Напоминание

Стимулирования речевого развития детей, путем тренировки движений пальцев рук.


Автор: Волостнова Лариса Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 2 с. Ленинское "
Населённый пункт: ЕАО с. Ленинское .
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Стимулирования речевого развития детей, путем тренировки движений пальцев рук.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 с. Ленинское» « Стимулирования речевого развития детей , путем тренировки движений пальцев рук.»
( опыт работы. )
Воспитатель высшей квалификационной категории Волостнова Л.А. 1
“Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В.А. Сухомлинский Специалисты утверждают: за последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. А происходит это потому, что взрослые меньше говорят с детьми. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Теле-, аудио-, видеосистемы заставляют их выступать в роли потребителей наслаждаемой информации, а не собеседников. Дети редко принимаются что-то мастерить своими руками – у них отсутствует навык практической ловкости. Ведь даже современные игрушки и вещи устроены максимально удобно для их использования в повседневности, но не эффективно для развития ручной моторики, пальцы детей недополучают элементарной технической «подпитки», а это, в свою очередь, оставляет пассивными клетки головного мозга. Выход здесь один – давать специальную дополнительную нагрузку на кисти и мускулы кистей рук. В этом смысле пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития не только мелкой моторики, но и детской речи в их единстве и взаимосвязи. Пальчиковые игры и развлечения – это не только увлекательные и эмоциональные занятия с детьми, но и очень полезные упражнения для развития мелкой моторики рук. А параллельно с этим действия пальчиками, способствуют развитию речи детей и их творческой деятельности. Практикования тренингов мелкой моторики рук, координирующих органы речи, способствуют расширению словарного запаса детей, формированию у них правильного произношения. Потешки и скороговорки, которые обычно сопровождают пальчиковые действия, помогают избавиться 2
от монотонности речи, нормализовать её темп, учат соблюдению речевых пауз, снижают психическое напряжение за счет удовольствия, с которым дети занимаются пальчиковыми играми. Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углублённую работу в этом направлении. Познакомилась с работами по развитию мелкой моторики разных авторов. Для своей работы выбрала широко известную и понравившуюся мне методику «Игры с пальчиками» авторов: Ирины Агаповой и Маргариты Давыдовой. Для развития мелкой моторики по средствам изобразительной деятельности использовала методику нетрадиционного рисования Т.Комаровой и английских авторов Рении Рамси, Дана Боумэна. Поставила следующие задачи: 3
Выбрала формы, методы и приёмы обучения, занялась подбором материала, поиском всевозможных пальчиковых игр. Постепенно стала формироваться игротека
«Пальчиковый игротренинг»
. Сюда вошли: Свою работу разделила на несколько блоков. Приступила к поэтапному знакомству с пальчиковыми играми. Первый блок
1. «Знакомство»
На одном из занятий познакомила детей с пальчиками: Пять да пять - родные братцы, Так все вместе и родятся. Если вскапываешь грядку, Держат все одну лопатку. Не скучают, а играют Вместе все в одни игрушки. А зимою, всей гурьбою Дружно прячутся в теплушки. Вот такие "пять да пять". Угадайте, как их звать? (Пальцы) -Да, дети, это пальцы. 4
-А как вы догадались? -Почему пальцы "родными братьями" называют? -У всех пальцев каждой из рук "мама" - это кисть. -Любите ли вы играть с пальчиками? -Покажите пальчики правой (левой) руки. -Попросите братьев правой и левой руки поздороваться. -Дети, кто из вас знает как этот (показываю большой) палец называется? -Как вы думаете, почему он так называется, большим? -А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без него. -Возьмите со стола карандаш (дети делают попытку взять карандаш). -Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде. -Видите, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому, что он главный - большой. -И еще 4 братца.. Идут они навстречу старшему: -Здравствуй, большак! -Здорово Васька - указка! Мишка-середка! Гришка - сиротка! Да Крошка - Тимошка! -Пальчики и называются: указательный, средний, безымянный, мизинец. В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний. Сам мизинчик, малышок Постучался о порог. Вместе пальчики друзья Друг без друга им нельзя. 5
- Отгадайте загадку? Пять братьев: годами равные, ростом разные, кто такие? -Что же могут наши пальчики? (держать карандаш, красиво рисовать, писать, строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать...) - Наши пальчики могут все, значит они волшебные. Правая и левая водят поезда, Правая и левая строят города, Правая и левая могут шить и штопать, Правая и левая могут громко хлопать. За окошком ходит ночь, Руки так устали... Правая и левая спят на одеяле. О.Дриз. -Умелыми пальчики становятся не сразу. Вот мы с вами и поможем быть пальчикам умелыми, которые смогут красиво писать, рисовать. Вторым блоком работы стали:
2. «Элементарные игры»
Пальчиковые игры это культурное наследие немецкого народа, история существования их исчисляется столетиями. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки. Они строят из 1-2 простейших жестов: «пальчики-музыканты», «здорово», «посолим», «мирилки» и др. Научила детей изображать из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением. Например: Бабушка очки надела И внучонка разглядела Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко 6
Дом стоит с трубой и крышей, На балкон гулять я вышел. Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
3 . «Пальчики-зверята,

