Напоминание

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5-7 классах "Кружок лоскутного шитья "Рукодельница"


Автор: Приставакина Галина Ивановна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МКОУ для обучающихся с ОВЗ Старогородковская общеобразовательная школа "Гармония"
Населённый пункт: Московская обл., Одинцовский р-н, п. Старый Городок
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая программа внеурочной деятельности в 5-7 классах "Кружок лоскутного шитья "Рукодельница"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Учитель технологии 1-ой квалификационной категории Приставакина Галина Ивановна. МКОУ для обучающихся с ОВЗ Старогородковская о б щ е о б р а з о в ат е л ь н а я ш кол а « Г а р м о н и я». Московская обл., Одинцовский р-н, п. Старый Городок.
Рабочая программа внеурочной деятельности в

5-7 классах

«Кружок лоскутного шитья

«Рукодельница»

2014-2015 учебный год


Пояснительная записка
Программа адресована для обучающихся 5-7 классов средней общеобразовательной школы. Концепция программы: обоснованность по отношению к ФГО С НОО: программа со ст авлена с у ч ё т ом «фундаментального ядра» содержащее общее образование с требованиями по предмету «Технология» в рамках ФГОС и УУД. Концепция программы ─ линейная. Исходя из требований Стандарта
внеурочная деятельность должна:

-
быть направленной на обеспечение индивидуальных потребностей школьников;
-
способствовать их воспитанию;
-
разрабатываться в соответствии с такими направлениями развития личности школьника как спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное;
-
предполагать такие формы организации внеурочной деятельности как экскурсии, занятия по интересам, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.п. Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяет образовательное учреждение самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы, на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий. Планируя организацию внеурочной деятельности в основной школе, используем имеющиеся в школе условия и опыт проведения внеурочных занятий, а также сложившуюся систему воспитательной работы. Приняты во внимание следующие требования стандарта к организации внеурочной деятельности (особенности): - часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся; - все виды внеурочной деятельности должны быть ориентированы на воспитательные результаты. Внеурочная деятельность в образовательном учреждении существовала всегда, но ФГОС ООО наполнили ее новым содержанием. В о с п и т ат е л ь н ы й р е зул ьт ат в н еу р оч н о й д е я т е л ь н о с т и - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка (последствие результата). Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням: 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь; 2
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь; 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности: - формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; - формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.; - новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования; - быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; - быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является лоскутная техника. Программа кружка лоскутного шитья «Рукодельница» призвана сформировать у учащихся художественно-эстетический способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной творческой деятельности. Программа кружка лоскутного шитья «Рукодельница» является программой внеурочной деятельности по обслуживающему труду. Организация внеурочной деятельности с учащимися по обслуживающему труду осуществляется в рамках процесса становления и развития воспитательной системы. Именно, внеурочная деятельность по обслуживающему труду, призвана наиболее полно удовлетворить потребности ребёнка в творческом самовыражении. Польза и красота, обычное, в сущности, шитьё и истинно художественная работа, бытовое удобство и духовность настоящего искусства – такова главная идея программы кружка лоскутного шитья «Рукодельница». Программа кружка рассчитана на учащихся среднего возраста с 10 до 14 лет. Этап занятия рассчитан на одно занятие по одному часу в неделю с общим объёмом 36 часов в год.
Цели и задачи программы
3
Цель: - развивать творческие способности обучающегося посредством формирования их познавательных интересов, способствовать стремлению своим трудом создавать вокруг себя красоту; - создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества. Задачи: - осуществлять эмоционально-эстетическое воспитание у обучающихся, развивать эмоциональный отклик на красоту; - закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства; - совершенствовать умения и формировать навыки работы с тканью; - закреплять навыки работы на швейной машине и с наиболее распространёнными инструментами; - развивать творческое воображение, художественный вкус; - помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила, формировать готовность работать на общую пользу. - способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации, чувства собственного достоинства, самоуважения; - во спитывать трудолюбие, бережливо сть, а к ку р ат н о с т ь , целеустремлённость, ответственность за результат своей работы. При изучении курса “Рукодельница” обучающиеся закрепляют теоретические знания на практике, выполняя образцы различных техник и изделия в натуральную величину.
Направления программы

