Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Основы экономики"
Автор: Семенова Наталья Вениаминовна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГБОУ СПО "Колледж строительной индустрии и городского хозяйства Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: методическая разработка Тема: Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Основы экономики" Раздел: среднее профессиональное
СПБ ГБОУ СПО Колледж строительной индустрии и городского хозяйства
Утверждаю
Заместитель директора
по учебно-методической работе
_______
«_____»_____20____ г
Методические рекомендации по выполнению практических работ
по дисциплине
О
сновы экономики
Для специальностей 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и
сооружений»
базовая подготовка
Санкт-Петербург
2016 г
1
Разработчик:
Семенова Н.В.., преподаватель ГБОУ СПО «Колледж строительной индустрии и городского хозяйства»
г. Санкт-Петербург
Одобрена на заседании цикловой комиссии
Гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Протокол №
________________2016 г.
Председатель цикловой комиссии
____________________Е.Г. Оболенская__
2
Методические рекомендации содержит перечень заданий для проведения
практических работ по дисциплине Основы экономики для специальности
08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Карта практических работ
№
Наименование работы
Количество часов
1.
Практическое занятие: решение задач по
теме 1.3 «Предпринимательство и труд»
2
2.
Деловая игра :»Акционерное общество»
2
3.
Практическое занятие по теме 3.1: расчет
основных показателей системы
национальных счетов.
2
4.
Деловая игра по теме3.2. :
«Налогообложение»
2
5.
Семинар по тме 3.4 «Финансовая политика
государства».
2
Итого
10 часов
Требования к знаниям и умениям при выполнении практических работ
В результате выполнения практических работ, предусмотренных программой по
данной учебной дисциплине обучающийся должен
уметь
оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;
-
использовать
источники
экономической
информации,
различать
основные
учения, школы, концепции и направления экономической науки;
- строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных
факторов на основе экономических моделей;
-
анализировать
статистические
таблицы
системы
национальных
счетов,
определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями
состояния экономики;
- распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и
явления,
применять
инструменты
макроэкономического
анализа
актуальных
проблем современной экономики;
- разбираться в основных принципах ценообразования;
-
выявлять
проблемы
экономического
характера
при
анализе
конкретных
ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических
закономерностей на микро- и макроуровнях;
знать:
3
-
генезис
экономической
науки,
предмет,
метод,
функции
и
инструменты
экономической теории;
-
ресурсы
и
факторы
производства,
типы
и
фазы
воспроизводства,
роль
экономических
потребностей
в
активизации
производственной
деятельности,
типы экономических систем, формы собственности;
-
рыночные
механизмы
спроса
и
предложения
на
микроуровне,
сущность
и
значение
ценообразования,
методы
ценообразования,
роль
конкуренции
в
экономике,
сущность
и
формы
монополий,
теорию
проведения
потребителя,
особенности функционирования рынков производственных ресурсов;
-
роль
и
функции
государства
в
рыночной
экономике,
способы
измерения
результатов
экономической
деятельности,
макроэкономические
показатели
состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия,
динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов;
- задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства,
механизмы
взаимодействия
инструментов
денежно-кредитной
и
бюджетно-
налоговой
политики,
направления
социальной
политики
и
методы
государственного регулирования доходов;
- закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи
национальных экономик.
формировать компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Анализировать социально-экономические и политические проблемы и
процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных
видах профессиональной и социальной деятельности.
ОК 3. Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 4. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях.
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6.Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК.7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за
результат выполнения заданий.
4
ОК.8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК.9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
Практическая работа №1.
Раздел 1. Введение. Общие положения экономической теории.
Тема 1.3. Предпринимательство и труд.
Цели:
1.
Закрепить полученные на лекции знания и разобраться со структурой
производственных фондов предприятия
2.
Научиться рассчитывать себестоимость товара, знать структуру
себестоимости
3.
Четко понимать разницу между постоянными и переменными издержками
4.
Научиться рассчитывать амортизацию.
Задание 1.
Балансовая стоимость подъемного крана, который приобрела строительная
организация - 1,5 млн.рублей. Срок эксплуатации подъемного крана 15 лет.
Определить:
1.
Сумму ежегодной и ежемесячной амортизации.
2.
Остаточную стоимость крана через 3 года эксплуатации.
Задание 2.
