Автор: Горбачёва Марина Юрьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ №154 Населённый пункт: г. Екатеринбург Наименование материала: учебная программа Тема: "Рабочая программа по риторике 7 класс" Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №154 г. Екатеринбурга
«Утверждаю».
Директор МБОУ СОШ №154
______________/Валамина О.В./
«_____» ________________ 2015г.
Рассмотрено на заседании ШМО.
Согласовано
Протокол № __ от «___» «___________» 2015г.
Заместитель директора по УВР
Руководитель ШМО
Трубицина Е.Г. /______________ /
Земцова М.П.______/__________________/
«_____» _______________ 2015г.
Рабочая программа учебного предмета
риторика в 7А, 7Б, 7В, 7Г классах
учителя Горбачевой М.Ю.,
составлена на основе Программы по риторике 5-11 классы под ред. Т.А.Ладыженской,
к учебнику «Школьная риторика.7 класс» Учебное пособие в 2-х частях.
Авторы: Т.А.Ладыженская, Н.А.Ипполитова, Л.П.Авдонина и др.
Издательство:
«Ювента», Москва, 2009
г.Екатеринбург
2015-2016 учебный год
1
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими
документами:
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый прика-
зом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государствен-
ных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказ Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебно -
го плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих про-
граммы общего образования»;
- примерная программа основного общего образования по риторике (для 5 – 9 классов, М. «Просвещение» 2010 г.)
- авторская Программа по курсу “Риторика» (ред. Ладыженской Т.А.//Образовательная система “Школа 2100”. Сборник
программ/под науч. ред. Д.И.Фельдштейна). - М.: Баласс, 2010).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и
развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения курса школьной риторики.
1.1 Общая характеристика учебного предмета
Риторика – это предмет с ярко выраженной интегративной (знания и умения из области русского языка и литературы)
и практической направленностью, так как создание эффективного речевого произведения является умением, обеспечиваю-
щим успешность человека в разных сферах жизнедеятельности.
Курс
школьной
риторики
направлен
на
формирование
коммуникативных
(риторических)
умений.
Этот
практикоориентированный
предмет
выполняет
важный
социальный
заказ
–
учит
успешному
общению,
то
есть
в з а и м о д е й с т в и ю
л ю д е й
в
с а м ы х
р а з л и ч н ы х
с ф е р а х
д е я т е л ь н о с т и .
Современная
школьная
риторика
учитывает
достижения
лингвистической
науки
(в
частности,
лингвистики
текста),
психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная школьная
риторика – самостоятельный учебный предмет.
2
В разработанной рабочей программе можно выделить два смысловых блока:
первый– «Общение»;
второй – «Речевые жанры»
.
Первый блок « Общение» даёт представление о сути взаимодействия между людьми, которое называется общением,
о коммуникативной ситуации, её компонентах; о видах общения, о коммуникативной деятельности, её структуре; о комму-
никативных качествах речи – на основе чего у детей формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации обще-
ния, определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение, оценивать степень их реализации в общении.
Второй блок - «Речевые жанры» - даёт представление о стилях языка и речи, о тексте как продукте речевой
деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста.
В этом блоке центральное понятие –
речевой жанр , т.е. текст определенной коммуникативной направленности. Мы имеем в виду не жанры художественной
литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации,
хроники и т.д.
Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, т.к. называет тот вид высказывания,
которому следует учить.
Для
нас это – дидактическая единица, которая во многом определяет методику обучения:
знакомство с образцами конкретного жанра, осмысление его особенностей с точки зрения сферы употребления, адресата,
коммуникативных задач и т.д.; анализ типичных недочетов в структуре и речевом оформлении данного жанра; создание его
отдельных фрагментов (частей); и, наконец, самостоятельное создание жанра на предложенную тему.
Основные
понятийные
компоненты
второго
блока:
речевые
жанры,
их
структурно-смысловые
и
стилевые
особенности.
Основная цель курса
риторики – обучать эффективному общению, школьная риторика – предмет с четко выражен-
ной практической направленностью. Центральное место в программе занимает развитие коммуникативных умений ,
которые делятся на две группы:
формирующие умения анализировать и оценивать общение, созданный текст;
формирующие умения говорить, слушать, писать, читать – умение общаться.
Разграничение этих умений предупреждает неоправданное сужение работы по риторике, ограничение ее только ана
лизом общения, готовых текстов. Главное – создать условия для обучения умению пользоваться даром слова, общаться.
3
Задачи курса риторики для 7класса:
воспитание культуры речевого поведения (в частности, через обучение этикетным формам обращения, речевым мо-
делям в споре, жанрам комплимента и похвального слова);
овладение различными видами учебно-речевой деятельности (в частности, через обучение умению создавать такие
речевые жанры, как пересказ, отзыв, аннотация, интервью), в том числе умению редактировать собственный текст;
подготовка обучающихся к общению в официальной и неофициальной обстановке;
развитие творческих способностей, общительности, импровизации (в частности, через обучение умению составлять такие
речевые жанры, как разновидности писем, притча). Данные жанры рассматриваются в курсе риторики с точки зрения их
уместного употребления в сфере повседневного общения.
Структура урока
Планируемые уроки содержат следующие основные компоненты:
речевые разминки;
ортологические разминки;
введение теоретических сведений;
риторическую практику;
импровизационные задачи, т.е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие неподготовленную речь;
риторические игры.
Эти упражнения, обеспечивающие формирование определённых умений и навыков, позволяют переключить школьников
с одного вида деятельности на другой, помогают снимать усталость.
Для того чтобы успешно реализовать программу, необходимо урок строится как урок обучения речи, где каждый уче-
ник вовлекается в процесс общения, говорит, слушает. При планировании урока учитываются особенности здоровья класса,
индивидуальные особенности учащихся, уровень их интеллектуального развития, особенности их психологического состо-
яния. Этому способствуют создание доброжелательной обстановки на уроке, применение здоровьесберегающих и психо-
сберегающих технологий.
4
1.2 Место учебного предмета в учебном плане школы
Предмет «Школьная риторика» не входит в число обязательных предметов Государственного образовательного стан-
дарта, но является региональным компонентом базисного учебного плана. Количество учебных часов в соответствии с
учебным планом школы в 7 классе составляет 35 часов - 1 час в неделю. Из них - в I полугодии – 16 часов, во II полугодии
– 19 часов.
1.3 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его
в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой вы-
бор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позицийобучение
рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и на-
выков, но и как процесс овладения коммуникациями.
