Методы и приемы руководства трудовой деятельностью дошкольников в практике работы ДОО
Автор: Стяжкина Наталья Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №37" Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: Методы и приемы руководства трудовой деятельностью дошкольников в практике работы ДОО Раздел: дошкольное образование
трудовой деятельностью дошкольников в практике работы ДОО
Стяжкина Наталья Викторовна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №37» г.Новокузнецк
Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение
предаем
этому
мы
педагоги.
Можно
помочь
ребенку
полюбить
труд,
почувствовать
радость
от
труда,
а
можно
и
отбить
желание,
если
использовать сухие, неинтересные для детей приемы .
Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так,
чтобы труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так
ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра.
Когда дети осознают свои обязанности, когда они приобретают
практический опыт, необходимые трудовые навыки — это создает у них
уверенность
в
своих
силах,
готовность
трудиться.
Обычно
это
ярко
наблюдается у детей к концу пятого года жизни, становится устойчивой
чертой в старшем дошкольном возрасте.
Дошкольная
педагогика
подчеркивает
своеобразие
трудовой
деятельности
дошкольников,
поскольку
существуют
некоторые
отличия
детского труда от труда взрослого человека. Специфика детского труда
заключается в следующем:
ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных
ценностей; в детском труде нет результата;
труд
удовлетворяет
потребность
ребенка
в
самоутверждении,
в
познании собственных возможностей;
трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с
игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру и
наоборот.
В
процессе
игры
ребенок
часто
отражает
трудовую
деятельность взрослых, выполняя разнообразные трудовые действия;
2
труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязательный
характер;
особенностью
детского
труда
является
и
то,
что
эта
деятельность
находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и
помощь взрослого;
дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не владеют
умением удерживать в памяти весь процесс и результат;
действия
ребенка
носят
не
целенаправленный,
а
процессуальный
характер:
они
могут
повторяться
многократно,
не
преследуя
определенной задачи;
своеобразны и мотивы труда дошкольников (стремление получить от
взрослого положительную оценку своих действий, самоутвердиться,
вступить в общение со взрослым, общественно значимые мотивы);
дети
не
могут
осуществлять
самостоятельно
процесс
планирования
трудовой деятельности, часто планируют лишь процесс исполнения,
«забывая» об организации труда;
детей увлекает сам процесс деятельности, но не результат труда;
результаты
труда
дошкольников
также
отличаются
своим
своеобразием. Для ребенка он имеет не материальный, а моральный аспект,
чаще
всего
выраженный
в
положительной
оценке
взрослого.
Только
в
старшем дошкольном возрасте уже может появляться удовлетворение от
самостоятельно достигнутого результата в труде.
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех
основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой
деятельности.
Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает
одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные
возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.
Поручения
могут
быть
кратковременными
или
длительными,
индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не
3
сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя
целую цепь последовательных действий.
Выполнения
трудовых
поручений
способствуют
формированию
у
детей
интереса
к
труду,
чувства
ответственности
за
порученное
дело.
Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы
довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.
В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты,
содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести
лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания
включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в
условиях,
когда
они
еще
не
могут
организовать
труд
по
собственному
побуждению.
В
средней
группе
воспитатель
поручает
детям
самостоятельно
постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести
песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только
несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место
для работы, определить последовательность ее и т.п.).
В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех
видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда,
когда
их
обучают
новым
умениям.
Индивидуальные
поручения
даются
также
детям,
нуждающимся
в
дополнительном
обучении
или
особо
тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е.
при необходимости индивидуализировать методы воздействия.
В
подготовительной
к
школе
группе
при
выполнении
общих
поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации,
и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения
к контролю, напоминанию.
Дежурства
–
форма
организации
труда
детей,
предполагающая
обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание
коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что
4
обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена
дежурных
происходит
ежедневно.
Дежурства
имеют
большое
воспитательное
значение.
Они
ставят
ребенка
в
условия
обязательного
выполнения
определенных
дел,
нужных
для
коллектива.
Это
позволяет
воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а
также понимание необходимости своей работы для всех.
В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели
навыки,
необходимые
для
накрывания
на
стол,
стали
б оле е
самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе
в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом
работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по
подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку
природы.
Дежурные
ежедневно
сменяются,
каждый
из
детей
систематически участвует во всех видах дежурств.
