Напоминание

Социализация детей с нарушением слуха


Автор: Великжанина Ирина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ детский сад №139 "Облачко"
Населённый пункт: г.о.Тольятти Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Социализация детей с нарушением слуха
Раздел: дошкольное образование





Назад





Тема: «Социализация детей с нарушением слуха»

Содержание
Введение 3 1. Теоритическая часть 5 2. Практическая часть 10 Заключение 16 Список литературы 15 2

Введение
Актуальность. С позиций деятельностного подхода к социализации детей с ограниченными возможностями необходимо создать условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Проблемы социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями решаются в условиях целенаправленного социально-педагогического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей. Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют объективные условия социализации детей с ограниченными возможностями. До последнего времени работа по социализации детей с ограниченными возможностями осуществлялась главным образом через систему общепринятых средств общения. В последние годы, благодаря реализации идей гуманизации, демократизации в системе образования детей с ограниченными возможностями появляются новые формы получения образования, инновационные подходы к обучению (Г.Л. Зайцева, Э.И. Леонгард, Н.Д. Шматко). Труды таких авторов, как Т.А. Басилова, Е.Л. Гончарова, А.Г. Зикеев, Т.С. Зыкова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина и др. посвящены исследованию социально-эмоционального развития детей. Современные специализированные образовательные учреждения стоят перед проблемой поиска путей совершенствования обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями с целью решения важных социально- педагогических задач на новом этапе ее развития. Тема очень актуальна. С целью решения важных социально- педагогических задач на новом этапе ее развития специализированные образовательные учреждения стоят перед проблемой поиска новых методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Одной из 3
проблем современного российского общества является проблема социализации детей с ограниченными возможностями. В сегодняшнем мире эта проблема приобретает не только научную, но и социальную значимость. Процесс социализации детей с нарушением слуха в условиях образовательного учреждения будет успешнее, если:  будут созданы педагогические условия для социальной адаптации;  работу по социализации и интеграции в общество строить с учетом психологических особенностей детей с нарушением слуха;  использовать специально подобранные методы и приемы формирования личности ребенка. Материалы данной работы могут применяться при разработке методик по социализации детей с ограниченными возможностями в специальных образовательных учреждениях, а так же при подготовке и переподготовке специалистов по коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями. 4

1.

