Автор: Петрова Ольга Алексеевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МАОУ "Лицей №4" г.Чебоксары Населённый пункт: г.Чебоксары Наименование материала: статья Тема: Дополнительное задание ученику Раздел: среднее образование
Дополнительное задание как стимул повышения интереса к изучению
иностранного языка
(Петрова Ольга Алексеевна, МАОУ «Лицей №4» г. Чебоксары , учитель высшей категории)
В
современных
условиях
перед
общеобразовательной
школой
стоит
задача
активного
всестороннего восприятия знаний учащимися, поэтому необходимо сделать учебный процесс
более
увлекательным
и
интересным,
раскрыть
значение
получаемых
в
школе
знаний
и
их
практическое применение в жизни. Решение этих задач требует применения новых педагогических
подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.
В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся
инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение
выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. С разработкой и
внедрением федерального образовательного стандарта нового поколения появилась возможность
воспитания подобной личности.
В
рамках
внедрения
ФГОС
(федерального
государственного
образовательного
стандарта)
нового поколения, следует отметить, что новый стандарт нацелен на реализацию личностно-
ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к обучению иностранного
языка.
Каждый ученик – это личность, независимо от того, как он успевает, и у каждого ученика свои
интересы, свои потребности во всем. Это мы видим на каждом уроке, в каждом классе, в каждом
ученике. Для кого-то важно сдать экзамен для поступления в вуз, для другого - практическое
освоение иностранного языка, для третьего – оценка в дневнике, т.е. у каждого свой стимул. А для
учителей важно суметь использовать эти цели учащихся для достижения поставленных перед
ними задач.
Сти́
мул (stimulus - лат. Заостренная палка, которой в древнем Риме погоняли животных)-
это
внешние
факторы,
в
качестве
которых
могут
выступать
действия
других
людей,
материальные предметы, ожидания, предоставляющиеся возможности и т.д .
Виды стимулов
Принуждение;
Материальный (оценка);
Эмоциональный (похвала);
Самоутверждение.
У обучающихся среднего звена в основном нет четко поставленной цели, для чего им надо
изучать иностранный язык. Все они знают, что он нужен в современном мире, но сталкиваясь с
трудностями в работе, желание учить его куда-то уходит. Тут срабатывает первый вид стимула –
принуждение (заставляют учителя, родители). Но также важен в этот период эмоциональный вид
стимула. Похвала для ребенка начального и среднего звена может стать хорошим стимулом для
работы. Самоутверждение большей частью является стимулом для обучающихсястаршей школы.
Материальный стимул
(оценка)
часто
имеет
очень
большое
значение
для
большинства
обучающихся.
В последнее время мы часто наблюдаем такую картину: после уроков к учителям подходят
дети, которые недовольны своими оценками и просят учителя дать им дополнительное задание,
выполнив
которое
они
смогут
исправить
не
устраивающую
их
оценку.
Почему
бы
не
воспользоваться этим? Но в то же время представьте ученика, который пытается исправить оценки
по нескольким предметам, и учителя, у которого много таких учеников в конце четверти или
полугодия. Я думаю, что многие из нас сталкиваются с этим, а справиться с этой проблемой можно
и без особых усилий. И именно для этого за годы своей работы я выработала систему получения
дополнительных оценок.
В начале учебного года, знакомясь с учениками, я объясняю им свою систему получения
дополнительных оценок.
1.
За что можно получить дополнительную оценку?
а) за любое устное сообщение;
б) диалог;
в) пересказ;
г) дискуссию.
2. Какую оценку можно получить?
Только положительную
3.
Как часто можно ее получить?
Часто
4.
Когда ее можно получить?
В начале урока
Самое приятное условие для обучающегося – это то, что не учитель дает ему задание, а он
выбирает его сам; но при условии, что оно будет соответствовать уровню его класса. Дети
выбирают темы, интересные для них, а не те, что предлагают авторы наших учебников, которые не
всегда бывают им интересны. Таким образом, ребята находят нужный материал, работают над ним,
готовят сообщение, презентацию и делают сообщение перед классом. Перед уроком любой ученик
может подойти и выразить свое желание сделать это. Для этого ему дается 3 минуты времени в
начале урока, что вполне достаточно для устного сообщения. Оценка ставится по желанию
ученика, и если он считает оценку недостаточно высокой, она не ставится. Дополнительные
задания обучающиеся берут не только ради исправления своих оценок, но и ради того, чтобы
донести интересующую их информацию до остальных. Часто все это имеет соревновательный
характер, когда многие в ответ на чье-либо сообщение выступают со своими. Бывают в начале
урока и дискуссии, но это уже на более подготовленном уровне на наболевшие темы, чаще всего
без подготовки.
Дополнительные задания могут быть по всем видам речевой деятельности: аудированию,
чтению, письму и устной речи. Но в ходе работы я все-таки пришла к выводу, что самыми
эффективными являются задания по говорению. При устных сообщениях
часто используется
презентация со схемами, датами, но без текста. Пользуется популярностью и пересказ, т.к. не
каждый может выразить свои мысли и чувства на иностранном языке, когда не всегда это
получается и на родном. Я отказалась от письменных заданий, так как найти готовые письма, эссе,
рассказы и списать их не составляет труда нашим учащимся. Также не было у нас заданий по
аудированию, поэтому мне сложно сказать что-либо о заданиях такого вида.
И что же в итоге мы получаем?
Обучающийся:
1)
Комфортное состояние каждого ребенка при выполнении заданий.
2)
Четкое представление о том, зачем ребенок делает это задание.
3)
Дополнительная положительная оценка, что может повлиять на итоговую оценку.
4)
Высказывание на интересующую его тему, а не навязанную учителем.
5)
Последствий в виде плохих оценок нет.
Учитель:
1) Стимулирует интерес обучающихся к иностранному языку.
2) Самостоятельная
работа
обучающихся
над
выбранной
темой
и
подготовка
устного
сообщения.
3) Безболезненное исправление оценок.
4) Информация, интересующая учеников, которую можно использовать в своей работе.
Каждый
учитель
использует
в
своей
работе
много
различных
способов
стимулирования
изучения иностранных языков. Дать возможность высказаться на любимую тему, поговорить о
наболевшем, исправить свою оценку тоже являются частью стимулирования этой деятельности.