пальчики-предметы»
- в этом блоке я научила детей как с помощью пальцев можно показать разные привычные предметы – очки, стул, деревья.
Деревья
Согните руки в локтях и вытяните их вверх. Это стволы деревьев. Разведите пальцы, изобразите ветви деревьев. А в саду сердито Выла буря злая Над окном деревья Темные качая. (А.Н. Плещеев)
Корзина с ручкой
Поставьте руки вертикально, ладонями к себе. Переплетите между собой все пальцы, кроме больших. Большие пальцы поднимите вверх и соедините. Так образуется ручка корзины. В этой маленькой корзинке есть помада и духи, Ленты, кружево, ботинки - что угодно для души! А еще преображать пальчики в разных зверей – зайчиков, козу, слона, медузу и др. Придумывали истории, происходящие с этими героями. Вот такая история: чьи это пальчики в зоопарке? Пришли раз пальчики в зоопарк и стали рассматривать разных зверей в клетках. Вот в одной клетке лев сидит - грива лохматая, желтая, на хвостике кисточка, на лапах огромные когти. Вот в клетке бурый медведь - 7
косолапый, медлительный, ушки круглые, сам зубастый, а когти на лапах побольше львиных будут, э-э, его, пожалуй, даже лев боится. Не понравились пальчикам дикие звери, пошли они тогда к другим клеткам. Вот слон хобот выставил, вот маленький слоненок, в клетке рядом муравьед - тоже нос длинный, только весь в шерсти. - Смотрите, братцы, - закричал любопытный средний палец, - я самый высокий из вас, и мне видна клетка, где живут... пальчики, очень похожие на нас! - Бежим к этой клетке, - сразу сказал большой палец. - А вдруг те пальчики принадлежат страшному зверю, недаром оке их держат в клетке! ~ испуганно прошептал указательный братец. - Если всего бояться, то лучше дома сидеть, — засмеялся безымянный. - Пойдемте знакомиться, я думаю, что эти пальчики добрые и хорошие, — сказал мизинец. И пальчики побежали к клетке. В ней и в самом деле они увидели серенькую маму-ладошку и пять паль- чиков, тоже сереньких, покрытых редкой шерсткой. ~ Они не похожи на нас, ~ сказал большой палец. - Нет, они похожи, только ноготки на них черненькие, - сказал средний. - Не буду дружить с замарашкой, - гордо промолвил указательный братец. Серые пальчики обиделись на его слова, потому что они схватили лежащую на полу в клетке кожуру от банана и зашвырнули в наших знакомых пальчиков. - Эй, вы что кидаетесь! ~ закричал безымянный пальчик. - Мы с вами знакомиться пришли, а вы такие невежливые! - сказал ми- зинчик. - Тогда сначала разберитесь, с кем вы пришли знакомиться, а уж по- 8
том называйте замарашкой! - закричали им в ответ серенькие пальчики. Оказалось, что они принадлежат пушистой серенькой мартышке. Мар- тышка приветливо улыбалась и радостно замахала лапкой, отчего все пальчики на ее ладошке приветливо закивали. И вы, ребята, запомните, у мартышки хоть и лапка, но на ней есть ладошка и пальчики. Очень похожие на наши с вами. Вот такой она забавный зверек. Детям нравится придумывать разные истории с пальчиками, я всегда им помогаю в этом, они учатся фантазировать и у них развивается речь, мышление, гибкость пальчиков.
4 . «Фольклорные игры»
- был следующим блоком нашей работы. Разучили прибаутки, шутки, потешки и комментировали движения пальцев, ладоней, кистей рук. Если раньше, в предыдущих боках, движения руками выполнялись детьми поочередно, то на этом этапе работы дети накопив определенный опыт, перешли к тренировке обеих рук, выполнению синхронных движений обеими руками. Разучили несложные движения: «Весёлые брызги», «Рисуем контур», «Варим кашу», «Петушок» и др. Петушок - золотой гребешок Методические пояснения. Этот текст дети знают хорошо, но на данном э т а п е пальчиковый показ под его чтение усложняется. Сначала дети пальцами изображают главного героя - петушка, смыкая большой и указательный пальцы в кольцо («клюв» петушка) и растопыривая оставшиеся пальцы - средний, безымянный и мизинец («гребешок» петушка). А далее демонстрируются действия мальчика Вани, который просыпается от петушиного пения. Текст потешки Петушок, петушок, Золотой гребешок. 9
Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Ване спать не даешь? Ку-ка-ре-ку! Движения Изображение головы петушка. Пальцы рук переплетаются и разводятся, показывая гребешок петушка. Ребенок покачивает головой и закрывает рукой уши. Ребенок зевает, прикрывая ладош- кой рот, складывает ладони вместе и кладет их под щеку.
Ш