Наиболее
сложной
формой
организации
труда
детей
является
коллективный
труд .
О н
ш и р о ко
и с п ол ь зуе т с я
в
с т а р ш е й
и
подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более
устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную
значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах
дежурств,
в
выполнении
разнообразных
поручений.
Возросшие
возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового
воспитания:
он
приучает
детей
договариваться
о
предстоящей
работе,
работать
в
нужном
темпе,
выполнять
задание
в
определенный
срок.
В
старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей,
как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в
конце работы подводится общий итог.
В подготовительной группе особое значение приобретает совместный
труд , когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе
работы.
Совместный
труд
дает
педагогу
возможность
воспитывать
положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться
5
друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать
друг другу.
Каждая
группа
детского
сада
обеспечивается
оборудованием
и
материалами для организации детей. Так, для хозяйственно – бытового
труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в природе –
лопаты, грабли, лейки; в ручном труде дети используют пилы, молотки и
другое оборудование. Необходимо наличие и различных материалов: семян
для посевов и посадок, корма для птиц и рыб, шишек, желудей, брусков
дерева и т.д. Все оборудование должно быть в достаточном количестве,
хорошего
качества
и
соответствовать
возрасту
детей,
иметь
привлекательный
вид:
яркий
цвет
леек,
приятная
форма
коробок
для
хранения природного материала, нарядные фартучки и др. – все это радует
детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое
удовольствия.
Оборудование на участке и в групповой комнате размещаются таким
образом, чтобы им было удобно пользоваться.
Так,
целесообразно
объединять
оборудование
по
видам
труда:
в
природном уголке – лейки, пульверизаторы, корм для животных; в месте
отведенном
для
ручного
труда,
–
пилы,
молотки;
принадлежности
для
хозяйственно – бытового труда - щеточки и совки для убора мусора можно
разместить на специальных полках в умывальной комнате, а для дежурных
по столовой – ближе к буфетной и пр.
Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжение
внимания,
поэтому
необходимо
дозировать
его,
учитывая
физические
возможности и психологические особенности детей данного возраста. Под
дозировкой
труда
имеется
в
виду
его
длительность,
объем,
сложность,
определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 3-4 лет
могут выполнять работу в течение 10-15 минут, 6-7 лет – 20-30 минут.
Наиболее трудоемкие виды труда – сгребание снега, вскапывание земли –
требует
особо
тщательного
контроля
за
состоянием
дошкольников.
6
Наблюдая за ними, воспитатель обращает внимание на появление внешних
признаков утомления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснение
лица,
потливость.
В
таких
случаях
переключает
ребенка
на
другую
деятельность.
Для
того
чтобы
не
допустить
перегрузки,
можно
рекомендовать
смену
действий
через
10-15
минут:
одни
–
вскапывают
землю, другие – рыхлят ее граблями или одни сгребают снег, другие грузят
его в санки и отвозят в отведенное для будущего строительства место.
Заботясь о создании гигиенических условий для труда, воспитатель
предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей.
Так,
работа,
требующая
напряжения
зрения
(пришивания
пуговиц,
подклеивание
книг),
должна
проходить
при
достаточном
освещении.
Педагог наблюдает за тем, чтобы дети не работали длительное время в
одной позе (согнутыми коленями, на корточках и пр.). следует обеспечить
регулярное
проветривание
помещения.
Особо
ценным
является
труд
на
воздухе.
Труд
становится
средством
воспитания
тогда,
когда
он
носит
систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок
должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным,
принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать
трудовую
деятельность
детей,
постепенно
усложнять
воспитательные
задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и
оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.
Организация труда с детьми, воспитатель должен помнить:
1.
Любой труд должен быть
целесообразным;
необходимым;
понятным;
интересным;
выполняться детьми с удовольствием.
2.
В
процессе
труда
должно
быть
не
только
физические
но
и
7
умственные (условия) усилия.
3.
Труд
должен
способствовать
познанию
окружающего
мира,
открывать простор для творчества, смекалки, инициативы.
4. Труд должен быть
посильным
доступным
хорошо организованным
дозированным по объему и во времени.
5. Необходимо учитывать особенности физического развития детей.
6. При проведении любой формы трудовой деятельности воспитатель
трудится вместе с детьми.