1 направление «Лоскутная пластика»
На первом этапе обучающиеся узнают, где можно использовать лоскутки, учатся соединять их различными способами. Учащиеся под руководством педагога осваивают виды орнаментов, такие как шахматная доска, мозаика из полос, звезда, соты, пашня, колодец, ананас, ёлочка, мельница, спираль, изучают цветовую гармонию. В процессе общения выясняется, что для успешного овладения навыками требуется знание школьной программы по технологии, дополнительного времени, а самое главное, усидчивости. Поэтому на самом первом этапе важно поддержать любые начинания детей, показывать практическое применение даже самого маленького изделия.
2 направление

«Мозаика из лоскутов»
По мере усвоения обучающимися приёмов декоративно-прикладного творчества задания усложняются, что ещё более способствует развитию творческих способностей. Постепенно у обучающихся развивается потребность в общении с прекрасным и в жизни, и в декоративно- прикладном искусстве. Поиск оригинальных решений создаёт предпосылки 4
для развития зрительно-образной памяти, фантазии, мышления, эстетического восприятия окружающих предметов быта. По окончанию данного этапа учащиеся должны уметь выполнять простейшие чертежи, подбирать ткани в соответствии с цветовой гармонией, выполнять отделочные работы. На данном этапе необходимо, чтобы обучающиеся освоили алгоритм работы по выполнению любого изделия.
3 направление

«Дизайнерские штучки»
На данном этапе помощь педагога становится всё более минимальной: обучающиеся осваивают составление эскизов, находят дизайнерские решения. Деятельность учащихся приобретает творческий характер. Изменяется и роль руководителя кружка, он становится наставником, пробуждая фантазию, помогая ощутить обучающимся себя мастерами и творцами.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы

внеурочной деятельности

После изучения программы школьники должны уметь:
- осуществлять поиск необходимой информации в области лоскутной грамоты; - подбирать и строить различный узор, создавать орнамент; - определять виды орнамента, размер и место на изделии; - выполнять эскизы и выкройки изделий из лоскута; - выполнять технологические основы лоскутного шитья; - выполнять различные техники лоскутного шитья.
Учащиеся должны знать:
- историю создания лоскутного шитья; - культурные традиции, особенности русского народного и зарубежного лоскутного шитья; - современные возможности лоскутного шитья и моды; - правила безопасной работы с ручными инструментами и на швейной машине; свойства тканей из натуральных и химических волокон; - основы цветовой грамоты; - основные понятия об орнаменте, виды орнамента. Законы и правила орнаментальной композиции; - технологические основы лоскутного шитья; - виды техник и приёмы лоскутного шитья.
Оценка результатов образовательной деятельности
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, изделия, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. 5
Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях. Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн и т.д. Ребенок, сравнивая своё изделие с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве. Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Работа с одаренными детьми
1. Участие в предметной олимпиаде: (апрель). 2. Участие в интеллектуальных конкурсах и викторинах (в течение года). 3. Выполнение творческих проектов (в течение года). 4. Участие в выставках (март - апрель). 5. Работа по профессиональной ориентации (в течение года). 6. Направленность на самообразование (в течение года).
Тематическое планирование
6



