоскостопия.
Инвентарь : скамейки(3), палка гимнастическая (3), лента(3), обруч на
стойках, мешочки(15), корзинка, бубен, свисток, цифры (1-7), обруч
(количество детей – 1).
1. Подготовительная часть - 4 мин.
Слова
инструктора
Содержание движений
Методические
указания
Мы походим на носках
Мы пройдём на пятках
И посмотрим за
осанкой
И сведём лопатки
Мы идём, как все
ребята,
А потом, как
медвежата
Проползём, как
муравьи
И пройдём, как пони
Это маленькие кони
А теперь пойдем мы
боком
И ещё разок с
подскоком
Ровным кругом друг за
другом
Мы идём за шагом шаг
Стой на месте, дружно
вместе
Ходьба на носках, руки вверх
Ходьба на пятках, руки за голову
Плечи развернуты, спина прямая
Локти отвести назад
Обычная ходьба
Ходьба на внешней стороне
стопы
Передвижение на низких
четвереньках
Ходьба с высоким подниманием
бедра
Ходьба приставным шагом
Боковой галоп
Обычная ходьба, руки в стороны,
сжимаем, разжимаем пальцы
Ходьба на месте. Остановка
Вдох через нос, выдох через рот
и произносим: «Га-га», взмах
Ходьба под
бубен
Обратить
внимание на
осанку
Другим боком
Другим боком
Повторить 4
раза
Делаем вот так:
Гуси все за вожаком
Вперевалочку, шажком
Постояли тут
немножко
Повернулись все
прыжком
И пустились все бегом
Ровным кругом друг за
другом
Мы идём за шагом шаг
Стой на месте, дружно
вместе
Делаем вот так:
руками
Ходьба в приседе, руки внизу,
пальцы расставлены,
раскачиваемся из стороны в
сторону
Стоять на полусогнутых ногах
Повернуться на 180*
Бег
Обычная ходьба
Ходьба на месте. Остановка
Вдох через нос, выдох через рот
и произносим: «Ух-х-х»
Повторить 2
раза
Темп
медленный,
постепенно
увеличиваем
под бубен
Повторить 4
раза
2. Основная часть - 22 мин.
Работа на станциях:
1. Идет бычок уверенно по узенькой доске,
Сейчас доска кончается, а я не упаду – спрыгну.
- Ходьба по рейке, перевернутой скамейки, руки за
головой.
2. Крутые рожки, резвые ножки, шерстка колечком –
это….(овечка)
- Прыжки через скамейку толчком двумя, опираясь на
скамейку руками.
3. Долго я следил за ней.
А она с утра до ночи —
То сама себя длинней,
То сама себя короче. (ГУСЕНИЦА)
- Ползание по скамейке на животе, подтягиваясь двумя
руками.
4. Ходит цапля по болоту,
Тянет ноги высоко
Знать болото глубоко
Определить
семь групп
детей.
Начало и конец
работы на
станции по
свистку, переход
по команде.
- И.п.: о.с., в руках на уровне пояса гимнастическая
палка. Поочередно касаемся палки коленом.
5. Идёт паучок по воздушной тропинке.
Идёт паучок по чужой паутинке.
- Закручиваем ленту на палку.
6. Вот лягушка скачет по дорожке,
Скачет по дорожке, вытянувши ножки.
Прыг- скок, прыг- скок, вытянувши ножки.
- Из упора присев прыжки вверх до полного
выпрямления ног.
7. Огромный Ёж, огромный Ёж,
А к Ежу не подойдёшь.
Он метает иглы - стрелы
Уходите пока целы. (Дикобраз)
- Метание мешочков в вертикальную цель
Подвижная игра: «Бездомный заяц»
Дети-зайцы раскладывают по залу обручи - домики.
Водящий произносит: «Зайцы в поле побежали,
По полянке поскакали»
зайцы выбегают из домиков, скачут друг за другом,
прыгают на одной ноге. По сигналу водящего зайцы
спешат занять любой домик,
но одному домика не хватает. Он становится «бездомным
зайцем».
Игра повторяется.
По окончании
метания
мешочки
собираем в
корзинку.
Водящего
определяем с
помощью
считалочки:
« Шмель, оса,
пчелка –
жужжалка
Вот и вся
считалка»
1.
Заключительная часть - 4 мин.
1.Подвижная игра на внимание «Летает, не летает» сидя
верхом на скамейке.
Повторить названия животных, что прозвучали на
занятии:
-медведь
- муравей
- конь
- гусь
- заяц
- оса
Повторить
правила игры.
- гусеница
- шмель
- дрозд
- паук
- пчела
- овца и т.д.
Ход игры: инструктор называет животное, если оно
не летает – дети сидят молча, если животное летает –
встают на ноги, взмахивают руками и говорят: « Летает!».
2.Игра «Дрозд»
Ход игры: дети выбирают себе пару, стоят лицом друг к
другу.
Каждый, показывая на себя, говорит: «Я – дрозд»
Показывая на партнера, говорит: «И ты – дрозд»
Показывая на свой нос, говорит: «У меня носик»
Показывая на нос партнёра, говорит: «И у тебя носик»
Поглаживая себя по щекам, говорит: «У меня гладкие»
Поглаживая по щекам партнёра, говорит: «И у тебя
гладкие»
Показывая на свои губы, говорит: «У меня сладкие»
Показывая на губы партнёра, говорит: «И у тебя сладкие»
Показывая на себя, говорит: «Я твой друг»
Показывая на своего партнёра, говорит: «И ты мой друг»
Дети обнимают друг друга и говорят: «Мы оба любим
друг друга!»
Дети выбирают другого партнёра и игра повторяется.
Построение.
Подведение итогов занятия.
Организованный выход из зала.
2 раза