"Интеграция как путь формирования творческих способностей детей"
Автор: Килимбаева Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №30" Населённый пункт: город Тобольск Тюменская область Наименование материала: статья Тема: "Интеграция как путь формирования творческих способностей детей" Раздел: дошкольное образование
СТАТЬЯ НА ТЕМУ:
«Интеграция как путь формирования творческих способностей детей»
Килимбаева Елена Николаевна
2016 г.
Из опыта работы «Интеграция как путь формирования творческих
способностей детей.
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в
себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира.
Картина мира формируется в сознании ребёнка в результате её постижения,
поиска смысла, причин и следствий явлений, их объяснений в связи с опытом
общества и отдельной личности. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного
образования - формирование кругозора и обеспечение видения целостной картины
мира. Чем выше уровень целостности педагогического процесса, тем более он
гармоничен. Отсюда следует, что гармония тесно связана с целостностью и
интеграцией, которая объединяет в себе многообразие.
Само же дошкольное образование в соответствии с новой Концепцией
включает в себя «развитие различных сторон личности, её физических и
духовных сил, всех её творческих способностей и дарований», а также развитие
ребёнка, способного к умственному труду, носителя высоких нравственных
качеств, эстетических и культурных ценностей. Педагогическая интеграция
просматривается в виде результата на интегрированных занятиях.
Я работаю на логопедической группе. Особенности нервно- психического
развития этих детей в том, что у них наблюдается общее недоразвитие речи,
неустойчивость внимания, недостаточный объём сведений об окружающем,
недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений.
Поэтому, я особое внимание уделила интегрированным занятиям. Моя задача
состоит в том, чтобы создать ребёнку условия для наиболее полного раскрытия
неповторимого возрастного потенциала.
На интегрированных занятиях объединяются различные области знаний,
содержание которых я отбираю, исходя из определенной темы, диктуемой
программой детского сада. В процессе таких занятий дети осваивают содержание
различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для
организации игровой и самостоятельной деятельности.
Как указывает Т.С. Комарова, интеграция содержания эстетической,
художественной деятельности и разных видов искусства обеспечивает их
разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и
явлений с разных сторон.
Рассматривая интеграцию изобразительного искусства и музыки, хочу
отметить, что только в данных видах деятельности отражаются эмоционально-
личностные отношения, вдохновения, душевные порывы, ассоциации,
усиливающие или ослабляющие психическое состояние ребёнка или направление
деятельности. Суммарное воздействие музыкальных и изобразительных
компонентов на дошкольников во много раз активнее и предпочтительней, чем
влияние каждого из них по отдельности, что обеспечивает позитивный результат
обучения и воспитания.
На занятиях по изобразительной деятельности, слушая хорошую музыку, в
хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения, восхищения.
Благодаря этому у дошкольников формируется способность ценить красоту в
окружающей их действительности, которую они могут выразить в разнообразных
изобразительных техниках: монотипии, батик, рисование с помощью нити,
кляксографии, отпечатывание листьев на бумаге, аппликации с дорисовыванием,
рисование на мятой бумаге, «рисование» цветным песком, шариковым
пластилином, ладонью, трубочками-кляксография, печать свёрнутым материалом,
рисование по наждачной бумаге, природа в стиле «дымки», которые способствуют
развитию воображения, фантазии, творческой самостоятельности. Занимаясь
изобразительной деятельностью с дошкольниками, я ставлю перед собой задачу
развивать творческие способности детей, сохраняя и развивая их
индивидуальность, свое видение мира в процессе освоения языком
изобразительного искусства, при этом музыкальные произведения с яркой
эмоциональной окраской побуждают ребенка к сопереживанию, размышлению об
услышанном.
Учеными доказано, что музыка, непосредственные звуки окружающего мира
воздействуют на организм человека и его состояние. Именно в этом случае
формируются целостные знания об окружающем мире, развивается
компетентность в сфере отношения к миру, людям и себе. И чем младше ребенок,
тем более он восприимчив к звукам окружающей среды (М. Догель, Н. Тарханов).
Стараюсь строить занятия так, чтобы каждый ребенок смог проявить себя
при решении поставленных задач.
Нетрадиционное рисование в сочетании с музыкальным воздействием
снимает нервное напряжение, страхи, отвлекает от грустных мыслей, вызывает
радость, а также определенное чувство эмоциональных изменений в поведении
ребёнка, влияет на важнейшие вегетативные функции, моторику и тем самым на
речь, что очень важно для детей с общим недоразвитием речи.
Так, при рисовании пальчиками или ладошкой под музыку А. Вивальди, дети
преодолевают чувства неуверенности, боязни, неприятные ощущения (не каждый
ребенок может сразу решиться обмакнуть палец в краску или раскрасить свою
ладошку).
Слушая музыку композитора С.С.Прокофьева, при рисовании "тычковым"
способом, можно проявить свои эмоции на бумаге силой "тычка", его ритмом.
Хорошо расслабляют занятия с использованием парафина, когда при наложении
цвета появляется придуманный образ.