ЛИ

четыре братца
Текст потешки Идут четыре брата Навстречу старшему. Здравствуй, большак! — говорят. — Здорово, Васька — указка, Гришка - середка, Мишка — сиротка Да крошка — Алешка.
Движение
Сжимают и разжимают кулачки. Далее большой палец по очереди соединяется: с указательным, со средним, с безымянным, с мизинцем. 10
Потешки и скороговорки, которые сопровождают пальчиковые действия, помогают избавиться от монотонности речи, нормализует её темп, учат соблюдению речевых пауз, снижают психологическое напряжение за счет удовольствия, с которыми дети занимаются пальчиковыми играми.
5. «Игры с литературными текстами»
Существует немало стихотворений, которые так и просят быть прокомментированными ритмичными движениями. В этом блоке, как и в предыдущем, дети выполняют движения обеими руками, в соответствии с содержанием текста. Разучили такие игры: «Пальчик-зайчик», «Апельсин». «Девочки и мальчики» и т.д.
Пальчик-зайчик (автор стихов - И. А. Агапова)
Методические пояснения. Данное стихотворение относится к разряду «докучных» - его можно повторять бесконечно, пока не надоест. Текст рифмовки Движения Ребенок приставляет руки, сложен- —Пальчик-зайчик, где гулял? ные рупором, ко рту. Ребенок приставляет обе руки к соб ственному затылку, при этом указа- Я морковку собирал, тельный и средний пальцы обеих рук выставляются из-за головы, изображая «ушки». Съел капусты я вилок, Руки широко разводятся в стороны. Пальцы собираются в кулачки и Горький лука корешок. сводятся вместе. Кто-то снова закричал: Пальцы, свернутые в трубочки, при- ставляются к глазам на манер биноклей. - Пальчик-зайчик, где гулял? Руки рупором приставляют ко рту и т. д.
Эти стихотворные прибаутки выполняются в соответствии с содержанием текста и в указанном стихами метроритме, помогают мне вырабатывать у детей четкость речи и движений пальцев рук. Для развития детского творчества, артистизма у детей, использую различные виды инсценирования, спектакли, игры, напоминающие театральные представления. Сделали пальчиковый театр, персонажами которого показываем небольшие игры-инсценировки, которые проводятся в форме диалога. «Две лягушки», «Девочка и медведь», сказки «Колобок», «Теремок», «Репка». Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движения персонажей. Например: Коза рогатая Кисть одной руки расположена горизонтально. Указательный палец и мизинец выпрямлены и выставлены вперед. Большой п а л е ц прижимает к ладони согнутые безымянный и средний пальцы. Так получается фигура, напоминающая голову с рогами. Вот коза-дереза, носик, рожки и глаза. Закричит-заблеет, напугать сумеет. (М. А. Давыдова) Практикование тренингов мелкой моторики рук, координирующих органы речи, способствуют расширению словарного запаса детей, формированию у них правильного произношения.
6 . Пальчиковая живопись.
В этом блоке, когда у детей пальцы уже окрепли и движения рук получили определенную умелость, предлагаю детям проявить себя творчески в изобразительном искусстве. Предлагаю детям выполнять работу руками, не используя кисти и карандаш, то есть рисование пальчиками, ладошками, нитками, пластилином и др., все что дает детям возможность продолжать развивать пальцы рук. «Пальчиковая живопись» - инструментом художественной деятельности в данном случае являются пальцы. Рисовали «Зимний пейзаж», «Натюрморт», «Кисти рябины», «Виноград» и др.
Для выполнения рисунка «Зимний пейзаж», за фон взяли синюю цветную бумагу, нарисовав деревья, изобразили сугробы, ели. «Кисти рябины» - сначала карандашом нарисовали веточку, а затем отщипывая мелкие кусочки пластилина, скатать из них ягоды рябины, и растирая пальчиками приклеить к фону. «Совушка-сова» - заранее приготовили трафареты, и прижав их к выбранному фону, обмакивая пальчики в коричневую краску, нарисовали перья сове, этот способ рисования хорошо передает красоту оперения совы. Таким способом мы рисовали животных: котят, щенят, цыплят – шубки у них получаются красивые, пушистые. В процессе обучения стараюсь использовать разные техники и материалы, что является одним из важных условий развития художественного творчества детей. Эта работа с природным материалом, с бумагой, разными мелками, лепка, работа с тушью, фломастерами, цветными карандашами, акварелью, гуашью, смешанными техниками. Использование разнообразных художественных материалов, применение смешанных техник, не только позволяют детям добиться большей о б р аз н о й выразительности, но и содействует р а з в и т и ю художественного творчества, способностей ребенка. Работа в этом направлении позволяет вселить уверенность каждого ребенка, что он сможет фантазировать. Развивается абстрактное мышление, внимание, мелкая моторика и координация движений рук. Всячески поощряю желание детей рисовать в свободное время, ведь в рисунке ребенок отражает окружающий мир, свои мысли, мечты и настроение. Систематически оформляю выставки детских работ для родителей: «Зимние забавы», «Пальчики- волшебники», «Наши любимые животные» и др.
Следующие этапы : 7. «Игры с пальчиками в теневой театр» 8. «Подготовка руки к письму» Занимаясь с детьми пальчиковыми играми, я придерживаюсь четких правил: 1. Взрослый показывает игры малышу сам. 2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребенка. 3. Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, при этом взрослый проговаривает текст. 4. Дети выполняют движения с необходимой помощью взрослого. 5. Дети самостоятельно выполняют движения и проговаривают текст, взрослый подсказывает и помогает. Все игры провожу в игровой форме, поэтому они вызывают у детей интерес и не приводят к переутомлению. Занятия начинаю и заканчиваю простейшими приёмами массажа (поглаживание, р а с т и р а н и е , с ж и м а н и е и разжимание кулачков, легкое потряхивание кистями), которые согревающее действуют на организм. Для достижения желаемого результата, возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики регулярной, поэтому провожу её в течение всего дня, включая игры в разные виды деятельности:
Удивительная работа по освоению речи происходит в тайне от нас, в лабораториях мозга. Но мы вполне можем способствовать её, развивая мелкую моторику д ет е й . П р и п о в ы ш е н и и умелости и ловкости кистей рук напрям ую активизируются речевые функции. Вот почему я стараюсь на все занятия включать специально подобранные игровые упражнения на развитие тонких движений пальцев рук по каждой изучаемой теме. Например: Тема «Фрукты» «Базар» Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга. На базар ходили мы, (мизинцы) Много груш там и хурмы (безымянные) Есть лимона, апельсины (средние) Дыни, сливы, мандарины (указательные) Но купили мы арбуз (большие) Этот самый вкусный груз (пальцы сжимаются в кулаки) «В саду» Упражнение выполняется синхронно двумя руками сразу. Пальчик толстый и большой Кончики больших пальцев В сад за сливками пошел ритмично ударяют в середину ладошек. Указательный с порога Указательные пальцы Указал ему дорогу вытягиваются вперед и показывают по разным сторонам. Средний пальчик очень меткий Большие и средние пальцы Он сбивает сливы с ветки складываются в кольцо, выполняя щелчки. Безымянный подбирает Пальцы пригибаются к ладошке,