п/п

Тема

теория

практика

Количество часов

I «Лоскутная пластика»
1 Введение. Инструменты, материалы, приспособления. История лоскутной техники. 1 ─ 1 2 Техника лоскутной мозаики. Техника безопасности при выполнении работ 1 ─ 1 3 Ручные швы, их использование в лоскутном шитье. Машинные швы, их использование в лоскутном шитье. 1 2 3 4 Техники и приёмы лоскутного шитья. Техники: полоска, разноцветная спираль, пашня, ёлочка, ананас, колодец. 1 2 3 5 Шитье из квадратов: шахматка, американский квадрат. 1 2 3 6 Ш и т ь е и з п р я м о у г о л ь н ы х треугольников: звезда, мельница, русский квадрат. 1 2 3 7 Окантовка изделия. 1 2 3
II «Мозаика из лоскутков»
8 Грелка на чайник. Матрёшка. 2 4 6 9 Летняя сумка, кошелёк, косметичка. 2 4 6
III «Дизайнерские штучки»
10
Уютные лоскуты:
Диванная подушка, панно, аппликация. 2 5 7
Итого
13 23 36


Содержание программы
(36 часов) 7



п/п

Тематическое

планирование

часы

Деятельность учащихся

Формирование УУД

«Лоскутная пластика».
1 Введение. Инструменты, материалы, приспособления. История лоскутной техники. 1 История лоскутной техники. Т к а н и , о с н о в н ы е и отделочные м а т е р и а л ы . И н с т р у м е н т ы и приспособления. Изготовление шаблонов.
Познавательные
- ф о р м ул и р о в а н и е познавательной цели;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
- постановка вопросов; -умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные
- целеполагание; - саморегуляция. 2 Техника лоскутной мозаики. Техника безопасности при выполнении работ. 1 Подготовительные работы. П р и н ц и п ы с о с т а в л е н и я схемы. Виды сборки: шитье из полос, шитье из квадратов, шитье из прямоугольных треугольников. Тех н и ка б е з о п а с н о с т и п р и в ы п о л н е н и и р у ч н ы х и м а ш и н н ы х р а б о т . Составление схемы: а) по принципу «от б о л ь ш е й площади»; б)посредством р а з б и в к и с ю ж е т а н а отдельные фрагменты. 3 Р у ч н ы е и машинные швы. 3 Ручные швы, их использование в лоскутном шитье. Машинные швы, их использование в лоскутном шитье.
Познавательные
-знаково- символические;
Регулятивные
- целеполагание; саморегуляция;
Личностные
- самоопределение. 4 Шитье в техники: полоска, разноцветная спираль, пашня, ё лоч ка , а н а н а с , колодец. 3 Технология сборки изделия п о с х е м а м . Ц в е т о в о е р е ш е н и е к о м п о з и ц и и . Выполнение образцов сборки по схемам.
Познавательные
- поиск и выделение информации; - з н а к о в о - символические - моделирование - с а м о с т о я т е л ь н о е создание с п о с о б о в р е ш е н и я п р о б л е м т в о р ч е с к о г о и поискового характера.
Коммуникативные
- постановка вопросов; 5 Ш и т ь е и з квадратов: шахматка, шахматная доска, американский квадрат. 3 Технология сборки изделия по схеме: шахматная доска, шахматка, американский квадрат. Цветовое решение композиции. 8



п/п

Тематическое

планирование

часы

Деятельность учащихся

Формирование УУД
- у м е н и е т о ч н о выражать свои мысли.
Регулятивные
- целеполагание; - п л а н и р о в а н и е и прогнозирование; - контроль; - коррекция
Личностные
- н р а в с т в е н н о - этическое оценивание. 6 Ш и т ь е и з прямоугольных треугольников: звезда, мельница, квадрат в квадрате, русский квадрат. 3 Технология сборки изделия по схемам мельница, звезда, квадрат в квадрате. Цветовое решение композиции. 7 Окантовка изделия. 3 Способы окантовки изделия. Т е х н и к а в ы п о л н е н и я окантовки.
Познавательные
- формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные
- постановка вопросов; - о ц е н к а д е й с т в и й партнера.
Регулятивные
- целеполагание; - прогнозирование; -контроль и коррекция.
Личностные
-нравственно- этическое оценивание.
«Мозаика из лоскутков»
9



