Автор: Никифорова Светлана Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Росинка" Населённый пункт: город Ноябрьск Наименование материала: Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе детского сада Тема: Тема: "Как защищаются животные и растения?" Раздел: дошкольное образование
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе
детского сада по ознакомлению с окружающим на тему «Как животные и
растения защищаются»
Задачи:
- знакомство с некоторыми способами защиты животных и растений;
- подведение к пониманию отдельных причинно-следственных связей;
- развитие логического мышления.
Предварительная работа:
Дети вместе с воспитателем ищут в уголке природы, экологической комнате примеры
защитных свойств растений и животных.
На прогулке воспитатель обращает внимание детей на растения с колючими ветками, дети
по очереди, под присмотром взрослого, очень аккуратно дотрагиваются до колючек, чтобы
убедиться, что они острые.
Просмотр видеофильма о животных, растениях, которые обсуждаются во время занятия.
Материалы, инструменты, оборудование:
Лист зеленой бумаги, рисунки ежа, дикобраза, силуэты кузнечика, гусеницы, божьей
коровки, лягушки, живой кактус.
Содержание образовательной деятельности:
Воспитатель показывает детям картинку с изображением солдат в камуфляжной форме.
-Как вы думаете, ребята, почему эта одежда такого цвета? (ответы детей).
У многих животных «одежда» почти такого же цвета, как и место где они прячутся.
Воспитатель берет лист зеленой бумаги и накладывает на него сначала зеленые, а потом
красные силуэты кузнечика и лягушки. Задача детей – определить, животные какого цвета
будут незаметны на зеленом листе бумаги. Воспитатель подчеркивает, что зеленый
кузнечик или зеленая лягушка незаметны среди зеленой травы, особенно, когда они сидят
неподвижно. Воспитатель вместе с детьми вспоминает, какие звери и птицы меняют на
зиму цвет своей одежды на белый (в средней полосе – заяц, а в северных районах – белая
куропатка).
- Ребята, вспомните для чего этим животным зимой нужна белая шубка из меха и перьев.
(ответы детей).
Воспитатель делает вывод: белый цвет тоже помогает защищаться, делает их незаметными
на снегу.
Затем воспитатель показывает божью коровку.
- Как называется этот жучок?
- Кто и где его видел?
- Легко ли заметить это насекомое?
(ответы детей)
Воспитатель прикладывает силуэт божьей коровки на лист зеленой бумаги, дети
определяют, заметна она или нет, и обсуждают, почему же божья коровка не прячется от
своих врагов. Напоминает детям, что это насекомое выделяет желтые капельки. Эти
капельки такие горькие, жгучие, что, если случайно возьмешь в рот пальчик, которым
трогал жучка, во рту станет горько. Тот, кто попробует скушать этого жучка, сразу поймет,
что он не вкусный, и в следующий раз уже не станет ловить его на обед. Так что божья
коровка защищается с помощь горькой капельки.
- Ребята, а как вы играете в прятки? (ответы детей).
Воспитатель объясняет, что животные тоже прячутся, например, чтобы их не нашел тот,
кто на них охотиться.
- Что дети делают, когда спрячутся – прыгают в своем укромном месте или сидят
неподвижно? (ответы детей).
Воспитатель объясняет, что некоторые животные тоже стараются не шевелиться,
замирают, когда видят, что их кто-то может съесть.
Ребята, а теперь посмотрите на рисунки ежа и дикобраза.
- Легко ли взять в руки этих животных? (ответы детей).
Воспитатель объясняет, что они защищаются с помощью игл. У ежа иглы покороче, а у
дикобраза подлиннее.
- От кого защищается еж? (ответы детей – от лисы, волка).
- Что делает еж, если ему угрожает опасность? (ответы детей – сворачивается в шар так,
что иголки торчат во все стороны, и взять его не за что).
- А есть ли растения с колючками? (ответы детей).
Воспитатель показывает детям кактус, но не дает его трогать. Рассказывает, что из-за
колючек кактус едят не многие животные. Говорит о том, что на некоторых деревьях и
кустарниках есть колючки (на шиповнике, розах, акации, барбарисе). Значит, иголки и
колючки помогают животным и растениям защищаться.
В заключении воспитатель делает выводы, а дети приводят примеры. О которых узнали
на занятии: животные могут защищаться по-разному – они бывают такого же цвета, как и
место, где они прячутся; могут выделять невкусные капельки; угрожать колючками, как еж
или дикобраз; некоторые растения защищаются тоже с помощью колючек.