Напоминание

Применение дидактических игр в обучении детей элементарным математическим представлениям в группе предшкольной подготовки.


Автор: Литвинова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 35
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Применение дидактических игр в обучении детей элементарным математическим представлениям в группе предшкольной подготовки.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Применение дидактических игр в обучении детей

элементарным математическим представлениям в группе

предшкольной подготовки.
Начиная с самого раннего возраста, ребенок активно познает мир, исследуя все происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребенка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Обучающие игры-занятия помогут малышу подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения. В тоже время с дидактическими играми дети весело проводят время, т.к. игры проиллюстрированы красочными картинками. Решая несложные развивающие игровые задания, ребенок радуется своим результатам и достижениям. А хорошее настроение – это залог успешного р азвития. Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием привил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Дидактическая игра – это коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений и процессов. Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игра формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий, регламент. В основе любой игровой методики, проводимой на занятиях, должны лежать следующие принципы: 1. Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений. 2. Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую - более сложные. 3. Соревновательность создает у ребенка или группы детей стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой.
На основе указанный принципов можно сформулировать требования к проводимым на занятиях дидактическим играм. Используемые дидактические игры должны базироваться на знакомым детям играх. С этой целью можно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать какие из них детям нравятся больше, а какие меньше. Каждая игра должна содержать элемент новизны. В разделе «Развитие элементарных математических представлений» к детям седьмого года жизни предъявляются более высокие требования не только и не столько в овладении количеством и счетом, величиной, формой, ориентировкой в пространстве и во времени, сколько в использовании математических операций с целью умственного развития и формирования воли, воспитания умения сравнивать, обобщать, выделять признаки предметов и явлений. В дидактических играх дети не механически запоминают, а должны осмысливать, как и какие лучше применить полученные ранее знания, самостоятельно ищут пути решения дидактической задачи. У низ развивается умение рассуждать, доказывать, доводить начатое до конца, что очень важно для подготовки к школе. В дидактических играх дети могут сравнивать смежные числа в пределах 10, знать как из неравенства можно сделать равенство, правильно отвечать на вопросы «который?», «какой?», «сколько?», делить предмет на 2 и 4 части (например, разделить яблоко на 2 части, затем на 4), сравнивать части, на конкретном материале устанавливать, что целое больше части, а части меньше целого; измерять длину палки, ширину ленты, высоту забора, дерева, и т.д.; различать овал и круг; уметь видеть форму предметов ( мяч, арбуз – имеют форму шара; тарелка, блюдце – форму круга и т.д.); видоизменять геометрические фигуры ( составить из нескольких четырехугольник, из частей круга- полный круг); определять словом положение того или иного предмета по отношению к себе, в помещении, на листе бумаги; последовательно называть дни недели (какой день был вчера, какой будет завтра); приучать укладываться на занятии в отведенное время; знать последовательность времен года; постоянно знакомиться с названием текущего месяца. Усвоению устного счета способствует игра «Арифметическое лото». Игра представляет собой большие карты, в клетках которых изображены сумма и слагаемые; на маленьких карточках тоже число, только на обороте маленькой карты нарисована часть какого-нибудь зверя. Ведущий называет слагаемые, дети решают и получают ответ. Ведущий спрашивает: «У кого есть такое число?» Ребенок, имеющий на карте заданное число, заявляет об этом и получает маленькую карточку, которой накрывает клеточку в большой карте. При правильном решении арифметического действия из маленьких карточек, на которых нарисованы части животного, получается целое животное. Задача закрепления количественного счета успешно разрешается в играх «Настойчивость», «Кто больше?», «Поймай мяч». Эти игры очень увлекают детей. Содержание игры «Настойчивость» состоит в том, что ребенок держа в руках небольшую коробочку с автобусами внутри ее и накрытую сверху стеклом, легким встряхиванием рук стремится перекатить автобусы под крышу депо согласно указанным номерам на автобусах и на отделениях депо. Помимо решения задачи счета, в игре воспитывается внимание и сосредоточенность.
В играх «Угадай, сколько в другой руке» и «Счетное лото» дети овладевают умением раскладывать число четыре на составные части: два и три, три и один, упражняются в составлении числа из двух меньших чисел. Ребенок, имеющий четыре кубика, два оставляет открытыми в одной руке, а два других зажимает во второй руке и спрашивает: «Сколько в одной руке?». Получив ответ, ребенок открывает ладонь, и дети убеждаются в правильности или неправильности ответа. Закрепление представлений о составе из двух меньших чисел числа с детьми подготовительной группы можно провести в одном из вариантов дидактической игры «Что изменилось?». Игра проводится таким образом. Перед детьми кладется карточка с числом 4. Вокруг этой карточки из кубиков или других мелких предметов раскладываются варианты состава числа 4 (один и три, два и два, три и один). Ведущий убирает один из этих вариантов (после того как дети их хорошо запомнят). Отгадавший должен назвать вариант из состава числа 4, который убрали. Состав числа можно закрепить и в дидактической игре «Найди свой дом». Количественный, порядковый счет и цвет дети закрепляют в игре «Кто первый». У каждого игрока по 4 фишки одного цвета. По считалке устанавливается очередь бросания кубика. Ребенок, бросивший кубик, передвигает фишку на столько кружков, сколько очков выпало в кубике. Выигрывает тот, кто первый приведет все свои фишки на четыре первых кружка, т.