п/п

Тематическое

планирование

часы

Деятельность учащихся

Формирование УУД
8 Грелка на чайник «Матрешка» 6 П о р я д о к и в а р и а н т ы в ы п о л н е н и я э л е м е н т о в г р е л к и . П р о с м о т р фотографий, со ставление э с к и з о в , и з г о т о в л е н и е шаблонов. Беседа «Элементы цветоведения: родственные и контрастные цвета. Раскрой эл е м е н то в , с м ё т ы в а н и е деталей кроя с утеплителем. Стачивание деталей кроя. О п р е д е л е н и е к а ч е с т в а г о т о в о г о и з д е л и я . Окончательная обработка грелки, влажно-тепловая обработка
Познавательные
- ф о р м ул и р о в а н и е познавательной цели; - п о с т р о е н и е л о г и ч е с к о й ц е п и рассуждений.
Коммуникативные
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные
- целеполагание; - оценка.
Личностные
- самоопределение.
Познавательные
- поиск и выделение информации; - з н а к о в о - символические - моделирование - с а м о с т о я т е л ь н о е создание с п о с о б о в р е ш е н и я п р о б л е м т в о р ч е с к о г о и поискового характера.
Коммуникативные
- постановка вопросов; - у м е н и е т о ч н о выражать свои мысли.
Регулятивные
- целеполагание; - п л а н и р о в а н и е и прогнозирование; - контроль; - коррекция.
Личностные
-нравственно- этическое оценивание. 9 Л е т н я я с у м к а , кошелёк, косметичка. ( т е х н о л о г и я – шахматная доска). 6 С у м к а с л о с к у т н ы м орнаментом. Порядок и варианты выполнения сумки. С о с т а в л е н и е э с к и з о в . Выполнение чертежа основы. Моделирование. Подбор тканей. Раскрой. Смётывание деталей кроя. Стачивание деталей кроя. О п р е д е л е н и е к а ч е с т в а г о т о в о г о и з д е л и я . Отделочные работы. Влажно- тепловая обработка.
«Дизайнерские штучки»
10
Уютные

лоскуты:
Диванная подушка, панно, аппликация. 7 С о с т а в л е н и е э с к и з о в . Изготовление выкройки в соответствии с моделью. Раскрой. Смётывание деталей кроя. Стачивание деталей кроя. Отделочные работы. О п р е д е л е н и е к а ч е с т в а готового изделия и влажно- тепловая обработка.
Познавательные
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. - поиск и выделение информации.
Регулятивные
10



п/п

Тематическое

планирование

часы

Деятельность учащихся

Формирование УУД
- п л а н и р о в а н и е и прогнозирование; - контроль; - коррекция.
Ресурсное обеспечение программы
Кадры Учитель технологии Приставакина Г.И. Материально- технические ткань (лоскутки), ручные иглы, швейные машины, нитки, ножницы, картон для шаблонов и выкроек, раскройные линейки, утюг, гладильная доска, роликовый нож, английские и портновские булавки, сантиметровая лента Наглядные средства обучения фотографии с изображением изделий из лоскутков, эскизы, образцы ручных и машинных швов, таблицы, готовые поделки в технике «пэчворк». Помещение Кабинет технологии
Литература
11
Т.А. Мазурик Лоскутное шитьё Из-во Санкт-Петербург «Паритет» 2006 – 224с.цв. ил. Журнал «Чудесные мгновения Лоскутное шитьё» № 5-6, 2008 г. Журнал «Чудесные мгновения Лоскутное шитьё» № 7-8, 2008 г. Журнал «Чудесные мгновения Лоскутное шитьё» № 9-10, 2008 г. Л. Банакина «Лоскутное шитьё» Москва «АСТ-ПРЕСС» 2000г. О.И. Нагель «Художественное лоскутное шитьё» Москва Школа - пресс. 2000г. Д.В. Берти, Р. Риколфи «Лоскутное шитьё» Москва 2002г. 12


В раздел образования