Напоминание

"Интеграция как путь формирования творческих способностей детей"


Автор: Килимбаева Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №30"
Населённый пункт: город Тобольск Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Интеграция как путь формирования творческих способностей детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Интеграция как путь формирования творческих способностей детей» Килимбаева Елена Николаевна 2016 г. 



Из опыта работы «Интеграция как путь формирования творческих

способностей детей.
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Картина мира формируется в сознании ребёнка в результате её постижения, поиска смысла, причин и следствий явлений, их объяснений в связи с опытом общества и отдельной личности. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования - формирование кругозора и обеспечение видения целостной картины мира. Чем выше уровень целостности педагогического процесса, тем более он гармоничен. Отсюда следует, что гармония тесно связана с целостностью и интеграцией, которая объединяет в себе многообразие. Само же дошкольное образование в соответствии с новой Концепцией включает в себя «развитие различных сторон личности, её физических и духовных сил, всех её творческих способностей и дарований», а также развитие ребёнка, способного к умственному труду, носителя высоких нравственных качеств, эстетических и культурных ценностей. Педагогическая интеграция просматривается в виде результата на интегрированных занятиях. Я работаю на логопедической группе. Особенности нервно- психического развития этих детей в том, что у них наблюдается общее недоразвитие речи, неустойчивость внимания, недостаточный объём сведений об окружающем, недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений. Поэтому, я особое внимание уделила интегрированным занятиям. Моя задача состоит в том, чтобы создать ребёнку условия для наиболее полного раскрытия неповторимого возрастного потенциала. На интегрированных занятиях объединяются различные области знаний, содержание которых я отбираю, исходя из определенной темы, диктуемой программой детского сада. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности. Как указывает Т.С. Комарова, интеграция содержания эстетической, художественной деятельности и разных видов искусства обеспечивает их разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон. Рассматривая интеграцию изобразительного искусства и музыки, хочу отметить, что только в данных видах деятельности отражаются эмоционально- личностные отношения, вдохновения, душевные порывы, ассоциации, усиливающие или ослабляющие психическое состояние ребёнка или направление деятельности. Суммарное воздействие музыкальных и изобразительных компонентов на дошкольников во много раз активнее и предпочтительней, чем влияние каждого из них по отдельности, что обеспечивает позитивный результат обучения и воспитания. На занятиях по изобразительной деятельности, слушая хорошую музыку, в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. Благодаря этому у дошкольников формируется способность ценить красоту в окружающей их действительности, которую они могут выразить в разнообразных изобразительных техниках: монотипии, батик, рисование с помощью нити, кляксографии, отпечатывание листьев на бумаге, аппликации с дорисовыванием, рисование на мятой бумаге, «рисование» цветным песком, шариковым пластилином, ладонью, трубочками-кляксография, печать свёрнутым материалом, рисование по наждачной бумаге, природа в стиле «дымки», которые способствуют развитию воображения, фантазии, творческой самостоятельности. Занимаясь
изобразительной деятельностью с дошкольниками, я ставлю перед собой задачу развивать творческие способности детей, сохраняя и развивая их индивидуальность, свое видение мира в процессе освоения языком изобразительного искусства, при этом музыкальные произведения с яркой эмоциональной окраской побуждают ребенка к сопереживанию, размышлению об услышанном. Учеными доказано, что музыка, непосредственные звуки окружающего мира воздействуют на организм человека и его состояние. Именно в этом случае формируются целостные знания об окружающем мире, развивается компетентность в сфере отношения к миру, людям и себе. И чем младше ребенок, тем более он восприимчив к звукам окружающей среды (М. Догель, Н. Тарханов). Стараюсь строить занятия так, чтобы каждый ребенок смог проявить себя при решении поставленных задач. Нетрадиционное рисование в сочетании с музыкальным воздействием снимает нервное напряжение, страхи, отвлекает от грустных мыслей, вызывает радость, а также определенное чувство эмоциональных изменений в поведении ребёнка, влияет на важнейшие вегетативные функции, моторику и тем самым на речь, что очень важно для детей с общим недоразвитием речи. Так, при рисовании пальчиками или ладошкой под музыку А. Вивальди, дети преодолевают чувства неуверенности, боязни, неприятные ощущения (не каждый ребенок может сразу решиться обмакнуть палец в краску или раскрасить свою ладошку). Слушая музыку композитора С.С.