Напоминание

Шеренга великих математиков


Автор: Махнева Людмила Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: школа 695 "Радуга"
Населённый пункт: г. Пушкин
Наименование материала: Статья
Тема: Шеренга великих математиков
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Л.И. Махнева
ШЕГЕНГА ВЕЛИКИХ МАТЕМАТИКОВ
Замысел семинаров под названием «Шеренга великих математиков» возник около 20 лет назад, при проведении последних уроков четверти – когда отметки уже выставлены, дети и учителя чувствуют себя почти на каникулах, но работать надо… Хотелось найти педагогический прием, который позволил бы привлечь внимание учеников, сделать эти уроки более интересными и познавательными. Позднее я перенесла эти семинары на «Неделю математики», которая традиционно завершает третью четверть. Основная идея семинаров заключается в том, что для глубокого познания любой науки нужно знакомиться с жизнью и творчеством людей, создавших ее законы. Каким же должен быть человек, чтобы память о нем сохранилась и на десять, и на двадцать сотен лет? что же такого он мог открыть как ученый, какие поступки должен был совершить, будучи гражданином своей страны? за что его помнят и уважают потомки? Конечно же, такие вопросы могут заинтересовать и, соответственно, вызвать диалог учащихся, которые уже знакомы с науками, «говорящими на языке» математики: физикой и информатикой. Семинары и рассчитаны на учащихся с 7 по 11 классы. Подготовка к уроку строится следующим образом. Ученикам, примерно за месяц, объявляется тема семинара и предлагается в произвольной форме подготовить сообщение (в виде реферата или в заметках о самых важных и интересных данных об ученом с точки зрения ученика – устно). Отметка «5» гарантирована каждому ребенку, независимо от формы и объема его выступления. Этот фактор особенно привлекателен для учащихся, испытывающих трудности в усвоении предмета. Один из первых семинаров называется «Наследие Архимеда в науке и технике». На этом этапе ученики еще не знакомы с понятием «семинар», они не чувствуют разницу между такой формой работы и привычным уроком, поэтому основную роль учитель должен бать на себя. Интересный стихотворный материал про подвиги и открытия ученого позволяет провести занятие в форме мини-спектакля. Дети с большим удовольствием подключаются к действию. Спектакль сопровождается проведением физических опытов под руководством учителя физики. Заканчивается занятие обсуждением. В этом очень помогают подготовленные учащимися сообщения. Они дают возможность не перечитывать биографию ученого, а активно дискутировать и отвечать на вопросы учителя. Семинар под названием «Тайные общества пифагорейцев» приурочен к курсу геометрии 8 класса. Ученики не только проходят знаменитую теорему, но и знакомятся с выдающимся гением, о котором современники отзывались как о «блистательном политическом деятеле – пророке, чудотворце, мистике». Дети узнают, кто такие «математики» и почему это название
связано с тайной. Мы разбираем порядки, царившие в школе Пифагора, обсуждаем значение стихов, которые его ученики должны были произносить перед сном: Не допускай ленивого сна на усталые очи, прежде чем на три вопроса о деле дневном не ответишь: Что я сделал? Чего не сделал? И что мне осталось? На уроке я вместе с ребятами пытаюсь объяснить некоторые наставления Пифагора о том, как надо жить. – «Не разгребай огня ножом» – человека надменного и вспыльчивого не задевай резкими замечаниями. – «Помогай ношу взвалить, а не сваливать» – поощряй людей не к праздности, а к добродетели и труду. – «Не разламывай хлеба на двое» – не разрушай дружбы. – «По торной дороге не ходи» – следуй не за мнением толпы, внимай не многим понимающим. Обычно этот семинар я стараюсь закончить словами Пифагора: «Главное – отгонять от тела болезнь, от души – невежество, от утробы – сластолюбие, от государства – мятеж, от семьи – раздор, отовсюду – нарушение меры». В зр о с л е ют мо и у ч е н и к и , и х д о к л а д ы с т а н о вя т с я б о л е е содержательными, осмысленными. В это время я стараюсь донести до них мысль, что талантливые, образованные и умные люди – это достояние и гордость всего человечества. В этой связи показателен семинар, посвященный женщинам- математикам, названный в честь Софьи Ковалевской – «Принцесса науки». На этом занятии мы с ребятами обсуждаем, какие трудности и даже опасности выпадали на долю женщин-математиков. Как, несмотря на это, они своим трудом, своей настойчивостью и упорством завоевали всемирное призвание наравне с мужчинами. Часто в работах учеников можно прочитать о Гепатии Александрийской (IV-V в. н.э.). Это была женщина большого ума и божественной красоты. Ей принадлежит честь изобретения ареометра, астролябии, планисферы. Она читала свои лекции при большом скоплении народа. На поклон к ней, философу и математику, со всех концов Римской империи стекались ученые, стараясь приобщиться к источнику ее ума и красоты. Здесь мы опять задумываемся о загадочной силе ума и пытаемся ответить на вопрос: почему одни боятся его, а другие обожествляют. На этом же занятии мы всегда говорим о первой в мире женщине- профессоре, члене-корреспонденте Петербургской Академии наук – Софье Ковалевской (1850-1891). Дети рассказывают о том, что «первым учителем» маленькой Сони была стена детской комнаты, оклеенная листами учебника математики Остроградского, по которому занимался ее отец. Вспоминаем, что женщины в XIX веке в России не имели права получать высшее образование. Девушка сама, частным образом, переезжая из одной европейской страны в
другую, искала себе учителей, и ее талант покорял многих. Весь ее путь ученого – это путь вопреки обстоятельствам. На этом примере, как мне кажется, мои ученики подходят к осознанию, что успешность в обучении – это, прежде всего, желание познавать. Мы вспоминаем о маркизе Эмили дю Шатлэ (1706-1749), которая перевела с латинского на французский язык «Математические начала натуральной философии» И.Ньютона. Ребята рассказывают об итальянке Марии Гаетана Аньези (1718-1799) – первой в мире женщине, занимавшей должность профессора математики в Болонском университете. Звучат имена англичанки Мэри Сомервиль (1780-1872), француженки Софьи Жермен (1776-1831), немки Эмми Нетте (1882-1935) и других женщин-математиков, познавших при жизни славу и популярность Семинар «Геометрия от Евклида до Лобачевского» я обязательно начинаю словами: «Нет царской дороги в геометрии!» Первую часть урока мы посвящаем обсуждению книги Евклида «Начала», ставшей энциклопедией геометрии на две тысячи лет. Далее переходим к неевклидовой геометрии (геометрии Лобачевского) и рассматриваем главное их отличие – аксиому о параллельных. Мы сравниваем не только факты биографии этих двух ученых-математиков, но и истории их научных открытий. Прошли сотни лет, но значение их работ для нас, их потомков, ни чуть не умаляется. И когда в голосе ребенка, в его глазах я могу услышать и увидеть уважение к ученым, к образованию в целом, мне кажется, он проникся почтением, сопричастностью к великим людям и великим человеческим открытиям. Обязательным продолжением семинаров являются тематические экскурсии. Мы с ребятами посетили музей «Подводная лодка», музей Горного института, Музей Космонавтики при Академии им. Можайского, музей Артиллерии и Техники. Не секрет, что многие считают уроки математики в школе слишком сложными. Однако всегда можно показать детям, что за формулами и теоремами стоят судьбы замечательных людей, влюбленных в «Царицу всех наук».


В раздел образования