Напоминание

Художники Вятки


Автор: Шалагинова Татьяна Леонидовна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 14"
Населённый пункт: город Киров Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Художники Вятки
Раздел: среднее образование





Назад





Художники Вятки
Искусство (в его европейском понимании) приходит на Вятскую землю лишь в XIX веке. Получив первые уроки живописи в иконописной мастерской отца, мастерство портретиста осваивает «неклассный свободный художник»
Дмитрий

Яковлевич

Чарушин
(1813-1900). Мечтая получить звание академика от живописи Чарушин пишет семейный портрет, затем (в течение двадцати пяти лет) автопортрет. Но желаемого успеха его труд не имел. «
Автор
менялся с годами, менялся также портрет: на голове становились седыми волосы, седели они на портрете, блеск глаз уступал место мутной усталости и на портрете мутнели глаза, губы бледнели... менялась вся его жизнь (Н. Румянцев). Детей Дмитрий Чарушин не имел, но его брат Аполлон – основатель большой славной династии, которую прославили его сын - архитектор Иван Аполлонович Чарушин, внук - Евгений Иванович и правнук Никита Евгеньевич - книжные иллюстраторы. Большую роль в подготовке местных художников сыграли сосланные в Вятку Александр Витберг, дававший уроки Дмитрию Чарушину, Эльвиро Андриолли, учивший молодых
братьев Васнецовых
.
Аркадий Александрович Рылов
(17(29).01.1870 — 22.06.1939) всегда хранил привязанность к романтически приподнятым и обобщающим образам, эффектам освещения, декоративному пониманию цвета, но при этом точно следовал завету учителя – А. Куинджи - как можно больше работать на натуре. В окрестностях Петербурга и в Финляндии Рыловым были созданы десятки картин и эскизов в характерной для него насыщенной цветовой гамме. Создавая преимущественно пейзажные к а р т и н ы , Р ы л о в с т р е м и л с я д а т ь о б о б щ ё н н ы й , н а ц и о н а л ь н о - романтический по настроению образ родной страны. («Зеленый шум» 1904, «В лесу» 1905, «В голубом просторе» 1918, «Лесная река» 1929 и другие). На протяжении первой трети ХХ века стояли вопросы создания публичной художественной коллекции. Учителя рисования, фотографы и художники, входившие в Вятский художественный кружок: Сергей Лобовиков, Николай Хохряков, Николай Румянцев, Алексей Исупов, Алексей Репин, Алексей Столбов, Леонид Сырнев, Алексей Деньшин начали
собирательскую деятельность и в 1910 году открыли первый в губернии художественно-исторический музей. В эти годы большую роль в художественной жизни играл художник М. А. Демидов, чья педагогическая, общественная и творческая деятельность повлияла на развитие изобразительного искусства в пе р в ое послеоктябрьское десятилетие и способствовала появлению молодых талантливых художников в губернии.
Михаил Афанасьевич Демидов
(1885-1929). Большинство работ художника достаточно оригинальны, хотя и написаны под влиянием техники многих мастеров «серебряного века» как салонных, так и авангардных: В. Серова, М. Врубеля, Л. Поповой и др. Но вершиной творчества Михаила Демидова является «Девушка с зеркалом. Портрет Л. Агалаковой» (созданной под влиянием гравюры Утамаро). Модель показана одновременно с двух сторон: со спины и её отражение в зеркале. Яркие краски ковра, тканей, скатерти стола, контраст белого и черного; все эти цвета, ещё более оживленные солнечными лучами, поют радостную песню весне, молодости, красоте. Сам художник объяснял свою работу так: «…я всем говорю, что это просто должно быть весело, радостно и светло, как юность, когда человек смеётся без причины тому, что солнце светит, что кругом всё хорошо и ему не о чем грустить…»
Алексей Владимирович Исупов
(1889 Вятка - 17 июля 1957 Рим). «Родившийся в семье вятского иконописца Алексей Исупов до девятнадцати годов сам обучался труду и мастерству у местных богомазов, многое перенял, еще больше освоил у матушки-природы, перенося ее неиссякаемые виды на холсты и картоны». В период учебы в Москве Исупов входил в круг русских пленэристов, или, как их называли раньше, "русских импрессионистов". Затем следуют периоды: туркестанский, московский, итальянский. В Риме Исупов приобрел популярность как портретист. В этом жанре родилась свойственная только Алексею Исупову манера окутывать светлые предметы чем-то вроде сияния, заставлять их переливаться оттенками перламутра. Созданные в этот период портреты и автопортреты нередко построены на контрасте черного и белого со всем богатством оттенков, что напоминает изысканную живопись одного из его учителей – Валентина Серова. Он писал дам в белом, мастерски изображал белых лошадей и белые цветы, итальянцы его обожали.
Последние 30 лет жизни художник провел в Италии, подписывая свои картины именем «Alessio Isupoff», правда во всех иностранных источниках было написано, что он – русский художник, и это вызывало недоумение многих любителей живописи - «какой русский?», «мы такого имени не знаем!». Оказалось, да – исконно русский, кроме того, ученик великих Коровина и Серова, Архипова и Васнецова, один из немногих русских художников, кому был заказан автопортрет для знаменитой Галереи Уффицы во Флоренции. В 1960-е годы в творчестве кировских художников в основном п рео бла д а ли р е в о л ю ц и о н н ы е , ф р о н т о в ы е , производственные с южеты, в портретах – образы героев войны или передовиков труда, а в пейзажах – индустриальные мотивы: дымящие трубы промышленных гигантов, огромные стройки, линии высоковольтных передач. В то же время создавались «не парадные» лирические пейзажи, декоративные натюрморты, психологические портреты. В самых различных по формам и жанрам произведениях художники отображали успехи строительства новой послевоенной жизни. Патриотизм, причастность к судьбам народа и страны, философские раздумья художника о сути бытия - отличает художников послевоенной поры. К числу крупных живописцев Кирова той поры отнесём
Петра Саввича Вершигорова
,
Аркадия