словно подбирая что-то. А мизинчик – господинчик Мизинцы выполняют В землю косточки сажает постукивание по столу. Тема «Грибы» «Грибочки» Самомассаж подушечек пальцев зубными щетками. На каждую стихотворную строчку растирать подушечку одного пальца. Вылезли на кочке (мизинец) Мелкие грибочки: (безымянный) Грузди и свинушки, (средний) Рыжики, волнушки, (указательный) Даже маленький пенёк (большой) Удивленья скрыть не смог. «Хоровод» Используется подставка под горячее с клеточками. Дети ходят указательным и средним пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог, делая по шагу. И на горке, и под горкой, Под березой и под ёлкой Хороводами и в ряд В шлёпках молодцы стоят. Тема «Семья» Игра «Моя семья» Используются узелки на веревке (12 шт.). Перебирать узелки пальцами, на каждом узелке назвать членов семьи. Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я Вот и вся моя семья.
«Помощники» Бельевой прищепкой, поочередно «кусать» ногтевые фаланги на ударные слоги стиха. Большому дрова рубить, А тебе воды носить, А тебе печь топить, А тебе тесто месить, А малышке песни петь. Песни петь да плясать Родных братьев потешать. Для развития связной речи использую трафаретный театр по методике Т.И. Гризик «Развитие речи детей 5-6 лет» из программы «Из детства в отрочество» и опыт работы Л. Паршинковой педагога дополнительного образования г. Москва. Трафаретный театр. По готовым трафаретам с детьми обводим изображение героя сказки. Дети по своему желанию раскрашивают героев будущей постановки, при этом передавая цветом его настроение. Выполняемая работа помогает развитию творческого воображения. Дети с помощью ножниц вырезают фигурки героев своей сказки. При этом я решаю несколько задач: учу детей работать ножницами и совершенствую координированность движений пальцев рук. Затем я помогаю детям закрепить фигурки на основе. (это может быть карандаш или специальная палочка, с помощью которой ребенок манипулирует своим героем) Подготовительный этап завершен, мы переходим к основному этапу игре в театр. Сначала я познакомила детей с особым видом сказки – диалогическими сказками. В этих сказках отсутствуют слова автора, а взаимодействуют два или несколько героев, которые разговаривают между собой. На начальном этапе стараюсь помогать детям, задавая разные темы «Как звери новый год встречали», «Встреча друзей», «Как котенок нашел
друга» и др. Дети сами находят себе партнеров по желанию, с детьми замкнутыми сама создаю пару, прихожу им на помощь. Графический театр помогает мне развивать у детей диалогическую речь, они учат слышать и понимать друг друга, согласовывать и контролировать собственные действия и действия партнера. В процессе игры развиваются мимика, жесты, движения детей. Диалогические сказки, которые сочинили дети: «Как цыплята подружились» Встретились два цыпленка на поляне: - Привет, как дела? - Как поживаешь? - Тебя как зовут, друг? - Меня зовут Пик, а тебя? - Меня Цып. - Пойдем гулять? - Ой, не уходи от меня далеко. Кристина Г. и Севинч К. «Два друга» Жили два розовых зайца. Они пошли гулять. - Пойдем гулять? - Пойдем. - А куда мы пойдем гулять? - В лес? - Я боюсь волка, я не пойду. - Мы пойдем потихоньку. - Ой, я в яму упал, спаси! - Держись, давай лапу! - Спасибо, ты настоящий друг. Игорь Р. и Семен Р. «Одинокий Дракоша» Жил-был Дракоша, он был одинокий и решил найти себе друга. Встретил он медведя.
- Ты кто? - Я медвежонок Миша. - Я тебя боюсь. - Не бойся, я хороший. - Нет, вон у тебя какие большие когти. - У меня когти, для того что бы лазить по деревьям. - А зачем тебе по деревьям лазить? - Мед доставать. - Что такое мед? - Ну он липкий, вкусный и сладкий. - Как бы мне залезть на дерево и попробовать мед, у меня нет когтей и я не могу залезть на дерево. - Пошли ко мне чай пить, я тебя медом угощу. - Пошли, давай дружить? - Давай. Сережа Д. и Воспитатель. В группе создан уголок «Веселые ладошки», для самостоятельной деятельности детей по развитию мелкой моторики. В уголке разместила: разноцветные прищепки, счетные палочки, трафареты, сухой бассейн, мозаики и многое другое. Для закрепления знаний букв, изученных на занятиях, оформила альбом «Пальчиковая азбука», который помогает детям запоминать буквы в процессе занимательных упражнений. Альбом «Волшебные палочки» помогает детям составлять различные предметы из счетных палочек, дети учатся работать по образцу. Очень полезен самомассаж кистей и пальцев рук, для этого в уголке имеются: зубные щетки, мячики, шестигранные пирамидки и др. Все имеющиеся материалы расположила таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбрать игры и пособие, проявить своё творчество, а так же закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.
В ходе своей работы придерживалась известного педагогического правила: хочешь, что бы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться ещё больше, как гласит пословица «Верная указка – не кулак, а ласка» Работа с родителями Работа с родителями – одно из важнейших направлений в моей работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. После проведения диагностических заданий для определения уровня развития мелкой моторики, индивидуально беседую с родителями. Цель беседы – налаживание к о н т а к т о в ,
определение уровня наблюдательности, степень понимания ребенка взрослыми, сообщение диагностических данных. Провела родительское собрание, на котором рассказала о трудностях и проблемах, с которыми сталкиваются дети, о приёмах, методах работы. Это вызвало расположение родителей, я увидела готовность выполнять мои рекомендации для преодоления имеющихся у детей трудностей. Подобрала и провела консультации: «Пальчиковые игры», «Крупная польза мелкой моторики», «Развитие мелкой моторики», «Самомассаж рук» и др. Одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностью развития мелкой моторики являются их участие в занятиях. Пригласила родителей на занятия: «Точечный массаж», «Веселые ладошки», где они познакомились с методами и приёмами работы. Постепенно из пассивных зрителей родители превратились в ак тивных у ч а с т н и к о в - помощников по решению проблем, развитию мелкой моторики у детей, что дает хорошие результаты. Родители отмечают, что совместные занятию способствуют улучшению их отношений с ребёнком, а после нескольких месяцев работы родители начали более добросовестно относиться к выполнению детьми домашнего задания и моих рекомендаций. Недавно на заседании семейного клуба «Школа дошколят» познакомила родителей с самомассажем кистей и пальцев рук по методике Йосиро Цуцуми, в ходе дискуссии с родителями выяснили значение пальчиковых игр и упражнений, родители поделились своими успехами в работе в этом направлении. Опыт работы показал, что работа с родителями является неотъемлемой частью в подготовке детей к школьному обучению.
Диагностика
Методическая разработка по исследованию уровня развития мелкой

