Напоминание

Орф-педагогика на занятиях с детьми


Автор: Пархомчук Елена Борисовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Солнышко"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Муравленко, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Орф-педагогика на занятиях с детьми
Раздел: дошкольное образование





Назад





Орф-педагогика на занятиях с детьми

Орф-педагогикой
называется особый подход к обучению детей музыке, а точнее к музыкальному развитию детей раннего возраста. Этот подход носит имя своего основателя — немецкого музыканта и композитора Карла Орфа. В 20-е годы прошлого века, когда Европу захлестнула мода на танец, гимнастику и спорт, Карл Орф преподавал в школе музыки и танцев для молодых девушек. Эта школа стала для него настоящей экспериментальной площадкой, где он мог реализовывать идеи
нового музыкального воспитания молодёжи, основанной не на мелодии, а на ритме. Именно поэтому основными инструментами на занятиях стали ударные, которые дополнялись ксилофонами, блокфлейтами, гитарой и лютней. Ученикам была дана свобода импровизации, акцент делался больше не на заучивание образцов, а на создание собственной музыки.
Что такое Орф-подход
Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психике ребенка. Это не чистая музыка, а музыка, неразрывно связанная с речью и движением. Такая музыка есть у всех народов мира. Детская элементарная музыка любого народа генетически нераздельно связана с речью и движением. Ее назвал К. Орф элементарной музыкой и сделал основой своего подхода. В своей 5-томной работе
«Орф Шульверк — музыка для детей»
композитор обращается к тем временам, когда музыка существовала в единстве со словом и движением. Это попытка возвратиться к гармоническому синтезу речи и движения как важнейшим праосновам музыки, к ее коренным истокам.
В каждом томе есть песни и танцы, ритмо-мелодические упражнения, речевые декламации и инструментальные пьесы, которые должны взаимно дополнять друг друга. К ним прилагаются также небольшие авторские рекомендации к исполнению пьес и информация о национальной принадлежности танцевально-песенного и поэтического материала. Обучение происходит в определенной последовательности, установленной Орфом. Записанные пьесы тем не менее нельзя рассматривать как произведения искусства, предназначенные для концертного исполнения. Это модели для музицирования и изучения стиля элементарной импровизации, «игра в музыку», которая готовит детей к дальнейшему музыкальному развитию и дает толчок творческому мышлению на годы вперед. Основным предназначением Шульверка является первичное приобщение всех детей – независимо от их способностей – к музыке, раскрепощение индивидуально- творческих сил, развитие природной музыкальности. «Обучение в действии» — так можно определить одну из главных идей Шульверка. Ребенка приглашают в Шульверк не как гостя, а как соавтора и создателя своего собственного музыкального мира.
Орф-подход
(часто называется Орф-Шульверк) – это практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество, основанный на единстве и взаимосвязи музыки, движения и речи. Он направлен, прежде всего, на развитие человека, поддержание его целостности, улучшению контакта с собой и миром.
Орф-педагогика на занятиях с детьми раннего возраста

Движение и танец.
Движение – это источник любой человеческой деятельности и инструмент мышления. Присутствует на каждом Орф-занятии. Танец — это организованное движение в пространстве-времени. Танец используется двух типов – 1) традиционно-социальный 2) художественный.
Ритм. Как говорил Орф, «вначале был барабан». Ритм лежит в основе движения и в основе музыки, с него начинается любая традиционная культура. Ритм организует жизнедеятельность и мышление. Пение. Каждый человек одарен голосом не только для говорения, но и для вокализирования. Звук голоса – это связь с душой. Голос – самый богатый возможностями инструмент, который всегда при нас. В бытовой речи мы используем ничтожную долю того, что может наш голос. На Орф-уроке – гораздо больше. Речь. В быту смысл слова важнее, чем его звуки. Обычная речь – просто способ передачи закодированной информации. Однако в поэзии, традиционной культуре и культуре детей звуки слов, их ритм, не менее важны. Именно так их использует Орф- подход. Он переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. Слова становятся мантрами – вибрациями и ритмами, оказывающими воздействие на энергетику человеческого организма. На Орф-уроке используются три варианта речевого текста: 1) на родном языке 2) на языках других культур 3) на выдуманном языке Театр. История, сказка, миф – нужны для завершения целостности процесса во времени. Без них невозможен никакой осмысленный цикл работы. На определенном этапе процесса все вышеперечисленные виды деятельности (ритм, движение и т.д.) нуждаются в сюжете, который бы их объединил в осмысленное целое.
Орф-инструменты
Барабаны и ударные инструменты. Широко используются все существующие виды ударных – маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко.
Ксилофоны. Это — необходимый переходный этап между барабанами и сложными мелодическими инструментами. Звучащие жесты (bodypercussion). Это техника ритмической игры на собственном теле. Присутствует во многих культурах, в наибольшей степени у американских негров. Хлопки, щелчки, притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой. Материалы, предметы. Шары, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любой предмет может быть использован на уроке: либо в качестве музыкального инструмента, либо для дополнительной организации движения (например, ленты), либо для создания образа (например, мыльные пузыри), и т.д.
Как организуются Орф-уроки
Игра. Это язык, на котором говорят дети, способ самоорганизации, присущий детскому возрасту и традиционной культуре. Задав правила игры, учитель перестает быть диктатором, оставаясь просто в роли арбитра игры. Теперь не он организует процесс, а сама игра. Схватив ее правила, дети могут сами предлагать свои варианты ее развития, вступая таким образом в диалог с учителем. Импровизация. Иными словами, организованная спонтанность. Легче получается у детей, чем у взрослых. Импровизация, экспериментирование, свободный разговор с телом, голосом, инструментом – начинают каждый новый учебный блок. Выучивание, отработка. Как правило, следует за импровизацией – только после того, как ее возможности исчерпаны
. Спектакль-демонстрация. Вначале Орф-урок — магическое действо, где все участники равно вовлечены и процесс важнее результата. В процессе работы над материалом (песней, танцем, сказкой, историей) разные виды деятельности объединяются вокруг сказки или истории. Возникает спектакль, театральное действо, предполагающее зрителей. Группа делится на несколько частей – одни показывают, другие смотрят.
Орф-педагогика и раннее развитие детей
Давайте подведём итог,
чем же так хорош орф-подход и что он даёт для раннего

развития ребёнка.
1 )
орф-подход
имеет в своей основе элементарную музыку, понятную детям с самого раннего возраста, и поэтому помогающую развиваться дальше. 2 )
орф-подход
основан на игре, на импровизации, а значит, даёт возможность ребёнку свободного творчества, выражения себя, одновременно учит фантазировать. 3)
орф-урок
построен на сочетании ритма, речи и движения, что играет ключевую роль в развитии речи ребёнка. 4)
орф-занятия
помогают развивать и укреплять руки (плечо — барабан, локоть — ксилофон, кисть — фортепиано). 5 )
орф-подход
помогает развивать в ребёнке эстетический вкус, образное мышление, чувство ритма, времени, пространства, учит работать в группе.


В раздел образования