Использование метода проектов на уроках эстетического цикла.
Автор: Писаревская Марина Владимировна Должность: учитель музыки Учебное заведение: МБОУ "Лицей №28" Населённый пункт: г.Новосибирск Наименование материала: методическая разработка Тема: Использование метода проектов на уроках эстетического цикла. Раздел: среднее образование
Использование метода проектов на уроках эстетического цикла.
Конечной целью современного образования является подготовка широко образованного,
эрудированного,
интеллигентного
и профессионально
компетентного
гражданина
нашего
Отечества, обладающего активной жизненной позицией, творческим потенциалом, высокой
духовной и эстетической культурой. И в этом свете, особенно важным видится повышение
эстетической культуры общества, неотъемлемым компонентом которой является эстетическая
культура каждого его гражданина.
Современные социологические опросы показывают, что одно из первых мест в сфере
интересов современной молодежи занимает музыка. Однако проблема заключается
в том, что предпочтение отдается низкопробному отечественному и зарубежному музыкальному
репертуару. В музыкальном окружении молодежи не находится места шедеврам классического
музыкального искусства, высокохудожественным образцам народной музыки, обладающим
огромным духовным потенциалом, воспитательными и развивающими возможностями. В связи
с этим, явно видна необходимость усиления работы в направлении формирования музыкальной
культуры подрастающего поколения с помощью массового музыкального образования, которое
осуществляется на уроках музыки в общеобразовательной школе и охватывает всех
без исключения детей и подростков.
Такие разновидности современной музыки, как эстрадная песня, «поп», «диско», и другие,
сугубо развлекательные, направления, выполняющие не столько эстетическую, сколько
коммуникативную и фоновую функции, пользуются в подростковой среде широкой
популярностью, в то время как классическая, народная и современная академическая музыка,
а также произведения джаза и рок-музыки, несущие определенную смысловую нагрузку,
остаются за пределами внимания подростков. Возможно, это происходит оттого,
что музыкальная педагогика уделяет мало внимания формированию музыкальной культуры
у подростков средствами музыки массовых жанров, которая пользуется широкой
популярностью в подростковой среде. А учёт этого фактора мог бы послужить важной
причиной для возникновения интереса учащихся к музыкальному образованию.
В последнее время всё большее влияние на развитие школьного музыкального образования
стали оказывать компьютерные мультимедийные технологии, поскольку одной из обширных
областей применения достижений технологий мультимедиа в образовательном процессе
является обучение дисциплинам художественно-эстетического цикла, в учебных материалах
которых значительное место занимают музыка, иллюстрации, видеоизображения.
Компьютерная среда, создаваемая с помощью мультимедийных средств, формирует условия
для развития инновационного мышления, а также обеспечивает возможность в процессе
изучения художественно-эстетических дисциплин в учебных заведениях и при самостоятельной
работе создать предпосылки для интеллектуального и личностного развития учащихся
и оптимизации образовательного процесса, развитию творческой компетентности учащихся.
Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки
искусства, открывает новые возможности.
Надо сказать, что в настоящее время многие используют развивающие и обучающие
музыкально-художественные программы для развития творчества детей. Преимущества таких
технологий по сравнению с традиционными довольны многообразны. Объединение в одном
электронном образовательном продукте красочных изображений произведений архитектуры,
скульптуры и живописи и сопровождение их текстовой информацией, музыкальными
произведениями оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус детей и
даёт возможность получать знания в области культуры и искусства. Кроме большого количества
иллюстраций и наглядного материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним
можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся, методических
приёмов в работе учителя.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на
уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники –
т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень.
ТСО очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации
познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания
интереса к музыкальной культуре.
В своей работе я имею возможность ввести в изучение тем компьютерные музыкальные
программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи,
просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку
информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные
промыслы.
Урок с использованием компьютера, в отличие от традиционного, подразумевает несколько
иную организацию: в работе делаю акцент на актуальность изучения той или иной темы для
ребёнка, на связь с жизнью. Задания носят конкретный характер. Цель этой работы: привлекать
детей к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком
объёме информации, анализировать её, выделяя существенное, важное для всех участников
деятельности. Например, переходя к теме “Три кита ведут нас в широкий мир балета”, задача
формулируется достаточно сложная: найти в справочнике термин “балет”, его характеристики и,
вспомнив ранее прослушанные музыкальные произведения, найти этот фрагмент в каталоге,
рассказать о нём, выразить наиболее яркие впечатления, пережитые во время прослушивания.