моторики рук у детей дошкольного возраста .
Григорьева Лидия Васильевна Методическая разработка по исследованию уровня развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста .
Цель:
Определить уровень развития мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Определить уровень развития координации движений кисти рук детей среднего дошкольного возраста . 2. Определить уровень развития быстроты движений кисти рук детей среднего дошкольного возраста . 3. Определить уровень развития регуляции размаха и точности движений рук детей среднего дошкольного возраста . 4. Определить уровень развития скоростно-силовых способностей пальцев рук детей среднего дошкольного возраста . 5. Определить соразмеренность движений руки и глаза детей среднего дошкольного возраста . 6. Определить уровень развития динамической координации рук детей среднего дошкольного возраста .
Для проведения работы из научно методической литературы были отобраны методики, направленные на выявление и оценку уровня развития мелкой моторики пальцев рук детей среднего дошкольного возраста. Это методики: «Змейка», «Лабиринт», «Вырезывание круга» (Н.О.Озерецкого), тест «Речка» (С.О.Филиппова), тест «Скатай шарик» (Н.О.Озерецкого, Н.И.Гуревич), тест «Дорожка» (М.Безруких), тест «Штриховка» (М. Безруких), тест «Сложи квадрат».
Тест «Змейка»
Цель: выявление скорости движений и уровня развития координации кисти рук Оборудование: бланк «Змейка» (см.рис) о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о Описание процедуры исследования: ребенку предлагается в течение 30 секунд «запятнать» как можно большее количество кружков в «змейке»(т.е. поставить в центре кружков точки). Для левшей тест выполняется левой рукой.
Критерии оценки
: при оценивании результатов ведется подсчет общего количества точек, нанесенных испытуемым, а затем из полученного числа вычитывается общее количество точек, поставленных вне кружка или на его
границе. Полученное число (баллы) будут являться показателем успешного выполнения задания. 5 баллов - высокий уровень 4 балла - выше среднего 3 балла - средний уровень 2 баллов - ниже среднего 1 балл - низкий уровень .
Тест. «Лабиринт»
Цель: выявление уровня развития динамической координации руки Оборудование: бланк «Лабиринт» Описание процедуры исследования: испытуемому предлагается провести непрерывную линию, повторяя все изгибы лабиринта, но, не «дотрагиваясь» до его «стенок» (ограничительных линий). На проведение линий в двух лабиринтах отводится 1 минута 30 секунд без перерыва. Инструктаж сопровождается демонстрацией. Для левшей упражнение выполняется левой рукой.
Критерии оценки
: ошибкой при выполнении задания считается: 1. выход за пределы лабиринта; 2. отрыв руки от бумаги при рисовании линий; 3. нарушение изгибов лабиринтов при их повторении. Ошибки фиксируются в виде штрафных баллов (очков).
Тест «Вырезывание круга»
Цель: выявление степени развития динамической координации и соразмеренности движений кисти рук Оборудование: бланк «Вырезывание круга»
Описание процедуры исследования: ребенку предлагается вырезать круг диаметром 5 см., ограниченный с двух сторон линиями на расстоянии 1 мм. На выполнение задания отводится 1 минута (для левшей задание выполняется левой рукой).
Критерии оценки
: задание считается выполненным отлично, если ребенок за заданное время вырезал круг, практически не отклоняясь от центральной линии. (Небольшие отклонения возможны не более 2 раз). Выполнение теста можно считать хорошим, если при вырезывании круга наблюдались отклонения от центральной линии, но линия разреза не касается ограничений и выглядит ровной (нет углов при разрезании). Удовлетворительным вырезанный круг является в том случае, когда линия разреза не выходит, но касается ограничительных линий и выглядит не округлой, а ломанной (имеются углы при разрезании). Ребенок справился с заданием плохо, если: 1. не уложился во времени, но кружок вырезал аккуратно; 2. линия разреза выходит за пределы ограничительных линий не более 2 раз. Работа считается не выполненной в том случае, если: 1. испытуемый не уложился во времени и выполненная часть работы не отвечает удовлетворительной оценки; 2. при вырезывании кружка испытуемым не соблюдались, перечисленные выше требования, т.к. имеются множественные выходы з а ограничительные линии.
Тест "Речка"
Цель: определение уровня регуляции размаха и точности движений. Оборудование: бланк «Речка» Описание процедуры исследования: ребенк у дается бланк д л я графического упражнения и карандаш (фломастер), предлагается сделать
15(20) штрихов ("мостиков"), соединяя две линии ("берега речки"). Эти штрихи чертятся по вертикальным линиям клеток тетрадного листа. Перед началом упражнения детям объясняется техника выполнения задания. Обращается внимание на точность нанесения линий, не искривляя их и не заводя карандаш за "берега речки". Объяснение сопровождается показом нанесения штрихов.
Критерии оценки:
5 баллов - задание выполнено полностью, без искажений линий и захождения за "берега речки". Допускается не выполнения одной линии. 4 балла - задание выполнено с незначительными искажениями линий и захождениями за "берега". 3 балла - задание выполнено со значительными искажениями линий и захождениями за линию "берега". 2 балла - задание выполнено полностью, но с очень большими искажениями и захождениями за "берега". 1 балл - задание выполнено не точно, не полностью, с очень значительными ошибками.
Тест «Скатай шарик»
Цель: определение скоростно-силовых способностей пальцев рук. Оборудование: лист бумаги для пишущих машин формата А4 Описание процедуры исследования: ребенку дают лист бумаги и предлагают скатать из нее шарик, но предупреждают: действовать надо одной рукой, вытянув ее вперед, а вторую опустить вниз и не помогать ей. Затем задание выполняется другой рукой.
Критерии оценки
: нормой для ведущей руки считается 15 секунд.
Тест «Дорожка»
Цель: выявление уровня развития координации руки
Оборудование: бланк с рисунком «Дорожка» Описание процедуры исследования: ребенку предлагается провести путь от стрелки до конца, не касаясь линий и не отрывая руки. '
Критерии оценки:
Высокий уровень - линия ровная, без разрывов, небольшое количество касаний ограничительных линий; Средний уровень - линия неровная, с разрывами, большое число касаний, тремор; Низкий уровень - очень медленное движение, линия неровная, разорванная, сильный тремор.
Тест «Штриховка»
Цель: определение соразмеренности движений руки и глаза . Оборудование: бланк с рисунком «Штриховка» Описание процедуры исследования: ребенку предлагается заштриховать две фигуры, соблюдая параллельность и стараясь не выходить за границы фигуры.
Критерии оценки:
Высокий уровень - штрихи ровные, параллельные, не выходят за границы фигуры; Средний уровень - штрихи неровные, нарушена параллельность, небольшие нарушения ограничительных линий; Низкий уровень - штрихи неровные, линии разорванные, нет параллельности, линии выходят за границы фигуры больше, чем на 5 мм.
Тест «Сложи квадрат»