№
Состав производственных фондов
Стоимость ( тыс. руб.)
1
Здания
130
2
Сооружения
25
3
Сырье и основные материалы
15
4
Полуфабрикаты
2
5
Силовые установки и оборудование
47
6
Денежные средства полученные от
реализации продукции
110
7
Готовая продукция на складах
15
5
8
Быстроизнашивающийся инвентарь
5
9
Денежные средства на счетах
27
10
Незавершенное производство
17
Определить:
1.
Сумму стоимости основных производственных фондов.
2.
Сумму стоимости оборотных производственных фондов.
3.
Сумму стоимости фондов обращения.
Задание 3.
Имеются данные по составу фактической себестоимости строительно-
монтажных работ строительного треста.
Сделать группировку затрат по прямым и накладным расходам и рассчитать
общую сумму себестоимости.
1.
Эксплуатация машин и механизмов – 820 тыс руб.
2.
Заработная плата АУП – 1млн. 600тыс. руб.
3.
Материалы и строительные конструкции – 5млн. 300тыс. руб.
4.
Командировочные расходы – 340 тыс. руб.
5.
Расходы на пожарную безопасность – 100 тыс. руб.
6.
Расходы на рекламу – 1 млн руб.
7.
Здания и сооружения – 2млн. 800 тыс.
8.
Перечисления в социальные фонды – 570 тыс. руб.
9.
Топливо и энергия на технологические нужды – 860 тыс руб.
10.Основная зарплата основных работников – 2млн. 200тыс. руб.
11.Покупные полуфабрикаты – 670 тыс. руб.
12.Погашение кредитов банка – 1млн. 250 тыс. руб.
13.Быстроизнашивающиеся предметы - 320 тыс.
Задание 4.
Имеются данные по составу фактической себестоимости строительно-монтажных
работ строительного треста:
1.
Материалы и конструкции – 7 500 000 руб.
2.
Эксплуатация машин и механизмов – 750 000 руб.
6
3.
Заработная плата административно-управленческого персонала -2 500 000
руб.
4.
Топливо на технологические нужды – 1 200 000 руб.
5.
Малоценные и изнашивающиеся предметы – 450 000 руб.
6.
Покупные полуфабрикаты – 980 000 руб.
7.
Здания заводоуправления – 2 100 000 руб.
8.
Командировочные расходы – 150 000 руб.
9.
Перечисления в социальные фонды – 650 000 руб.
10.Расходы на повышение квалификации работников – 200 000 руб.
11.Основная зарплата рабочих – 3 300 000 руб.
12.Погашение кредитов банка – 1 500 000 руб.
Сделать перегруппировку затрат по прямым и накладным расходам и
рссчитать общую сумму себестоимости выполненных работ.
Задание 5.
Используя следующие данные определить активную и пассивную часть
производственных фондов:
1.
Здания, сооружения и передаточные механизмы – 4 3000 000 руб.
2.
Строительные машины и механизмы – 5 600 000 руб.
3.
Силовые машины и оборудование - 500 000 руб.
4.
Транспортные средства – 1 800 000 руб.
5.
Производственный инвентарь и инструменты – 200 000 руб.
6.
Хозяйственный и конторский инвентарь – 100 000 руб.
Задание 6.
Строительная компания приобрела бульдозер, стоимость которого – 860 тыс.
рублей. Сумма ежегодной амортизации составляет 43тыс. рублей.
Определить норму амортизации и остаточную стоимость бульдозера через 3
года эксплуатации.
Задание 7.
№
Состав производственных фондов
Стоимость (тыс.руб.)
1
Здания
135
2
Сооружения
15
3
Сырье и основные материалы
10
7
4
Полуфабрикаты
1
5
Силовые установки и оборудование
50
6
Денежные средства, полученные от
реализации продукции
120
7
Готовая продукция на складах
17
8
Быстроизнашивающийся инвентарь
4
9
Денежные средства на счетах
31
10
Незавершенное производство
16
Определить:
1.
Сумму стоимости основных производственных фондов
2.
Сумму стоимости оборотных производственных фондов
3.
Сумму стоимости фондов обращения.
Задание 8.
Распределить затраты предприятия по группам на постоянные и переменные.
Рассчитать величину FC, VC, TC.
Распределить затраты по группам:
1.
