Автор: Махнева Людмила Ивановна Должность: учитель математики Учебное заведение: школа 695 "Радуга" Населённый пункт: г. Пушкин Наименование материала: Статья Тема: Шеренга великих математиков Раздел: среднее профессиональное
Л.И. Махнева
ШЕГЕНГА ВЕЛИКИХ МАТЕМАТИКОВ
Замысел
семинаров
под
названием
«Шеренга
великих
математиков»
возник около 20 лет назад, при проведении последних уроков четверти –
когда отметки уже выставлены, дети и учителя чувствуют себя почти на
каникулах,
но
работать
надо…
Хотелось
найти
педагогический
прием,
который позволил бы привлечь внимание учеников, сделать эти уроки более
интересными и познавательными. Позднее я перенесла эти семинары на
«Неделю математики», которая традиционно завершает третью четверть.
Основная идея семинаров заключается в том, что для глубокого познания
любой науки нужно знакомиться с жизнью и творчеством людей, создавших
ее законы. Каким же должен быть человек, чтобы память о нем сохранилась и
на десять, и на двадцать сотен лет? что же такого он мог открыть как ученый,
какие поступки должен был совершить, будучи гражданином своей страны?
за что его помнят и уважают потомки?
Конечно же, такие вопросы могут заинтересовать и, соответственно,
вызвать диалог учащихся, которые уже знакомы с науками, «говорящими на
языке» математики: физикой и информатикой. Семинары и рассчитаны на
учащихся с 7 по 11 классы.
Подготовка к уроку строится следующим образом. Ученикам, примерно
за месяц, объявляется тема семинара и предлагается в произвольной форме
подготовить сообщение (в виде реферата или в заметках о самых важных и
интересных данных об ученом с точки зрения ученика – устно). Отметка «5»
гарантирована
каждому
ребенку,
независимо
от
формы
и
объема
его
выступления.
Этот
фактор
особенно
привлекателен
для
учащихся,
испытывающих трудности в усвоении предмета.
Один из первых семинаров называется «Наследие Архимеда в науке и
технике». На этом этапе ученики еще не знакомы с понятием «семинар», они
не чувствуют разницу между такой формой работы и привычным уроком,
поэтому
основную
роль
учитель
должен
бать
на
себя.
Интересный
стихотворный материал про подвиги и открытия ученого позволяет провести
занятие
в
форме
мини-спектакля.
Дети
с
большим
удовольствием
подключаются
к
действию.
Спектакль
сопровождается
проведением
физических опытов под руководством учителя физики. Заканчивается занятие
обсуждением.
В
этом
очень
помогают
подготовленные
учащимися
сообщения. Они дают возможность не перечитывать биографию ученого, а
активно дискутировать и отвечать на вопросы учителя.
Семинар под названием «Тайные общества пифагорейцев» приурочен к
курсу геометрии 8 класса. Ученики не только проходят знаменитую теорему,
но и знакомятся с выдающимся гением, о котором современники отзывались
как
о
«блистательном
политическом
деятеле
–
пророке,
чудотворце,
мистике».
Дети
узнают,
кто
такие
«математики»
и
почему
это
название
связано с тайной. Мы разбираем порядки, царившие в школе Пифагора,
обсуждаем значение стихов, которые его ученики должны были произносить
перед сном:
Не допускай ленивого сна на усталые очи,
прежде чем на три вопроса о деле дневном не ответишь:
Что я сделал? Чего не сделал? И что мне осталось?
На уроке я вместе с ребятами пытаюсь объяснить некоторые наставления
Пифагора о том, как надо жить.
– «Не разгребай огня ножом» – человека надменного и вспыльчивого не
задевай резкими замечаниями.
– «Помогай ношу взвалить, а не сваливать» – поощряй людей не к
праздности, а к добродетели и труду.
– «Не разламывай хлеба на двое» – не разрушай дружбы.
– «По торной дороге не ходи» – следуй не за мнением толпы, внимай не
многим понимающим.
Обычно этот семинар я стараюсь закончить словами Пифагора: «Главное
– отгонять от тела болезнь, от души – невежество, от утробы – сластолюбие,
от государства – мятеж, от семьи – раздор, отовсюду – нарушение меры».
