"Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей дошкольного возраста"
Автор: Наливайко Галина Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ детский сад лбщеразвивающего вида №5 Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край Наименование материала: Консультация для педагогов ДОУ Тема: "Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
художественно-эстетическому развитию детей №5
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей
дошкольного возраста»
Разработала:
Наливайко Галина Викторовна
г. Комсомольск-на-Амуре
2016
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые
питают ум ребёнка».
В.А. Сухомлинский.
На
всех
этапах
жизни
ребёнка,
движения
пальцев
рук
играют
важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи – до 7 лет,
когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Именно
в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе
и речь ребёнка.
Учёные установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и
речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений
пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.
В последние годы отмечается, что уровень речевого развития детей
заметно снизился. А происходит это потому, что взрослые стали меньше
говорить с детьми, меньше читать им художественную литературу: сказки,
стихи, потешки и т.д. Исходя из наблюдений в детском саду, я сделала вывод,
что дети и сами стали меньше говорить, потому, что больше смотрят и
слушают. Теле-, аудио-, видеосистемы, компьютерные игры и т.д.- заставляют
их выступать в роли потребителей наслаждающей зрителей информации, а не
собеседников.
Речь в раннем возрасте, как указывал Д.Б. Эльконин, надо рассматривать
не как функцию, а как особый предмет, которым ребёнок овладевает так же,
как он овладевает другими орудиями.
Именно поэтому в раннем возрасте и происходит интенсивное развитие
речи.
Первые
годы
жизни
ребёнка
имеют
решающее
значение
для
дальнейшего
развития
его
языка.
Многие
из
причин,
обусловливающих
задержку в этом развитии, и дефекты речи детей более старшего возраста
кроются часто в условиях жизни на раннем этапе.
К сожалению, всё чаще в детский сад поступают дети с недостаточно
развитой речью. Учитывая важность развития мелкой моторики, я решила
подробно заняться изучением этой системы через самообразование.
Целью
моей
работы
стало,
формирование
у
детей
основы
речевой
моторики на основе пальчиковых игр. Для реализации поставленной цели,
выделила ряд основных задач:
-
совершенствовать
движение
рук,
развивая
психические
процессы:
произвольное
внимание,
логическое
мышление,
слуховое
восприятие-
память, речь детей.
-
сочетать
игры
и
упражнения
для
тренировки
пальцев
с
речевой
деятельностью детей;
- развивать у детей мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- повысить компетентность родителей.
На начало года выстроила систему работы в данном направлении.
В
первую очередь создала картотеку пальчиковых игр.
В неё вошли следующие игры:
-игры с пальчиками «Сорока- белобока», «Идёт коза рогатая» и др.
-пальчиковая
гимнастика
«Мы
делили
апельсин»,
«Тесто
ручками
помнём» и др.
- пальчиковыепотешки «Пошёл котик на торжок» и др.
- пальчиковые сказки «Репка», «Теремок», «Колобок» и др.
- пальчиковый и теневой театры.
При
организации
занятий
пальчиковой
гимнастикой
определёнными
условиями являются:
- создание развивающей среды;
- подбор специальных методов;
- подбор наиболее эффективных приёмов.
В группе проводится кружок «Весёлые пальчики», где дети с интересом
выполняют различные игры с крупой, на песке, тестопластика, лепка из
глины, пластилина, нетрадиционное рисование пальчиками, различные виды
шнуровок, нитками (игры Воскобовича).
Вся работа сопровождается стихотворным текстом. Пальчиковые игры в
сопровождении стихов развивают не только мелкую моторику и речь, но и
умение
слушать.
Ребёнок
научится
понимать
смысл
услышанного
и
устанавливать ритм речи.
Существует масса народных игр-потешек, пальчиковых игр, упражнений
в
которых
сочетается
речь
и
движение
рук.
Разучивание
текста
с
применением
«пальчиковой»
гимнастики
способствует
более
быстрому
формированию речи, пространственного мышления, внимания, воображения,
помогает в усвоении эмоциональной выразительности.
В своей работе использую основные принципы дидактики от простого к
сложному. Все занятия провожу в игровой форме, поэтому, они вызывают у
детей
большой
интерес
и
не
приводят
к
переутомлению.
Начинаю
и
заканчиваю
занятие
простейшими
приёмами
массажа:
поглаживание,
растирание, сжимание и разжимание кулачков, лёгкое потряхивание кистями.
Выполняя
пальчиками
различные
упражнения,
кисти
рук
приобретают
хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Пальчиковые
игры
не
только
влияют
на
речевое
развитие,
но
и
мгновенно переключают малыша с капризов или нервозности на телесные
ощущения- и успокаивают. Тренируя пальчики малыши получают первые
навыки
межличностного
общения
друг
с
другом,
ощущают
радость
взаимопонимания вербального и невербального общения.
Немаловажное значение в развитии мелкой моторики и развитию речи
играют сказки. Очень важно использовать в своей работе театрализованные
игры, игры- драматизации, пальчиковый театр и т.д. Здесь требуются умелые
руки
и
желание
произносить
монологи,
даже
самостоятельно
создавать
сценарии. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются,
выразительно действуют «руками» - детскими пальчиками.
Достичь
хороших
результатов
в
работе
помогло
использование
разнообразных форм с родителями: (ведь это не маловажно, чтобы и дома
родители продолжали играть с детьми в пальчиковые игры). Применяем
следующие виды работы:
- индивидуальные беседы;
- консультации для родителей, памятки, анкетирование;
-
папка
передвижка
«Весёлые
пальчики»,
которая
постоянно
обновляется;
- фотовыставка.
Проводятся родительские собрания, на которых показываю видеоролик,
фрагменты
занятий.
Показ
презентации
«Как
проводить
пальчиковую
гимнастику дома».
На
сегодняшний
день
могу
с
уверенностью
сказать,
что
у
меня
сложилась
определённая
система
работы
с
родителями.
Дети
очень
восприимчивы
к
убеждениям
родителей.
Именно
поэтому
необходимо
совершенствовать методы пропаганды среди родителей, чтобы полученные
знания воплощались в работу с детьми. Мне бы хотелось, чтобы повысилась
их психолго – педагогическая грамотность родителей. И я делая для этого всё
возможное.