Сырье на выпуск готовой продукции – 43тыс. руб.
2.
Электроэнергия для технологических нужд – 12тыс. руб
3.
Зарплата руководителей компании - 31 тыс. руб.
4.
Комиссионные торгового агента -8тыс. руб.
5.
Амортизация оборудования – 17 тыс руб.
6.
Погашение кредита – 6тыс. руб.
7.
Зарплата рабочих сдельщиков – 53 тыс. руб.
8.
Тепло-энергия для отопления помещений – 14 тыс. руб.
9.
Аренда помещений – 11 тыс руб.
10.Затраты на ремонт оборудования – 3тыс. руб.
11.Транспортные расходы – 9тыс. руб.
12.Страховые взносы
Задание 9.
Строительная организация приобрела четыре эксковатора стоимостью
2 300 000 руб. Срок службы – 10 лет. Определить сумму годовой амортизации
эксковаторов.
8
Задание 10.
Определите остаточную стоимость гусеничного крана через 2 года
эксплуатации, если его первоначальная стоимость 4 200 000 руб., а годовая
амортизация – 5%.
Объем работы - 2 часа.
Критерии оценки:
1.
Обучающийся активно участвовал в решении задач, отвечал у доски,
хорошо знает и понимает теоретический материал - оценка «отлично»
2.
Решал задачи самостоятельно, но не совсем хорошо владеет теорией -
«хорошо»
3.
Решал, но пытался дождаться решения на доске, плохо знает теорию –
«удовлетворительно»
4.
Не работал на уроке, не готов к работе- «неудовлетвориотельно»
Литература:
Основные источники:
1.
Багинова В.В. Экономическая теория.Учебник. «Инфра-М» 2014 г.
2.
Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебник М.: Инфра- М, 2014
3.
Викулина Т.Д. Экономическая теория . Учебное пособие. М.: Риор-Инфра-М
2013 г.
4.
Воронин А.Ю. Общая экономическая теория. Учебник. М.: Инфра- М, 2014.
5.
Гукасьян Г.М. Экономическая теория . Учебное пособие. М.: « Инфра-М»
2013 г.
6.
Журавлёва Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика. Учебник. М.: Инфра
- М, 2014.
7.
Николаева И.П. Экономическая теория . Учебник. М.: « Дашков и К» 2013 г.
8.
Руднева А.О. Экономическая теория. Учебное пособие. М.: Инфра- М, 2014.
9.
Салихов Б.В. Экономическая теория. Учебник. М.: « Дашков и К» 2010 г.
10.Слагода В.Г. Основы экономической теории. Для СПО. Учебник. М.: Форум
Инфра- М, 2014.
11.Тальнишних Е.Г. Экономическая теория. Для СПО. Учебное пособие. М.:
Инфра –М, 2014.
9
Практическая работа №2.
Раздел 1. Введение. Общие положения экономической теории.
Тема 1.4. Собственность и доходы.
ДЕЛОВАЯ ИГРА: «АКЦИОНЕРНАЯ КОМПАНИЯ».
Цель игры:
Создать у студентов представление об акционерных обществах, специфике управления
акционерной компанией, о дивидендах и механизме их формирования; развить навыки
приобретения акций и принятия решений о распределении прибыли акционерного общества.
Форма проведения.
Игра проводится в форме приобретения ее участниками акций двух или нескольких
акционерных обществ с последующим получением и распределением дивидендов.
Содержание игры.
Данная игра моделирует учреждение акционерного общества, выпуск акций такого общества,
установление номинальной стоимости одной акции, их продажу учредителями и покупку
акционерами, образование дивидендов из прибыли акционерной компании.
Кроме того, в игре имитируется процедура общего собрания акционеров и выработки стратегии
деятельности фирмы с участием акционеров ( по принципу «одна акция – один голос»).
Эта игра требует участия координатора, объясняющего участникам ее содержание и
последовательность действий.
1.
Учреждение акционерных обществ.
Из состава участников координатор выделяет учредителей двух акционерных компаний.
Учредители выступают перед остальными участниками игры с сообщением, содержащим
информацию о создании акционерного общества.
Предварительно эта информация выдается учредителям координатором игры.
Текст информации может быть следующим:
«Сообщаем, что учреждается акционерное общество «Русь», выпускающее акции на
сумму 2 млн. руб. в количестве 20 шт. с номинальной стоимостью одной акции 100 000 руб.