В зр о с л е ют
мо и
у ч е н и к и ,
и х
д о к л а д ы
с т а н о вя т с я
б о л е е
содержательными, осмысленными. В это время я стараюсь донести до них
мысль, что талантливые, образованные и умные люди – это достояние и
гордость всего человечества.
В
этой
связи
показателен
семинар,
посвященный
женщинам-
математикам, названный в честь Софьи Ковалевской – «Принцесса науки».
На
этом
занятии
мы
с
ребятами
обсуждаем,
какие
трудности
и
даже
опасности выпадали на долю женщин-математиков. Как, несмотря на это, они
своим
трудом,
своей
настойчивостью
и
упорством
завоевали
всемирное
призвание наравне с мужчинами.
Часто в работах учеников можно прочитать о Гепатии Александрийской
(IV-V в. н.э.). Это была женщина большого ума и божественной красоты. Ей
принадлежит честь изобретения ареометра, астролябии, планисферы. Она
читала
свои
лекции
при
большом
скоплении
народа.
На
поклон
к
ней,
философу и математику, со всех концов Римской империи стекались ученые,
стараясь
приобщиться
к
источнику
ее
ума
и
красоты.
Здесь
мы
опять
задумываемся о загадочной силе ума и пытаемся ответить на вопрос: почему
одни боятся его, а другие обожествляют.
На этом же занятии мы всегда говорим о первой в мире женщине-
профессоре, члене-корреспонденте Петербургской Академии наук – Софье
Ковалевской (1850-1891). Дети рассказывают о том, что «первым учителем»
маленькой Сони была стена детской комнаты, оклеенная листами учебника
математики Остроградского, по которому занимался ее отец. Вспоминаем, что
женщины в XIX веке в России не имели права получать высшее образование.
Девушка сама, частным образом, переезжая из одной европейской страны в
другую, искала себе учителей, и ее талант покорял многих. Весь ее путь
ученого – это путь вопреки обстоятельствам.
На этом примере, как мне кажется, мои ученики подходят к осознанию,
что успешность в обучении – это, прежде всего, желание познавать.
Мы
вспоминаем
о
маркизе
Эмили
дю
Шатлэ
(1706-1749),
которая
перевела
с
латинского
на
французский
язык
«Математические
начала
натуральной
философии»
И.Ньютона.
Ребята
рассказывают
об
итальянке
Марии Гаетана Аньези (1718-1799) – первой в мире женщине, занимавшей
должность профессора математики в Болонском университете. Звучат имена
англичанки
Мэри
Сомервиль
(1780-1872),
француженки
Софьи
Жермен
(1776-1831), немки Эмми Нетте (1882-1935) и других женщин-математиков,
познавших при жизни славу и популярность
Семинар
«Геометрия
от
Евклида
до
Лобачевского»
я
обязательно
начинаю словами: «Нет царской дороги в геометрии!» Первую часть урока
мы
посвящаем
обсуждению
книги
Евклида
«Начала»,
ставшей
энциклопедией
геометрии
на
две
тысячи
лет.
Далее
переходим
к
неевклидовой геометрии (геометрии Лобачевского) и рассматриваем главное
их отличие – аксиому о параллельных. Мы сравниваем не только факты
биографии
этих
двух
ученых-математиков,
но
и
истории
их
научных
открытий. Прошли сотни лет, но значение их работ для нас, их потомков, ни
чуть не умаляется. И когда в голосе ребенка, в его глазах я могу услышать и
увидеть
уважение
к
ученым,
к
образованию
в
целом,
мне
кажется,
он
проникся
почтением,
сопричастностью
к
великим
людям
и
великим
человеческим открытиям.
Обязательным
продолжением
семинаров
являются
тематические
экскурсии. Мы с ребятами посетили музей «Подводная лодка», музей Горного
института,
Музей
Космонавтики
при
Академии
им.
Можайского,
музей
Артиллерии и Техники.
Не секрет, что многие считают уроки математики в школе слишком
сложными.
Однако
всегда
можно
показать
детям,
что
за
формулами
и
теоремами стоят судьбы замечательных людей, влюбленных в «Царицу всех
наук».