Напоминание

"Использование диагностических методик в работе педагога"


Автор: Колесняк Мария Валерьевна
Должность: преподаватель вокальных дисциплин
Учебное заведение: Ульяновский колледж искусств, культуры и социальных технологий
Населённый пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование диагностических методик в работе педагога"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Областное

государственное бюджетное

профессиональное

образовательное

учреждение

среднего

профессионального

образования

Ульяновский

колледж

искусств,

культуры

и

социальных

технологий

Методическая разработка на тему:

«Использование диагностических методик

в работе педагога»
Автор: преподаватель вокального класса Колесняк М.В. Ульяновск, 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1. Введение …………………………………………………………….. 1 2. Понятие о диагностике обучающихся …………………………….. 2-3 3. Пути применения диагностических методик …………………....... 4 4. Критерии оценки деятельности педагога………………………....... 4 5. Диагностические методики – показатели эффективности деятельности педагога……………………………………………….. 5-6 6. Примерное тематическое планирование курса «Вокальный класс» (I семестр)…………………………………………………………….. 7 7. Примерное тематическое планирование курса «Вокальный класс» (II семестр)……………………………………………………………. 8 8. Заключение………………………………………………………….... 9 9. Библиографический список …………………………………............ 10
1
1.

ВВЕДЕНИЕ
Работа педагога вокального искусства – интересная, многогранная и многоаспектная. Одним из важнейших основ является систематическое изучение творческой индивидуальности каждого обучающегося на всех этапах его жизни, сознание необходимости постоянного обращения к современному комплексу знаний о человеке, составляющему основу понимания обучающегося как яркой творческой личности многоплановой и интересной. Работа педагога в вокальном классе обязательно должна включать в себя диагностику обучающихся. Диагностические и прогностические умения входят в программу подготовки выпускников педагогических вузов. Отсюда умения прогнозировать оптимальные пути развития и воспитания студентов, диагностировать личность обучающегося и осуществлять индивидуальную программу его воспитания, диагностировать его учебные навыки, диагностировать общий уровень воспитанности личности и коллектива. Следовательно, педагогу необходимо владеть методами обследования и диагностики обучающихся, это нужно для составления учебных планов, планирования воспитательной и коррекционной работы. Педагог должен изучить индивидуальные особенности голоса каждого студента. Этим и определяется актуальность работы педагога в вокальном классе. Целью методической разработки является выявление диагностических методик в практической работе педагога. Объектом изучения выступает процесс диагностирования обучающихся в учебной деятельности. Практическая значимость методической работы заключается в том, чтобы материал, предоставленный в ней, мог быть использован педагогами для проведения диагностики обучающихся.
2
2.

Понятие о диагностике обучающихся
Диагностика (с греческого – способность распознавать) – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Следует выделить несколько видов диагностик: Психологическая диагностика - это измерение индивидуально- психологических свойств личности. Её целью является установление психологического диапазона как заключение об актуальном состоянии психологических особенностей личности и прогнозе их дальнейшего развития. Данный вид диагностики включает в себя набор различных методик, например: методики на готовность, проективные методики, мотивационная анкета Лусканова, интеллектуальный тест, тест тревожности (Филипс), личностный опросник (Р. Кеттела) и т.д. Благодаря этим тестам можно выявить следующие психико- диагностические признаки: - низкая познавательная активность и личностная незрелость; - низкий уровень самоконтроля и самоорганизации в деятельности и поведении; - повышен интерес к ситуациям, включающим жестокость и агрессию; - немотивированность, неадекватность поведения; - отрицательное отношение к учению; - сохранение инфантильности, слабоволие. Педагогическая диагностика – это изучение личности студента, индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций. Основные требования к проведению педагогической диагностики обучающихся: - изучение личности студента должно быть направлено на поиск резервов его личности, её нераскрытых возможностей; - диагностика не должна быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер; - изучение личности студента осуществляется в процессе педагогической деятельности и общения; - личность студента изучается не изолировано, а в контексте социальных отношений; - нельзя делать выводы о личности только на основе диагностического метода.
3 Социально педагогическая диагностика – это специально организационный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность обучающегося и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов. Здесь можно выделить следующие методы исследования: 1). Метод наблюдения - наиболее доступный способ получения знаний об обучающихся. Но личное наблюдение не может стать для педагога единственным источником изучения качеств студента, так как оно является односторонним и субъективным. Поэтому учитываются результаты наблюдений и других людей. 2). Метод беседы обязывает педагога прислушиваться к суждениям окружающих студента (педагогов, родителей, коллег), находящихся в непосредственной близости с обучающимся чтобы правильно определить сущность формирующейся личности. Необходимо сопоставить данные, полученные в сочетании с личностными наблюдениями. 3). Метод столкновения взглядов, позиций. Форма данного метода позволяет обращаться к студентам с предложением высказать свою точку зрения, как относиться к определенному явлению, поведению, проблеме. 4). Метод изучения поведения студентов в определенной педагогической ситуации. Является одним из достоверных диагностических методов в педагогике. Но пока этот метод не получил широкого применения в практике, хотя и считается весьма перспективным для изучения личности и коллектива. 5). Метод анализа продуктов творчества студентов в процессе их самостоятельной деятельности – художественно-эстетической, трудовой, учебной. 6). Метод устного опроса позволяет выяснить не только теоретические знания обучающихся по актуальным вопросам вокальной методики, но и выявить их склонности, связи и оценочные суждения. Устный опрос (тестирование) является одним из самых популярных методов диагностики. 4

3.