Собственная
трудовая
деятельность
детей
является
необходимым
средством трудового воспитания. Трудовая деятельность является ведущим
средством
трудового
воспитания.
Дети
обучаются
в
ней
конкретным
трудовым умениям и навыкам. Добиваются результата, удовлетворяют свою
потребность в приобщении к миру взрослых ( ребёнка нужно знакомить с
процессом труда взрослых, рассказать о создании разных продуктов труда, о
содержательной
части
трудовой
деятельности
взрослых),таким
образом,
дети будут уважать труд взрослых.
Важно обращать внимание детей на творческое отношение взрослых к
своему
труду.
В
народных
пословицах,
поговорках,
сказках,
заключены
важные мысли о ценности труда. Произведения изобразительного искусства
то же могут быть средством решения воспитательных задач. Они помогают
конкретизировать
представления
ребёнка
и
способствуют
воспитанию
чувств.
Составной частью трудового воспитания выступает трудовое обучение как
специально
организованный
педагогический
процесс,
направленный
на
овладение практическими умениями и навыками в той или иной сфере труда
или профессиональной деятельности.
В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными
8
возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.
(таблица 6)
таблица 6 "Методы и приемы руководства трудовой деятельностью"
Методы и
приемы
Младший дошкольный
возраст
Старший дошкольный возраст
Показ и
объяснение
Имеет большое значение, т.к.
дети
не
имеют
знаний,
не
в л а д е ю т
у м е н и я м и
и
навыками.
Показ
должен
б ы т ь
м е д л е н н ы м ,
многократным,
с
четким
выделением
всех
моментов.
О н
м о ж е т
б ы т ь
индивидуальным
или
для
группы детей.
Используется реже, в основном при
в в е д е н и и
н о в о го
т р уд о в о г о
действия,
нового
оборудования,
вида
труда,
новенькому
ребенку.
Вводится показ детей. Объяснение
может быть без прямого показа, в
виде
инструкции,
может
быть
частичным, поэтапным.
Вводятся косвенные напоминания.
Упражнения
Э т о
м н о г о к р а т н о
повторяющиеся
действия,
способствуют
выработке
прочного
навыка
и
должны
быть систематическими.
Через упражнения дети научаются
делать что-либо аккуратно, быстрее
Положительный
пример
Дети порождают воспитателям, родителям, старшим детям. Они для
них образец.
Обсуждение про-
цесса и результа-
та труда
Это делает сам воспитатель,
вовлекая
детей
в
диалог,
через повторение инструкции
В
конце
труда
полезно
обсудить
качество выполненной работы.
Контроль
О т к р ы т ы й
к о н т р о л ь
необходим
систематически,
особенно на первых стадиях
о б у ч е н и я
т р у д о в ы м
действиям.
Используется как открытый, так и
скрытый
контроль.
Необходимо
учить детей самоконтролю.
Оценка
Используется положительная
оценка
в
виде
одобрения,
п о х в а л ы ,
п о о щ р е н и я .
Показать,
за
что
хвалим.
Р е ко м е н д у е т с я
о ц е н к а
авансом.
Используются
все
виды
оценок:
положительная,
отрицательная,
в
виде
замечания,
порицания,
осуж-
дения.
Оценивается
качество,
лов-
кость, быстрота, самостоятельность,
п р о я в л е н и е
т в о р ч е с т в а .
Используется
оценка
товарищей
и
самооценка.
9
Использование
иллюстраций,
картинок, фото,
схем
П р и
р а с с м а т р и в а н и и
уточняется
последовательность
действий,
оценивается
их
правильность
Предложить разложить картинки по
порядку,
находить
ошибки
в
картинках
Игры и игровые
приемы
Занимают
большое
место,
способствуют
получению
з н а н и й ,
з а к р е п л е н и ю
навыков. Используются дид.
игры, внесение игрушек.
Широко
используются
игровые
соревнования, конкурсы.
Использование
худ.
