Напоминание

" Исследовательские задания на уроках русского языка"


Автор: Четверык Васса Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Стрелецкая СОШ"
Населённый пункт: село Стрелецкое Белгородского района Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: " Исследовательские задания на уроках русского языка"
Раздел: среднее образование





Назад





Исследовательские задания на уроках русского языка
Не надо на самом деле быть лингвистом, чтобы догадаться от какого слова в русском языке образовалось слово «исследование». Найти след, рассмотреть следы, разобраться, что они собой представляют, куда и зачем ведут, — вот задача любого, кто хочет понять неизвестное, прояснить скрытое, получить новые знания, продвинуться в осознании событий и явлений нашего постоянно меняющегося мира. Исследовать — значит подвергнуть научному изучению, то есть «по следам», восстановить некий закон, порядок вещей, установленный природой или обществом. Воспитывать исследовательскую культуру у обучающихся, может быть, сегодня одна из главных задач образования, потому что истинный исследователь, на мой взгляд, всегда созидатель. Мы исследуем, чтобы понимать, совершенствовать и совершенствоваться. Жажда исследования заложена в человеке на уровне инстинкта, и, пока она у него есть, ему интересно жить. Нам необходимо эту жажду в растущем человеке утолять и поддерживать. Конечно, учёными становятся единицы. Да и не стоит такая задача перед учителем — воспитывать учёных, а вот формировать у детей заинтересованное, неравнодушное отношение к окружающему миру, стремление его познавать и осваивать, определять своё место в нём, по возможности позитивно влиять на ход событий — это чрезвычайно важно. В значительной мере способствует этому процессу организация исследовательской деятельности. Учение и исследование сегодня по своей сути — синонимы. Исследовательские методы позволяют сделать учебный процесс более индивидуализированным и, безусловно, повышают его качество. С каждым годом, да что там, буквально с каждым днём растёт объём информации об окружающем нас мире. Для наших обучающихся становится всё более актуальным умение её верно воспринимать и перерабатывать, вычленять главное, отсекать лишнее, переводить на язык собственного понимания. Общепризнанный факт, что формируется это умение значительно быстрее и эффективнее, если вовлекать обучающихся в исследовательскую деятельность, призванную инициировать их к познанию того, что известно другим, а им пока нет, но интересно и важно было бы у з н а т ь , с о в е р ш а я с а м о с т о я т е л ь н ы е о т к р ы т и я . В последнее десятилетие XX века существенно изменились общественные требования к образованию. Это изменение принято связывать с так называемым «информационным взрывом, основной признак которого – легкость получения, общедоступность информации. В этих условиях для эффективной работы недостаточно уметь воспроизводить полученные знания, – нужно уметь творчески их применять в практических целях, уметь работать с разнородной информацией, использовать ее. Следовательно, важной образовательной задачей становится воспитание выпускников школ, готовых жить и работать в условиях информационного общества. От характерного для советской школы гностического («знаниевого») подхода, при котором основной образовательной задачей являлось формирование
прочной системы знаний, произошел поворот к деятельностному, направленному на самостоятельное, активное добывание знаний учащимися. В Федеральном государственном стандарте общего образования по русскому языку эти задачи конкретизируются: на старшей ступени школы сформировать навыки ведения исследовательской работы во всей ее полноте: «выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза, самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов». Здесь перечислены основные этапы учебно- исследовательской работы учащихся, которая сейчас активно внедряется в практику школьного обучения. Чем, кроме уже рассмотренных социальных условий, вызван интерес к этому виду работы? Психологи и педагоги видят в нем огромный потенциал для личностного развития обучающихся: исследовательская деятельность способствует формированию творческого потенциала, развитию познавательной активности, самопознанию. Вместе с тем остается открытым вопрос о возможностях и о самой необходимости внедрения исследовательского подхода в преподавание школьного предмета «русский язык». Немногочисленные эксперименты в этой области пока носят единичный и разрозненный характер, в то время как успешно внедряются методические разработки по исследовательскому обучению физике, химии, истории. Такое положение дел не случайно и, безусловно, связано со спецификой этого школьного предмета. Преподавание русского языка преследует несколько целей, часть из которых не может быть успешно достигнута средствами исследовательской деятельности. Можно выделить три основные цели преподавания родного я з ы к а в ш к о л е : в ы р а б о т к а у с т о й ч и в ы х навыков правописания (техника), развитие устной и письменной речи (искусство), осмысление языка как системы знаков разных уровней(наука).Очевидно, что для достижения первой цели используются в основном задания репродуктивного характера, вторая цель достигается системой творческих заданий (изложений, сочинений, эссе, рассказов и т.п.) и лишь третья цель преподавания родного языка допускает непосредственное отношение к научному способу познания. Возможности исследовательского подхода в процессе усвоения той или иной с и с т е м ы п р а в и л и в ы р а б от к и у с т о й ч и в ы х н а в ы ко в и х применения весьма ограниченны. Уроки развития речи эффективнее строить на принципах не исследования, а художественного творче ства. Исследовательское и творческое (эстетическое) отношение к языковому факту — это разные вещи. Уникальность роли учителя-филолога в том, что он должен развивать в учащихся и то, и другое и при этом не забывать о необходимости выработки устойчивых навыков грамотного письма. Основной особенностью, отличающей исследования от других видов учебной деятельности, является их результат — новая информация, которую
можно формализовать в виде классификации, закономерности, понятия или ответа на поставленный вначале проблемный вопрос (подтверждение или опровержение гипотезы). Принято отличать собственное исследование, н а п р а в л е н н о е н а о т к р ы т и е о б ъ е к т и в н о н о в о г о з н а н и я , от учебного исследования, которое средствами научного познания приводит учащегося к субъективному открытию знания, полученного учеными ранее. Если индивидуальная исследовательская работа учащихся по языкознанию вполне может соответствовать принципам собственно исследования, то исследовательское обучение на уроках разумно строить на заданиях учебно- исследовательского характера. Исследовательские задания моделируют исследовательскую деятельность, но не обязательно включают все ее этапы. В литературе по методике русского языка рассматривается большое количество примеров исследовательских заданий. Приведём примеры некоторых из них.
Задание.
«Название нос получили мыс и передняя часть судна. Есть носик у чайника. Носок – так называем мы теперь короткий чулок. Но еще сохранилось выражение — подняться на носки. Когда-то слово носок означало передний конец обуви или чулка. Как объяснить эти факты?»
Решение
(ответ шестиклассницы): «Во всех приведенных примерах слово нос обозначает переднюю или выступающую часть различных предметов. Подняться на носки — это значит встать на переднюю часть ноги, на пальцы. Нос судна – это передняя часть и т.д.». Пути решения выбираются без помощи или подсказки учителя; происходит «открытие» новых знаний или новых способов добывания этих знаний. Таким образом, исследовательский метод, воплощенный в познавательных задачах по русскому языку, позволяет привнести в урок (или домашнее задание) самостоятельность, активизировать познавательный процесс.
Задание
. Задание к уроку по теме «Жаргон»: составьте список слов из профессиональных жаргонов, разделив их на группы соответственно профессиям. Для выполнения этого задания проведите опрос родителей и знакомых и узнайте у них, какие жаргонизмы принято использовать в их профессии. Задания, подобные этому, можно дать и в качестве домашнего задания к уроку русского языка. Обсуждение его органично впишется в урок.
Задание.
Даны венгерские существительные и все их переводы на русский язык (в перепутанном порядке): Установите правильные переводы. Объясните свое решение. Примечание:
ц
– особый звук венгерского языка; знак «ґ» обозначает долготу гласного.

