"Познавательно-исследовательская деятельность как одно из важнейших условий предшкольной подготовки"
Автор: Машкина Татьяна Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Д/С №4 "Ручеек" Населённый пункт: г. Мариинск, Кемеровская область Наименование материала: опыт работы Тема: "Познавательно-исследовательская деятельность как одно из важнейших условий предшкольной подготовки" Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по познавательно- речевому направлению развития
воспитанников №4 «Ручеек»
«Познавательно-исследовательская деятельность
как одно из важнейших условий предшкольной
подготовки»
Из опыта работы Машкиной Татьяны Петровны,
воспитателя МБДОУ Д/С №4 г. Мариинск.
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами
детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда
новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и
поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых –
помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для
таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Я
хочу
поделиться
опытом
своей
работы
по
организации
исследовательской
д е я т е л ь н о с т и . «Познавательно-исследовательская
деятельность как одно из важнейших условий предшкольной подготовки».
Свое выступление хочу начать со слов Л.А.Венгера: «Быть готовым к
школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе –
значит быть готовым всему этому научиться».
На современном этапе развития системы дошкольного образования в
России
актуальной
задачей
для
педагога
является
поиск
обоснованной
системы достижения качества дошкольного образования, направленной на
развитие
коммуникативных,
интеллектуальных
и
личностных
качеств
ребенка;
формирование
у
воспитанников
предпосылок
учебной
деятельности, что требует от воспитанников не только владения знаниями, но
и умения добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими.
С
введением
федерального
государственного
стандарта
в
систему
дошкольного
образования
и
начального
общего
образования
к
моменту
поступления в первый класс ребенок должен:
- уметь видеть проблему и ставить вопросы;
- уметь доказывать;
- делать выводы;
- высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Существенной стороной подготовки ребенка к школе является
воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в
познавательном интересе.
Дошкольник стремиться к открытиям, и педагогу необходимо помочь
ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности.
Этому подчинен и стандарт второго поколения в начальной школе. Поэтому,
считаю
познавательно-исследовательскую
и
экспериментальную
деятельность в детском саду важной ступенькой при подготовке ребёнка к
обучению в школе.
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание
окружающего
мира
и
экспериментирование
с
объектами
и
явлениями
реальности.
В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических
явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в
воде,
различная
окраска
объектов
окружающей
действительности
и
возможность
самому
достичь
желаемого
цвета
на
занятиях
по
изобразительному искусству и т.п. Словесно-логическое мышление детей
седьмого
года
жизни
формируется
с
опорой
на
наглядно-действенные
и
наглядно-образные
способы
познания.
Эксперимент,
самостоятельно
проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного
явления
и
обобщить
полученные
действенным
путем
результаты,
сопоставить
их,
классифицировать
и
сделать
выводы
о
ценностной
значимости физических явлений для человека и самого себя.
Поисково-исследовательская
деятельность пронизывает все сферы
детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании
часто перерастает в реальное творчество. В своей работе с детьми я придаю
большое
значение
игровым
технологиям,
используя
дидактические
игры:
«Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», «Чудесный мешочек», «Свет» и
другие. Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо-плохо" и др. развивают у
детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
Строительные игры с песком, водой помогают решить многие
проблемные ситуации, например: где быстрее прорастёт зёрнышко в земле
или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы
заставляют ребят думать, сопоставлять и делать выводы.
Во
время
проведения
экспериментов
постоянно
возникает
необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры,
производить
иные
операции.
Все
это
придает
математиче ским
представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же
в р е м я
в л а д е н и е
м а т е м а т и ч е с к и м и
о п е р а ц и я м и
о б л е г ч а е т
экспериментирование.
Очень тесно связаны между собой исследование и коммуникация. Это
хорошо
прослеживается
на
всех
этапах
познавательно-исследовательской
деятельности — при формулировании цели, во время обсуждения методики и
хода
исследования,
при
подведении
итогов
и
словесном
отчете
об
увиденном. Необходимо
отметить
двусторонний
характер
этих
связей.
Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает
проведение исследования, в то время как пополнение знаний способствует
развитию речи.
В процессе исследования ребенку необходимо ответить не только на
вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не
иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
Связь
поисково-познавательной
деятельности
с
художественным
творчеством
двусторонняя.
Чем
сильнее
развиты
изобразительные
способности
ребенка,
тем
точнее
будет
зарегистрирован
результат
исследования. В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе
ознакомления
с
природой,
тем
точнее
он
передаст
его
детали
во
время
изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково
важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.
Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании,
тем
больше
свойств
выделяет
ребёнок
в
исследуемом
объекте.
Следовательно,
расширяются
его
представления,
позволяющие
ему
сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.
Содержание
работы
по
познавательно-
исследовательской
деятельности реализую в трех блоках педагогического процесса:
1. специально
организованная
образовательная
деятельность
в
образовательной
области
«Познание»
по
формированию
целостной
картины мира с включенными опытами, проблемными ситуациями по
заданной теме (НОД);
2. совместная деятельность взрослого с воспитанниками, а также ребенка
со сверстником;
3. свободная самостоятельная деятельность воспитанников.