Цель: определение быстроты движений кисти и пальцев рук Оборудование: квадрат из бумаги 20*20см. Описание процедуры исследования: ребенку предлагается на время согнуть лист бумаги по диагонали и еще раз пополам, до получения маленького треугольника.
Критерии оценки:
13 секунд - высокий уровень; 27 секунд - выше среднего; 41 секунд - средний; 65 секунд - ниже среднего; 1 минута 19 секунд - низкий.
Критерии оценки тестов.
5 баллов - высокий уровень; 4 балла - выше среднего ; 3 балла - средний уровень; 2 баллов - ниже среднего ; 1 балл - низкий уровень .
Критерии оценки всех тестов.

0-8 баллов -низкий уровень;

8-16 баллов – ниже среднего ;

16-24 баллов – средний уровень;

24-32 балла – выше среднего;

32-40 баллов – высокий уровень.




Приложение 1

Пальчиковые игры и упражнения

Посоли!
Взрослый читает текст, под звучание которого ребенок выполняет следующие действия: сначала водит рукой по кругу - «мешает суп ложкой», затем складывает три пальчика «щепоткой» и имитирует действия «посыпать солью». Ложкой мы водили, Супчик мы варили. Суп в тарелки я налью, А затем и посолю! (М. А. Давыдова)
Мирилки

Стишки-мирилки произносятся в определенный жизненный момент. Во время произнесения этих строчек дети мирятся - прекращают ссору, внезапно возникшую в результате игры. При этом мирящиеся должны сцепиться друг с другом мизинцами и, слегка потряхивая ими, произнести приведенный текст. Мирись, мирись, мирись И больше не дерись. А если будешь драться, То я буду кусаться. А кусаться — ни при чем, Будем драться кирпичом. Нам кирпич не нужен, Давай с тобой подружим.
Корзина с ручкой
Поставьте руки вертикально, ладонями к себе. Переплетите между собой все пальцы, кроме больших. Большие пальцы поднимите вверх и соедините. Так образуется ручка корзины.
Народная прибаутка для запоминания
В этой маленькой корзинке есть помада и духи, Ленты, кружево, ботинки ~ что угодно для души!
Колокольчик
Переплетите пальцы рук, ладони округлите, чтобы получился купол. Средний Палец правой
руки опустите вниз, чтобы образовался «язычок» колокольчика. Слегка покачайте колокольчиком в стороны, а язычком внутри него пошевелите. Выполняя упражнение, повторяйте: «Динь-динь, динь-динь, динь-динь».
Прибаутка для запоминания
Колокольчик голубой Поклонился нам с тобой. Колокольчики-цветы Очень вежливы. А ты? (Е. Серова)
Пять мышек

Текст потешки
Пять маленьких мышек Забрались в кладовку. В бочонках и банках Орудуют ловко. На сыр забирается первая мышка, В сметану ныряет вторая мышка,
Деревья
Согните руки в локтях и вытяните их вверх. Поясните ребенку, что вы показываете стволы деревьев. Осталось показать его ветки - разведите пальцы, изображая ветви дерева.
Стихи для запоминания
А в саду сердито Выла буря злая, Над окном деревья Темные качая. (А. Н. Плещеев)

Движение
Дети шевелят всеми пальцами обеих РУК- Выставляются вверх большие пальцы. Выставляются ук азательные пальцы.
Засолка капусты

Текст рифмовки
Мы капусту рубим,Бим, бим, бим. Мы капусту трем, Трем, трем, трем. Мы капусту солим, Лим, лим, лим. Мы капусту жмем, Жмем, жмем, жмем. Пе-ре-ме-ши-ва-ем! В бочки плотно набиваем, И в подвалы выставляем. Ох, и вкусная капуста!

Метроритмические движения
Дети выполняют поочередные взмахи выпрямленными кистями рук вверх и вниз. Дети трут кулачками рук друг о друга. Дети потирают пальцами, собранными в щепотку, словно сверху посыпают капусту солью. Энергично сжимают пальцы в кулаки и разжимают их обратно. Дети руками имитируют движения большой ложки, с помощью которой они словно перемешивают капусту. Дети кладут одну ладонь поверху другой и делают вид, будто уминают капусту, выпрямляя и сгибая локти. З а к р у г л е н н ы м и л а д о н я м и , вытянутыми вперед, изображают бочку. Дети поглаживают себя ладонями по животу.
Рассказываем сказку «Курочка Ряба»
Методические пояснения. Взрослый рассказывает сказку и демонстри- рует выполнение детьми нужных движений, которые дети повторяют. При показе движений можно делать остановки, комментируя их выбор: «Вот мы покажем, какой был дедушка - у него длинная борода» и т. д. Текст сказки Жили-были дед и баба. И была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, Да не простое, а золотое. Дед бил, бил — не разбил. Баба била, била — не разбила. Мышка бежала, Хвостиком махнула, -
яичко упало и разбилось! Двигательные комментарии Двумя руками дети описывают от подбородка сверху вниз воображаемую бороду. Двумя руками дети изображают, как покрывают на голову платочек и завязывают под подбородком его края. Дети стучат указательным пальцем по столу. Пальцы правой руки округляются, соединив подушечки. Левая рука охватывает «яичко» по- верху, разведя пальцы. Руки разводятся в стороны. Снова левая рука «стучит» кулаком по «яичку». Руки разводятся в стороны. Правая рука сжимает пальцы в ку- лачок, выставляя мизинец — хво- стик. Левая рука пробегает всеми пальцами по столу. Кулачок правой руки машет хво- стиком — мизинцем. — Руки делают взмах вверх — «всплеск». Дед плачет, Баба плачет, А курочка кудахчет: — Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам яичко другое, не золотое, а простое. Обе ладони закрывают лицо. Руки на миг отходят от лица, затем вновь его закрывают. Пальцы, собранные в щепотку, сту- чат по столу.
Рассказываем сказку «Репка»
Методические пояснения. Игра проводится аналогично тому, как вы уже учились рассказывать сказку «Курочка Ряба» - взрослый читает текст и демонстрирует движения, а дети их повторяют. В «Репке» встретятся уже знакомые по «Курочке Рябе» дед и баба - их показывают теми же жестами.
Поскольку в этой сказке встречается множество повторов (на слова «тянут- потянут»), то описание действий приводится в сокращении. В ряде предложений ритмико-двигательных комментариев требует поч- ти каждое слово. Получается интересный пересказ текста параллельно со словесным. Текст сказки Посадил дед репку. Выросла репка большая-преболь- шая. Двигательные комментарии Руками показывается окладистая овальная борода. Две руки синхронно рисуют в воздухе круг с заостренным кончиком внизу, напоминающий очертания сердечка. Руки, изображавшие репку, раздви- гаются в стороны, показывая, как репка растет и увеличивается в размерах. Стал дед репку из земли тянуть. Тянет-потянет, вытянуть не может... «Портрет» деда (борода). «Портрет» репки. Двумя руками имитация движений вытаскивания репки из земли.