Прокофьева, при рисовании "тычковым" способом, можно проявить свои эмоции на бумаге силой "тычка", его ритмом. Хорошо расслабляют занятия с использованием парафина, когда при наложении цвета появляется придуманный образ. На занятиях по изобразительному искусству в синтезе с музыкальным оформлением, которое несет множество развивающих функций: совершенствует чувственно-двигательную координацию, образное мышление, выступает способом постижения и преобразования своих возможностей и окружающего мира, является способом выражения различного рода эмоций, дети с интересом осваивают новые техники и испытывают радость и удовольствие. Многие наши занятия связаны со сказкой. Занятия обогащаются классической и русской народной музыкой, художественным словом. Синтез этих видов деятельности помогает нашим детям выразить себя в «творческом продукте». Наряду с русскими народными литературными сказками я использую сказки собственного сочинения, ведь авторская сказка помогает интереснее преподнести материал, раскрыть тему, мотивировать детей на предстоящую деятельность. Составляя сказку, я решаю через нее педагогические и изобразительные задачи, знакомлю детей с новыми терминами, иногда выстраиваю на ее основе весь ход занятия. Дети, выполняя творческие задания, переходят от простых операций анализа и сравнения к более сложным - систематизации и аналогии. На интегрированных занятиях использую разнообразные дидактические игры: «Подбери цвет», «Какой оттенок», «Из какого времени года», «Звенящие колокольчики», «Музыкальные загадки», «Часики» и др.; развивающие упражнения: «Определи на ощупь», «Фокусы с красками», «Передача платочка», «Поющие руки» и др. Одним из важных принципов планирования интегрированного занятия — определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенка к
решению проблемной ситуации из собственного опыта. Большое значение придается развитию у ребенка коммуникативных способностей как одного из важнейших факторов его готовности к школе. По результатам наблюдения за работами детей видно, как постепенно ребята приобретают изобразительные навыки, не только учатся новым техникам рисования, но и вносят элементы творчества, выполняют свои работы с желанием, положительным эмоциональным настроем. Это видно по аккуратности и точности рисунков, подбору цветов, положительному настроению изображения. В изобразительной деятельности общая динамика высокого уровня развития детей средней группы в 2012-2013 учебном году показывает повышение по сравнению с первоначальными данными (сентябрь - 53%; май - 80%). В 2013-2014 учебном году у детей старшего дошкольного возраста также прослеживается положительная динамика развития изобразительных знаний, умений и навыков (сентябрь - 53,5%; март - 84,4%). Дети более активно проявляют свои творческие возможности: в своих рисунках демонстрируют разнообразие, используют большее количество предметов, деталей, расширяют цветовую гамму, выражают в рисунке свои чувства и настроения. Детям становится небезразличным качество рисунка, подбор музыкального материала, одобрение педагога и сверстников, желание участвовать в выставке. У них формируются терпение, усидчивость, трудоспособность, стремление к самосовершенствованию. Возрастает социальная и личная творческая активность: дети начинают осознавать свою значимость, ответственность, ощущать коллектив как единое целое в достижении поставленной цели и понимать, что от успешности каждого зависит общий успех, а, следовательно, улучшаются взаимоотношения со сверстниками. К взрослым дети относятся как к старшим товарищам, не испытывая при общении ни страха, ни стеснения. По результатам наблюдений высокий уровень мотивации и раз вития творческих возможностей дает основание предполагать, что у детей есть достаточный внутренний потенциал и возможности для развития в изобразительной деятельности. Не надо забывать, что для успешного целостного развития дошкольников необходима согласованная совместная работа всех участников образовательного процесса: детей, воспитателей, специалистов и родителей. Периодически я консультирую родителей о том, что необходимо постоянно наблюдать за изменениями, происходящими в природе: «Послушай музыку ручья», «Зелёные нотки», «Кто поёт песню», «Радостная песня солнышка»; о приобщении ребёнка к музейному искусству, где дети получают яркие впечатления от встречи с изобразительным искусством. Советую родителям собирать с детьми на природе мох, кору деревьев, шишки, сухие веточки деревьев разных пород, обращать внимание ребёнка на особенности формы, цвета, фактуры каждого предмета, любоваться летним днём прелестью луговых ромашек, всматриваться в контуры лепестков, бархат тычинок, причудливую форму нежных лесных колокольчиков, вслушиваться в окружающие нас звуки. Всё, что познаёт ребёнок, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным. Мне, как педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, систематизировать, сравнивать и проводить аналогии, действовать, добиваться поставленной цели. Мы, взрослые, должны помнить о том, что вводить ребёнка в мир искусства нужно осторожно, бережно сохраняя его внутренний мир, учитывая особенности его характера, темперамента, интересы. Ребёнок - это не сосуд, который наполняют информацией, это сплав энергии, чувств, воли, темперамента. Каждый
ребёнок видит мир по-своему, поэтому и искусство как часть этого мира вызывает в каждом ребёнке особую палитру впечатлений, переживаний, оценок.


В раздел образования