Акционерная компания «Русь», производящая стиральные машины, обладает основными
производственными фондами на сумму 2 млн. руб., на эту сумму и выпускаются акции.
10
Ориентировочная себестоимость выпускаемых фирмой стиральных машин составляет
10 000руб. за одну штуку.
Учредители рассчитывают, что наша фирма сможет получить 1млн. руб. прибыли в год. Это
позволит выплачивать акционерам дивиденды в размере 30% годовых от номинальной
стоимости акций по итогам первого года с последующим увеличением дивидендов до 45%.
Аналогичным образом выступает учредитель второй компании, объявляя основные сведения о
своей фирме.
«Сообщаем, что учреждено акционерное общество «ВЕНТА» , выпускающее акции на сумму 3
млн. руб. в количестве 30 шт. с номинальной стоимостью одной акции 100 000 руб.
Акционерная компания «ВЕНТА», производящая газовые плиты, обладает основными
производственными фондами на сумму 3 млн. руб. Ориентировочная себестоимость одной
газовой плиты – 15 000 руб.
Учредители акционерной компании полагают, что наша фирма сможет получить 1,5 млн. руб.
прибыли в год. Это позволит выплачивать дивиденды в размере 35% годовых от номинальной
стоимости акций по итогам первого года с последующим увеличением дивидендов до 40%
годовых».
Учредителям предоставляется право убеждать участников приобретать акции своей фирмы,
вести рекламу своей АО, чтобы побудить участников к покупке их акций.
Все остальные участники( кроме учредителей) выступают в роли будущих акционеров этих
двух компаний. Они вправе приобретать по своему желанию акции любой фирмы в
соответствии со своими денежными средствами, которые им предоставляет банк.
Для получения средств участники обращаются в коммерческий банк ( функции банкира
выполняет участник, назначенный координатором игры). Банкир выдает каждому участнику по
его запросу чеки для покупки акций на сумму до 200 000 руб. в виде беспроцентной ссуды.
Форма чека:
ДЕНЕЖНЫЙ ЧЕК
На сумму 100 000 ( сто тысяч) рублей
БАНКИР ФАМИЛИЯ
Каждый участник обладает правом получения чека на дополнительную сумму в том же
размере, т.е. еще на 200 000 руб., но уже на условиях последующей уплаты 30% за кредит.
Если, например, участник взял дополнительно чек на 100 000 руб. , он обязан вернуть в банк эту
сумму плюс 30 000 руб. за пользование кредитом, т.е. общая сумма , возвращаемая банку ,
составляет 130 000 руб.
11
Получив чеки, участники принимают решение о покупке акций той или иной фирмы .
При покупке чеки обмениваются на акции, которые передаются участникам учредителями.
Акции должны быть заготовлены заранее.
Номер________ Серия____________
АКЦИОНЕРНАЯ КОМПАНИЯ «РУСЬ»
АКЦИЯ
100 000 рублей
Дает право одного голоса на собрании
Главный бухгалтер Председатель правления
Подпись___________ Подпись______________
В зависимости от хода продажи акций учредители каждой фирмы вправе повышать цену
продаваемых акций сверх номинальной стоимости в пределах двукратного номинала
( допустимо и снижение цены).
Таким образом участники игры получают представление о свободной продаже акций по
рыночным ценам, которые могут отличаться от номинальной стоимости в ту и другую стороны.
Ход продажи акций фиксируется учредителями в составляемой ими ведомости.
Ведомость продажи акций АО «РУСЬ».
Фамилия
акционера
Количество
купленных
акций
Стоимость
одной акции
Сумма
полученная за
акции
1
Иванов
3
100 000
300 000
2
Петров
1
150 000
150 000
3
Сидоров
2
150 000
300 000
4
Итого: (акций)
Итого: (рублей)
На основе этой ведомости учредитель подсчитывает количество проданных акций и общую
сумму вырученных денежных средств.
Расчеты между покупателями акций и учредителями ведутся в чековой форме. Учредитель
имеет право выписывать чеки для расчета с покупателем акций, если необходимо выдать ему
сдачу. Все оставшиеся неиспользованными чеки возвращаются покупателями банкиру для
списания с его счета соответствующей суммы.