Приложение 2
Пальцы развиваем, буквы составляем Пальчиковая азбука Буква А Пальцы указательные Ставим под углом. Средний — перекладиной Ровно ляжет в нем. Буква Б Указательный с большим Мы в кольцо соединим. Остальные под углом Над кольцом объединим.
Буква И
Указательные пальцы Встали, словно уши зайца. Левый средний чуть нагнулся, Пальца правого коснулся.

Буква К
Указательный и средний Образуют галочку. Правый указательный Вверх направим палочкой.
Приложение 3

Семейный клуб «Школа дошколят»: пальчиковый игротренинг

(нетрадиционные игровые приемы)
ЦЕЛИ: 1. Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой мото- рики и координации движений рук. 2. Вовлечь родителей в жизнь детского сада и группы, сделать их союзниками в своей работе по устранению речевых нарушений у детей. 3. Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми. Консультация для родителей Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями — держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Врачи и педагоги уделяют ее развитию пристальное внимание. В методической литературе содержатся результаты
исследований (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева), которые подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи. Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2—3 раза в день по 3—5 мин, а пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной в специально отведенное в течение дня время. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально- приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Такие задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники» и т.п. Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей. Метод проведения: имитационная игра. Детям (и родителям) предлагается отправиться в путешествие в страну, где живут игры, не дающие скучать рукам, — страну пальчиковых игр. С амомассаж кистей и пальцев рук (по Йосиро Ц у ц у м и , модифицированный) Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками»), стихами. 1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию. Я возьму зубную щетку, Чтоб погладить пальчики. Станьте ловкими скорей, Пальчики-удальчики. 2. Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, прыгунками. Вертеть их в руках, щелкать по ним пальца-
ми и «стрелять», состязаясь в меткости. Мячик мой не отдыхает, На ладошке он гуляет. Взад-вперед его качу, Вправо-влево — как хочу. Сверху — левой, снизу — правой Я его катаю, браво. 3. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке. Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу. 4. Массаж грецкими орехами (каштанами). Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами. Научился два ореха, Между пальцами катать. Это в школе мне поможет Буквы ровные писать. 5. Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество «бус» (в прямом и обратном порядке). Дома я одна скучала, Бусы мамины достала. Бусы я перебираю, Свои пальцы развиваю. Пальчиковый тренинг «Щелчки» — каждым пальцем по бусам, закрепленным на дуге ширмы. «Кус-кус» — бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу. Котенок
Если кто-то с места сдвинется, На него котенок кинется. Если что-нибудь покатится, За него котенок схватится. Прыг-скок! Цап-царап! Не уйдешь из наших лап! В. Берестов «Узелки» — перебирать веревочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы, гласные звуки. «Прогулка» — с помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно или одновременно. Кто идет? Идет собака, кот идет, И дождь идет, и град... Еще часы идут вперед, Хоть на столе стоят. Л.Г. Парамонова На прогулку мы пойдем, И в футбол играть начнем. И с хорошей тренировкой, Каждый станет сильным, ловким.
« Л ы ж н и к и »
— «вставать» в углубления больших п у говиц указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха. Ног от радости не чуя, С горки снежной вниз лечу я! Стал мне спорт родней и ближе,
Кто помог мне в этом?.. (Лыжи.) Кто по лесу быстро мчится, Провалиться не боится? (Лыжник.) Две новые кленовые Подошвы двухметровые: На них поставил две ноги, И по большим снегам беги. (Лыжи.)
«Волшебные

превращения

веревочки»
— из различной длины и цвета веревочек, проволочек заплетать косички, рисовать цветы, животных. «Музыканты» — нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук. Слоги: ша-шо-шу-ши-ше; шко-шка-шку-шки-шке; аш-ош-уш-иш-еш; шта-што-шту-шти-ште. Чистоговорки: ша-ша-ша — в доме у нас Маша; шо-шо-шо — Маша ведет себя хорошо; шу-шу-шу — на руках ее ношу; ши-ши-ши — калоши у Маши очень хороши. Стихотворение: Кто потерял много игрушек Маша шла, шла, шла И игрушки нашла: Кошку, матрешку, шишку, мартышку, Мишку, машинку, пушку, зайчишку, Шар, неваляшку, катушку, лягушку.