Это определило цели обучения:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку
как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельно-
сти;
развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и
способности к речевому взаимодействию и взимопониманию; потребности в речевом самосовершенствова-
нии;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях об-
щения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точ-
ки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
5
В содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функцио-
нировании;
овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нор-
мами русского литературного языка;
формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; совершенствование умений и навы-
ков письменной речи;
освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.
2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
– объяснять правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, из-
винении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных
учебных действий (УУД):
– соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое и сложное высказывания на заданную тему;
6
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и
жизни окружающих;
– самостоятельно работать с заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать различные
типы словарей;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей,
уместность использования различного темпа, громкости, жестов и мимики в разных ситуациях;
– уместно использовать несловесные средства в своей речи;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, из-
винения и т.п. в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения и т.п.
применительно к разным ситуациям общения;
– распознавать и вести этикетный диалог;
7
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять тексты на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов, данной темы и проблемы;
–исполнять тексты, подбирать цитаты;
– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в ситуациях общения.
3.Содержание учебного предмета, курса
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
:
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ
КОЛИЧЕСТВО ЧА-
СОВ
Общение
17
Речевые жанры
16
Резервные часы
2
8
Основное содержание курса школьной риторики. 7 класс
Раздел 1. Речевая ситуация. 2ч
Тема 1.
Вспоминаем – знакомимся с новым. 1ч
Общение как процесс взаимодействия людей. Речевая ситуация как один из главных компонентов общения. Понятия: «Об-
щение», «адресат», «адресант», «коммуникативное намерение», «коммуникативная задача», «информация». Два вида ин-
формации, передаваемой в процессе общения. Способы выражения коммуникативных намерений. Техника речи. Презента-
ция – представление.
Тема 2.
Когда и где мы общаемся. Будем знакомы.1ч
Понятия «общение», «речевое намерение», «сигналы речи», «речевая задача»; способы выражения коммуникативных задач,
интонация истинного коммуникативного намерения. Правила знакомства.
Раздел 2. Виды общения. 1ч
Тема 1. Вспоминаем изученное, узнаём новое. 1ч
Понятия «личное общение», «публичное общение», правила личного и публичного общения. Словесные инесловесные
виды общения, их роль в речевом общении; использование жестов и мимики как интонационных средств, помогающих го-
ворящему полнее и точнее выразить свою мысль.
Тема 2. И личное, и публичное общение. Просто личное общение. 1ч
Официальное и неофициальное общение. Публичное и личное общение. Правила поведения в официальной обстановке и
общественных местах. Выразительное чтение текстов публичных выступлений.
Раздел 3. Вежливое возражение. 1ч
Тема 1.
Вежливое возражение. 1ч
Речевые формулы согласия и несогласия; аргументы несогласия; правила вежливого возражения. Аргументы для выраже-
ния несогласия.
Раздел 4.
Что мешает голосу «летать»? Учимся «лепить» свой голос. 1ч
Тема 1. Что мешает голосу «летать»? Учимся «лепить» свой голос 1ч
Отражение чувств в голосе говорящего. Речевая задача и возможности голоса. Интонационный, тембральный, громкостный
рисунок голоса; голосовые средства воздействия на слушателя.
9
Раздел 5.Жесты вместе с мимикой. 1 ч
Тема 1. Помощники слова. Контакт начинается со взгляда. 1ч
Жесты и мимика как невербальные средства общения. Однозначные и многозначные жесты. Уместные и неуместные же-
сты. Роль жестов в речевом общении. Использование жестов в речевом общении.
Раздел 6. Учимся отвечать. 1ч
Тема 1. Определение. Мы строим определения и правила. 1ч
Определение. Части определений. Виды определений. Языковые модели, позволяющие строить определения. Построение
определений. Правило. Конструирование правил. Редактирование речевых ошибок.
Раздел 7. От души посоветовать. 1ч
Тема 1. Советы бывают разными. 1ч
Что такое совет. Цели совета. Общее и различное между советом и другими речевыми действиями. Советы разных видов.
Пожелания советчикам. Решение коммуникативных задач. Коммуникативные игры.
Раздел 8. Качества речи. 1ч
Тема 1. Д Достоинства и недостатки речи. Уместность речи и её соответствие ситуации и стилю высказывания. 1ч
Виды речи. Правильная речь. Достоинства и недостатки речи. Уместность как одно из важнейших качеств речи. Соответ-
ствие речи стилю высказывания и ситуации общения.
Раздел 9. Я - редактор. 1ч
Тема 1. Редактирование текста. 2ч
Условные знаки правки текста. Лексический повтор. Недостатки в содержании и речевом оформлении чужих и собствен-
ных текстов. Работа по редактированию письменного речевого высказывания.
Раздел 10. Учимся читать учебную книгу. 2ч
Тема 1. Виды чтения. Приёмы осмысления учебного текста. Выписки. 2ч
Чтение. Виды чтения. Ознакомительное и изучающее чтение. Задачи читающего. Понимание основной мысли текста. Приё-
мы осмысления учебного текста. Выписки.
Раздел 11. Изобретения. 2ч
10
Тема 1. Изобретения. Обратимся к примерам. Что в имени тебе моём? 2ч.
Две разновидности определений: логические и риторические. Понятие «пример», виды примеров. Понятие «топонимика».
Творчество.
Раздел 12. Заголовок. 1ч
Тема 1. Заголовки и названия. 1ч
Заголовки и названия. Заголовок-прогноз и заголовок-ассоциация. Виды заголовков и их отличительные особенности. Под-
бор заголовков в соответствии с темой, идеей и основной мыслью текста. Выразительное чтение текст. Построение уст-
ных монологических высказываний.
Раздел 13. Необычные тексты. 2ч
Тема 1. Каким должно быть слово рядом с фотографией? 2ч.
Фотография и слово. Фотография и текст. Необычность текста, созданного к фотографии. Замысел и речевая ситуация.
Фотозарисовка. Жанровые и языковые особенности письменных высказываний, создаваемых по фотографиям.
Раздел 14. Коллективный дневник. 1ч
Тема 1. Дневниковые записи. 1ч ч
Дневниковые записи. Правила ведения дневников. Коллективный дневник.
Раздел 15. Чужая речь в моём тексте.1ч
Тема 1. Что такое чужая речь? 1ч
Понятия «чужая речь», «цитата». Речевые задачи цитат. Цель использования чужой речи цитат. Правила цитирования. Ис-
пользование чужой речи в собственном тексте в соответствии с правилами цитирования.
Раздел 16. От отзыва к рецензии. 2ч
Тема 1. Рецензия на сочинение товарища. 2ч
Аннотация, отзыв и рецензия как речевые жанры. Речевые задачи аннотации, отзыва и рецензии. Составление рецензии.