В ходе игры банкир заполняет ведомость учета выданных и возвращенных денежных средств.
12
Фамилия,
имя
клиента
Бесроцентна
я ссуда (не
более 200
тыс. руб.)
Процентна
я ссуда ( не
более 200
тыс. руб.)
30% за
предоставленны
й кредит
Возврат
неиспользов
. денег
Общая
сумма с
учетом
%
1
Иванов
200 т.р.
100 т.р.
30 т.р.
-
330 т.р.
2
Петров
150 т.р.
-
-
-
150 т.р.
3
Сидоров
200 т.р.
200 т.р.
60 т.р.
100 т.р.
360 т.р.
4
Итого:
По завершении покупки акций учредитель созывает собрание акционеров для избрания
президента акционерной компании и выработке стратегии деятельности фирмы.
2.
Принятие акционерами решений о деятельности фирмы.
Акционер, купивший акции фирмы, принимает участие в собрании соответствующего
акционерного общества.
В ходе обсуждения и голосования используется принцип : «Одна акция – один голос», т.е.
каждый акционер обладает количеством голосов , равных числу приобретенных им акций.
На собрании акционеров прежде всего избирается президент, голос которого в последующем
является решающим в случае разделения остальных голосов поровну.
После избрания президента он ведет собрание и ставит на повестку дня вопрос о распределении
ожидаемой прибыли первого года деятельности фирмы на дивиденды и на средства,
используемые для развития производства. Распределение осуществляется посредством
установления доли, идущей на выплату дивидендов акционерам, и доли, используемой на
расширение производства.
Вторая часть игры, в которой основное внимание уделяется распределению и использованию
прибыли, должна объяснить участникам, что чем больше средств направляется на развитие
производства, тем больше будут будущая прибыль и будущие дивиденды, но меньше текущие.
Поэтому при распределении прибыли приходится находить компромисс между желанием
акционеров быстро получить побольше дивидендов и стремлением увеличить будущую
прибыль фирмы.
Итоги первого года деятельности фирмы устанавливаются , исходя из объема производства и
рыночных цен на продукцию фирмы.Эти показатели устанавливаются следующим образом:
1.
Определяется суммарный капитал фирмы, равный стоимости ее основных средств и
выручке , полученной в результате продажи акций, зафиксированной в ведомости
продаж акций учредителем акционерной компании.
Например, акционерная компания «Русь» имела основные средства стоимостью 2 млн.
руб. и выручила от продажи всех своих 20 акций сумму 2,5 млн. руб. Таким образом,
общий капитал фирмы «Русь» составит:
2 млн.руб. + 2,5 млн.руб. = 4,5 млн.руб.
13
Расчет суммарного капитала, как и последующие расчеты, производится президентом в
присутствии и с участием всех акционеров.
2.
Определяется объем производства ( количество выпускаемой данной фирмой
продукции) в предположении, что на каждый рубль капитала выпускается продукция
себестоимостью в один рубль.
Например, капитал фирмы «Русь» составил в первом году 4,5 млн.руб., следовательно ,
фирма выпустила продукцию с суммарной себестоимостью 4,5 млн.руб.
Так как себестоимость одной стиральной машины равна 10 000 руб., то фирма
выпустила 450 стиральных машин в течение первого года.
3.
Координатор объявляет фирмам цену единицы продукции каждой фирмы. При
установлении величины цены координатор исходит из того, что цена продукции
колеблется в пределах от 1,3 до 1,6 себестоимости продукции. В этих пределах
координатор руководствуется правом свободного выбора, стремясь ставить фирмы в
равные или близкие условия.
Например, при себестоимости одной стиральной машины фирмы «Русь» в 10 000руб.,
принимая коэффициент 1,4 координатор объявляет рыночную цену 1 магнитофона,
равную 14 000 руб.
Соответственно, имея в виду, что себестоимость одной газовой плиты фирмы «Вента»
составляет 15 000 руб., и принимая коэффициент 1,5 координатор объявляет рыночную
цену одной газовой плиты, равную 22 500 руб.
4.
Исходя из объявленной координатором цены и рассчитанного объема производства
каждой фирмы (в предположении полной реализации ее продукции), определяется
суммарная выручка.
Например, при рыночной цене одной стиральной машины, равной 14 000руб., и объеме
производства и продаж за первый год, равном 450 шт., выручка составляет:
14 000руб. * 450 шт. = 6,3 млн. руб.
