Автор: Шалагинова Татьяна Леонидовна Должность: учитель изобразительного искусства Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 14" Населённый пункт: город Киров Кировская область Наименование материала: статья Тема: Художники Вятки Раздел: среднее образование
Художники Вятки
Искусство (в его европейском понимании) приходит на Вятскую землю
лишь в XIX веке.
Получив
первые
уроки
живописи
в
иконописной
мастерской
отца,
мастерство
портретиста
осваивает
«неклассный
свободный
художник»
Дмитрий
Яковлевич
Чарушин
(1813-1900).
Мечтая
получить
звание
академика
от
живописи
Чарушин
пишет семейный портрет, затем (в течение двадцати
пяти лет) автопортрет. Но желаемого успеха его труд
не
имел.
« Автор
менялся
с
годами,
менялся
также
портрет:
на
голове
становились
седыми
волосы,
седели
они
на
портрете,
блеск
глаз
уступал
место
мутной усталости и на портрете мутнели глаза, губы
бледнели...
менялась
вся
его
жизнь
(Н.
Румянцев).
Детей Дмитрий Чарушин не имел, но его брат Аполлон
–
основатель
большой
славной
династии,
которую
прославили его сын - архитектор Иван Аполлонович Чарушин, внук - Евгений
Иванович и правнук Никита Евгеньевич - книжные иллюстраторы.
Большую роль в подготовке местных художников сыграли сосланные в
Вятку
Александр
Витберг,
дававший
уроки
Дмитрию
Чарушину,
Эльвиро
Андриолли, учивший молодых братьев Васнецовых .
Аркадий Александрович Рылов (17(29).01.1870 — 22.06.1939) всегда хранил
привязанность
к
романтически
приподнятым
и
обобщающим
образам,
эффектам освещения, декоративному пониманию цвета, но при этом точно
следовал завету учителя – А. Куинджи - как можно больше работать на
натуре. В окрестностях Петербурга и в Финляндии Рыловым были созданы
десятки
картин
и
эскизов
в
характерной
для
него
насыщенной
цветовой
гамме.
Создавая
преимущественно
пейзажные
к а р т и н ы ,
Р ы л о в
с т р е м и л с я
д а т ь
о б о б щ ё н н ы й ,
н а ц и о н а л ь н о -
романтический
по
настроению
образ
родной страны. («Зеленый шум» 1904, «В
лесу»
1905,
«В
голубом
просторе»
1918,
«Лесная река» 1929 и другие).
На
протяжении
первой
трети
ХХ
века
стояли
вопросы
создания
публичной
художественной
коллекции.
Учителя
рисования,
фотографы
и
художники,
входившие
в
Вятский
художественный
кружок:
Сергей
Лобовиков, Николай Хохряков, Николай Румянцев, Алексей Исупов, Алексей
Репин,
Алексей
Столбов,
Леонид
Сырнев,
Алексей
Деньшин
начали
собирательскую деятельность и в 1910 году открыли первый в губернии
художественно-исторический музей.
В эти годы большую роль в художественной жизни играл художник
М. А. Демидов, чья педагогическая, общественная и творческая деятельность
повлияла
на
развитие
изобразительного
искусства
в
пе р в ое
послеоктябрьское
десятилетие
и
способствовала
появлению
молодых
талантливых художников в губернии.
Михаил Афанасьевич Демидов (1885-1929).
Большинство
работ
художника
достаточно
оригинальны,
хотя
и
написаны
под
влиянием
техники многих мастеров «серебряного века» как
салонных,
так
и
авангардных:
В.
Серова,
М.
Врубеля,
Л.
Поповой
и
др.
Но
вершиной
творчества Михаила Демидова является «Девушка
с зеркалом. Портрет Л. Агалаковой» (созданной
под
влиянием
гравюры
Утамаро).
Модель
показана одновременно с двух сторон: со спины и
её отражение в зеркале. Яркие краски ковра, тканей, скатерти стола, контраст
белого и черного; все эти цвета, ещё более оживленные солнечными лучами,
поют радостную песню весне, молодости, красоте.
Сам художник объяснял свою работу так: «…я всем говорю, что это
просто должно быть весело, радостно и светло, как юность, когда человек
смеётся без причины тому, что солнце светит, что кругом всё хорошо и ему не
о чем грустить…»
Алексей Владимирович Исупов (1889 Вятка - 17 июля 1957 Рим).
«Родившийся
в
семье
вятского
иконописца
Алексей
Исупов
до
девятнадцати годов сам обучался труду и мастерству у местных богомазов,
многое
перенял,
еще
больше
освоил
у
матушки-природы,
перенося
ее
неиссякаемые виды на холсты и картоны».
В период учебы в Москве Исупов входил в круг русских пленэристов,
или, как их называли раньше, "русских импрессионистов". Затем следуют
периоды: туркестанский, московский, итальянский.
В Риме Исупов приобрел популярность как портретист. В этом жанре
родилась свойственная только Алексею Исупову манера
окутывать
светлые
предметы
чем-то
вроде
сияния,
заставлять
их
переливаться
оттенками
перламутра.
Созданные
в
этот
период
портреты
и
автопортреты
нередко построены на контрасте черного и белого со
всем богатством оттенков, что напоминает изысканную
живопись одного из его учителей – Валентина Серова.