Языковые штампы, используемые при рецензировании. Составление рецензии.
Раздел 17. Деловой стиль. 2ч
Тема 1. Заявление. 1ч
Понятие «деловой стиль речи». Заявление. Составные части заявления. Языковые штампы деловой письменной речи.
Тема 2. Объяснительная записка.1ч
11
Объяснительная записка. Составные части объяснительной записки. Языковые штампы объяснительной записки.
Раздел 18. Дневниковые записи. 1ч
Тема 1. Дневниковые записи. 1ч
Дневниковая запись. Что, как и зачем записывать в дневнике. Дневники писателей.
Раздел 19. Учимся спорить. 2ч
Тема 1. Настоящий спор и его основные признаки. 2ч
Спор. Отличия спора от ссоры. Основные компоненты спора. Задачи спора. Правила ведения спора. Тезисы и аргументация
собственного мнения. Речевые стереотипы, помогающие ввести тезис в аргументируемый текст. Виды аргументов.
Раздел 20. Газетная информация. 2ч
Тема 1.Информационные газетные жанры . 2ч
Понятия «информация», «СМИ». Виды информации, основные газетные жанры. Хроника. Заметка. Обязательные элемен-
ты хроники и заметки. Языковые средства, используемые для создания хроники и заметки.
Раздел 21. Репортаж. 2ч
Тема 1. Репортаж. 2ч
Репортаж. Особенности жанра репортажа. Законы создания репортажа. Языковое своеобразие и стилевые особенности
жанра. Создание собственного репортажа в соответствии с правилами, языковыми и стилевыми особенностями. Использо-
вание языковых средств в соответствии с коммуникативным намерением. Имидж репортёра.
Раздел 22. Уроки житейской мудрости. 1ч
Тема 1. Уроки житейской мудрости 1ч
Жанр притчи. Строение «классической» притчи: аллегорическое повествование и толкование. Двухчастное и трёхчастное
строение питчи. Мораль притчи и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира притчи. Выражение
народного духа и народной мудрости в притчах. Моделирование притчевых ситуаций и решение коммуникативных задач.
Раздел 23. Итоговые задания.1ч
Тема 1. Итоговые задания. 1ч
Тема 1. Итоговые задания. 1ч
12
Понятия «коммуникабельность», «контактность». Риторический анализ текстов. Редактирование. Речевая ситуация и рече-
вое взаимодействие.
Резервные часы – 2 часа.
ФОРМЫ И СРОКИ КОНТРОЛЯ
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ:
Формы и виды контроля:
устное высказывание (рассуждение);
риторический анализ текста;
создание текста определенного речевого жанра;
конкурс на лучшего рассказчика;
этикетные диалоги;
инсценировка;
письмо, выписки, конспект, реферат устный и письменный;
монолог, диалог;
тесты;
Вид контроля
1 четверть 2 четверть
3 четверть
4 четверть
Год
Тесты
2
2
2
2
8
Зачетные работы
1
1
2
13
зачетные работы;
самооценка;
взаимооценка.
В результате изучения курса риторики в 7 классе ученики должны
знать :
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художествен-
ной литературы;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка; нормы речевого этикета;
уметь:
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литерату-
ры;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и язы-
ковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы; объяснять значения слов.
• успешно общаться; ориентироваться в ситуации, уместно выбирать словесные и несловесные средства для решения
определённой коммуникативной задачи.
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и
скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; пользоваться лингвистиче-
скими словарями, справочной литературой;
14
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение,);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, выступление, письмо)
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога и диалога;
• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; аде-
кватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, уви-
денному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современ-
ного русского литературного языка;
• соблюдать нормы русского речевого этикета;
• осуществлять речевой самоконтроль; совершенствовать и редактировать собственные тексты; владеть компетенциями :
коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного
языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского язы-
ка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образова-
ния.
Структура планируемых результатов:
определение динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и
ближайшей перспективы;
овладение учащимися учащихся учебными действиями.
15
4. Календарно-тематическое планирование
№
уро-
ка
дат
а
Тема
Кол-
Во
ча-
сов
Мате-
риал
учеб-
ника
Форма
учеб-
ного
заня-
тия
Требования к уровню подготовки учащихся
Базовые знания
Развитие познава-
тельных
умений
Формирование
ценностно-мировоз-
зренческих
ориентаций
Раздел 1. Речевая ситуация. 2ч
Тема 1. Вспоминаем – знакомимся с новым. 1ч
1
Вспоминаем
– знакомим-
ся с новым .
1
Ч.1
Стр.
9-18
прак-
тикум
Знать: понятия «ад-
ресант», «адре-
сант», «речевая си-
туация», «коммуни-
кативное намере-
ние», «коммуника-
тивная задача», «ин-
формация», «техни-
ка речи», способы
выражения комму-
никативных намере-
ний два вида инфор-
мации: правила пре-
зентации
Уметь: вступать в
речевое общение,
определять комму-
никативное намере-
ние, выбирать сло-
весные средства об-
щения; определять
тип информации;
проводить презента-
цию-представление.
Формирование
коммуникативной
компетенции
Тема 2. Когда и где мы общаемся. Будем знакомы. 1ч
2
Когда и где
мы общаем-
1
Ч.1
Стр.
прак-
тикум
Знать: понятия «об-
щение», «речевое
Уметь: учитывать
разные компоненты
Содействовать фор-
мированию культу-
16
ся. Будем
знакомы
18-34
намерение», «сигна-
лы речи», «речевая
задача»; способы
выражения комму-
никативных задач,
интонацию истин-
ного коммуникатив-
ного намерения;
правила знакомства
речевого общения в
зависимости от за-
дачи речи; расска-
зывать о себе; вла-
деть монологиче-
ской и диалогиче-
ской речью, всту-
пать в речевое об-
щение
ры поведения в по-
вседневной жизни
Раздел 2. Виды общения. 1ч
Тема 1. Вспоминаем изученное, узнаём новое.
Личное – публичное общение .1ч
3
Вспоминаем
изученное,
узнаём но-
вое. Личное
– публичное
общение.
1
Ч.1
Стр.
35-44
прак-
тикум
Знать: виды обще-
ния,зависимость
выбора тех или
иных средств обще-
ния от его вида.
