Напоминание

Непрерывное образование педагога в контексте современной государственной образовательной политики.


Автор: Меньщикова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Д/С №466
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Непрерывное образование педагога в контексте современной государственной образовательной политики.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Непрерывное образование педагога в контексте современной государственной образовательной политики. В ХХI в. Концепция образования на протяжении всей жизни приобрела ключевое значение. Она является ответом на вызов, который бросает нам мир, где изменения происходят столь быстро. Необходимость возобновлять образование, профессиональную подготовку возникает каждый раз, когда человек сталкивается с новшествами, появляющимися в его профессиональной жизни. Подобная необходимость приобретает всё большую актуальность. Для государства непрерывное образование педагогических кадров становится ведущей сферой образовательной политики по обеспечению благоприятных условий профессионального развития педагога, механизмом во спроизводства профессионального и культурного потенциала. «Обучающееся общество» - прогностическая модель реализации идеи опережающего образования. Имеется в виду такая организация общественной жизни, при которой педагоги активно учатся и также учат других тому, что они знают, умеют и могут. Совершенствуя своё мастерство, педагог занимается на курсах, в институте повышения квалификации, в магистратуре, аспирантуре, становится соискателем на педагогических и других кафедрах ВУЗов и научно-исследовательских институтов, разрабатывает методические рекомендации и пособия по вопросам учебно- воспитательной деятельности, защищает диссертации. В этом случае учебная деятельность – это пожизненный процесс, когда между периодами учёбы и работы нет отчётливой временной границы. Потребность в непрерывном образовании педагога была присуща человечеству всегда, но длительное время не осознавалась. Древние люди, передавая свой опыт, осуществляли этот процесс всю сознательную жизнь. С возникновением языка, особенно письменности, когда появилась реальная возможность фиксировать и накапливать знания, когда отношения в обществе достаточно усложнились, возникла
элита, способная создавать, накапливать и транслировать знания. Следующий важный шаг в развитии идеи непрерывного образования связывают с развитием книгопечатания, промышленной революцией, ростом требований общества к уровню квалификации его членов. Великий педагог Я.А.Коменский утверждал, что в жизни нет другой цели кроме учёбы. В настоящее время возникает естественная необходимость дополнительного образования, которая и трансформируется в потребность в непрерывном образовании. Непрерывное образование объективно носит уже массовый характер. В педагогическом образовании в связи с повышенной динамично стью образовательной среды феномен непрерывного образования приобретает ещё более актуальное звучание: каждый педагог обязан работать над своим образованием всю жизнь. К настоящему времени в контексте современной государственной образовательной политики сложилась система непрерывного образования педагога в три этапа: допрофессиональная подготовка, этап образования и последипломное совершенствование. Это обусловлено несколькими причинами. I.Допрофессиональный этап. Специальные исследования (Н.В. Кухарев, В.А. Сластёнин) обнаружили предрасположенность некоторых подростков и старшеклассников к педагогической деятельности ещё в школьные годы. Учащихся, имеющих склонность к педагогической деятельности, характеризуют такие черты, как общительность, любовь и привязанность к детям, эмпатия, терпимое отношение к другим, гуманизм, развитое воображение, находчивость. Степень проявления этих качеств можно диагностировать с помощью методов психолого-педагогической диагностики (эксперимент, тесты, наблюдение). Школа проводит и специальную ориентацию старшеклассников на педагогическую профессию, организует для них факультативные и специальные курсы по введению в психологию и педагогику, создаёт специализированные классы по педагогике. Школа не даёт профессиональную подготовку в собственном смысле слова. Её задача – выявить учащихся, имеющих склонность к профессии учителя, формировать осознанные
мотивы для выбора профессии педагога: соответствующие интересы, ценностные ориентации; познакомить с особенностями профессионально-педагогической деятельности. II этап – профессиональный. Систематическую общеобразовательную и профессиональную педагогическую подготовку студенты получают в средней специальной или высшей школе. Они изучают теорию и методику учебно- воспитательной работы, проходят педагогическую практику, выполняют курсовые работы, защищают дипломный проект, учатся педагогической диагностике, участвуют в научно-исследовательской работе. Значительное место студент отводит самостоятельной учебной работе, штудируя психологическую, педагогическую и другую литературу. Формы и методы учебной работы разнообразны: лекции, практические и лабораторные занятия, практикумы, диспуты, консультации. По завершении обучения, сдав государственные экзамены, выпускник ВУЗа получает диплом преподавателя и имеет право работать профессиональным педагогом. В настоящее время разрабатывается многоуровневая система подготовки педагогов в высшей школе (бакалавриат, магистратура). III этап – последипломное образование педагога. Про специалиста, окончившего ВУЗ или ССУЗ, говорят, что он имеет высшее или среднее специальное образование, между тем оно высшее только с определённой долей условности, так как предела знаниям, интеллектуальному совершенствованию нет. Уже говорилось, что одна из особенностей педагогической профессии характеризуется необходимостью непрерывного образования. Педагог до тех пор современный профессионал, пока учится. Послевузовское образование педагога в разные периоды его профессиональной деятельности выполняет особенные функции. Первый год работы – это период обретения нового социального статуса, активного вхождения в профессию на многие годы, возможно, на всю сознательную трудовую жизнь. Иначе говоря, это период адаптации к новому положению и условиям жизни.
Период адаптации представляет для новичка определённую сложность. Чтобы помочь ему безболезненно преодолеть эти трудности, предусмотрена стажировка первогодка. Есть официальные положения и инструкции министерства образования по организации стажировки. Стажировка заканчивается аттестацией. После завершения стажировки коллеги не оставляют молодого учителя без внимания: он несколько лет занимается в школе молодого учителя. Но основной путь компенсации – это, конечно, самообразование по собственному индивидуальному плану. В последующие годы (после 5 лет работы) профессиональное совершенствование педагога связано с необходимостью и потребностью обновления блока эрудиции. Необходимость этого объясняется: моральным старением прежних знаний и интенсивно растущим потоком новой информации. Жизнь идёт вперёд, перестраиваются общественные отношения, меняются представления об окружающем мире, реформируется система образования. Всюду перемены, нужно успевать перестраиваться, непрерывно обновлять багаж знаний. Достаточно сослаться на факты перемен в области педагогики и системы образования. Появились новые типы общеобразовательных и профессиональных школ, новые теории и идеи в учебно-воспитательном процессе, новые педагогические технологии, воспитательные системы. На острие новой педагогической технологии оказались вопросы развивающего обучения не только в младших, но и в средних и старших классах; личностно-ориентированного обучения, компьютеризации обучения. Педагог, если он хочет быть современным, должен всё это освоить и усвоить. Он не хочет (не может!) отставать от событий культурной жизни. Педагога опять же выручает самообразование!


В раздел образования