Автор: Пархомчук Елена Борисовна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Солнышко" Населённый пункт: ЯНАО, г. Муравленко, Тюменская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Орф-педагогика на занятиях с детьми Раздел: дошкольное образование
Орф-педагогикой называется особый подход к обучению детей музыке, а точнее к
музыкальному развитию детей раннего возраста. Этот подход носит имя своего основателя
— немецкого музыканта и композитора Карла Орфа.
В 20-е годы прошлого века, когда Европу захлестнула мода на танец, гимнастику и
спорт, Карл Орф преподавал в школе музыки и танцев для молодых девушек. Эта школа
стала для него настоящей экспериментальной площадкой, где он мог реализовывать идеи
нового музыкального воспитания молодёжи, основанной не на мелодии, а на ритме.
Именно поэтому основными инструментами на занятиях стали ударные, которые
дополнялись
ксилофонами,
блокфлейтами,
гитарой
и
лютней.
Ученикам
была
дана
свобода импровизации, акцент делался больше не на заучивание образцов, а на создание
собственной музыки.
Что такое Орф-подход
Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально
предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Она должна быть доступна
переживанию в детском возрасте и соответствовать психике ребенка. Это не чистая
музыка, а музыка, неразрывно связанная с речью и движением. Такая музыка есть у всех
народов мира. Детская элементарная музыка любого народа генетически нераздельно
связана с речью и движением. Ее назвал К. Орф элементарной музыкой и сделал основой
своего подхода.
В своей 5-томной работе «Орф Шульверк — музыка для детей» композитор
обращается
к
тем
временам,
когда
музыка
существовала
в
единстве
со
словом
и
движением. Это попытка возвратиться к гармоническому синтезу речи и движения как
важнейшим праосновам музыки, к ее коренным истокам.
В каждом томе есть песни и танцы, ритмо-мелодические упражнения, речевые
декламации и инструментальные пьесы, которые должны взаимно дополнять друг друга. К
ним
прилагаются
также
небольшие
авторские
рекомендации
к
исполнению
пьес
и
информация
о
национальной
принадлежности
танцевально-песенного
и
поэтического
материала.
Обучение
происходит
в
определенной
последовательности,
установленной
Орфом.
Записанные пьесы тем не менее нельзя рассматривать как произведения искусства,
предназначенные для концертного исполнения. Это модели для музицирования и изучения
стиля
элементарной
импровизации,
«игра
в
музыку»,
которая
готовит
детей
к
дальнейшему музыкальному развитию и дает толчок творческому мышлению на годы
вперед.
Основным
предназначением
Шульверка
является
первичное
приобщение
всех
детей – независимо от их способностей – к музыке, раскрепощение индивидуально-
творческих сил, развитие природной музыкальности. «Обучение в действии» — так можно
определить одну из главных идей Шульверка. Ребенка приглашают в Шульверк не как
гостя, а как соавтора и создателя своего собственного музыкального мира.
Орф-подход
(часто
называется
Орф-Шульверк)
–
это
практический
способ
воспитания
и
обучения
через
искусство
и
творчество,
основанный
на
единстве
и
взаимосвязи музыки, движения и речи. Он направлен, прежде всего, на развитие человека,
поддержание его целостности, улучшению контакта с собой и миром.
Орф-педагогика на занятиях с детьми раннего возраста
Движение и танец.
Движение
–
это
источник
любой
человеческой
деятельности
и
инструмент
мышления. Присутствует на каждом Орф-занятии. Танец — это организованное движение
в пространстве-времени. Танец используется двух типов – 1) традиционно-социальный 2)
художественный.
Ритм. Как говорил Орф, «вначале был барабан».
Ритм лежит в основе движения и в основе музыки, с него начинается любая
традиционная культура. Ритм организует жизнедеятельность и мышление.
Пение.
Каждый
человек
одарен
голосом
не
только
для
говорения,
но
и
для
вокализирования. Звук голоса – это связь с душой. Голос – самый богатый возможностями
инструмент, который всегда при нас. В бытовой речи мы используем ничтожную долю
того, что может наш голос. На Орф-уроке – гораздо больше.
Речь. В быту смысл слова важнее, чем его звуки. Обычная речь – просто способ
передачи
закодированной
информации.
Однако
в
поэзии,
традиционной
культуре
и
культуре детей звуки слов, их ритм, не менее важны. Именно так их использует Орф-
подход. Он переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их
звучания.
Слова
становятся
мантрами
–
вибрациями
и
ритмами,
оказывающими
воздействие на энергетику человеческого организма. На Орф-уроке используются три
варианта
речевого
текста:
1)
на
родном
языке
2)
на
языках
других
культур
3)
на
выдуманном языке
Театр. История, сказка, миф – нужны для завершения целостности процесса во
времени. Без них невозможен никакой осмысленный цикл работы. На определенном этапе
процесса все вышеперечисленные виды деятельности (ритм, движение и т.д.) нуждаются в
сюжете, который бы их объединил в осмысленное целое.
Орф-инструменты
Барабаны и ударные инструменты. Широко используются все существующие виды
ударных – маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко.
Ксилофоны. Это — необходимый переходный этап между барабанами и сложными
мелодическими инструментами.
Звучащие жесты (bodypercussion). Это техника ритмической игры на собственном
теле. Присутствует во многих культурах, в наибольшей степени у американских негров.
Хлопки, щелчки, притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой.
Материалы, предметы. Шары, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически
любой
предмет
может
быть
использован
на
уроке:
либо
в
качестве
музыкального
инструмента, либо для дополнительной организации движения (например, ленты), либо
для создания образа (например, мыльные пузыри), и т.д.
Как организуются Орф-уроки
Игра. Это язык, на котором говорят дети, способ самоорганизации, присущий
детскому возрасту и традиционной культуре. Задав правила игры, учитель перестает быть
диктатором, оставаясь просто в роли арбитра игры. Теперь не он организует процесс, а
сама игра. Схватив ее правила, дети могут сами предлагать свои варианты ее развития,
вступая таким образом в диалог с учителем.
Импровизация. Иными словами, организованная спонтанность. Легче получается у
детей, чем у взрослых. Импровизация, экспериментирование, свободный разговор с телом,
голосом, инструментом – начинают каждый новый учебный блок.
Выучивание, отработка. Как правило, следует за импровизацией – только после
того, как ее возможности исчерпаны
.
Спектакль-демонстрация.
Вначале Орф-урок — магическое действо, где все участники равно вовлечены и
процесс важнее результата. В процессе работы над материалом (песней, танцем, сказкой,
историей) разные виды деятельности объединяются вокруг сказки или истории. Возникает
спектакль, театральное действо, предполагающее зрителей. Группа делится на несколько
частей – одни показывают, другие смотрят.
Орф-педагогика и раннее развитие детей
Давайте подведём итог, чем же так хорош орф-подход и что он даёт для раннего
развития ребёнка.
1 ) орф-подход имеет в своей основе элементарную музыку, понятную детям с
самого раннего возраста, и поэтому помогающую развиваться дальше.
2 ) орф-подход основан на игре, на импровизации, а значит, даёт возможность
ребёнку свободного творчества, выражения себя, одновременно учит фантазировать.
3) орф-урок построен на сочетании ритма, речи и движения, что играет ключевую
роль в развитии речи ребёнка.
4) орф-занятия помогают развивать и укреплять руки (плечо — барабан, локоть —
ксилофон, кисть — фортепиано).
5 ) орф-подход
помогает
развивать
в
ребёнке
эстетический
вкус,
образное
мышление, чувство ритма, времени, пространства, учит работать в группе.