Ответ
В условии русских слов на одно меньше, чем венгерских, но, поскольку сказано, что даны все переводы венгерских слов, остается предположить, что какое-то из русских слов имеет два значения. Это слово груша (дерево и плод). Очевидно, в венгерском языке этим двум значениям соответствуют разные слова. В венгерских словах выделяются показатели -k и -fa. Представим эти слова в таблице, упорядочив их по корням и формальным показателям: В русских словах выделяются значения «дерево», «плод», а также значения единственного/множественного числа. Это можно представить в таблице: Эти таблицы легко совместить (даже если бы мы строки и столбцы расположили иначе). Значение единственного числа и плода в венгерском языке имеет нулевое выражение, значение множественного числа передается показателем -k (с удлинением предшествующей гласной основы), дерева – -fa.
Задание.
Отгадайте, о чем идет речь. Какие языковые явления лежат в основе этой задачи-шутки? – Она черная? – Нет, красная. – А почему она белая? – Потому что зеленая.
Ответ.
Диалог ведется о смородине (которая бывает красной и черной). В основе шутки лежат два языковых явления: а) эллипсис, т.е. опущение части высказывания (ср. полный вариант в о п р о с а : Э т о у в а с ч е р н а я с м о р о д и н а ?); б) перенос значения: слово зеленый в данном контексте употреблено в значении «незрелый».
Домашнее задание.
«В русском языке подлежащее может быть выражено любой частью речи». Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы.
Домашнее задание.
«В русских словах приставка не может стоять после корня». Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы.

Домашнее задание.
«В русском слове не может быть два одинаковых суффикса». Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы.
Задание.
Три студента-филолога до начала занятия решили сверить домашнее задание. Оказалось, что они по-разному разобрали слово следовательно: след-ова-тель-н-о; след-ова-тель-но; след-ова-тельн-о; след-ова-тельно. Каждый готов был доказывать правильность своего разбора. Какие аргументы привел каждый из них? Кто из них разобрал слово подберезовик так: под-берез-овик. Подобные задания можно использовать на уроках русского языка или на предварительном этапе занятий учебно-исследовательской работой или для воспитания исследовательских навыков. Они помогут ученику почувствовать вкус к исследованию, а учителю – обнаружить учеников, готовых к такой работе. Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. И наша задача совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков.
.
Человека нельзя научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь.

Литература
Абрамова – Абрамова С.В. Организация исследовательской работы по русскому языку на факультативных занятиях: из опыта работы // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб. ст. / Под ред. А.С. Обухова. М., 2006. С. 479–485. Кульневич, Лакоценина – Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 3. Проблемные уроки. Р/Д, 2006. Литневская, Багрянцева – Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе. М., 2006. Пазынин – Пазынин В.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся в области русского языка: направление, проблема, тема исследования // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб. ст. / Под ред. А.С. Обухова. М., 2006. С. 473–478. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы.М.: Просвещение, 1988


В раздел образования