Словесные инесло-
весные виды обще-
ния, их роль в рече-
вом общении;
уместное использо-
вание жестов и ми-
мики как интонаци-
онных средств, по-
могающих говоря-
щему полнее и
точнее выразить
Уметь: выбирать
средство общения,
уместно пользовать-
ся жестами и мими-
кой в соответствии с
ситуацией общения;
выразительно чи-
тать тексты публич-
ных выступлений, в
том числе выучен-
ные наизусть,
соблюдая нормы ли-
тературного произ-
ношения; владеть
основными видами
публичных выступ-
лений
Содействовать со-
циальной адапта-
ции учащихся, всту-
пающих в речевое
общение
17
свою мысль.
Тема 2. И личное, и публичное общение. Просто личное общение.1ч
4
И личное, и
публичное
общение.
Просто лич-
ное общение.
1
Ч.1
Стр.
45-51
прак-
тикум
Знать: понятия
«личное общение»,
«публичное обще-
ние», правила лич-
ного и публичного
общения
Уметь: применять
полученные знания
в практике речевого
общения
Формирование
культуры речевого
общения
Раздел 3. Вежливое возражение. 1ч
Тема 1. Вежливое возражение. 1ч
5
Вежливое
возражение .
1
Ч.1
Стр.
52-63
прак-
тикум
Знать: речевые фор-
мулы согласия и не-
согласия; аргументы
несогласия; правила
вежливого несогла-
сия
Уметь: употреблять
речевые формулы
согласия и несогла-
сия, подбирать аргу-
менты для выраже-
ния несогласия,
применять правила
вежливого возраже-
ния; участвовать в
диалоге, понимать
чужую точку зрения
и аргументировано
отстаивать свою
Содействовать со-
циальной адапта-
ции учащихся
Раздел 4. Подружимся с голосом. 1ч
Тема 1. Что мешает голосу «летать»? Учимся «лепить» свой голос. 1ч
6
Что мешает
голосу «ле-
тать»?
Учимся «ле-
1
Ч.1
Стр.
64-82
прак-
тикум
Знать: отражение
чувств в голосе го-
ворящего. Речевая
задача и возможно-
Уметь: умело поль-
зоваться возможно-
стями голоса для
решения коммуни-
Содействовать фор-
мированию культу-
ры поведения в по-
вседневной жизни
18
пить» свой
голос
сти голоса. Интона-
ционный, тембраль-
ный, громкостный
рисунок голоса; го-
лосовые средства
воздействия на слу-
шателя
кативных задач,
определять чувства
говорящего, отра-
жающиеся в голосе.
Раздел 5.Жесты вместе с мимикой. 1 ч
Тема 1. Помощники слова. Контакт начинается со взгляда. 1ч
7
Помощники
слова. Кон-
такт начина-
ется со вз-
гляда
1
Ч.1
Стр.
83-98
прак-
тикум
Знать: роль жестов и
мимики в речевом
общении. Однознач-
ные и многозначные
жесты. Уместные и
неуместные жесты.
Использование же-
стов и мимики в ре-
чевом общении
Уметь: определять
роль жестов и ми-
мики; уместно
пользоваться жеста-
ми и мимикой в
практике речевого
общения; решать
коммуникативные
задачи.
Содействовать фор-
мированию культу-
ры поведения в по-
вседневной жизни
практикумЗнать: понятия «определение» и «правило»; части виды определений; языковые модели, позволяю-
применять полученные знания в практике речевого общения
Стр.
120-132
Раз-
20
дел
8.
Ка-
че-
ств
а
реч
и.
1чС
ове-
ты
бы-
ва-
ют
раз
ны-
ми
Тем
а 1.
Д
До-
сто-
инс
тва
и
нед
о-
стат
ки
реч
и.
21
Уме
стн
ость
реч
и и
её
со-
от-
вет-
ств
ие
си-
туа-
ции
и
сти-
лю
вы-
ска-
зы-
ва-
ния.
1ч
практикумЗнать: виды речи, достоинства и недостатки речи. Понятие «правильная речь», «стиль высказыва-
ния»; качества речи; стиль высказывания, ситуация общения. Уметь: вступать в речевое общение в соответствии
с ситуацией общения и стилем высказывания; находить ошибки, решать коммуникативные задачи. Формирование
культуры речевого общения 1Ч.110
Стр.
133-150
Раз-
22
дел
9. Я
- ре-
дак-
тор.
1чД
о-
сто-
инс
тва
и
нед
о-
стат
ки
реч
и.
Уме
стн
ость
реч
и и
её
со-
от-
вет-
ств
ие
си-
туа-
ции
23
и
сти-
лю
вы-
ска-
зы-
ва-
ния.
Тем
а 1.
Ре-
дак-
ти-
ро-
ва-
ние
тек-
ста.
2ч
24
Знать: условные знаки редакторской правки; уместность и неуместность лексического повтора Уметь: нахо-
дить недостатки в содержании и речевом оформлении чужих и собственных текстов, редактировать текст, используя
условные знаки правки текстаСодействовать воспитанию культурно-ценностного отношения к русской речи Прак-
тикум1Ч.111
Проверочная работа
Стр.
151-166
12
Раз-
дел
10.
Учи
мся
чи-
тат
ь
уче
б-
ную
кни
гу.
2чР
е-
дак-
ти-
25
ро-
ва-
ние
тек-
ста.
Пра
к-
ти-
че-
ска
я
ра-
бо-
та
по
ре-
дак-
ти-
ро-
ва-
нию
тек-
ста.
Тем
а 1.
Вид
ы
чте-
ния.
При
ёмы
26
осм
ыс-
ле-
ния
уче
бно-
го
тек-
ста.
Вы-
пис
ки.
2ч
Знать: понятия «ознакомительное чтение», «изучающее чтение»; цели и задачи ознакомительного и изучаю-
щего чтения Уметь: строить монологическое высказывание по заданной теме; находить информативно важные сло-
ва; делать выписки.Формирование культуры письменной речи Практикум2Ч.113
Практическая работа
Стр.
167-189
14
Раз-
дел
11.
Изо
бре-
те-
ния.
27
2чВ
иды
чте-
ния.
При
ёмы
осм
ыс-
ле-
ния
уче
бно-
го
тек-
ста.
Вы-
пис
ки.
Тем
а 1.
Изо
бре-
те-
ния.
Обр
а-
тим
ся к
при
ме-
рам
28
.
Что
в
име
ни
тебе
моё
м?
2ч.
Уметь: создавать текст, используя риторические и логические определения; самостоятельно и мотивированно
организовывать свою познавательную деятельность; строить устные и письменные высказывания Формиро-
вание мировоззренческого кругозора Практикум, творческая работаЗнать: что такое творчество; две разновид-
ности определений: логические и риторические. Понятие «пример», виды примеров.2Ч.215
Понятие «топонимика».
Стр.
