Организация групповой работы на уроках английского языка
Автор: Ковалева Татьяна Сергеевна Должность: преподаватель иностранного языка Учебное заведение: ГБПОУ МО "ШЭТ" Населённый пункт: Московская область, г.Шатура Наименование материала: выступление Тема: Организация групповой работы на уроках английского языка Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской
области «Шатурский энергетический техникум»
Доклад на тему:
«Организация групповой работы на уроках английского
языка»
Подготовила и выступила:
преподаватель иностранного языка
ГБПОУ МО «ШЭТ»
Ковалева Т.
С.
2015
Урок иностранного языка характеризуется высокой интенсивностью, требует большой
концентрации внимания, умственного и физического напряжения со стороны студентов.
Обычно на уроках иностранного языка через 20 минут работы наблюдается вялость,
потеря интереса, резко снижается активность. Это сигнал утомления.
Предотвратить умственную перегрузку, поддержать работоспособность, снять усталость
поможет групповая работа . Она формирует у студентов новое умение оценивать свою
работу,
сопоставлять
ее
с
работой
одногруппников,
активизирует
их
инициативу
и
самостоятельность.
Самая результативная группа та, которая работает с полной отдачей, активна, допускает
меньше
ошибок
в
своих
высказываниях.
Капитан
группы
–
помощник
учителя.
Он
помогает слабым студентам.
Каждая группа получает задание, на которое сводится определенное время. Группы можно
делить по интересам, личностным отношениям. Организация групповой работы таким
способом
повышает
воспитательный
характер
обучения,
формируется
чувство
ответственности не только за свои собственные знания, но и за успехи одногруппников.
Очень важной проблемой является обучение студентов речевому взаимодействию на уроке
иностранного языка.
Задача организовать общение студентов
на уроке часто представляется несложной и
сводится к тому, чтобы дать возможность каждому сформулировать свое высказывание и
принять участие в общем разговоре. Однако, решить эту задачу на практике оказывается
не просто.
На уроке произносятся заранее заданные реплики. В подобной инсценировке отсутствует
важное средство общение – ролевое взаимодействие.
Речевое взаимодействие - это объединения, координиция и взаимодополненные усилия
участников общения для определения, приближения и достижения коммуникационной
цели
и
результата.
Речевое
взаимодействие
является
важным
условием
организации
учебной работы студентов на уроке иностранного языка, с помощью которого можно
рационально
использовать
учебное
время,
активизировать
речемыслительную
деятельность, повышать развивающий эффект обучения.
Если мы с детьми заранее выучили текст и хотим, чтобы студенты самостоятельно
варьировали его, побуждая их к импровизации, то нужно предложить им ряд упражнений
со зрительными опорами для выражения своих собственных мыслей. Однако, практика
показывает, что студенты воспроизводят заученные фразы из текста.
Для того, чтобы организовать речевое взаимодействие студентов, нужны определенные
методические приемы.
1.
Интервью – это группа приемов, задача которой опросить как можно больше
учащихся, с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные
вопросы. Общие итоги такого опроса записываются на доске, используются такие
формы как анкеты и тесты.
2.
Банк информации – это вторая группа приемов, когда, каждый ученик сначала
владеет небольшим фрагментом информации, а затем получает информацию из
коллективного банка и приобретает всю сумму знаний с помощью теста «игра в
детектив».
3.
Поиск пары – в основе этого приема лежит условие, что в группе каждый ученик
имеет свою пару, о которой он не догадывается и которую должен найти, задавая
другим участникам вопросы.
4.
Групповые решения – форма передачи - игра «Брейн ринг». Класс делится на
несколько
групп,
которые
вместе
готовят
ответы
на
поставленные
вопросы
(используют
вопросы,
проверяющие
эрудицию,
сообразительность,
чувство
юмора).
5.
Координация
действий
–
организация
между
участниками
общения
(обмен
командами или инструкциями).
6.
