Особенности психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста.
Автор: Лукина Елена Фаимовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 47 "Лучик" Населённый пункт: г.Тамбов Наименование материала: Статья Тема: Особенности психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста. Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей подготовительной группы:
« Особенности психического развития ребенка старшего
дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет»
Подготовительная группа детского сада – это первый шаг к школе,
к более взрослой жизни.
Физические и психические возможности
детей предшкольного возраста имеют свои отличительные
особенности.
Переход ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту
сопровождается нормативным кризисом.. Каждый новый этап развития
начинается с нормативного возрастного кризиса, который проходят все
дети соответствующего возраста. Называется он «кризис 6-7 лет».
Развитие ребенка происходит неравномерно, спокойные периоды
сменяются периодами, так называемых кризисов
.
Основной
причиной
кризиса
является
то,
что
дети
исчерпали
развивающие возможности игр. На всем протяжении дошкольного детства
игра
была
не
просто
любимым
занятием
мальчиков
и
девочек,
она
являлась
стимулом
к
их
прогрессивному
поступательному
развитию
и
важнейшим
условием
его
осуществления.
Через
нее
дети
осваивали
различные социальные роли и отношения, совершенствовали свои умения,
учились управлять своими эмоциями и поведением. Через манипуляции с
различными предметами они познавали окружающий мир.
Дети стремятся стать равными взрослым, которые обладают, по их
мнению,
уникальными,
бесценными
качествами
всезнания
и
всемогущества. «Взрослые знают ответы на все вопросы, именно им все
позволено, они всё решают!», - думает шестилетний человек.
Если время кризиса приближено к началу занятий в школе, то он
может пройти сглажено, почти незаметно для окружающих. Средством
преодоления негативных проявлений кризиса является создание условий
для
начала
освоения
ребенком
учебной
деятельности,
где
он
может
овладеть
теоретическими
знаниями,
прежде
всего
а зб ук о й,
письменностью
и
счетом.
Именно
в
период
кризиса
формируется
готовность к школьному обучению. И в этом состоит его положительное
значение.
Попытки многих родителей приобщить своих детей к научно-
теоретическому знанию (как можно раньше научить читать, составлять
слоги
и
слова,
писать,
выполнять
арифметические
действия)
заканчиваются неудачей именно потому, что по срокам не совпадают с
кризисом конца дошкольного детства. Ребята охотно играют кубиками и
буквами и цифрами, с огромным любопытством рассматривают красочно
оформленные
азбуки
для
самых
маленьких.
Но
очень
скоро
они
охладевают к этим занятиям, поскольку еще не миновали период игр-
драматизаций. Их воображение пока господствует над разумом. Попытки
же
взрослых
закрепить,
отработать,
казалось
бы,
сформированные
умения ведут к упрямству и капризам.
И только совпадение по срокам систематического обучения науками
(в
школе
или
в
домашних
условиях)
с
кризисом
6—7
лет,
то
есть
моментом, когда игра исчерпала свои развивающие возможности и на
смену игровой мотивации пришла глубокая познавательная мотивация, а
вместе с ней и готовность к обучению, дает стойкие положительные
результаты. Если дети охладели к играм и забавам, дайте им в руки
книжную
премудрость,
оградите
их
от
житейских
забот,
и
тогда
вы
получите колоссальный толчок к их дальнейшему развитию.
Существует связь кризиса семи лет и успешности адаптации детей к
школе.
Дошкольники,
в
поведении
которых
до
поступления
в
школу
замечены
симптомы
кризиса,
в
первом
классе
испытывают
меньшие
трудности, чем те дети, у которых кризис семи лет до школы никак не
проявлялся. Из наблюдений: дети подвижны, легко начинают и бросают
игру, требуют внимание взрослых, спрашивают о школе, предпочитают
совместными
со
взрослыми
занятия
игре.
Они
характеризуются
как
«очень активные, нуждающиеся в контроле, неусидчивые, непослушные
почемучки».
Такие
дети,
придя
в
школу,
адаптируются
за
короткий
период.
Уважаемые родители! Предлагаю Вам некоторые рекомендации,
которые помогут сгладить негативные моменты кризиса 6-7 лет.
Рекомендации родителям
«Как общаться с ребенком во время
возрастного кризиса 6-7 лет»
1.Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему
возможность действовать самостоятельно.
2. Постарайтесь взять на себя роль друга и советчика, а не строгого
воспитателя. Помогайте ребенку в сложных для него ситуациях.
3. Привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем.
4. Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно
выслушайте его, прежде чем критиковать. Возможно, в том, что говорит
ребенок, есть рациональное зерно.
5. Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в
чем-то ошибается.
6. Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним. Это
не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство
самоуважения.
7. Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его,
уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи.
8. Покажите ребенку способ достижения желаемого и не забудьте
похвалить его в случае успеха.
9. Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения
цели. Это поможет ему укрепить веру в себя, почувствовать себя сильным
и самостоятельным.
10.Отвечайте на вопросы ребенка. Не отмахивайтесь от вопросов малыша,
даже если вы неоднократно отвечали на них. Возраст 6 – 7 лет - это
возраст почемучек.
11. Любознательность ребенка, в этом возрасте не знает границ.
Возможность получить ответы на все возникающие вопросы дает сильный
толчок для интеллектуального и социального развития малыша.
12. Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не
разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца. Иначе, слезы и
истерики станут для него удобным и привычным способом настоять на
своем мнении.
13.
Следите
за
тем,
чтобы
все
окружающие
предъявляли
к
ребенку
одинаковые требования. В противном случае то, что не разрешают папа с
мамой, будет очень легко выпросить у бабушки или дедушки и тогда все
усилия пойдут насмарку.
14. Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не
демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим
человеком.
15. Соблюдайте культуру диалога. Помните, что ваш малыш в общении во
всем подражает вам, и в его поведении вы можете увидеть зеркальное
отражение своих привычек и способов общения.