7-17
Ч.2
Стр. 18-24
16
Раз-
дел
12.
За-
го-
29
ло-
вок.
1чИ
зоб-
ре-
те-
ния.
Обр
а-
тим
ся к
при
ме-
рам
.
Тем
а 1.
За-
го-
лов-
ки
и
на-
зва-
ния.
1ч
Что
в
име-
ни
30
тебе
моё
м?
Знать: понятия «заголовок-прогноз» и «заголовок-ассоциация»; виды заголовков и их отличительные особен-
ностиУметь: подбирать заголовок в соответствии с темой, идеей и основной мыслью текста; выразительно
2ч.
Урок изучения нового материалаЗнать: в чём необычность текста, созданного к фотографии; как соединять слова с
32
фотографией в соответствии с замыслом и речевой ситуациейУметь: применять полученные знания на практике, со-
здавать подписи и тексты к фотографиямФормирование 1Ч.218
коммуникативной
компетенции
Стр.
37-44
19К
а-
ким
дол
жно
быт
ь
сло-
во
ря-
дом
с
фото
гра -
фи-
ей?
Фотоза-
рисовка.
История
снимка.
1
Ч.2
Стр.
44-50
Урок-
пре-
зента-
ция
Знать: что такое
фотозарисовка; жан-
ровые и языковые
особенности пись-
менных высказыва-
ний, создаваемых по
фотографиям
Уметь: самостоя-
тельно создавать
высказывания по
заданной теме;
представлять ре-
зультаты своей дея-
тельности
Формирование
коммуникативной
компетенции
Раз-
дел
14.
Кол
лек-
тив-
ный
дне
33
в-
ник
. 1ч
Тем
а 1.
Дне
в-
ни-
ков
ые
за-
пи-
си.
1ч
Повторение с элементами новогоЗнать: что такое дневниковые записи, о чём, что и как писать в дневнике Уметь:
самостоятельно вести дневниковые записи; создавать письменные высказывания; представлять результаты своей дея-
тельностиФормирование 1Ч.220
коммуникативной
компетенции
Стр.
51-59
Раз-
дел
15.
Чу-
жая
реч
ь в
моё
м
34
тек-
сте.
1чД
нев-
ни-
ков
ые
за-
пи-
си.
Учи
мся
пи-
сать
ле-
то-
пис
ь
кла
сса.
Тем
а 1.
Что
та-
кое
чу-
жая
реч
ь?
1ч
Урок изучения новогоЗнать: что такое чужая речь, цитата; речевые задачи цитат; цель использования цитат; правила
35
цитированияУметь: использовать чужую речь в собственном тексте в соответствии с правилами цитирования.Фор-
мирование 1Ч.221
коммуникативной
компетенции
Стр.
60-
Раз-
дел
16.
От
от-
зы-
ва к
ре-
цен-
зии.
2чЧ
то
та-
кое
чу-
жая
реч
ь?
Для
чего
нуж
на
ци-
та-
та?
36
Тем
а 1.
Ре-
цен-
зия
на
со-
чи-
не-
ние
то-
ва-
ри-
ща.
2ч
37
Знать: понятия «отзыв», «рецензия», «аннотация»; сходство и различие данных речевых жанров; языковые
штампы, используемые при рецензировании Уметь: использовать языковые штампы при рецензировании сочине-
ния; редактировать написанное; Содействовать социальной адаптации учащихся Урок повторенияЧ.2122
Практикум, с/р
Стр.
77-85
1
23
Раз-
дел
17.
Де-
ло-
вой
сти
ль.
2чР
е-
цен-
зия
на
со-
чи-
38
не-
ние
то-
ва-
ри-
ща.
Тем
а 1.
Зая
вле-
ние.
1ч
На-
писа-
ние
ре-
цен-
зии
Знать: понятие «деловой стиль речи»; составные части заявления; языковые штампы заявлений Уметь: со-
ставлять заявление в соответствии с нормами деловой речиСодействовать формирование культуры деловой письмен-
ной речи практикум1Ч.223
Стр.
87-91
Тем
а 2.
Объ
яс-
ни-
39
тел
ь-
ная
за-
пис
ка.1
чЗа
яв-
ле-
ние.
практикумЗнать: составные части объяснительной записки; языковые штампы деловой речи Уметь:состав-
лять объяснительную записку в соответствии с нормами деловой речиСодействовать формирование культуры дело-
вой письменной речи 1Ч.224
Стр.
91-98
Объ-
яс-
ни-
тель
ная
за -
писк
а.
Раз-
дел
18.
Дне
в-
ни-
ков
40
ые
за-
пи-
си.
1ч
Тем
а 1.
Дне
в-
ни-
ков
ые
за-
пи-
си.
1ч
Знать: о чём, что и как писать в дневникеУметь: вести дневниковые записи, составлять текст Формирование практи-
кум1Ч.225
коммуникативной
компетенции
Стр.
69-76
Раз-
дел
19.
Учи
мся
спо-
рит
ь.
41
2чД
нев-
ни-
ков
ые
за-
пи-
си
Тем
а 1.
На-
сто-
я-
щи
й
спо
р и
его
осн
ов-
ные
при
зна-
ки.
2ч
Формирование культуры речевого общения Уметь: вести спор, соблюдая правила ведения спора; определять за-
дачи спора; решать коммуникативные задачи; участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргу-
ментировано отстаивать свою; Знать: что такое спор, отличие спора от ссоры, основные компоненты спора;
задачи спора;практикум1Ч.226
строить устные высказывания;
владеть основными видами публичных выступлений
42
Понятия «тезис», «аргумент», речевые стереотипы, которые помогают ввести тезис в аргументированный
текст, виды аргументов
Стр.
99-113
27
Раз-
дел
20.
Га-
зет-
ная
ин-
фор
ма-
ция.
2чН
а-
сто-
я-
щи
й
спо
р и
43
его
осн
ов-
ные
при
зна-
ки.
Тем
а
1.И
н-
фор
ма-
ци-
он-
ные
га-
зет-
ные
жан
ры .
2ч
Те-
зис и
аргу-
мент
спо
-
ра.
Культ
ура
44
спо-
ра.
Формирование Изучение нового материалаЗнать: понятие «информация», «СМИ»; виды информации, основ-
ные газетные жанры. Понятие «хроника», обязательные элементы хроники; языковые средства различных
речевых жанровУметь: 1Ч.228
коммуникативной
компетенции
определять виды информации; различать основные газетные жанры; писать хронику, заметку в соответствии
с нормами русского литературного языка;
использовать языковые средства различных речевых жанров;
самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата
Стр.
122-137
29С
МИ.