«Мой веселый мяч-прыгун»
— прокатывать мяч пальцами правой или левой руки по «Спирали», «Универсальному панно», одновременно рассказывая стихи на автоматизацию, дифференциацию звуков. Трудно мячик мне вести Прямо по дорожке — Так и хочется ему Спрятаться в ладошке. «Фокусник» — собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).
Рисование
— рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок. Тренируйте пальчики! Станет рука сильной, Головушка умной, А речь красивой.
Итог практикума
Входе дискуссии с родителями выясняются. 1. Значение пальчиковых игр и упражнений, которые: — развивают мелкую моторику рук; — стимулируют речевое развитие; — повышают работоспособность головного мозга; — оказывают оздоравливающее и тонизирующее воздействие на весь организм. 2. Необходимость использования пальчиковой игры-тренинга не только в детском саду, но и дома.

Приложение 4

Конспект занятия

«Точеный массаж»
П./З. Закрепить знание детей об истории возникновения точечного массажа; понятия о связи точек на коже с внутренними органами; упростить в нахождении активных точек на лице, правильном выполнении массажа стоп, пальцев рук, лица. Развивать потребность заботиться о своем здоровье. - Ребята, послушайте, я прочту вам стихотворение: Чтобы вырасти здоровым, Энергичным и толковым, Чтоб прогнать усталость, лень, Ешьте витамины каждый день! Рано утром не ленись, на зарядку становись! Помогают нам всегда солнце, воздух и вода! - Всем известно, что каждый человек заботится о своем здоровье. Что вы делаете, чтобы быть здоровым? Раздается стук в дверь. Входит Печкин. П. - Здравствуйте! - Здравствуй Печкин! П. - Я вчера получил письмо от дяди Федора, послушайте, что он пишет: «Здравствуй, Печкин! Как вам в Простоквашино живется? Что нового у Шарика и Матроскина? Не болеют ли они? Я, чтобы быть здоровым и никогда не болеть, каждый день делаю точечный массаж. Мне пора в школу, до свидания!» Я, честно говоря, не понял, что делает дядя Федор? Д. - Точечный массаж. П. - (обращается к воспитателю) Что это такое? Вы знаете? В. - Дорогой Печкин, это древнее искусство - точечный массаж - пришло к нам с востока. Это массаж по так называемым «китайским точкам». Ученым давно известно, что есть связь между участками кожи человека и его внутренними органами. На этом основан точечный массаж.
Нажимая на определенную точку на коже, можно вызвать реакцию какого-нибудь органа. П. - Ничего себе ... Значит, и у меня есть такие точки? В. - Конечно, Печкин! В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма П. - Хорошо бы мне научиться точечному массажу. В. - Самый простой способ точечного массажа это поглаживание подушечек кистей рук, давайте покажем Печкину несколько упражнений, повторяй: 1упр. - «Пальчики здороваются». 2упр. - «Мышка мылом мыла лапку». П. - Ну и зачем их массировать? Д. - Большой палец - отвечает за работу головного мозга. Указательный - за хорошую работу желудка. Средний - за работу кишечника. Безымянный - за печень и почки. Мизинец - за работу сердца. В. - Молодцы ребята, а еще один способ точечного массажа - это катание на полу гимнастической палки, стопами ног. Дело в том, что на подошве находиться очень много точек, катать палку надо сидя на стуле. Дети, садятся на стулья и катают палки. В. - Теперь давайте походим по специальным массажным дорожкам. Это тоже массаж ног. П. - Интересно, а где еще точки есть? Д. - Точки есть на лице человека, мы тебе сейчас покажем комплекс точечного массажа для лица, повторяй: Гномик в пальчиках живет (сгибание и разгибание пальцев) Он здоровье нам несет Раз, два, три, четыре, пять (точки у крыльев носа) Начал гномик наш играть Пальчиком у носа кружочки рисовать А потом поднялся выше
И скатился сверху вниз (поглаживание гайморальных пазух носа) Гном в окошко посмотрел (массаж надбровных дуг) Засмеялся, летел Гном нашел у глаза точки (массаж точек у переносицы) Вправо, влево покрутил На другую надавил (точки у крыльев носа) А потом спустился ниже Прямо к ротику поближе (под верхней губой) За ушами прятался Смеялся надо мной И хотел играть со мной (ушные раковины) Раз, два, три, четыре, пять Я решил его поймать Гнома я в бровях ловил ( надбровные дуги) Он по кругу все ходил Вот наш гномик и умолк (кончик носа) Мы возьмем его в ладошки Погладим ручками немножко (стряхивают кисти рук) В. - Молодцы, давайте повторим еще раз с Печкиным, а родители нам помогут. П. - Не ужели этот чудо точечный массаж поможет от любых болезней? В. - Да от любых, вот наш учитель обратись к нему. П. - Вот у меня письма и в них Коля спрашивает, как вылечить насморк?
У. - Надо массировать точки расположенные у крыльев носа 10-15 раз. П. - Вот спасибо, учитель посоветуй, как деду Матвею избавиться от кашля? У. - Чтобы избавиться от кашля, надо массировать точку на грудной клетке, вот здесь по 10 раз. П. - Спасибо учитель! В. - Ребята давайте на рисунке обозначим точки, которые следует массировать, и подарим Печкину. П. - Вот спасибо, побегу всем расскажу в Простоквашино. (уходит) В. - Вот как хорошо мы сами можем заботиться о своем здоровье и научили Печкина и родителей. Стук в дверь. Воспитатель вносит посылку. В. - Да это посылка от Печкина: «Спасибо за советы, это вам, продолжайте укреплять здоровье».

Литература «Игры с пальчиками» И.А. Агапова, М.А. Давыдова. 1. «Веселые ладошки Т. Бардышева 2. «Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой» Е. Рыжанкова 3. «Рисуем по клеточкам» О. Савчук 4. «Первый рисунок» Рени Рамси, Дана Боумэн 5. Журналы «Дошкольное воспитание» 2000 год – №10 2004 год - №2 2005 год - №2 2008 год - №2 2008 год - №3 6. Журналы «Логопед» 2006 год - №1 2007 год - №1, 2, 4
2008 год - №2, 6, 8 2009 год - №3, 7 2010 год - №3 7. «Пальчиковые игры для детей» С.Ермакова 8. «Пальцы помогают говорить» А. Толбанова 9. «Логопед в детском саду» №4-10


В раздел образования