произведений
П о т е ш к и ,
п р и б а у т к и ,
песенки,
стихи,
с ка з к и ,
короткие рассказы
Пословицы,
поговорки,
рассказы,
сказки, загадки
Опыты
Элементарные по показу свойств и качеств материала
Индивидуальны
й подход
К каждому ребенку
По
мере
необходимости,
когда
требуется
помощь
в
овладении
новым орудием труда
10
Критерии обследования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста
Ознакомление с
трудом взрослых
баллы
Навыки
самообслуживани
я
баллы
Трудовые умения
баллы
Отношение к труду
баллы
Результа-
тивность труда
баллы
Общение со
сверстниками
баллы
Ребенок имеет четкие
представления о
разнообразии
профессий
(строитель,
библиотекарь,
учитель, летчик,
сталевар, артист,
художник, врач)
1
Ребенок
проявляет
полную
самостоятельност
ь в
самообслуживани
и
1
Ребенок знает
обязанности
дежурного и
выполняет дежурства
по столовой
1
Ярко выражено
стремление ребенка
к
самостоятельности
1
Труд ребенка
результативен
1
Ребенок
инициативен в
оказании
помощи
товарищам
1
по занятиям
1
- ребенок устойчиво
проявляет
трудолюбие
1
- ребенок
оценивает
результат
своего труда
1
- учит других
тому, что умеет
сам
1
- имеет отчетливые
представ-ления о
современной техни-
ке, машинах и
механизмах,
задействованных в
труде человека, об их
роли
1
по уголку природы
1
- стремится стать
умелым
1
- стремится к
хорошему
результату
1
- способен к
деловому
сотрудничеству
1
- знает и
выполняет
требования
гигиены
1
- умеет оказывать
необходимую
хозяйственную
помощь
1
- посильный
повседневный труд
стал для ребенка
привычкой
1
- владеет
организаторским
и способностями
1
- умеет строить
модель трудового
процесса конкретной
профессии
1
- планирует и
поэтапно
осуществляет
трудовой процесс
1
- уважительно
относится к
результатам труда
других людей
1
- культурен в
общении со
сверстниками
1
- имеет общие
представления о
работе близких людей
1
- владеет способами
конструирования из
бумаги
1
- использует
имеющиеся умения
для освоения новых
1
- ощущает
радость от
процесса
1
11
трудовых процессов
совместного или
коллективного
труда
- умело пользуется
ножницами
1
- понимает
материальную
ценность труда для
людей
1
- умеет работать с
природным
материалом
1
- испытывает
чувство
удовлетворения от
хорошо
выполненного дела,
реализации
рудового замысла
1
- объективно
оценивает
действия
сверстников
1
- владеет основами
культуры труда
(экономит материал,
бережет инструменты
и т.п.)
1
- радуется
результатам
общего труда
1
- владеет некоторыми
приемами рукоделия
1
- поддерживать
порядок на участке и
в группе
1
- отражает процессы
самооб-служивания и
хозяйственно-
бытового труда в
играх на бытовую
тематику
1
12
Одновременно
нельзя
забывать
и
о
том,
что
успех
трудового
воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка.
Ведь каждый человек, в том числе и маленький, неповторимая, своеобразная
личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами
характера. Важнейшим педагогическим требованием является организация
разнообразного по содержанию труда. Только разнообразный труд вызывает у
детей интерес, желание в нем участвовать.
Хотелось
бы
отметить
,
что
в
работе
воспитателя
необходимо
использовать более доходчивые и убедительные живые образцы, подлинный
пример труда. Жизненная наглядность обеспечит наибольшую отчетливость
представлений.
В
процессе
дальнейших
бесед,
посредством
рассказов
воспитателя нужно уточнять, закреплять полученные знания, пользоваться
наглядными методами, умело сочетая их со словесными (рассказ, беседа,
чтение
литературных
произведений)
ведь
своей
эмоциональностью,
образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда:
пробуждает
интерес,
уважение
к
труду,
желание
подражать
героям
литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.-
3-е изд., испр., доп.- М., 1983.
2. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-
трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.
3. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание
нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой.
М.: Просвещение, 1998.
13
5. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М., 1990.
6. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и
др.; Под ред. С. А.Козловой. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002.
7. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского
сада. - М.: Педагогика, 1988.
8. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой
деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. - 96с.
9. Толмачева, В.В. Педагогическая диагностика социально-экологической
направленности личности старших дошкольников в трудовой деятельности /
В.В. Толмачева // Образование в период детства: традиции, реальность,
инновации: международная научно-практическая конференция. - Шадринск,
2007.
11. Черепанова, И.Б. Дети взрослеют в труде / И.Б. Черепанова. - М.:
Педагогика, 1990, - 174,[1] с. - (Педагогика - родителям).