Дискуссионная игра – участники общения реагируют на прочитанное, услышанное,
увиденное.
Группово е
обуч е ние
о с нов ы ва е т с я
на
ч е т ы рех
о с нов ны х
п р и н ц и п а х :
- с о ц и а л ь н о е
в з а и м о д е й с т в и е
- п о з и т и в н а я
в з а и м о з а в и с и м о с т ь
- л и ч н а я
о т ч е т н о с т ь
- р а в н а я
д о л я
у ч а с т и я
к а ж д о г о .
Принцип позитивной взаимозависимости заключается в том, что успешное выполнение
работы всей группой зависит от результатов работы каждого из участников этой группы. В
большей или меньшей степени такой ситуации можно достигнуть в случае, если:
задание построено таким образом, что каждый из участников группы получает для
работы лишь часть материала (структура типа “пила”);
за каждым из участников группы заранее закреплена определенная роль;
вся группа должна представить единый продукт своей деятельности;
успех
группы
зависит
от
достижения
определенной
цели
всеми
участниками
группы;
участники группы ощущают себя частью единого целого - группы, для чего каждая
группа
перед
началом
работы
может
разработать
эмблему
или
любой
другой
объединяющий опознавательный знак (девиз, флаг и т.д.);
участники группы располагаются за одним столом.
Теперь несколько слов о принципе личной отчетности. Как уже отмечалось, очень важно
обратить
внимание
всех
участников
группы
на
то,
что
успех
зависит
не
только
от
слаженной работы всей группы в целом, но и от личного вклада каждого ученика. Но
очень
часто
инструкции
учителя
не
приносят
в
этом
смысле
желаемого
результата:
некоторые участники группы предпочитают оставаться в тени своих более активных
т о в а р и щ е й ,
к о т о р ы е
ф а к т и ч е с к и
в ы п о л н я ю т
в с ю
р а б о т у .
Каким образом построить работу в группах так, чтобы ученик нес долю ответственности
за успех? При планировании групповой работы учитель должен продумать, каким образом
каждая группа будет представлять продукт совместной работы. Публичное выступление
каждого
ученика
группы
должно
являться
необходимым
условием
презентации
результатов работы. Многие из структур в рамках группового обучения предполагают
личную отчетность каждого в той или иной форме, а структуры типа “пила” основаны на
этом принципе. И, наконец, очень важно, чтобы работа в группах была спланирована
таким образом, чтобы обеспечить участие каждого в равной степени.
В
сочетании
с
другими
формами
работ,
групповая
очень
эффективна
в
обучении
иностранному языку: совершенствуются умения и навыки, расширяется словарный запас
школьников,
увеличивается
время
общения
на
уроке.
Постепенно
исчезает
боязнь
говорить
у
ребят,
которые
ранее
испытывали
робость,
неуверенность
в
себе,
застенчивость. Групповая работа учит школьников самостоятельности.
Напримерстуденты 1-х курсов
беседуют о понравившемся городе России, в процессы
беседы
они
выясняют
самые
интересные
факты
об
истории,
традициях,
обычаях
и
достопримечательностях, а затем сообщают классу, что они узнали. В результате учащиеся
не только получают возможность проявить свою заинтересованность в обсуждении темы
урока, т.к. они говорят о том, что им близко и интересно, но и активизировать свой
словарный запас.
При обсуждении темы «Как ты провел каникулы», учащимся предлагается провести опрос
среди
своих
одноклассников
о
том,
где
они
провели
каникулы,
чем
занимались
в
свободное время. Общим признаком методического приема интервью является задача
опросить как можно больше членов группы, с тем, чтобы выяснить их мнение, суждение,
ответы на поставленные вопросы. Затем они подводят итоги и сообщают результаты
остальным учащимся. В данной работе ученики применяют элементы исследовательской
работы. В данном случае это сбор информации и подведение итогов, общие итоги опроса
обсуждаются всеми. Итогом групповой работы является составление диалога. Два ученика
из каждой группы должны прочитать диалоги. Обычно, отвечать выходят именно те, кто в
меньшей степени принимал участие в обсуждении. Ребята сами хотят поучаствовать в
этом процессе и показать остальным, что в группе они тоже сильное звено.