При проведении непосредственно образовательной деятельности
вызываю интерес у воспитанников к изучаемому содержанию для того,
чтобы
побудить
ребенка
к совместной
и
самостоятельной
деятельности.
Важнейшим
условием
при
проведении
непосредственно
образовательной
деятельности
познавательного
цикла
необходимо
учесть
общие
задачи
познавательного развития и облечь содержание в такую форму, чтобы оно
привлекало ребенка, стимулировало его активность.
Организация совместной поисково-исследовательской деятельности
проходит
в
форме
партнерства
взрослого
и
ребенка,
что
способствует
развитию
у
ребенка
активности,
самостоятельности,
умение
принять
решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно,
вызывает
стремление
к
достижению
результата,
спо собствует
эмоциональному
комфорту, развитию
социальной
и
познавательной
деятельности.
Во время совместного экспериментирования с воспитанниками ставим
цель,
выдвигаем
гипотезы,
совместно
определяем
этапы
работы,
делаем
выводы.
Я развиваю умение воспитанников вырабатывать гипотезы, используя
простые упражнения, вопросы: «Давайте подумаем, почему нельзя плавать на
бумажном корабле?»
В процессе работы поощряю детей, ищущих собственные способы
решения
задачи,
варьирующих
ход
эксперимента
и
экспериментальные
действия. В то же время, не выпуская из поля зрения тех, кто работает
медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.
Стимулирую воспитанников к самостоятельному анализу результатов
опытов,
умению
делать
выводы,
составлять
развернутый
рассказ
об
увиденном.
Выводы
делаем
в
словесной
форме,
иногда
фиксирование
результатов оформляем графически, т.е. в рисунках, схемах.
Для формирования навыков самостоятельного экспериментирования
воспитанников, использую такие приемы:
- выполнение работы по указанию воспитанников. Когда, обучая меня, ребята
проговаривают план и действия всей работы, самостоятельно подходят к
выводу эксперимента, отражая его в речи.
- следующий прием это - презентация ребенком своей деятельности. Дети
рассказывают
и
демонстрируют
опыты,
которые
они
провели
дома.
Что
способствует повышению самосознания и самооценки.
Следующий этап - самостоятельная деятельность воспитанников, в
которой они закрепляют полученные ранее представления.
Планирование этой работы предполагает в первую очередь создание
педагогом
условий,
которые
способствуют
этой
самостоятельной
деятельности и активизации хода саморазвития.
Для этой цели в группе
организовала
«Детскую
лаборатории»
с
соответствующим
оснащением,
способствующее
овладению
дошкольниками
средствами
познавательной
деятельности,
способам
действий,
обследованию
объектов,
расширению
познавательного опыта.
В процессе самостоятельной деятельности привлекаю воспитанников к
способам
познавательной
деятельности.
Как
узнать? Что
нужно
сделать,
чтобы убедиться? А что будет, если?
В итоге воспитанники активно участвуют в предложенных
экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их
особенности.
Проявляют желание экспериментировать дома: исследовать
различные
предметы
быта,
их
действие,
что
выясняется
в
беседах
с
родителями и воспитанниками.
Количественные данные позволяют проследить эффективность работы,
отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.
Считаю, что педагог и родители должны стать единомышленниками в
решении задач поисково-познавательной деятельности. С целью выявления
отношения
родителей
к
поисково-исследовательской
активности
детей
я
провела анкетирование родителей. По результатам первичного анкетирования
сделан вывод, что их заинтересовала данная проблема. Качественный анализ
полученных
ответов
показал,
что
родители
положительно
относятся
к
детскому
исследованию,
но
не
до
понимают
его
значимость
в
развитии
ребенка и подготовке его к школе. Включение родителей в процесс развития
познавательного
интереса
детей
реализовывался
в
следующих
формах: разработаны и проведены родительские собрания в традиционной и
нетрадиционной форме, оформлена наглядная информация для родителей,
проведены
индивидуальные
и
групповые
консультации,
использовала
раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций, совместные досуги,
обмен опытом. Постоянно ищу новые пути сотрудничества с родителями.
Ведь цель у нас одна – воспитать будущих создателей жизни. Каков человек –
токов и мир, который он создает вокруг себя.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по
данной
теме,
я
пришла
к
выводу,
что
опыт работы
в
этом
направлении
эффективен
для
развития
познавательной
активности
детей
в
процессе
поисково-исследовательской
деятельности.
Отмечается
положительная
динамика
по
всем
критериям
овладения
детьми
старшего
дошкольного
возраста исследовательской деятельности.
Судя по тем результатам, которые удалось получить в результате
работы
по
данной
теме,
удалось
показать,
что
такой
современный
инновационный
метод
обучения,
как
поисково-исследовательская
деятельность,
может
составить
достойную
конкуренцию
традиционному
обучению.