Теоритическая часть
" Социализация – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества". Под социализацией понимают процесс усвоения человеком социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. В процессе социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом человек сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций. Успешная социализация - это не только эффективная адаптация человека в обществе, но и способность в определённой мере противостоять обществу, части жизненных коллизий, мешающих его развитию и самореализации. Современное общество продуцирует в той или иной мере два типа жертв социализации: человек полностью адаптированный в обществе, но не способный ему противостоять и человек не адаптированный в обществе, противостоящий ему. Социализация детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе. Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во "взрослую жизнь", для чего прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных учреждениях для социальной адаптации детей. Следует так же отметить, что развитие личности и познавательной деятельности детей с нарушением слуха отличаются от развития слышащих детей и имеют свои психологические особенности, которые так же необходимо учитывать при социальной интеграции в общество. 5
В основе психического развития аномальных детей, в том числе с нарушенным слухом, лежат те же закономерности, что и в норме. Однако имеются некоторые особенности, которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями: замедленным овладением речью, коммуникативными барьерами и своеобразием развития познавательной сферы. Следует отметить, что дети с нарушениями слуха делятся на слабослышащих и глухих, и их развитие познавательной деятельности и личности отличаются, имеют свои особенности . Особенности развития личности, имеющей нарушения слуха, зависят от ряда факторов: времени поражения слуха, степени потери слуха, уровня интеллектуального развития, отношений в семье, сформированности межличностных отношений. Дети с нарушением слуха менее адаптированы в обществе, чем их слышащие сверстники. Ребенок с нарушением слуха замечает неодинаковое отношение к нему и к слышащим: с одной стороны он чувствует по отношению к себе любовь, жалость, сострадание ( в результате чего нередко возникают эгоцент риче ские черты), с другой – и с п ы т ы ва е т исключительность своего положения и у него порой начинает складываться мнение, что он является обузой для близких. Представление детей с нарушением слуха о самих себе часто бывают неточными, для них характерны преувеличенные представления о своих способностях и, об оценке их другими людьми. У детей с нарушением слуха со средним уровнем интеллектуального развития отмечаются в основном завышенные самооценки. У детей с нарушением слуха с высоким интеллектуальным уровнем наблюдаются в основном адекватные самооценки, то есть они в целом соответствуют по уровню развития личности нормально развивающимся детям того же возраста. У детей с нарушением слуха, в процессе социализации необходимо формировать целый ряд личностных особенностей: 6
 творческую и познавательную активность личности, высокий уровень саморегуляции (сюда включаются навыки организации межличностных контактов);  набор интеллектуально-личностных характеристик, которые свидетельствуют об эрудиции, культуре личности, критичности ума и др., перцептивные свойства личности, которые определяют способность адекватно воспринимать и оценивать участников совместной деятельности;  навыки общения, потребность в нем;  адекватную самооценку и уровень притязаний. В процессе социализации детей с нарушением слуха групповой подход имеет основополагающее значение, при этом необходимо подбирать методы и формы социально-педагогической работы с учетом психологических особенностей детей с нарушением слуха. Дети с нарушенным слухом должны жить вместе со слышащими и иметь равные отношения с ними . Это одна из главных задач социализации таких детей . Особое значение имеют занятия по развитию слухового восприятия. Детей с нарушением слуха нужно учить вслушиваться в звуки окружающего мира, в речь, вычленять в ней разные элементы, чтобы структура воспринимаемых на слух слов постепенно уточнялась. Развивающееся слуховое восприятие помогает таким детям лучше понимать устную речь окружающих людей. Занятия по развитию слухового восприятия должны проводиться ежедневно по 20—30 минут в течение многих лет. Ребенок с нарушением слуха редко участвует в играх с другими ребятами. Это происходит из-за того, что взрослые слишком озабочены образовательной стороной жизни ребёнка и не задумываются о его месте в микросоциуме. А думать об этом нужно с момента начала занятий. Очень важно, чтобы родители не скрывали глухоты своего ребёнка в тех случаях, когда окружающие высказывают удивление относительно качества его речи. Ведь причиной этого является снижение слуха, а не какая- 7
то страшная заразная болезнь. Необходимо специально создавать пространство доброжелательного отношения к ребёнку. Не только родственники, но и знакомые, ближайшие соседи по дому должны знать, что родители занимаются с ребенком, учат его говорить, слушать, понимать речь других. А если время от времени демонстрировать им успехи ребенка в накоплении слов, письме, чтении, рисовании, в изготовлении самоделок, танцах или освоении физических упражнений, положительный эффект не замедлит сказаться. Нормальное поведение ребёнка привлекает к нему не только взрослых, но и у детей, вызывает симпатии и желание "дружить" — по крайней мере, играть. Важно, чтобы число приятелей у ребенка увеличивалось. Для этого родителям полезно, не довольствуясь играми во дворе, время от времени приглашать слышащих детей к себе домой и организовывать для всей компании какую-нибудь интересную деятельность и игры. Так ребёнок с нарушением слуха станет ближе и интереснее другим ребятам, потому что он многое умеет делать, придумывает интересные игры, объясняет, как в них играть. Родителям нужно воспитывать в ребёнке такие качества, как доброжелательность, готовность помочь другим людям, внимательность к окружающим. От этих свойств характера во многом зависит его успешная адаптация в социуме. Поэтому такие качества у ребёнка надо воспитывать. Например, можно отнести вместе с ребенком угощение соседям по случаю семейного праздника, при встрече — поинтересоваться у знакомого, как он себя чувствует, предложить крохе сделать своими руками подарок кому-либо из родственников или приятелей ко дню рождения . Постепенно из узкого круга знакомых ребёнок переходит в более широкое пространство. И семья должна правильно подготовить этот переход. Сначала ребенок просто идёт в магазин вместе с родителями, и они включают его в процесс покупки. Например, папа платит деньги, а сын или дочь получает от продавца товар. Позже ребенку предстоит отправиться за 8
покупками самому. Предварительно родители должны обсудить и проговорить с ним тот словарь который нужно будет использовать, приобретая ту или иную вещь. Чтобы новое проявление самостоятельности оказалось успешным, родителям лучше заранее предупредить продавца о том, что к нему придёт ребенок с нарушением слуха. В этом случае ребёнка правильно поймут, а не сделают замечание за неправильное произношение. Поскольку теперь около домов расположено много магазинчиков, киосков, то жители района и продавцы, как правило, знают руг друга. Поэтому договориться будет не так уж сложно. Чем старше становится ребёнок с нарушением слуха, тем больше возможностей для включения в социум у него появляется. Он становится абонентом библиотеки, посещает музеи, театры с доступным для понимания репертуаром, даже концерты для детей. Все эти мероприятия родители тоже должны подготовить заранее. Ребёнку надо сообщить куда он пойдёт, что он там увидит, познакомить с новыми словами, его готовят и к правильному поведению в музеях, театрах. Вернувшись домой, следует снова побеседовать с ребенком, обсудить его и свои впечатления от выставки или спектакля . Таким образом, описанные выше методы социализации ребенка с нарушением слуха в семье приобщаются к культуре поведения, у них формируется социальное поведение, ценности с одной стороны, и интегрируются в общество – с другой. 9

2.