Колчанова
,
Виктора Харлова
и других мастеров. В Советском Союзе в эти год ы зарождалось неофициальное искусство. Появились группы художников, пытавшихся о т о й т и о т ж е с т к и х к а н о н о в социалистического реализма. Они попали под огонь хрущевской критики на выставке МОСХа. В Кирове это направление не получило развития. Отступления от заказного официального искусства приобрели дух романтизма («На мамушке-реке», «За синей птицей» П. Вершигорова), обращения к сельскому пейзажу, к переживанию разрушения внутреннего лада, глубинного единства человека и природы («Последние жители деревни Русиново» В. Харлов). Главную идею живописных полотен В.Г. Харлова можно определить словами писателя Федора Абрамова как «прощание России навсегда со своей тысячелетней избяной историей».
В последние десятилетия XX века « в и з и т н о й ка р то ч ко й » в я т с к и х живописцев стал пейзаж-картина. Природа неисчерпаема, и её тонкую поэзию, неброскую красоту вятским художникам удаётся раскрыть в щемящих душу российских пейзажах. В этом жанре активно работали и продолжают работать признанные м а с те р а р у с с ко й к л а с с и ч е с к о й живописи: тонкий лирик и романтик
Александр

Веприков
, беззаветно преданный своей малой родине
Николай Поликарпов
, патриот города Вятки, автор лирических городских пейзажей
Дмитрий

Сенников
. Ярко и экспрессивно творит мастер портрета и натюрморта с предметами народных промыслов
Инна

Широкова
. Художник-славянист Попов Виктор Юрьевич отражает прошлое родного края в своём творчестве. Проблемы духовности поднимают в своих портретах
Александр

Набиулин
,
Игорь

Румянцев
. К жанровой картине обращается
Владимир Муллин
. Глубокое содержание, пластическая свобода и звучность колорита привлекает в масштабных произведениях на библейские и исторические сюжеты
Александра

Мочалова
. Индивидуальное, нередко гротескное видение окружающей действительности характеризует соц-артовские работы
Николая Ендальцева
. Обращение к наивному искусству, ностальгия по утраченной гармонии своего деревенского детства, яркая декоративность отличают холсты
Николая

Жолобова
. Несомненное внимание сегодня привлекают разные по техникам и стилистике графические работы
Лидии Старковой, Веры Ушаковой, Елены

Авиновой,

Александра

Дёмышева,

Ольги

Колчановой,

Александра

Селезенева
. Безусловными лидерами акварели зарекомендовали себя
Сергей

Горбачев
и
Татьяна

Тимкина
. Успешно участвуют на крупнейших выставках мастер гобелена
Нелли Зубарева
, мастер батика
Лидия Старкова
, автор текстильных композиций
Анатолий Белик
. В наши дни художественная жизнь Вятки стремится сохранить дух васнецовского творчества, привлекая на рябовский «Васнецовский пленэр» художников из разных городов России и других стран. Увозя с собой большое количество этюдов и рисунков, участники пленэра сохраняют в душе чувство восхищения природой Вятки, царящей здесь творческой атмосферой. Литература. Интернет: статьи Шакиной А.В., Злыгостевой Н.И., Горюновой Л.Б.; Сметанина Н.Д. «История вятского искусства XVII-XX веков»; Киров, 2008.


В раздел образования