Напоминание

Особенности психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста.


Автор: Лукина Елена Фаимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 47 "Лучик"
Населённый пункт: г.Тамбов
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Консультация для родителей подготовительной группы:

« Особенности психического развития ребенка старшего

дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет»
Подготовительная группа детского сада – это первый шаг к школе, к более взрослой жизни. Физические и психические возможности детей предшкольного возраста имеют свои отличительные особенности. Переход ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту сопровождается нормативным кризисом.. Каждый новый этап развития начинается с нормативного возрастного кризиса, который проходят все дети соответствующего возраста. Называется он «кризис 6-7 лет». Развитие ребенка происходит неравномерно, спокойные периоды сменяются периодами, так называемых кризисов . Основной причиной кризиса является то, что дети исчерпали развивающие возможности игр. На всем протяжении дошкольного детства игра была не просто любимым занятием мальчиков и девочек, она являлась стимулом к их прогрессивному поступательному развитию и важнейшим условием его осуществления. Через нее дети осваивали различные социальные роли и отношения, совершенствовали свои умения, учились управлять своими эмоциями и поведением. Через манипуляции с различными предметами они познавали окружающий мир. Дети стремятся стать равными взрослым, которые обладают, по их мнению, уникальными, бесценными качествами всезнания и всемогущества. «Взрослые знают ответы на все вопросы, именно им все позволено, они всё решают!», - думает шестилетний человек. Если время кризиса приближено к началу занятий в школе, то он может пройти сглажено, почти незаметно для окружающих. Средством преодоления негативных проявлений кризиса является создание условий для начала освоения ребенком учебной деятельности, где он может овладеть теоретическими знаниями, прежде всего а зб ук о й, письменностью и счетом. Именно в период кризиса формируется готовность к школьному обучению. И в этом состоит его положительное значение. Попытки многих родителей приобщить своих детей к научно- теоретическому знанию (как можно раньше научить читать, составлять
слоги и слова, писать, выполнять арифметические действия) заканчиваются неудачей именно потому, что по срокам не совпадают с кризисом конца дошкольного детства. Ребята охотно играют кубиками и буквами и цифрами, с огромным любопытством рассматривают красочно оформленные азбуки для самых маленьких. Но очень скоро они охладевают к этим занятиям, поскольку еще не миновали период игр- драматизаций. Их воображение пока господствует над разумом. Попытки же взрослых закрепить, отработать, казалось бы, сформированные умения ведут к упрямству и капризам. И только совпадение по срокам систематического обучения науками (в школе или в домашних условиях) с кризисом 6—7 лет, то есть моментом, когда игра исчерпала свои развивающие возможности и на смену игровой мотивации пришла глубокая познавательная мотивация, а вместе с ней и готовность к обучению, дает стойкие положительные результаты. Если дети охладели к играм и забавам, дайте им в руки книжную премудрость, оградите их от житейских забот, и тогда вы получите колоссальный толчок к их дальнейшему развитию. Существует связь кризиса семи лет и успешности адаптации детей к школе. Дошкольники, в поведении которых до поступления в школу замечены симптомы кризиса, в первом классе испытывают меньшие трудности, чем те дети, у которых кризис семи лет до школы никак не проявлялся. Из наблюдений: дети подвижны, легко начинают и бросают игру, требуют внимание взрослых, спрашивают о школе, предпочитают совместными со взрослыми занятия игре. Они характеризуются как «очень активные, нуждающиеся в контроле, неусидчивые, непослушные почемучки». Такие дети, придя в школу, адаптируются за короткий период. Уважаемые родители! Предлагаю Вам некоторые рекомендации, которые помогут сгладить негативные моменты кризиса 6-7 лет.
Рекомендации родителям

«Как общаться с ребенком во время

возрастного кризиса 6-7 лет»
1.Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно.
2. Постарайтесь взять на себя роль друга и советчика, а не строгого воспитателя. Помогайте ребенку в сложных для него ситуациях. 3. Привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем. 4. Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать. Возможно, в том, что говорит ребенок, есть рациональное зерно. 5. Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается. 6. Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения. 7. Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи. 8. Покажите ребенку способ достижения желаемого и не забудьте похвалить его в случае успеха. 9. Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели. Это поможет ему укрепить веру в себя, почувствовать себя сильным и самостоятельным. 10.Отвечайте на вопросы ребенка. Не отмахивайтесь от вопросов малыша, даже если вы неоднократно отвечали на них. Возраст 6 – 7 лет - это возраст почемучек. 11. Любознательность ребенка, в этом возрасте не знает границ. Возможность получить ответы на все возникающие вопросы дает сильный толчок для интеллектуального и социального развития малыша. 12. Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца. Иначе, слезы и истерики станут для него удобным и привычным способом настоять на своем мнении. 13. Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребенку одинаковые требования. В противном случае то, что не разрешают папа с мамой, будет очень легко выпросить у бабушки или дедушки и тогда все усилия пойдут насмарку. 14. Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком.
15. Соблюдайте культуру диалога. Помните, что ваш малыш в общении во всем подражает вам, и в его поведении вы можете увидеть зеркальное отражение своих привычек и способов общения.


В раздел образования