5.
Определяется годовая прибыль по итогам первого года, равная разности между
выручкой и суммарной себестоимостью выпущенной продукции. Например, выручка
фирмы «Русь» по итогам первого года составила:
6,3 млн. руб. – 4,5 млн. руб. = 1,8 млн. руб.
6.
Далее вычисляется сумма прибыли, направляемая на оплату дивидендов, и сумма,
используемая на развитие производства, в соответствии с решением общих собраний
каждой фирмы .Налог на прибыль в игре не учитывается
К примеру, собрание акционеров фирмы «Русь» решило 40% от полученной прибыли
направить на оплату дивидендов. Соответственно это составит сумму, равную:
1,8 млн. руб. * 0,4 = 0,72 млн. руб.,
а на развитие производства направляется сумма, равная оставшейся части прибыли, т.е.
14
1,8 млн. руб. – 0,72 млн. руб. = 1,08 млн.руб.
7.
Устанавливается величина дивиденда на одну акцию. Для этого общая сумма
дивидендов делится на количество акций. Например, фирма «Русь» прдавшая все свои
20 акций, выплачивает на каждую из них дивиденды:
720 000 руб. : 20 шт. = 36 000 руб.
По итогам первого года акционерам выплачивается полученная сумма дивидендов. С этой
целью президент выписывает чек, который хранится у акционера.
Этим завершается цикл первого года, после чего может начинаться второй тур игры. В начале
второго тура президент созывает общее собрание , которое анализируя результаты деятельности
фирмы, принимает решение о долевом распределении прибыли второго года деятельности
фирмы, устанавливает величину капитала, которым будет обладать фирма в период второго года
деятельности.
Например, суммарный капитал фирмы «Русь» составит:
4,5 млн. руб. + 1,08 млн. руб. = 5,58 млн. руб.
Далее игра осуществляется по той же схеме.
Определение результатов игры проводится следующим образом:
1.
Каждый участник игры определяет полученные дивиденды за весь период игры,
суммируя годовые дивиденды, указанные в именных чеках.
2.
Все участники игры определяют относительную величину полученных ими дивидендов,
разделив сумму дивидендов на сумму денежных средств, затраченных на приобретение
акций.
Например, Петров, купивший одну акцию фирмы «Русь» за 15 000 руб., получил по
чекам дивиденды в сумме 100 000 руб. Тогда относительная величина дивидендов,
являющаяся главным показателем эффективности приобретения акций, составит:
100 000 : 150 000 = 0,67 или 67%.
3.
Можно сопоставить результаты деятельности акционерных компаний. В этом случае
можно сопоставить коэффициенты увеличения капитала, представляющего отношение
конечного капитала каждой фирмы к начальному капиталу. Например, фирма «Русь»
имела начальный капитал в 2 млн. руб. и завершила деятельность с капиталом 5,58 млн.
руб.
Тогда коэффициент увеличения капитала равен:
К = 5,58млн.руб. : 2млн.руб. = 2,79
А фирма «Вента» начинала со стартовым капиталом в 3 млн. руб. и завершила с
капиталом в 7 млн. руб. Тогда ее Кук равен:
К = 7 млн. руб. : 3млн. руб. = 2, 33
Таким образом, деятельность фирмы «русь» эффективнее , чем фирмы «Вента».
На проведение игры требуется один час при условии, что все участники будут
подготовлены заранее и будет обеспечен необходимый реквизит .
15
Игру можно развивать , усложнять, например, принимая решение о выпуске
привилегированных акций, приносящих твердый доход. Можно объявить о создании
вторичного рынка ценных бумаг и т.д.
Объем работы - 2 часа.
Критерии оценки:
1. Обучающийся активно участвовал в подготовке урока, хорошо знает и
понимает теоретический материал - оценка «отлично»
2. Выполнял все задания, хорошо владеет теорией, но не проявлял
инициативы - «хорошо»
3.Не участвовал в подготовке урока, плохо знает теорию –
«удовлетворительно»
4.Не работал на уроке, не готов к работе- «неудовлетворительно»
Литература:
Основные источники:
12.Багинова В.В. Экономическая теория.Учебник. «Инфра-М» 2014 г.
