Автор: Захарова Светлана Валерьевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ №544 Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область Наименование материала: Статья Тема: Развитие речевого дыхания Раздел: дошкольное образование
дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание. Речевое
дыхание (диафрагмальное) - основа звучащей речи, источник образования
звуков, голоса.
Основная
мышца,
которая
приводит
этот
тип
дыхания
в
действие
– диафрагма . Она разделяет брюшную и грудную полости. При вдохе диафрагма
расслабляется и, опускаясь, давит на брюшные органы, которые в свою очередь
прижимаются в брюшной стенке, заставляя ее выпячиваться и округляться. На
выдохе диафрагма сокращается, поджимает легкие, а брюшная стенка втягивается.
При этом верхняя часть грудной клетки остаются без движения. Внешне это
выглядит как дыхание животом.
При
коррекции
нарушений
речи
возникает
необходимость
специально
организовывать
и
развивать
речевое
дыхание,
особое
значение
приобретают
дыхательные упражнения. Соответствующая гимнастика направлена на выработку
у детей навыков правильного рационального дыхания, произвольного управления
процессом движения воздушного потока.
Упражнения для формирования диафрагмального выдоха
Ребенок находится в положении лежа на спине. Рука ребенка лежит на верхней
части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращается на то, что
его живот «хорошо дышит». Можно положить на живот игрушку для привлечения
внимания. Это упражнение длится в среднем 2-3 минуты. Упражнение должно
выполняться
без
усилий,
чтобы
избежать
гипервентиляции
и
повышения
мышечного тонуса.
*Задуй свечку
Дети
держат
полоски
бумаги
на
расстоянии
около
10
см
от
губ.
Детям
предлагается
медленно
и
тихо
подуть
на
«свечу»
так,
чтобы
пламя
«свечи»
отклонилось.
*Лопнула шина
Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг — «шину».
На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно
скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная
клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети
делают непроизвольно вдох.
*Накачать шину
Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью
руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед
сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится
непроизвольно.
*Воздушный шар
Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время
выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».
*Жук жужжит
Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно
крылья.
Выдыхая,
дети
произносят
«ж-ж-ж»,
опуская
руки
вниз.
Занимая
исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
*Ворона
Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки
и приседая, дети произносят протяжно «К-а-а-а-р». Занимая исходное положение,
дети делают непроизвольно вдох.
*Пилка дров
Исходное
положение:
встать
друг
против
друга
парами,
взяться
за
руки
и
имитировать распиливание дров: руки на себя — вдох, руки от себя — выдох.
*Дровосек
Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки
топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки
на
выдохе
опустить
вниз,
корпус
наклонить,
позволяя
рукам
«прорубить»
пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6—8 раз.
*Комарик
Исходное положение: сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на
пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как
звенит комарик — «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох
— и поворот в другую сторону.
* «Кораблик». Вам понадобится тазик с водой и бумажный кораблик. Усадите
«капитана» на стульчике рядом с тазиком и попросите подуть на кораблик, чтобы
он поплыл. Дуть надо с произнесением звуков «ф» и «п». Следите за тем, чтобы
малыш не надувал щеки, чтобы звук «п» произносился на выдохе 2—3 раза, а «ф»
— непрерывно. Попробуйте подуть сильнее, слабее, прерывисто. Что происходит
с корабликом?