Ин-
фор-
ма-
ци-
он-
ные
га-
зет -
ные
жан-
ры.
Хро-
ни-
ка.
Информаци-
онные газет-
ные жанры.
Заметка.
1
Ч.2
Стр.
137-
142
Изуче-
ние
нового
мате-
риала,
прак-
тикум
Знать:
понятие «заметка»,
языковые средства,
используемые для
создания заметки
Формирование
коммуникативной
компетенции
45
Раз-
дел
21.
Ре-
пор-
таж
. 2ч
Тем
а 1.
Ре-
пор-
таж
. 2ч
Знать: особенности жанра репортажа, законы создания репортажа; языковое своеобразие и стилевые особен-
ности жанра. Уметь: создавать репортаж в соответствии с правилами, языковыми и стилевыми особенностями, ис-
пользовать языковые средства в соответствии с коммуникативным намерениемФормирование нравственных основ
личности, ориентированной на общечеловеческие ценности Изучение нового материала, практикум2Ч.230
Стр.
145-167
31
Раз-
дел
22.
Уро
ки
жи-
тей-
46
ско
й
муд-
ро-
сти.
1ч
Ре-
пор-
таж
.
Тем
а 1.
Уро
ки
жи-
тей-
ско
й
муд-
ро-
сти
1ч
Вы –
ре-
пор
т
ёр.
47
Урок-конкурсЗнать: жанр притчи, двухчастное и трёхчастное строение питчи; аллегорическое повествование
и толкование притч. Мораль притчи и способы ее выражения; план выполнения творческой работы и крите-
рии их Уметь: находить аллегорию в притче; моделировать притчевые ситуации, решать коммуникативные
задачи; .выполнять творческое задание в соответствии с темой, идеей, стилем, задачей; работать в группе, оценивать
работу других. Содействовать развитию мировоззренческого кругозора 1Ч.232
Стр.
168-185
Раз-
дел
23.
Ито-
го-
вые
за-
да-
ния.
1чУ-
ро-
ки
жи-
тей-
ской
муд-
ро-
сти
Тем
а 1.
Ито
го-
вые
48
за-
да-
ния.
1ч
Урок контроляЗнать: изученные в курсе риторики понятия Уметь: применять полученные на уроках риторики
знания в практике речевого устного и письменного общенияСодействовать социальной адаптации учащихся, вступа-
ющих в речевое общение 1Ч.233
Стр.
186-192
34-
35 Ит
ого-
вые
зада-
ния
Резервный
урок
2
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.
«Школьная риторика.7 класс» Учебное пособие в 2-х частях. Под ред. Т.А.Ладыженской.-М.: «Ювента», 2009.
2. Т.А. Ладыженская. «Живое слово», М., «Просвещение», 2010 год.
3. М.Р. Львов. «Основы теории речи», М., «Просвещение», 2010 год.
4. Школьная риторика. 7 класс. Методические рекомендации. Под ред. Т.А.Ладыженской.-М.: «Ювента», 2009.
5.Васильева Т.В. Упражнения по дикции. Учебное пособие. М. 2010 г.
6.Волков А.А. Основы русской риторики. М., 2010 г.
7.Дородных А.И. Грамматика речевого общения. М., 2010 г.
49
8.Кржижановская Ю. С., Третьяков В.П. Грамматика общения. С-П., 2011 г.
9.Смелкова З.С. Азбука общения. Книга для преподавателя риторики в школе. Самара, 2011 г.
10.Юнина Е.А., Сагач Т.М. Общая риторика (современная интерпретация). Пермь, 2011 г.
11.Презентации по созданию текстов разных речевых жанров. (ЭОР), 2012 г.
12.Педагогическое речеведение: Словарь – справочник (под ред. Т.А. Ладыженской). М., 3-е изд. 2010 г.
13.Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте»: Речевой этикет в нашем общении. – М.: 2012 14..Энцик-
лопедия для детей. Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта +, 2010
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование видеофильмов,
слайдовых презентаций, аудио и видео материалов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ И УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
1.
Нормы оценок письменных работ:
Оценка «5»
Содержание и речь:
1.
Содержание работы полностью соответствует теме.
2.
Фактические ошибки отсутствуют.
3.
Содержание излагается последовательно.
4.
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью слово-
употребления.
5.
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
6.
В целом в работе допускается 1 содержательный и 1-2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая негрубая ошибка.
Оценка «4»
Содержание и речь:
1.
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
50
3.
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.
Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
6.
В целом в работе допускается 2 содержательных и 3-4 речевых недочета.
Грамотность: допускается 2 орфографические и 2 пунктуационные; или 1 орфографическая и 3 пунктуационные; или 4
пунктуационные ошибки, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
Содержание и речь:
1.
В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4.
Беден словарь, однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребле-
ние.
5.
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
6.
В целом в работе допускается 4 содержательных и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускается 4 орфографические и 4 пунктуационные; или 3 орфографические и 5 пунктуационных; или 7
пунктуационных ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2»
Содержание и речь:
1.
Работа не соответствует теме.
2.
Допущено много фактических неточностей.
3.
Нарушена последовательность изложения во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответ-
ствует плану.
4.
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между
ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5.
Нарушено стилевое единство текста.
6.
В целом в работе допускается 6 содержательных и 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускается 7 орфографические и 7 пунктуационные; или 6 орфографические и 8 пунктуационных; или 5
орфографических и 9 пунктуационных; или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических
ошибок.
51
2.
Нормы оценок устных ответов:
«5»
1.
Полно и последовательно раскрыто содержание материала в объеме программы.
2.
Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, точно использованы научные термины.
3.
Для доказательства использованы выводы и обобщения опытов.
4.
Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания, самостоятельно составленные примеры.
5.
Материал изложен правильно с точки зрения норм литературного языка.
6.
Возможны 1-2 неточности в вопросах второстепенного материала, которые исправляются с помощью учителя.
«4»
1.
Раскрыто основное содержание материала.
2.
Правильно даны определения понятий и точно использованы научные термины.
3.
Возможны ошибки в изложении выводов и обобщений из наблюдений и опытов.
4.
Ответ самостоятельный.
5.
Возможны неточности в вопросах второстепенного материала.
6.
Допускаются 1-2 неточности в определении понятий, незначительное нарушение последовательности изложения и
единичные неточности в языке изложения.
«3»
1.
Содержание учебного материала изложено фрагментарно, недостаточно полно, не всегда последовательно.
2.
Не дано определение понятий.
3.
Не используются в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов.
4.
Недостаточно глубоко и доказательно обосновываются свои суждения, не приводятся свои примеры.
5.
Допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминологии и определении понятий.
6.
Допускаются ошибки в языковом оформлении изложения.
«2»
1.
Основное содержание учебного материала не раскрыто.
52
2.
Не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.
3.
Допускаются грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в языковом оформлении из-
ложения.
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %; «4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %; «2»- менее 59 %.
Примерные контрольно-измерительные материалы
Контрольное тестирование 7 класс
по материалу, изученному в I четверти
1
Общение - это
а) момент
б) процесс
в) обмен
2
Тот, кому адресована речь
а) говорящий
б) адресант
в) адресат
3
Ситуация общения
а) речевая ситуация
б) личная ситуация
в) общественная ситуация
4
Жесты и мимика – это
а) особенности человека
б) сигналы речи
в) ошибки человека в общении
5
По тому, где и с кем мы общаемся, общение может быть
53
а) письменное - устное
б) официальное - неофициальное
в) законченное - незаконченное
6
Шаг к звучному, послушному голосу
а) насмеяться
б) накричаться
в) нагуляться
7
Голос - это средство
а) устного общения
б) словесного общения
в) несловесного общения
8
К помощникам слова относят
а) мимику и жесты
б) голос и крик
в) силу и громкость
9
Взгляд отражает уровень
а) использования средств общения
б) культуры и воспитанности человека
в) способностей человека
10 Самое первое, обширное определение слова «определение» было дано
а) Аристофаном
б) Арфемидием
в) Аристотелем
Контрольное тестирование
по материалу, изученному во II четверти
1
Риторика учит а) эффективно общаться
б) узнавать новое
54
в) размышлять о прошлом
2
По использованию средств связи общение может быть
а) официальным - неофициальным
б) устным - письменным
в) словесным - несловесным
3
Коммуникативная задача – это намерение, которое
а) я решил в прошлом
б) я осуществляю при помощи речи
в) я решу в процессе своей жизни
4
Когда мы учитываем разные компоненты речевой ситуации, наша речь становится более
а) осмысленной, положительной
б) интересной, увлекательной
в) эффективной, результативной, целенаправленной
5
К средствам несловесного общения относится
а) голос
б) пение
в) музыка
6
Даже возражать, не соглашаясь, надо
а) громко
б) вежливо
в) дружно
7
Звучание голоса зависит от работы
а) рук и ног
б) губ, органов дыхания, связок
в) человека на уроках физкультуры
8
Развитие речи – это пополнение
а) знаний
б) умений, навыков
в) лексикона каждого человека
9
Первым оратором, уделявшим большое внимание голосу, был
55
а) Демосфен
б) Сократ
в) Исократ
10 К самому важному средству несловесного общения относят
а) позу
б) взгляд
в) движение, т.к. именно так начинается общение (контакт) в человеческом обществе/
Контрольное тестирование
по материалу, изученному в III четверти
1. Заголовок- это:
а) слабая позиция текста
б) украшение текста
в) сильная позиция текста.
2. Заголовки не могут быть:
а) контрастом
б) ассоциацией
в) прогнозом.
3. Поликодовый текст состоит из:
а) фото + слово
б) сочинение + рецензия
в) отзыв + комментарий.
4. Из коллективных дневников получились:
а) отзывы
б) летописи
56
в) голубые альбомы.
5. Чужая речь – это:
а) дополнение
б) элемент в тексте
в) основа текста
6. Цитата не нужна для:
а) усиления чувств читателя
б) формулировки вывода
в) передачи колорита исходного текста
7. Рецензия относится к:
а) первичным текстам
б) вторичным текстам
в) третичным текстам.
8. К допущенным нормам делового общения относится:
а) коллективный дневник
б) рецензия на сочинение
в) объяснительная записка.
9. Спор редко бывает:
а) устным
б) письменным
в) коллективным
10. Для настоящего спора необходим:
а) ведущий
57
б) взрослый
в) коллектив.
11. В основе спора лежит столкновение:
а) машин
б) людей
в) различных точек зрения.
12. «Защитниками» в споре выступают:
а) тезисы
б) аргументы
в) комментарии
13. Аргументы должны быть:
а) достаточными для доказательства тезиса
б) истинными
в) достаточными, истинными и четко сформулированными.
14. Культура спора включает в себя прежде всего:
а) научные фразы и выражения
б) стремление узнать больше собеседника
в) внимательное и спокойное отношение к собеседнику.
15. Этикет это:
а) такт
б) поведение в обществе
в) правила поведения в обществе.
58
Контрольная работа по риторике за 1-е полугодие.
1. Что такое презентация?
А) Объяснение
Б) Изложение
В) Сочинение
Г) Представление
2. Кто представляет компании нового друга или приятеля?
А) Он сам.
Б) Тот, кто его знает.
3. При знакомстве не следует:
А) говорить добрым, приветливым тоном, улыбаться.
Б) не хвастаться, не обижать людей.
В) говорить приятные слова, улучшающие настроение окружающих.
Г) говорить то, что думаешь, если этим можешь испортить кому-то настроение или кого-то обидеть.
4. Соотнесите термины с их определениями.
А) Личный
Б) Публичный
1) Всенародный, открытый, явный, известный.
2) Касающийся непосредственно какого-либо лица, осуществляемый лично.
5. Какое слово не является синонимом глагола «возражать»?
А) Прекословить
Б) Перечить
В) Поражать
Г) Противоречить
59
6. Найдите речевую формулу несогласия:
А) Вы абсолютно правы.
Б) Это само собой разумеется.
В) Я не уверен, что это так…
Г) Не могу не согласиться с Вами…
7.Как возразить и не поссориться? Найдите лишнее.
А) Стремись убедить собеседника во что бы то ни стало, даже если придется прекратить дружеские отношения.
Б) Возражай по делу.
В) Выбирай вежливые слова и выражения, произноси их мягким, доброжелательным, уважительным тоном.
Г) Поменяй тему разговора, если несогласие зашло слишком далеко.
8. Среди звуковых средств воздействия на слушателя найдите одно зрительное.
А) Средства языка
Б) Жесты
В) Голос
Г) Темп речи
9. Среди зрительных средств воздействия на слушателя найдите одно звуковое.
А) Поза
Б) Взгляд
В) Паузы
Г) Мимика
10. Среди прямых способов достижения звучания найдитекосвенное.
А) Управление дыханием.
Б) Смыкание голосовых связок.
В) Управление органами произнесения.
Г) Воздействие на голос через осанку, темп говорения, телодвижения, дикцию.
11. Определите порядок шагов к свободному голосу.
60
А) Тренировка позвоночника.
Б) Умелое дыхание.
