ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ С ЛЕВОРУКИМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Инус Эльвира Эрнестовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4 "Дошкольная группа "Ромашка" Населённый пункт: Республика Хакасия г. Абакан Наименование материала: статья Тема: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ С ЛЕВОРУКИМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Раздел: дошкольное образование
О С О БЕ Н Н О С Т И
В З А И М О О Т Н О Ш Е Н И Й
Р ОД И Т ЕЛ Е Й
С
ЛЕВОРУКИМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Инус Эльвира Эрнестовна
Воспитатель
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Дошкольная группа детский сад «Ромашка
В
последние
годы
неуклонно
растет
число
детей
с
признаками
леворукости. Поэтому очень важно в детском саду создать все условия для
нормального развития леворукого ребёнка и подготовки его к обучению в
школе.
Возникновение леворукости – это довольно сложная проблема и одним
из важнейших аспектов в причине её возникновения является асимметрия
полушарий головного мозга, существенно затрудняющая подготовку такого
ребенка к обучению в школе и освоению графических навыков.
У леворуких детей нередко очень мал опыт выполнения графических
заданий,
рисования,
несовершенна
координация
движения
руки,
низок
уровень зрительно-моторных координаций, пространственного восприятия и
зрительной
памяти.
Большинство
не
умеют
правильно
держать
ручку
и
карандаш, не умеют правильно сидеть, не знают, как располагать бумагу
(тетрадь). Редко кто владеет основами звукобуквенного анализа. Всё это
делает невозможными успешное формирование навыка письма и создаёт
много
проблем
в
процессе
обучения
леворуких
детей.
Неправильно
сформированный
графический
навык
создает
комплекс
трудностей
при
письме: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время
переделка
неправильного
графического
навыка
не
просто
затруднена,
но
порой невозможна.[1, 13-19]
Леворукие
дети
имеют
комплекс
особенностей:
морфологических,
психофизических
и
эмоциональных.
К
морфологическим
особенностям
можно отнести следующие:
левая рука несколько больше правой; более
подвижна
мимика
левой
половины
лица.
Психофизические
особенности:
плохая зрительно-двигательная координация и в результате - плохой почерк,
трудности при срисовывании графических изображений; речевые нарушения;
нарушение пространственного восприятия; искажение форм и пропорций
фигур, зеркальность письма;
плохая зрительная память и другие. Но в
большей
степени
страдает
ребенок
от
эмоционально
-
психологических
проблем:
повышенной
эмоциональной
чувствительности;
ранимости,
раздражительности и обидчивости; быстрой утомляемости и ограниченной
работоспособности;
подверженности
различным
страхам,
боязливости;
низким
уровнем
самоконтроля;
излишней
конформности;
пониженным
эмоциональным фоном и плохим настроение [3, с. 38- 48].
Кроме того,
нужно отметить постоянно действующий на леворуких
детей декстра-стресс (лат. dexter - правый, англ. stress - напряжение) - это
невротическое
состояние
леворуких
детей,
возникающих
при
насильственном приучении их пользоваться правой рукой. [2, с. 13]
Постоянное
ощущение
себя
не
таким,
как
все,
а
просто
другим,
неудовлетворенность
собой,
попытки
понять
себя,
оценить
объективно,
беспристрастно,
-
это
трудная
задача
для
ребенка.
К
этому
могут
добавляться
мелкие
неудачи,
неудобство,
раздражение,
микрострессы,
которых левша зачастую избежать не может. Ежедневные микрострессы не
только ведут к появлению нервно-психических расстройств, но и искажают
развитие
личности
и
эмоциональной
сферы
ребенка,
стимулируют
негативные чувства, снижают эмоциональную устойчивость, повышая риск
нарушений социально-психологического развития.
Поэтому
леворукие
дети
нуждаются
в
постоянной
психолого-
педагогической поддержке и понимании окружающих взрослых, главными из
которых являются родители. [1, с. 213-220]
Однако, практика показывает, что во многих семьях леворукий ребёнок
является причиной не только тревог, волнений, забот, но и споров, ссор
между
родителями.