Пути применения диагностических методик
В педагогической деятельности с обучающимися я применяю диагностические методы, как для изучения динамики учебного процесса, так и для изучения личности студента. Информацию о текущем состоянии образовательного процесса представляют регулярно проводимые диагностические исследования. Диагностика качества образовательного процесса – это процесс непрерывный, который осуществляется в течение всего периода обучения. Весь комплекс диагностических мероприятий - представляет образовательный мониторинг. Основная цель комплексной педагогической диагностики – выявление, измерение и оценивание результатов образовательного процесса. Основная задача диагностирования уровня обученности студентов – оценка развития системы отношений студента с самим собой и окружающим миром в рамках осваиваемого вида деятельности.
4.

Критерии оценки деятельности педагога
1. Способность к творчеству. Творчество – процесс создания нового. Педагогическое творчество – творчество, направленное на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса. 2. Способность воспитывать. Воспитание – регулируемый процесс передачи жизненного и профессионального опыта, формирования сознания и мышления, взглядов и убеждений, духовного, нравственного и физического потенциалов, качество и свойств личности. 3. Нравственность – правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества и выполнение этих правил. 4. Педагогическая этика – наука морали, понимания норм в педагогической деятельности «Моделирование воспитывающих ситуаций» – способность педагога вызывать и чувства, и поступки студентов. 5. Культура педагогического общения – способность педагога воспринимать, понимать, усваивать, «держать себя», передавать содержание мыслей и чувства. 6. Культура педагогического общения, общение – сложный многогранный процесс, который может выступать одновременно и как процесс взаимодействия личностей, и как процесс сопереживания. 7. Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя к студентам, направленное на создание бл а го п р и я т н о го психологического климата и на оптимизацию учебно-воспитательной деятельности. 5

5. Диагностические методики.

Показатели эффективности деятельности педагога

Традиционные

Современные
1. Выполнение государственных учебных программ. 2. Уровень знаний и умений обучающихся. 3. Дифференциация обучения с целью предупреждения. 4. Качество учебно-воспитательной работы определяется традиционными приоритетами: 1) ориентация на внимание результатов (внешний контроль); 2) на репродуктивный уровень освоения; 3) однозначная трактовка каждого явления; 4) одинаковое содержание образования; 5) при управлении деятельности студентов установка на содержательно-процессуальные аспекты (что сделал, что усвоил); 6) доминирование монолога, единообразия, идеологии. 1. Составление авторских программ. 2. Уровень развития, воспитанности, обученности студентов. 3. Многоуровневая – с целью развития творческих способностей студентов. 4. Качество УВР определяется личностной ориентацией педагогического процесса: 1) стимулирование собственных возможностей, личности студента; 2) на поисковый и творческий уровень; 3) различные альтернативные трактовки изучаемых явлений; 4) вариативное содержание образования; 5) приоритет ценностно-смысловых аспектов (в чём видит смысл и назначение деятельности); 6) доминирование диалога, индивидуальности, общечелове- ческих ценностей. 6

Ключевые слова:
Диагностика, психология, педагогика, творческое педагогическое общение.
Методика

1.
«Готовность студентов выпускных групп к педагогической практике, согласно Госстандарта».
Методика

2.
Самооценка готовности студентов к проведению пробных уроков (занятий).
М е т од и к а

3 .
Тестирование студентов по вопросам отношения к педагогической практике.
Методика 4.
Диагностика уровня знаний студентов на протяжении всего обучения. В процессе работы диагностика знаний обучающихся позволит скорректировать учебную программу по дисциплине «Вокальный класс» для студентов, имеющих различный уровень мотивации. Диагностика нужна для выявления предпосылок реализации педагогических целей, степени их достижения, причин неудач в учебно-воспитательной деятельности. Ставится задача рассмотреть подготовку будущего педагога вокального искусства к вокальной (творческой) деятельности: Главная цель практических занятий по дисциплине «Вокальный класс», приобретение художе ственно- исполнительских навыков вокальной культуры, воспитание артистизма. На основе анализа творческой деятельности педагога во время занятий и концертных выступлений студент на практике овладевает средствами и методами вокальной работы. Объектами педагогической диагностики урока являются: 1. Цели учебного занятия. 2. Содержание учебного занятия. 3. Технология обучения. 4. Методы обучения. 5. Организационные формы обучения. 6. Формы организации познавательной деятельности студентов. 7. Применяемые средства обучения. 8. Результаты обучения. В практической работе с обучающимися применяю методы обучения: - словесные; - методы художественной педагогики; - наглядные; - методы музыкальной драматургии - практические; - методы креативного поля; - репродуктивные; - методы создания ситуаций успеха - проблемно-поисковые; 7