Изучая тему “Музыкальные инструменты” в контексте симфонической сказки “Петя и
волк” С. Прокофьева, дети находят в мультимедийной энциклопедии историческую справку о
происхождении флейты, звучании инструмента, его особенностях. Все энциклопедические
статьи сопровождаются видеозвукорядом. Таким образом, дети получают подтверждение
полученной информации.
Выразительно и ярко проходят уроки по теме “Природа в музыке” (изобразительность
музыки). При сравнительном анализе музыкальных произведений дети используют
энциклопедические определения характера, взятые из просмотренного диска. Дети работают в
микрогруппах, затем делятся полученной информацией. Так я получаю результат –
самостоятельное выведение знаний. Умение концентрироваться на выполнении заданий и в то
же время распределять свои умения в работе с другими детьми - важная часть организации этой
деятельности. Ребёнок совершает открытие: он сам узнал, сам понял, сам дал объяснение. Далее
пытаюсь вывести детей на иной путь реализации практических навыков – творческий.
Одним из способов развития творческой компетентности у учащихся является создание
цифрового образовательного продукта, используя программы Power Point и Movie Maker . В
программе Power Point учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют
создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков музыки, а также во
внеклассной работе. Презентация позволяет учителю и ученикам иллюстрировать свой рассказ.
На уроках музыки применяются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и
рефератов. Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет
учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. При работе над
презентацией в программе Power Point это становится невозможным. Для подготовки
презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу,
использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и
превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании
каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть
красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид
учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует
навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления
превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики
приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей
жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к.
умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной
культуры.
Использование учебных программ позволяет более глубоко изучать вопросы развития
культуры разных народов на разных исторических этапах. Интерактивные экскурсии с
использованием программы “Энциклопедия зарубежного классического искусства”, “Шедевры
музыки” знакомят детей с музыкальными инструментами древнего мира и помогают услышать
их звучание, знакомят с историческим памятникам древнего мира и современного искусства.
Презентации могут широко использоваться на уроках музыки в 5-7-x классах, что позволяет
повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность учителю и
ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению
уроков. Подготовка презентаций - серьезный творческий процесс, каждый элемент которого
должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.
При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать
анимацию, которая помогает учителю и ученику поэтапно излагать учебный материал.
Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в
изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.
Гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных
технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост
творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной
продуктивной учебной деятельности. Одной из таких технологий и является проектная
методика. Сегодня метод проектов позволяет эффективно решать задачи личностно-
ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. В европейских языках слово
"проект" заимствовано из латыни: причастие projectus означает "выброшенный вперед",
"выступающий", «бросающийся в глаза». Действительно, этот метод заслуживает внимания,
«бросается в глаза».
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает
выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, мыслей, активное включение в
реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. С
помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить
ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и
украсить кабинет красочными работами детей. Подготовить, оформить и представить проект –
дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в
ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт
познавательной и учебной деятельности.
Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу
над проектом важно соблюсти несколько условий:
1.Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников
на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом
уровня его подготовки.
2.Выполнение проекта связано с поиском новой, дополнительной информации,
обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации
проекта (это могут быть рисунки, поделки, викторины, презентации и др.).
В своей практике я использую следующие виды проектов:
Игровые – ролевые проекты, например, драматизация песен. Ролевая игра имеет большое
значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он
сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в
нем творческие возможности.
Информативно-исследовательские проекты - рефераты, презентации. Например,
«Виды русских народных песен», «Жизнь и творчество композитора», «История одного
музыкального инструмента».
Сценарные проекты - внеклассное мероприятие для школы или отдельного класса
(подготовка и проведение концертов, смотров-конкурсов, фестивалей и т.д.).
Творческие проекты – создание видеоклипа в программе Movie Maker.
Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны
учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к
любой идее, создавать ситуацию «успеха». Кроме того, самостоятельный выбор содержания и
способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее
способностей, склонностей, интересов. Ориентируясь на те цели и задачи, которые стоят перед
учителем музыки, и, зная запросы учащихся в современном мире, я и применяю в своей работе
данную методику.
Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться
только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную
деятельность, то любой материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету. Для того
чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему
интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых
знаний к их осознанному приобретению.
Применение компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не
самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые
информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от
требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей
деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих,
умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том,
что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не “подменить” его общением с
компьютером, не “засушить” урок, не превратить его в технический практикум. Для этого есть
уроки информатики. Увлечённый новой методикой, мудрый учитель использует только те её
открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребёнка.
Кабанбайская средняя школа №1
Выступление на заседании МО
«Использование методов проектов на уроках
эстетического цикла»
2011-2012 уч.год