13.Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебник М.: Инфра- М, 2014
14.Викулина Т.Д. Экономическая теория . Учебное пособие. М.: Риор-Инфра-М
2013 г.
15.Воронин А.Ю. Общая экономическая теория. Учебник. М.: Инфра- М, 2014.
16.Гукасьян Г.М. Экономическая теория . Учебное пособие. М.: « Инфра-М»
2013 г.
17.Журавлёва Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика. Учебник. М.: Инфра
- М, 2014.
18.Николаева И.П. Экономическая теория . Учебник. М.: « Дашков и К» 2013 г.
19.Руднева А.О. Экономическая теория. Учебное пособие. М.: Инфра- М, 2014.
20.Салихов Б.В. Экономическая теория. Учебник. М.: « Дашков и К» 2010 г.
21.Слагода В.Г. Основы экономической теории. Для СПО. Учебник. М.: Форум
Инфра- М, 2014.
22.Тальнишних Е.Г. Экономическая теория. Для СПО. Учебное пособие. М.:
Инфра –М, 2014.
16
Практическая работа №3.
Раздел 3. Макроэкономика.
Тема 3.1. Система национальных счетов.
Цели:
1.
Закрепить полученные на лекции знания и на практике понять, как
рассчитываются показатели, входящие в СНС.
2.
Разобраться , как идет распределение и перераспределение ВВП.
3.
Понимать практическое значение показателей СНС,
.
1.
Используя приведенные ниже данные, рассчитайте величину ВВП,
ЧНП, национального дохода, личных доходов и располагаемого дохода.
а) косвенные налоги на бизнес - 15 млрд. рублей
б) амортизация - 25 млрд. рублей
в) налог на доходы физических лиц - 5 млрд. рублей
г) налоги на прибыль предприятий - 20 млрд. рублей
д) нераспределенная прибыль предприятий - 75 млрд. рублей
е) налоги на имущество - 15 млрд. рублей
ж) взносы на социальное страхование - 30 млрд. рублей
з) трансфертные платежи - 30 млрд. рублей
и) з/п, рента, проценты - 95 млрд. рублей
2.
Задача.
Величина ВВП = 5000долл. Потребительские расходы = 3200 долл.,
государственные расходы = 900 долл., а чистый экспорт = 80 долл.
Рассчитайте:
а) величину инвестиций
б) объем импорта при условии, что экспорт = 350 долл.
в) ЧНП при условии, что сумма амортизации = 150 долл.
3.
Задача.
17
Используя приведенные данные, рассчитайте ВВП по расходам;
а) чистый экспорт товаров и услуг -17 млрд. руб.
б) государственные закупки товаров и услуг -25 млрд. руб.
в) государственные трансфертные платежи -30 млрд. руб.
г) косвенные налоги на бизнес -19 млрд. руб.
д) амортизационные отчисления -45 млрд. руб.
е) инвестиции - 53 млрд. руб.
ж) расходы на потребительские товары длительного пользования -45
млрд. руб.
з) расходы на потребительские товары текущего пользования - 37 млрд.
4. Задача
Используя приведенные ниже данные, рассчитайте величину :
ВВП, ЧНП, национального дохода, личных доходов, располагаемых доходов. 1.
нераспределенная прибыль предприятий - 80 млрд. руб.
2.косвенные налоги на бизнес -10 млрд. руб
3. амортизация - 35 млрд. руб.
4. личные подоходные налоги - 8 млрд. руб.
5. налоги на прибыль предприятий - 25млрд. руб.
6. налоги на имущество - 10 млрд. руб.
7. заработная плата, рента, % - 100 млрд. руб.
8. взносы на социальное страхование - 45 млрд. руб.
9. налоги на наследство - 15 млрд. руб.
18
10. трансфертные платежи - 35 млрд. руб.
5.
Задача.
Величина ВВП – 6000 млн. руб. Величина инвестиций – 2800 млн.руб.
Государственные расходы -800 млн.руб., а чистый экспорт – 60 млн. руб.
Рассчитайте:
1.
Величину потребительских расходов
2.
Объем экспорта при условии, что импорт = 30 млн. руб.
6.
Задача
Используя приведенные данные, рассчитайте ВВП по расходам:
1.амортизационные отчисления - 65 млрд. руб.
2. расходы на потребительские товары текущего пользования - 25 млрд. руб.