е. центральную дорожку своего цвета. С детьми седьмого года жизни можно проводить игры в шахматы, которая доставляет детям радость и способствует умственному развитию. Игра начинается с изучения названия фигур. Знания фигур можно закрепить в процессе дидактической игры «Что изменилось» или «Чего не стало». Активная мыслительная деятельность ребенка начинается при первом его знакомстве с шахматами – в период изучения шахматной доски. Изучение шахматной доски – это упражнения в овладении пространственным ориентированием на плоскости. Играя, изучая доску, дети охотно показывают самую короткую черную косую дорожку, такую же короткую белую, самую длинную и т.д. ребенок при помощи глазомера сопоставляет длину отрезков, отыскивая их на плоскости. Дидактическая задача: провести фигуру вперед по косой или прямой дорожке; подвинуть фигуру вправо или влево; поставить фигуру в правый верхний угол и т.д. Поставленная задача заставляет ребенка искать и находить нужное направление на плоскости. Игра в шахматы приносит большую пользу в развитии мышления детей. Она помогает активизировать речь детей, так как ребенок называет ход той или иной фигурой и объясняет, почему он так ходит. Узнав название фигур, и изучив доску, дети знакомятся с их местом на доске. Затем начинается изучение ходов фигур. Делая ход, дети должны рассуждать вслух, излагать свой план действий. Представляя фигуру, ребенок делает несложное умозаключение, опираясь на уже имеющиеся знания (если слон, ходит по косым, а ладья по прямым). Показывая мат одинокому королю любой фигурой, дает ребенку увидеть конечную позицию, к которой он должен стремиться. К обучению решения шахматных задач и связанных с ними разборами шахматных партий нужно подходить постепенно, когда дети хорошо овладеют первоначальными знаниями доски, фигурами, их ходами.
Зная детей и программные задачи, которые надо решать на определенном отрезке времени, воспитатель может проводить дидактические игры с постепенным усложнением задач. Например в игре «Найди пару». Игра закрепляет порядковый счет до 10, воспитывает внимание, сообразительность, дисциплинированность. Игровое действие – взять себе в пару участника игры и пробежать с ним в «воротца». Правила игры – брать себе в пару можно только того ребенка, с которым у них в общей сложности получится 10. В группе предшкольной подготовки может быть проведена дидактическая игра «КВН дружных детей». Дидактическая задача: закрепить представление детей об основных цветах спектра, их оттенках, о месте цветов в спектральном ряду. Игровое действие: получить больше очков, выиграть соревнование. Правила игры: выполнить задание ведущего в соответствии с сигналом «начали- кончили», выполнять задания быстро, точно согласуя с указаниями капитана и действиями детей команды. За успешное выполнение задания команда получает зачетные очки. Для игры группа делится на 3 команды, команды выбирают капитанов, договариваются о названии команды. Роль ведущего выполняет воспитатель. Правильность, быстрота, организованность выполнения задания командами, присуждение очков и выдача фишек определяется ведущим с участием детей. Выигрывает команда, набравшая больше очков. Команда – победительница делает круг почета и награждается каким- либо значком. Первое задание: Рассмотреть и разложить картинки с изображением предметов по их цвету. Подчеркивается, что раскладываются только карточки с нарисованными предметами ( среди карточек есть и такие, на которых изображены геометрические фигуры разного цвета). Второе задание: a) Из коробки с цветными палочками ( не заточенными карандашами) двенадцати цветов отобрать палочки, окрашенные в основные цвета. b) Подобрать к основным цветам их оттенки, назвать цвета. c) Разложить палочки, чтобы получилась радуга, солнечный спектр: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Третье задание: Перенести с одного места на другое и положить палочки семи спектральных цветов в таком порядке, чтобы получилась радуга. Команды выстраиваются в три колонки. На расстоянии одного-двух метров от первого играющего стоит стул, накрытый фланелевой салфеткой; по прямой линии от него в пяти-шести метрах стоит другой такой же стул, на котором лежат 7 палочек разного цвета. По сигналу ведущего дети каждой команды поочередно берут палочку и переносят их на другой стул. Ведущий предлагает первым взять красный карандаш, остальные должны переносить карандаши, соблюдая последовательность цветов в спектре.
Материал для игры: 3 набора карточек-картинок с изображением предметов разного цвета и цветных геометрических фигур, коробки с 12 цветными палочками (карандашами) из расчета 1 коробка на двоих играющий детей, фланелевые салфетки, 3 блюдца для фишек. Материал заранее раскладывается на трех столах, поставленных на равном расстоянии друг от друга вдоль одной стен групповой комнаты. На противоположной стороне также вдоль стены приготовлены стулья для детей. Дидактическая игра может быть проведена с разными дидактическими задачами. Например, на группировку предметов по представлению (словесная) – кто больше назовет предметов круглой, овальной и др. форм. Эти игры требуют от детей умения совершать действия в уме, представлять предмет, производить мысленно анализ его формы. Дидактические игры такого типа могут быть тесно связаны с сюжетно-ролевыми играми, что даст возможность лучше решать вопросы всестороннего развития личности детей. Таким образом, дидактические игры оказывают существенное влияние на развитие у дошкольников памяти, мышления, воображения, восприятия, увеличивают интерес к занятиям по элементарным математическим представлениям, что значительно повышает качество подготовки к обучению в школе детей дошкольного возраста. Литература. 1. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности./ Кругликов В.Н., Платонов Е.В., Шаранов Ю.А. – Спб.: Педагогика, 2006. – 190 с. 2. Нищева Н.В. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. – М.: Детство-Пресс, 2010. – 368 с. 3. Смоленцова А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М.: Просвещение, 2003.


В раздел образования