Проведенное
нами
исследование
по
выявлению
проблемы
взаимоотношений
родителей
с
леворукими
детьми
показало
следующие
результаты.
В
семьях
40%
детей
есть
другие
леворукие
родственники. 45% родителей беспокоит леворукость ребёнка и они считают
необходимым переучивать его, заставляют всегда работать только правой
рукой.
100%
родителей
указали
на
то,
что
воспитатели
в
детском
саду
воспринимают
леворукость
как
норму.
На
вопрос:
«Какие
трудности
в
воспитании и обучении возникают у вашего ребёнка?»
57% опрошенных
показали
трудности на занятиях по изобразительной деятельности; при
подготовке детей к обучению в школе, трудности в освоении графических
навыков. Многие из родителей (56%) отмечают нарушения эмоционального
развития
–
вспыльчивость,
обидчивость,
агрессивность
ребенка.
62%
обращают внимание на неуверенность и несобранность ребенка. Из них 70%
не знают, как организовать режим леворукого ребёнка. Нередко родители
допускают высказывания и упреки о том, что ребёнок – левша, что нарушает
взаимоотношения
с
ребенком,
лишая
его
положительной
эмоциональной
атмосферы, родительской поддержки и любви. Отрадно, что 100% родителей
высказали
желание
ознакомиться
с
проблемой
детской
леворукости
и
получить рекомендации по воспитанию и обучению таких детей.
Для этого нами была разработана программа психолого-педагогического
сопровождения леворуких детей и их родителей в условиях дошкольного
образовательного учреждения. Мы считаем, что главной целью процесса
психолого-педагогического
сопровождения
родителей
будет
повышение
развитие родительской компетентности в воспитании и обучении леворуких
детей. В программе были обозначены следующие задачи:
актуализировать потребность участников в повышении родительской
компетентности;
расширить возможности родителей в понимании своего ребёнка;
научить участников новым способам взаимодействия с ребёнком;
оказать
помощь
в
реализации
творческого
потенциала
родителей
в
создании
благоприятного
микроклимата
в
семье,
основанного
на
принятии и взаимном уважении детей с особенными потребностями.
Программа
сопровождения
родителей
включает
в
себя
занятия
с
родителями,
которые
проводятся
в
форме
групповых
консультаций
с
элементами психологического тренинга. Эффективными в применении мы
считаем
следующие
методические
средства:
психогимнастические
упражнения на создание и поддержание работоспособности, формирование
позитивной эмоциональной атмосферы, на групповое сплочение; короткие
лекции (10-15 мин.); групповое обсуждение проблем воспитания леворуких
детей; упражнения на овладение навыками; работа в парах и малых группах;
индивидуальная
работа;
практические
задания;
визуализация;
домашние
задания.
Безусловно,
реализация
данной
программы
поможет
созданию
благоприятных
социально-психологических
условий
для
успешного
обучения, воспитания, социального и психологического развития леворуких
детей на этапе подготовки к школе.
Таким образом, семья может выступать в качестве как положительного,
так и отрицательного фактора воспитания. Поэтому
родителям так важно
знать особенности развития леворукого ребёнка, чтобы научиться правильно
взаимодействовать с ним. Это поможет компенсировать и скорректировать
эмоциональные и психолого-педагогические нарушения, подготовить ребенка
к школе.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и
отрицательного
фактора
воспитания.
Положительное
воздействие
на
личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в
семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к
ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем
никакой
другой
социальный
институт
не
может
потенциально
нанести
столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Литература
1.Безруких, М.М. Обучение письму: Кн. Для учителя / М.М. Безруких. – М.:
Просвещение, 2007.
2.Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г.
3.Макарьев И. Если ваш ребенок - левша. - СПб.: Лань, - 1995. - 128 с.