Он
писал
дам
в
белом,
мастерски
изображал
белых
лошадей и белые цветы, итальянцы его обожали.
Последние 30 лет жизни художник провел в Италии, подписывая свои
картины именем «Alessio Isupoff», правда во всех иностранных источниках
было написано, что он – русский художник, и это вызывало недоумение
многих
любителей
живописи
-
«какой
русский?»,
«мы
такого
имени
не
знаем!».
Оказалось,
да
–
исконно
русский,
кроме
того,
ученик
великих
Коровина
и
Серова,
Архипова
и
Васнецова,
один
из
немногих
русских
художников, кому был заказан автопортрет для знаменитой Галереи Уффицы
во Флоренции.
В
1960-е
годы
в
творчестве
кировских
художников
в
основном
п рео бла д а ли
р е в о л ю ц и о н н ы е ,
ф р о н т о в ы е ,
производственные
с
южеты,
в
портретах
–
образы героев войны или передовиков труда, а
в
пейзажах
–
индустриальные
мотивы:
дымящие
трубы
промышленных
гигантов,
огромные
стройки,
линии
высоковольтных
передач.
В
то
же
время
создавались
«не
парадные» лирические пейзажи, декоративные
натюрморты,
психологические
портреты.
В
самых
различных
по
формам
и
жанрам
произведениях
художники
отображали успехи строительства новой послевоенной жизни. Патриотизм,
причастность к судьбам народа и страны, философские раздумья художника
о сути бытия - отличает художников послевоенной поры. К числу крупных
живописцев Кирова той поры отнесём Петра Саввича Вершигорова , Аркадия
Колчанова , Виктора Харлова и других мастеров.
В
Советском
Союзе
в
эти
год ы
зарождалось
неофициальное
искусство.
Появились
группы
художников,
пытавшихся
о т о й т и
о т
ж е с т к и х
к а н о н о в
социалистического реализма. Они попали под
огонь
хрущевской
критики
на
выставке
МОСХа.
В
Кирове
это
направление
не
получило развития. Отступления от заказного
официального
искусства
приобрели
дух
романтизма
(«На
мамушке-реке»,
«За
синей
птицей»
П.
Вершигорова),
обращения к сельскому пейзажу, к переживанию разрушения внутреннего
лада, глубинного единства человека и природы («Последние жители деревни
Русиново» В. Харлов).
Главную идею живописных полотен В.Г. Харлова можно определить
словами писателя Федора Абрамова как «прощание России навсегда со своей
тысячелетней избяной историей».
В
последние
десятилетия XX
века
« в и з и т н о й
ка р то ч ко й »
в я т с к и х
живописцев
стал
пейзаж-картина.
Природа
неисчерпаема,
и
её
тонкую
поэзию,
неброскую
красоту
вятским
художникам
удаётся
раскрыть
в
щемящих душу российских пейзажах. В
этом
жанре
активно
работали
и
продолжают
работать
признанные
м а с те р а
р у с с ко й
к л а с с и ч е с к о й
живописи:
тонкий
лирик
и
романтик Александр
Веприков ,
беззаветно
преданный своей малой родине Николай Поликарпов , патриот города Вятки,
автор
лирических
городских
пейзажей Дмитрий
Сенников .
Ярко
и
экспрессивно творит мастер портрета и натюрморта с предметами народных
промыслов Инна
Широкова .
Художник-славянист
Попов
Виктор
Юрьевич
отражает прошлое родного края в своём творчестве. Проблемы духовности
поднимают
в
своих
портретах Александр
Набиулин ,
Игорь
Румянцев .
К
жанровой
картине
обращается Владимир Муллин .
Глубокое
содержание,
пластическая
свобода
и
звучность
колорита
привлекает
в
масштабных
произведениях
на
библейские
и
исторические
сюжеты Александра
Мочалова .
Индивидуальное,
нередко
гротескное
видение
окружающей
действительности характеризует соц-артовские работы Николая Ендальцева .
Обращение к наивному искусству, ностальгия по утраченной гармонии своего
деревенского
детства,
яркая
декоративность
отличают
холсты Николая
Жолобова .
Несомненное внимание сегодня привлекают разные по техникам и
стилистике графические работы Лидии Старковой, Веры Ушаковой, Елены
Авиновой,
Александра
Дёмышева,
Ольги
Колчановой,
Александра
Селезенева .
Безусловными
лидерами
акварели
зарекомендовали
себя
Сергей
Горбачев
и Татьяна
Тимкина .
Успешно
участвуют
на
крупнейших
выставках мастер гобелена Нелли Зубарева , мастер батика Лидия Старкова ,
автор текстильных композиций Анатолий Белик .
В
наши
дни
художественная
жизнь
Вятки
стремится
сохранить
дух
васнецовского творчества, привлекая на рябовский «Васнецовский пленэр»
художников из разных городов России и других стран. Увозя с собой большое
количество этюдов и рисунков, участники пленэра сохраняют в душе чувство
восхищения природой Вятки, царящей здесь творческой атмосферой.
Литература. Интернет: статьи Шакиной А.В., Злыгостевой Н.И.,
Горюновой Л.Б.; Сметанина Н.Д. «История вятского искусства XVII-XX веков»;
Киров, 2008.