6. Примерное тематическое планирование курса

«Вокальный класс»
Наименование разделов и тем I семестр Количество часов 1. Проведение диагностического контроля исходных данных студентов. 2. Составление плана работы на I семестр. 3. Содержание дисциплины «Вокальный класс» и её значение в подготовке специалиста. 4. Основные принципы работы и строения голосового аппарата. Выразительные средства (мимика, жест и их соответствие вокальному исполнению) 5. Певческая установка (вдох, задержка дыхания, выдох). 6. Дыхание. Опора звука. Резонаторы. 7. Кантилена и дикция. 8. Художественная выразительность исполнения. 9. Академический отчёт по изучению 2-х произведений классического и современного жанров. 10.Эмоциональная раскрепощённость и свобода голосового аппарата, координация и пластичность движений. 11.Освоение теоретических основ по вопросам вокальной терминологии. 12. Образно-исполнительская выразительность. 13. Текущий и рубежный контроль. 14. Зачет 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8

7. Примерное тематическое планирование курса

«Вокальный класс»
Наименование разделов и тем II семестр Количество часов 1. Составление репертуарного плана на 2 семестр (выбор учебной программы). 2. Продолжение работы по основным принципам развития и работы голосового аппарата. 3. Исполнение произведений детского репертуара. 4. Освоение стилистических особенностей классических произведений. 5. Освоение стилистических особенностей современной песни. 6. Освоение жанровых особенностей народной песни. 7. Освоение навыков пения в ансамблях. 8. Освоение навыков пения а capella (без сопровождения). 9. Академический отчёт по изучению 2-х вокальных произведений классического и народного жанров ( а capella с музыкальным сопровождением и без сопровождения). 10. Познание идеи вокального произведения – первая задача исполнительства. 11. Зачет по детскому и песенному репертуару. 12. Составление исполнительского плана вокальных произведений. Структурно-содержательный анализ вокальных произведений направленных на осмысление стилистических особенностей использования различных средств музыкальной выразительности, создание музыкально-художественного образа, характера и стиля исполняемых произведений. 13. Текущий контроль. 14. Экзамен. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Диагностика – неотъемлемая часть работы педагога. Она важна, так как от её результатов зависит планирование всей учебно-воспитательной работы педагога. Задача педагога, на мой взгляд, состоит не только в том, чтобы дать обучающимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности личности обучающегося, то есть раскрыть в студентах качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций, творческой фантазией. На это направлены мои упражнения, которые я предлагаю студентам на вокальных занятиях (в том числе по развитию речи) и во время внеучебных мероприятий. Современное общество предъявляет своим гражданам требования овладения навыками творческого мышления. Задатки творческих способностей обучающихся присущи многим студентам. Нужно суметь раскрыть и развить их. Поэтому проблема развития творческих способностей студентов является одной из наиболее актуальных. И именно поэтому набор методик для диагностики должен быть обширным и включать в себя разные виды: 1). Диагностика интеллектуальных способностей с помощью методики А.И. Савенкова («Карта одарённости»). Диагностика творческих способностей (Оценка общей одарённости с помощью тестов, «Оцени свои способности», творческие способности студента). 2). Наблюдение за внеурочной деятельностью студентов и анализ продуктов деятельности (творческие работы, проекты, исследования). 3). Анализ портфолио студентов, отражающий творческие достижения обучающихся. Результаты диагностики используются в работе с обучающимися, анализ результатов включается в процесс обучения. Применяются методики, являющиеся тем инструментом, который позволяет самому обследуемому посмотреть на себя «со стороны», увидеть самого себя, свои особенности. Материалы исследований можно использовать для акцентирования внимания на какой-то проблеме, определения индивидуального подхода к обучающимся, а также для отслеживания реализации воспитательных задач образовательной программы педагога. 10

8. Библиографический список
1. Автор-составитель И.А. Галацкова – Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 101 с. 2. Диагностика одаренности учащихся сб. диагностических методик (текст) – авт.-сост. И.А.Галацкова, М.Б. Губина; под ред. Л.И. Пентехиной, - Ульяновск: УлГТУ, 2012 – 190 с. 3. Методики психолого-педагогической диагностики одарённости детей (текст), авт.-сост. Е.Н. Арциман, А.А. Кардабнёв. – Гродно: ГрГУ, 20007 г. – 102 с. 4. Одарённый ребёнок: психолого-педагогические основы выявления и развития (текст): учеб.-метод.по собие (И.А. Га л а ц ко в а , Е.Ю. Журбенко, М.И. Лукьянова, Л.И. Пентехина, Г.Б. Табарданова, Ульяновск: УлГТУ, 2011 – 146 с. 5. Савенков А.И. Одарённые дети: методики диагностики обучения (тест) /А.И. Савенков, - М.: Просвещение, 1997 – 235 с. 6. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты (текст). 7. Холлер К. Диагностика и развитие одарённости детей и подростков (текст). К. Холлер – М., 1998. Туник Е.Е. модифицированные креативные тесты Вильямса (текст) Е.Е. Тунич. – СПб.: Речь, 2003. – 96 с. Преподаватель вокального класса М.В. Колесняк


В раздел образования