Автор: Каширина Елена Алексеевна Должность: учитель физики Учебное заведение: МБОУ СОШ №42 Населённый пункт: Белгород Наименование материала: статья Тема: Особенности урока по ФГОС. Раздел: среднее образование
Организация учебной деятельности происходит таким
образом,чтобы у обучающихся сформировались потребности
овладевания новыми знаниями.
Мы на урок приходим не с ответом на вопросы,а сами ставим
вопрос,на который обучающиеся должны получить отве, но мы
должны организовать им для этого условия. Существенно меняется
позиция учителя,происходит индивидуализация процесса обучения.
Активизируется познавательная деятельность
обучающихся,сочетается индивидуальная,групповая и коллективная
познавательные деятельности. Происходит организация различных
видов самостоятельной работы обучающихся. Используются
активные и интерактивные технологии. Обязательно обращаем
внимание на закрепление и корректировку знаний и умений
обучающихся. Учитель постоянно и непрерывно совершенствует
учебный процесс.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при
подготовке к современному уроку в свете новых ФГОС? Прежде
всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока. Каче-
ство любого урока в значительной мере определяется тщательностью
подготовки к нему учителя. Подготовку учителя к уроку схематично
можно представить следующим образом.
1-й этап — изучение учебной программы. Эта часть работы вы-
полняется в ходе подготовки к учебному году. При этом особое вни-
мание обращают на основные цели и задачи учебного предмета в це-
лом и на цели и задачи, стоящие перед каждой учебной темой. Гото-
вясь к изучению с учащимися очередной темы, учитель вновь обра-
тится к программе, для того чтобы четко поставить перед собой цели
и задачи, которые необходимо достигнуть и решить в процессе изуче-
ния темы в целом и на каждом конкретном уроке. Изучая содержание
конкретной учебной темы, учитель уяснит логическую взаимосвязь
учебного материала с ранее изученным, а также с материалом, кото-
рый предстоит изучить позже. Это позволит более глубоко и четко
сформулировать ближние и дальние цели изучения учебного материа-
ла.
2-й этап — изучение методической литературы. Изучив содер-
жание очередной учебной темы по программе, учитель просматривает
соответствующие разделы стабильного учебника, методических руко-
водств и статьи в методических журналах, собирает материал для об-
щего плана изучения темы (тематическое планирование). Темати-
ческий план не должен быть громоздким. В нем предусматривается
самое важное и существенное, а именно: разбивка учебного материа-
ла по урокам, логическая взаимосвязь материала, календарные сроки
проведения уроков (по неделям).
3-й этап — изучение материала конкретного урока в стабиль-
ном учебнике. Изучая учебник, учитель мысленно соотносит характер
и логику изложения в нем учебного материала с достигнутым уров-
нем подготовки и уровнем развития своих учеников. Особенно
большое внимание он уделяет доступности изложения учебного мате-
риала, отмечает то, что в учебнике изложено просто и доступно, с тем
чтобы часть материала поручить учащимся для самостоятельного изу-
чения. Одновременно надо отметить и то, что может оказаться труд-
нодоступным для учащихся. Особенно тщательно продумывается ме-
тодика изложения этих вопросов на уроке.
4-й этап — изучение и подготовка имеющихся в школе средств
обучения по теме урока. Учитель знакомится не только с имеющими-
ся пособиями, просматривает учебные диафильмы и кинофильмы, но
и с аннотациями учебных телевизионных передач, прослушивает зву-
ковые пособия. Особое внимание необходимо уделить учебным де-
монстрационным и лабораторным работам. Технику и методику их
постановки учитель тщательно отрабатывает, чтобы на уроке не было
неудачи. Ничто так не подрывает авторитета учителя, как неудача в
постановке учебного эксперимента.
Определяя цели, непременно надо учитывать четыре возможные цели
урока — усвоение знаний, привитие навыков и умений, развитие
творческого опыта и воспитание. Цели следует обозначать конкретно
в соответствии с темой, в зависимости от типа урока, но вос-
питательную надо иметь в виду всегда. Сообразно целям темы следу-
ет намечать упражнения, творческие задачи, конструируя их,
еслиихнет в пособиях.
5-й этап — разработка плана урока. План урока — это конеч-
ный результат подготовительной работы учителя к проведению урока.
План урока составляется на основе тематического плана с учетом ре-
ального продвижения в изучении темы. В плане урока указывают:
1.
тему и номер урока в теме;
2.
базовый учебник;
3.
цель;Цель - один из элементов поведения и сознательной дея-
тельности человека, который характеризует предвосхищение в
мышлении результата деятельности и пути его реализации с
помощью определенных средств. Цель обычно начинается со
слов "Определение", "Формирование", "Знакомство" и пр. В фор-
мировании цели урока следует избегать глагольных форм.
4.
задачи урока (обучающие, развивающие, воспитательные); Зада-
ча - данная в определенных условиях (например, в проблемной
ситуации) цель деятельности, которая должна быть достиг-
нута преобразованием этих условий, согласно определенной
процедуре. Формулировка задач должна начинаться с глаголов -
"повторить", "проверить", "объяснить", "научить", "сфор-
мировать", "воспитывать" и пр.
5.
тип урока;
6.
формы работы учащихся (групповая, индивидуальная и т.д.)
7.
перечень и место учебных демонстраций;
8.
время на каждый этап урока;
9.
необходимое для проведения урока оборудование и учебные по-
собия;
10.
структуру урока — последовательность учебных ситуаций
при изложении учебного материала и проведении самостоятель-
ной работы учащихся.
Технологическая карта урока - это новый вид методической
продукции , обеспечивающей эффективное и качественное препо-
давание учебных курсов в школе и возможность достижения пла-
нируемых результатов освоения основных образовательных про-
грамм в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет ор-
ганизовать эффективный учебный процесс , обеспечить реализа-
цию предметных, метапредметных и личностных умений (универ-
сальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требо-
ваниями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учи-
теля к уроку.
ВЫВОДЫ:
1.
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют
цели образования как общекультурное, личностное и познава-
тельное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую
компетенцию образования, как «научить учиться».
2.
Важнейшей задачей современной системы образования является
формирование совокупности универсальных учебных действий,
обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только
освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков
в рамках отдельных дисциплин.
3.
Урок строится в рамках системно - деятельностного подхода:
необходимо развивать у учащихся способности самостоятельно
ставить учебную задачу;
проектировать пути их реализации;
контролировать и оценивать свои достижения.
Известно, что часто внедрение нового вызывает у человека насто-
роженность и даже протест. Не удивительно, что учителя, которые
многие годы (а большинство учителей в наших школах – это люди
старше 35 лет) работали по традиционной методике, сегодня не могут
сразу перейти на новые образовательные технологии. Учителю необ-
ходимо время и условия, чтобы научиться работать так, как этого тре-
бует новый образовательный стандарт.
« Если мы будем учить сегодня так,