Практическая часть

Задание:
разработать конспект формы работы с дошкольниками, направленной на решение задач социализации (в рамках осуществления временной интеграции детей дошкольного возраста с нарушениями слуха). КОНСПЕКТ Занятия на решение задач социализации детей дошкольного возраста с нарушениями слуха Тема: «Путешествие в гости к белочке»
Участники:
- педагоги, логопед, сурдопедагог. -дети (4-5 лет)
Виды деятельности детей (по ФГОС ДО):
 Игровая.  Коммуникативная.  Познавательно-исследовательская.
Образовательные задачи:
 учить детей различать на слух и воспроизводить долгие и краткие звучания; выполнять определённое действие в момент начала звучания игрушки и прекращать его при завершении звучания;  определение на слух слитности звучания;  развивать зрительное восприятие цвета, внимание;  закрепить название игрушек, различать при ограниченном выборе голоса и звукоподражания  воспитывать самостоятельность в решении поставленных задач, развивать игровое воображение
Материал и оборудование:
10
1. Стимульный материал: Таблички: привет, пока, названия цветов, игрушек, весна, бабочки, цветок. 2. Материалы для деятельности детей:  Материалы для предоставления заданий и результаты деятельности: длинная полоса картона и короткая. Материальные средства деятельности детей: магнитофон; фонограмма ширма, большая машина, игрушечные машинки по количеству детей, две дороги для машин, части цветов различного цвета, шапочки бабочек. Игрушки: кошка, собака, лошадка, птичка, кукла, барабан, ёжик.
Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Этап

Деятельность педагога

Деятельность

детей

Мотивационны

й

- Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.
(Раздаётся гудок машины) В-ль:
Слышите?

Пойдём

,

посмотрим,

что

там. Что это? Машина
.
Приглашает

нас

погулять

и

поиграть,

хотите?
В-ль проводит машину на ковёр. Д е т и у з н а ю т , отгадав машина
Содержательно

-

деятельностны

й

Воспитатель

предлагает

по

играть

в

игру

«Машина едет»
Дети садятся полукругом на ковре. У каждого по одной машинке и по две «дороги». У воспитателя большая машинка и две большие дороги, чтобы могла «проехать» машина: короткая и длинная. В-ль
: Слушайте, внимательно, по какой дороге

поедем: У____
(долго) Едем по длинной дороге.
У_
- по короткой. Дети слушают и выполняют упражнение: ведут машину по длинной или короткой дороге, произнося
«У»
долго или кратко. В-ль произносит
«У»
за экраном, дети на слух определяют дорогу ( длинную или короткую) .
-

Молодцы,

хорошо.

Теперь

сделаем

одну

длинную дорогу и машины

поедут в гараж.
Убирают машины и дорожки.
- А теперь посмотрите, куда мы приехали?

Солнце светит? «Да», тепло.

Весна. Вырастают

цветы.

Украсим

эту
Д е т и с а д я т с я п о л у к р у г о м н а к о в р е . Д е т и с л у ш а ю т и выполняют упражнение: ведут м а ш и н у п о длинной и л и к о р о т к о й дороге, произнося
«У»
дол го или кратко. Д е т и с о б и р а ю т цветы, в ы б и р а я лепестки нужного цвета. 11

полянку
(Достают корзинку с разноцветными лепестками)
Игра «Собери цветок»

- На, (имя ребенка) жёлтый лепесток.
(раздача деталей) .
Будем

делать

цветы,

п ос л е

тог о,

к а к

услышите сигнал. Слушаем внимательно!
(Удар в барабан) Дети собирают цветы, выбирая лепестки нужного цвета.
- Молодцы!
У
(имя

ребенка)
жёлтый цветок, У
(имя

ребенка)
белый (читаем таблички с названием Цвета).
Сколько

лепестков,

посчитаем.

(имя

ребенка). Четыре. Верно.