Современная групповая работа начинается с фронтальной работы, в ходе которой учитель
ставит проблемы и дает задания группам. Например, преподаватель выписывает фамилии
известных писателей страны изучаемого языка. Дети выбирают того писателя, о котором
они имеют наибольшее количество информации. В созданных группах они обмениваются
информацией и составляют один общий рассказ о жизни данного писателя. Возможно
преподнесение этой темы следующим образом: учитель предлагает учащимся рассказать
об одном писателе, но разбивает его биографию на 4 части. И тогда, учащиеся всех групп
должны составить свой рассказ таким образом, чтобы все части были логически связаны
друг с другом.
Допиши слова. Группа делится на две группы. Каждому члену дается по два предложения
из стихотворения с пропущенными словами. Время выполнения 5 минут. После этого дети
читают свои варианты сначала в своей группе, затем представители от каждой команды
прочитывают свой вариант.
Для
развития
самоконтроля
и
самокоррекции
на
уроках,
учителя
английского
языка
стараются
предоставить
учащимся
возможность
проверить
свою
работу,
сверить
с
образцом.
Развитию
умений
самоконтроля
способствует
взаимоконтроль.
Научившись
видеть
ошибки
в
речи
других,
школьники
лучше
смогут
контролировать
свою
речевую
деятельность.
Игры, также служат развитию всех видов речевой деятельности.
Лексические игры
Тренируют
учащихся
в
употреблении
лексики
в
ситуациях,
приближенных
к
естественной обстановке;
Активизируют речемыслительную деятельность учащихся;
Развивают речевую реакцию учащихся;
знакомят учащихся с сочетаемостью слов.
Фонетические игры
Тренируют учащихся в произношении английских слов;
учат учащихся громко и отчетливо читать стихотворения;
Формируют навыки фонетического слуха.
Подвижные игры
Используются
в
качестве
физкультминуток,
для
закрепления
лексического
и
грамматического материала.
Работая с лексическими единицами, обычно использую следующие задания:
1.
Расположите слова в алфавитном порядке.
2.
Расположите слова в алфавитном порядке с учетом второй, третьей буквы.
3.
Вставьте пропущенные буквы и буквосочетания в слова.
4.
Найдите антонимы к словам.
5.
Расположить слова в алфавитном порядке, учитывая вторую и третью буквы.
a r m
h a i r
n e c k
e a r s
h a n d
n o s e
e y e s
r e a d
s h o u l d e r
f a c e
k n e e
t o e
foot mouth tooth
6.
Вставьте в словах пропущенные буквы и буквенные словосочетания. Например, f..t
( f o o t ) ,
a . m
( a r m ) ,
k n . . (k n ee),
mou ..
(mou th ),
t..th
( t o u t h ) .
На базе работы с текстом можно предложить следующие заданиям: найдите слова,
относящиеся
к
изучаемой
теме,
выберите
рисунки
и
расположите
их
в
той
последовательности, в какой они встречаются в тексте, определите части речи,
догадайтесь о значении слов, проверьте их по словарю.
7.
Каждая группа получает задание запомнить все слова, начинающиеся с буквы f, s,
p.
8.
Дается список слов, предлагается назвать слова, в которых есть определенная
б
у
к
в
а
.
por r i d g e ,
sou p ,
cof f e ,
corn.
so u p ,
c h e ese ,
f ish
5. На карточке шесть слов. Задание: Кто быстрее правильно прочитает сочетание th
( t h i n k ,
t h i s ,
t h e ,
t h r e e ,
t h a n k ,
t h e y )
6.
Дается
карточка
с
заданием.
Найдите
строчные
буквы,
соответствующие
заглавным.