В) Незатрудненное движение челюсти.
Г) Язык мой - друг мой!
Д) Умение зевать.
Г) Умение смеяться от души.
12. Какой уровень культуры отражает долгий и беззастенчивый взгляд одного человека на другого?
А) Низкий, невоспитанность.
Б) Высокий, воспитанность.
13. Как называется положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений?
А) Определение
Б) Правило
14. Как называется формулировка, раскрывающая, разъясняющая содержание, смысл чего-нибудь?
А) Правило
Б) Определение.
15. Что из перечисленного не должен делать советчик?
А) Быть искренним и доброжелательным.
Б) Навязывать свое мнение.
В) Стремиться к взаимопониманию, подбирать вежливые слова и выражения.
4) Уметь отвечать за совет и на совет.
16. Соотнесите характеристики речи и их определения.
А) Правильная
Б) Чистая
В) Логичная
Г) Богатая
Д) Уместная
61
1.
Речь, соответствующая коммуникативной ситуации.
2.
Речь, насыщенная разнообразными языковыми средствами.
3.
Речь без нарушений норм литературного языка.
4.
Речь, не засоренная словами нелитературного языка.
5.
Речь, не противоречащая законам мышления.
17. Допиши пословицы.
А) Голова без ума, что фонарь без …
Б) Ума палата, да разума…
В) Язык болтает, а голова…
Г) Умный молчит, когда дурак…
Д) Я ему по секрету, а он…
Е) На чужой роток не…
Ж) На языке мед, а под языком- …
З) Глупый осудит, а умный….
И) Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто….
К) Хвалился, хвалился, да …
Л) Если голова пуста, то голове ума не…
ГОДОВОЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО РИТОРИКЕ.
1.
Существует 2 вида примеров. Отметьте их.
А) Факты
Б) Ссылки
В) Заметки.
2.
Примеры могут быть 2-х видов. Найдите правильные ответы.
А) Краткие
Б) Полные
62
В) Развернутые.
3.
Отметьте все необходимые компоненты текста:
А) Заглавие
Б) Ключевые слова
В) Зачин
Г) Концовка
4.
С чем связано заглавие текста?
А) с темой текста
Б) с идеей текста
5. Как называется необычный заголовок, ставящий перед читателем задачу, которую тот сможет разрешить лишь после
прочтения текста?
А) абстракция
Б) ассоциация
В) интерпретация
6.
Как называется письменный жанр, представляющий собой фотографию и слово, объединенные общей темой и идеей?
Ф
а
7. Как называются высказывания других лиц, включенные в авторское изложение?
А) прямая речь
Б) чужая речь
8. Точная, буквальная выдержка из какого-либо текста.
Ц
а
9. Краткое обозначение книги: ее названия, автора, темы.
А
я
10
. Речевой жанр, основанный на впечатлениях и оценке прочитанного, увиденного, услышанного.
63
О
в
11. Аргументированный анализ произведения, его содержательной стороны, авторской позиции, языковых достоинств.
Р
я
12.
Как называется рисуночное письмо?
П
я
13.
Когда мы хотим записаться в кружок или спортивную секцию, мы пишем…
З
е
14.
Если мы хотим разъяснить какие-либо свои поступки или действия, мы пишем…
О
ю
3
у
15. Речевое общение, чаще-устное, в основе которого лежат противоположные или разнообразные точки зрения, это…
А) беседа
Б) диалог
В) ссора
Г) спор
16. Как называется основная мысль, основное положение, которое доказывает говорящий?
Т
с
17. Как называются мысли, суждения-защитники тезиса?
А
ы
18. Перечислите информационные газетные жанры.
Х
а
64
З
а
Р
ж
И
ю
6.1. Лист корректировки рабочей программы
по риторике в 7А, 7Б, 7В, 7Г классах
65
учителей Горбачевой М.Ю., Трубициной Е.Г.
временной период, требующий корректировки______________
№
Кол-во ча-
сов по
плану
Кол-во
фактиче-
ски вы-
данных
часов
Причина отста-
вания или
опережения, с
указанием даты
Темы, не пройденные за от-
четный период
Действия, направленные на прохожде-
ние программы
6.2Лист внесения изменений
66
по риторике в 7А, 7Б, 7В, 7Г классах
учителей Горбачевой М.Ю., Трубициной Е.Г.
Кол-во ча-
сов по
плану
Кол-во
фактиче-
ски вы-
данных
часов
Причина изменения со-
держания
Измененные темы
Соответствие замененных тем
ГОС
7. Экспертное заключение по результатам экспертизы рабочей программы
Предмет_ риторика __ Классы 7А.7Б,7В,7Г Количество часов 1час в неделю, 35 за год
Учителя Горбачева М.Ю., Трубицина Е.Г. УМК _Авторы: Т.А.Ладыженская.
67
Эксперты___________________________________________________________
Цель – экспертиза соответствия рабочей программы ФКГСОО или ФГОС
Оценочный лист
№
Критерии анализа
Количе-
ство баллов по
критерию
1
Конкретность пояснительной записки
1 2 3 4 5
2
Наличие основных структурных элементов рабочей про-
граммы
1 2 3 4 5
3
Нормативно-правовая основа составления программы
1 2 3 4 5
4
Соответствие рабочей программы ФКГСОО (ФГОС), Учеб-
ному плану, Образовательной программе школы
1 2 3 4 5
5
Целеполагание (конкретность целей, чёткость задач, их си-
стемность и последовательность)
1 2 3 4 5
6
Структура содержания программы (определены основные
разделы, темы и их содержание, время на их освоение)
1 2 3 4 5
7
Планируемые результаты (конкретно описаны, классифици-
руются по определённым критериям)
1 2 3 4 5
8
Диагностичность планируемых результатов (наличие систе-
1 2 3 4 5
68
мы диагностики, разнообразие форм диагностики)
9
Планирование повторения при подготовке к экзаменам
1 2 3 4 5
10
Оценка надпредметной составляющей рабочей программы
(направленность на развитие личностных и метапредметных ре-
зультатов)
1 2 3 4 5
11
КТП соответствует содержанию программы
1 2 3 4 5
12
Эстетичность оформления
1 2 3 4 5
Итоговый балл
Вывод: _________________________________________________________________
Рекомендации ___________________________________________________________
Председатель экспертной группы_______________________________________
Члены экспертной группы_____________________________________________
«___»_________________2015 г
Примечание:
Интерпретация итогового балла:
45-60 баллов — рабочая программа соответствует ФКГСОО или ФГОС,
30-44 баллов — программа требует доработки,
69
менее 30 баллов — программа не соответствует требованиям.
70