На занятиях по изобразительному искусству в синтезе с музыкальным
оформлением, которое несет множество развивающих функций: совершенствует
чувственно-двигательную координацию, образное мышление, выступает
способом постижения и преобразования своих возможностей и окружающего
мира, является способом выражения различного рода эмоций, дети с интересом
осваивают новые техники и испытывают радость и удовольствие.
Многие наши занятия связаны со сказкой. Занятия обогащаются
классической и русской народной музыкой, художественным словом. Синтез этих
видов деятельности помогает нашим детям выразить себя в «творческом
продукте». Наряду с русскими народными литературными сказками я использую
сказки собственного сочинения, ведь авторская сказка помогает интереснее
преподнести материал, раскрыть тему, мотивировать детей на предстоящую
деятельность. Составляя сказку, я решаю через нее педагогические и
изобразительные задачи, знакомлю детей с новыми терминами, иногда
выстраиваю на ее основе весь ход занятия. Дети, выполняя творческие задания,
переходят от простых операций анализа и сравнения к более сложным -
систематизации и аналогии.
На интегрированных занятиях использую разнообразные дидактические
игры: «Подбери цвет», «Какой оттенок», «Из какого времени года», «Звенящие
колокольчики», «Музыкальные загадки», «Часики» и др.; развивающие
упражнения: «Определи на ощупь», «Фокусы с красками», «Передача платочка»,
«Поющие руки» и др.
Одним из важных принципов планирования интегрированного занятия —
определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно
должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что
способствует быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенка к
решению проблемной ситуации из собственного опыта. Большое значение
придается развитию у ребенка коммуникативных способностей как одного из
важнейших факторов его готовности к школе.
По результатам наблюдения за работами детей видно, как постепенно ребята
приобретают изобразительные навыки, не только учатся новым техникам
рисования, но и вносят элементы творчества, выполняют свои работы с желанием,
положительным эмоциональным настроем. Это видно по аккуратности и точности
рисунков, подбору цветов, положительному настроению изображения.
В изобразительной деятельности общая динамика высокого уровня развития
детей средней группы в 2012-2013 учебном году показывает повышение по
сравнению с первоначальными данными (сентябрь - 53%; май - 80%). В 2013-2014
учебном году у детей старшего дошкольного возраста также прослеживается
положительная динамика развития изобразительных знаний, умений и навыков
(сентябрь - 53,5%; март - 84,4%). Дети более активно проявляют свои творческие
возможности: в своих рисунках демонстрируют разнообразие, используют
большее количество предметов, деталей, расширяют цветовую гамму, выражают в
рисунке свои чувства и настроения. Детям становится небезразличным качество
рисунка, подбор музыкального материала, одобрение педагога и сверстников,
желание участвовать в выставке. У них формируются терпение, усидчивость,
трудоспособность, стремление к самосовершенствованию. Возрастает социальная
и личная творческая активность: дети начинают осознавать свою значимость,
ответственность, ощущать коллектив как единое целое в достижении
поставленной цели и понимать, что от успешности каждого зависит общий успех,
а, следовательно, улучшаются взаимоотношения со сверстниками. К взрослым
дети относятся как к старшим товарищам, не испытывая при общении ни страха,
ни стеснения.
По результатам наблюдений высокий уровень мотивации и раз вития
творческих возможностей дает основание предполагать, что у детей есть
достаточный внутренний потенциал и возможности для развития в
изобразительной деятельности.
Не надо забывать, что для успешного целостного развития дошкольников
необходима согласованная совместная работа всех участников образовательного
процесса: детей, воспитателей, специалистов и родителей. Периодически я
консультирую родителей о том, что необходимо постоянно наблюдать за
изменениями, происходящими в природе: «Послушай музыку ручья», «Зелёные
нотки», «Кто поёт песню», «Радостная песня солнышка»; о приобщении ребёнка к
музейному искусству, где дети получают яркие впечатления от встречи с
изобразительным искусством. Советую родителям собирать с детьми на природе
мох, кору деревьев, шишки, сухие веточки деревьев разных пород, обращать
внимание ребёнка на особенности формы, цвета, фактуры каждого предмета,
любоваться летним днём прелестью луговых ромашек, всматриваться в контуры
лепестков, бархат тычинок, причудливую форму нежных лесных колокольчиков,
вслушиваться в окружающие нас звуки.
Всё, что познаёт ребёнок, должно быть не разрозненным и частичным, но
единым и цельным. Мне, как педагогу важно так организовать детскую
деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в
умении наблюдать, запоминать, систематизировать, сравнивать и проводить
аналогии, действовать, добиваться поставленной цели.
Мы, взрослые, должны помнить о том, что вводить ребёнка в мир искусства
нужно осторожно, бережно сохраняя его внутренний мир, учитывая особенности
его характера, темперамента, интересы. Ребёнок - это не сосуд, который
наполняют информацией, это сплав энергии, чувств, воли, темперамента. Каждый
ребёнок видит мир по-своему, поэтому и искусство как часть этого мира вызывает
в каждом ребёнке особую палитру впечатлений, переживаний, оценок.