Также предлагается групповая форма работы, которая организует
учебную деятельность учащихся для развития умений монологической речи. По команде
«Make
groups
in
four»
впереди
сидящие
ученики
разворачиваются
назад
к
своим
одноклассникам, у которых на парте лежит картинка. Учитель дает задание «Each pupil
must
say
two
or
three
sentences
on
the
picture». На работу дается время пять минут.
Консультант, суммируя все сказанное членами группы, показывает картинку классу. Один
из группы описывает её. Остальные добавляют несказанное. Ученики выполняют такую
работу с большим удовольствием. Их высказывания от 10 – 20 предложений в зависимости
о т
в о з р а с т а .
По пройденной теме, можно составить лист слов и выражений, которые помогут детям в
работе (тема комната – there are, chair, table, carpet, floor, TV, piano, shelf, lamp, sofa, door,
fire, in the middle of, next, behind, under, above). Тема «Моя семья» (have got, there are,
father,
sister,
brother,
driver,
doctor,
pupil,
how
old,
football,
t e n n i s ) .
Предлагается следующее задание:
1.
Скажите два – три предложения о том, что находится в комнате.
2.
Задайте два – три вопроса о том, где находятся предметы.
3.
Скажите, чего нет в комнате.
Развивая
навыки
и
умения
монологической
речи
перед
группами,
ставятся
речевые
проблемы. Первая группа получает задание:
1.
Вы обсуждаете план будущего путешествия пешком, докажите, что это интересно.
2.
Вы
обсуждаете
плен
будущего
путешествие
на
самолете,
докажите,
что
это
интересно.
3.
Вы
обсуждаете
план
будущего
путешествия
на
поезде,
докажите,
что
это
интересно.
Даются опорные слова и выражения (the travel, by plane, by train, by foot, at the airport,
agency, paid for in advance, season, comfortable, to rest, near the forest, put up the tent, sport
b a g ,
m a k e
d i n n e r ,
f o o d ) .
В результате групповой работы учащиеся составляют диалоги и воспроизводят их вслух.
Даются задания, чтобы составить вопросы и расставить их в логическом порядке:
1.
Nice, she, is?
2.
Play tennis, does, she?
3.
Name, her, is, what?
4.
Have, sister, you, got?
5.
To play, like, does?
6.
Is, how, old, she?
7.
Birthday, is, her”s, when?
Для групповой формы работы, также предлагаются следующие задания:
Дети читают текст, далее на экране появляются картинки, относящиеся к тексту. Задача
учащихся расставить по порядку картинки, так, как они идут в тексте.
Из предложенных слов, дети должны выбрать те слова, которые относятся к какой-либо
теме.
Даны
слова.
Учащиеся
должны
расположить
слова
в
4
колонки:
(существительное,
прилагательное, наречие, глагол)
Изучая грамматику, например, спряжение глагола to be, предлагается группам следующее
задание: замените в стихотворении подчеркнутые слова. При этом, дается список слов, на
которые можно заменить подчеркнутые слова.
T
h
e apple
i s
r e d .
T
h
e plum
i s
b l u e .
T
h
e lemon
i s
y e l l o w .
I
g i v e
t h e m
t o
y o u .
Ребята заменяют подчеркнутые слова на следующие (ball, sky, moon; rose, violet, cake; lips,
eyes, heart).
Заучивая
одновременно
такие
рифмовки,
расширяется
словарный
запас
учащихся.
Выученные таким образом слова, они легко узнают при аудировании, используют при
составлении собственных высказываний, в новых ситуациях. Кроме того, групповая форма
учебной
деятельности
увеличивает
время
общения
на
уроке,
воспитывает
чувство
коллективизма, ответственности за порученное дело, развивает логическое мышление,
способность
ориентироваться
в
сложившейся
ситуации.
Постепенно
исчезает
боязнь
говорить у ребят, которые ранее испытывали неуверенность в себе, застенчивость.