Напоминание

"Познавательно-исследовательская деятельность как одно из важнейших условий предшкольной подготовки"


Автор: Машкина Татьяна Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д/С №4 "Ручеек"
Населённый пункт: г. Мариинск, Кемеровская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Познавательно-исследовательская деятельность как одно из важнейших условий предшкольной подготовки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно- речевому направлению развития воспитанников №4 «Ручеек»
«Познавательно-исследовательская деятельность

как одно из важнейших условий предшкольной

подготовки»
Из опыта работы Машкиной Татьяны Петровны, воспитателя МБДОУ Д/С №4 г. Мариинск.
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Я хочу поделиться опытом своей работы по организации исследовательской д е я т е л ь н о с т и . «Познавательно-исследовательская деятельность как одно из важнейших условий предшкольной подготовки». Свое выступление хочу начать со слов Л.А.Венгера: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». На современном этапе развития системы дошкольного образования в России актуальной задачей для педагога является поиск обоснованной системы достижения качества дошкольного образования, направленной на развитие коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств ребенка; формирование у воспитанников предпосылок учебной деятельности, что требует от воспитанников не только владения знаниями, но и умения добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. С введением федерального государственного стандарта в систему дошкольного образования и начального общего образования к моменту поступления в первый класс ребенок должен: - уметь видеть проблему и ставить вопросы; - уметь доказывать; - делать выводы; - высказывать предположения и строить планы по их проверке. Существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе. Дошкольник стремиться к открытиям, и педагогу необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Этому подчинен и стандарт второго поколения в начальной школе. Поэтому, считаю познавательно-исследовательскую и экспериментальную деятельность в детском саду важной ступенькой при подготовке ребёнка к обучению в школе. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических
явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству и т.п. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Поисково-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», «Чудесный мешочек», «Свет» и другие. Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо-плохо" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют ребят думать, сопоставлять и делать выводы. Во время проведения экспериментов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математиче ским представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же в р е м я в л а д е н и е м а т е м а т и ч е с к и м и о п е р а ц и я м и о б л е г ч а е т экспериментирование. Очень тесно связаны между собой исследование и коммуникация. Это хорошо прослеживается на всех этапах познавательно-исследовательской деятельности — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода исследования, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение исследования, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. В процессе исследования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Связь поисково-познавательной деятельности с художественным
творчеством двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат исследования. В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное. Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться. Содержание работы по познавательно- исследовательской деятельности реализую в трех блоках педагогического процесса: 1. специально организованная образовательная деятельность в образовательной области «Познание» по формированию целостной картины мира с включенными опытами, проблемными ситуациями по заданной теме (НОД); 2. совместная деятельность взрослого с воспитанниками, а также ребенка со сверстником; 3. свободная самостоятельная деятельность воспитанников. При проведении непосредственно образовательной деятельности вызываю интерес у воспитанников к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к совместной и самостоятельной деятельности. Важнейшим условием при проведении непосредственно образовательной деятельности познавательного цикла необходимо учесть общие задачи познавательного развития и облечь содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность. Организация совместной поисково-исследовательской деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению результата, спо собствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности. Во время совместного экспериментирования с воспитанниками ставим цель, выдвигаем гипотезы, совместно определяем этапы работы, делаем выводы. Я развиваю умение воспитанников вырабатывать гипотезы, используя простые упражнения, вопросы: «Давайте подумаем, почему нельзя плавать на бумажном корабле?»
В процессе работы поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время, не выпуская из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Стимулирую воспитанников к самостоятельному анализу результатов опытов, умению делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Выводы делаем в словесной форме, иногда фиксирование результатов оформляем графически, т.е. в рисунках, схемах. Для формирования навыков самостоятельного экспериментирования воспитанников, использую такие приемы: - выполнение работы по указанию воспитанников. Когда, обучая меня, ребята проговаривают план и действия всей работы, самостоятельно подходят к выводу эксперимента, отражая его в речи. - следующий прием это - презентация ребенком своей деятельности. Дети рассказывают и демонстрируют опыты, которые они провели дома. Что способствует повышению самосознания и самооценки. Следующий этап - самостоятельная деятельность воспитанников, в которой они закрепляют полученные ранее представления. Планирование этой работы предполагает в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности и активизации хода саморазвития. Для этой цели в группе организовала «Детскую лаборатории» с соответствующим оснащением, способствующее овладению дошкольниками средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта. В процессе самостоятельной деятельности привлекаю воспитанников к способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если? В итоге воспитанники активно участвуют в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности. Проявляют желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выясняется в беседах с родителями и воспитанниками. Количественные данные позволяют проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу. Считаю, что педагог и родители должны стать единомышленниками в решении задач поисково-познавательной деятельности. С целью выявления отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей я провела анкетирование родителей. По результатам первичного анкетирования
сделан вывод, что их заинтересовала данная проблема. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к детскому исследованию, но не до понимают его значимость в развитии ребенка и подготовке его к школе. Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: разработаны и проведены родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме, оформлена наглядная информация для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации, использовала раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций, совместные досуги, обмен опытом. Постоянно ищу новые пути сотрудничества с родителями. Ведь цель у нас одна – воспитать будущих создателей жизни. Каков человек – токов и мир, который он создает вокруг себя. Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по данной теме, я пришла к выводу, что опыт работы в этом направлении эффективен для развития познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности. Отмечается положительная динамика по всем критериям овладения детьми старшего дошкольного возраста исследовательской деятельности. Судя по тем результатам, которые удалось получить в результате работы по данной теме, удалось показать, что такой современный инновационный метод обучения, как поисково-исследовательская деятельность, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению.


В раздел образования