Красиво стало вокруг и на полянке расцвели

разные цветы.
Прилетели бабочки (чтение таблички). Хотят поиграть.
Физ. Минутка. «Бабочки»
(раздача атрибутов игры) В-ль: Дети (быстрые, негромкие удары в барабан) Бегают, «машут крыльями»
М ы

б а б о ч к и ,
кружатся.
Мы бабочки!

Летаем мы

Порхаем.

А потом летать устали.

Дунул сильный

Ветерок

И присели мы в

Кружок.
Cадя тся. Барабан « молчит » Игра проводится 2 – 3 раза.
Какие красивые ловкие «бабочки»!

- Дай!
(жест)
(имя ребенка) шапочку!
Садится бабочка на цветок – отдыхает.
Что это шумит?
(речка).
Смотрите,

какая

коробка

интересная

«плывёт».

Игра «Это кто?»
Воспитатель достаёт и показывает игрушку детям.
Кто это?
(называем и ставим табличку с названием игрушки), например: кошка. Как она
Мяукает?
(произносим з вукоп од ра жа н и е ). Аналогично знакомимся и с другими игрушками. (собака, лошадка, кукла, 12
птичка )
-Узнайте, чей это голос?
Ответ детей (каждого)
А теперь спрячусь, а вы слушайте. (ав-ав, пи-

пи, пр-р-р )

Х о р о ш о .

П у с т ь

и г р у ш к и

п о с и д я т

и

посмотрят, как мы с вами умеем
играть. Становятся в круг.
Игра «Весёлый круг»
В-ль:
Слушайте внимательно
Ритмичные удары в барабан, что делаем? (Дети маршируют) Быстрый темп. (Дети бегут по кругу)
А если я бью громко и медленно в барабан, идём

приставным шагом.
(проводится игра)
- Игрушки довольны, хорошо мы умеем играть,

но уже устали и хотят

в свой домик.

О ц е н о ч н о

-

рефлексивный

Cкажите

собачке

-

пока!
(«прощаются» с каждой игрушкой)
А что это? Смотрите - ёжик, спал зимой , а

теперь проснулся,

услышал, как мы играем и решил вас угостить

своими запасами,

яблоками.

Хочет

к

нам

в

группу

ёжик

в

гости.

Возвращаемся?
Дети прощаются с каждой игрушкой. Д е т и б е р у т у г о щ е н и е и « в е д у т » ё ж и к а посмотреть группу
Методы и приемы:
Методы стимулирования и мотивации деятельности детей:  методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция): – вводная беседа (информационного характера),  методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в деятельности: – постановка диагностической задачи, – предвосхищающее поощрение, 2. Методы организации и осуществления деятельности: – словесные (рассказ, беседа, чтение), – наглядные (демонстрация натуральных, художественных, графических, символических объектов, показ способа действия, наблюдение), – аудиовизуальные (сочетание словесных и наглядных методов), 13
– практические (упражнение, поручение), 3. Методы контроля и самоконтроля: – вербальная оценка результатов выполнения заданий, – взаимоконтроль, – коллективный смотр. 14

Заключение
Резюмируя содержание проделанной работы, можно заключить следующее социальное развитие ребенка с нарушением слуха оказывает влияние следующие факторы: состояние слуха, уровень развитии речи, их индивидуальные особенности, специально организованное обучение, семья. Социализация детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе. Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во "взрослую жизнь", для чего прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных учреждениях для социальной адаптации детей. Следует так же отметить, что развитие личности и познавательной деятельности детей с нарушением слуха отличаются от развития слышащих детей и имеют свои психологические особенности, которые так же необходимо учитывать при социальной интеграции в общество. При соблюдении определенных условий глухие и слабослышащие дети становятся полноценными членами общества. 15

Список литературы
1. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология. [Текст] : Учебное пособие / Т.Г. Богданов – М. : Академия, 2002. – 211 с. 2. Плахова, Т.В., Дмитриева Л.В. Социальное развитие детей с нарушением слуха [Текст] : Журнал Дефектология / Т.В. Плеханова, Л.В. Дмитриев. – 2004. – № 2. 3. Козлова, С.А. Программа социального развития ребенка [Текст] : Школьная пресса / С.А. Козлова – 2005. – 105 с. 4. Солодянкина, О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста [Текст] / О.В. Солодянкина – М. : Аркти, 2006. – 277 с. 5. Астафьева, В.М. Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха [Текст] / В.М. Астафьева – М. : АПК и ПРО, 2000. – 116 с. 6. Зауш-Годрон Ш. Социальное развитие ребенка [Текст] / Ш. Зауш-Годрон – СПб.: Питер, 2004. – 302с. . 16


В раздел образования