3. государственные закупки товаров и услуг - 30 млрд. руб.
4. чистый экспорт товаров и услуг - 16 млрд. руб.
5. государственные трансфертные платежи - 45 млрд. руб.
6. косвенные налоги на бизнес - 17 млрд. руб.
7. расходы на потребительские товары длительного пользования - 50 млрд. руб.
8.инвестиции -57 млрд. руб.
7.
Задача
19
Рассчитайте величину амортизационных отчислений, если ВВП =4000млн. руб.,
нераспределенная прибыль предприятий – 1200 млн. руб., косвенные налоги –
240 млн. руб., заработная плата, рента, % составляют – 1500 млн. руб.
Объем работы - 2 часа.
Критерии оценки:
1.
Обучающийся активно участвовал в решении задач, отвечал у доски,
хорошо знает и понимает теоретический материал - оценка «отлично»
2.
Решал задачи самостоятельно, но не совсем хорошо владеет теорией -
«хорошо»
3.
Решал, но пытался дождаться решения на доске, плохо знает теорию –
«удовлетворительно»
4.
Не работал на уроке, не готов к работе- «неудовлетвориотельно»
Литература:
Основные источники:
23.Багинова В.В. Экономическая теория.Учебник. «Инфра-М» 2014 г.
24.Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебник М.: Инфра- М, 2014
25.Викулина Т.Д. Экономическая теория . Учебное пособие. М.: Риор-Инфра-М
2013 г.
26.Воронин А.Ю. Общая экономическая теория. Учебник. М.: Инфра- М, 2014.
27.Гукасьян Г.М. Экономическая теория . Учебное пособие. М.: « Инфра-М»
2013 г.
28.Журавлёва Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика. Учебник. М.: Инфра
- М, 2014.
29.Николаева И.П. Экономическая теория . Учебник. М.: « Дашков и К» 2013 г.
30.Руднева А.О. Экономическая теория. Учебное пособие. М.: Инфра- М, 2014.
31.Салихов Б.В. Экономическая теория. Учебник. М.: « Дашков и К» 2010 г.
32.Слагода В.Г. Основы экономической теории. Для СПО. Учебник. М.: Форум
Инфра- М, 2014.
33.Тальнишних Е.Г. Экономическая теория. Для СПО. Учебное пособие. М.:
Инфра –М, 2014.
20
Практическая работа №4.
Раздел 3. Макроэкономика.
Тема 3.1. Финансовая система государства.
ДЕЛОВАЯ ИГРА: «Налогообложение».
Цель игры:
Создать у студентов представление о том, как строиться налоговая система
государства, как с помощью налогов можно стимулировать производство и
почему необходимо соблюдать принцип социальной справедливости.
Экономическая
игра
"Налогообложение
Цель игры состоит в том, чтобы студенты усвоили, что налоги играют и
положительную и отрицательную роль, что снижение налогов ведёт не только к
хорошим, но и к нежелательным последствиям, а также, научится определять,
что должно подвергаться налогообложению, что и кто должны освобождаться от
налогов.
Время проведения игры - 40 минут.
Ход игры:
1 . Первая
часть
игры
-
тренинг.
Студенты
делятся
на
две
примерно
равные
группы, одна из которых играет роль противников больших налогов, а другая -
сторонников. В ходе проведения тренинга роли поочерёдно меняются.
Основная
задача
противников
налогообложения
-
выступить
в
качестве
активных
сторонников постепенного снижения налогов, взимаемых с граждан и
с предприятий. Эта группа должна приводить доводы, аргументы, показывающие
и
доказывающие,
что
только
постепенно
и
постоянно
снижая
налоги,
правительство может заинтересовать работников трудиться с большей отдачей,
увеличивать объем производства товаров. Студенты, образующие группу борцов
за снижение налогов, должны найти как можно больше причин, доводов в пользу
снижения
налогов.
Они
также
должны,
опираясь
на собственные
мысли,
доказывать, что с инвалидов, пенсионеров, студентов, многодетных семей вообще
никаких
налогов
брать
не
следует,
полностью
освободив
их
от
этой
обязанности.
Группа
должна
доказать,
что
в
ее
предложениях
воплощены
принципы
справедливости,
что
уменьшение
налогов сделает
жизнь
людей
21
лучшей. Для этого нужны серьёзные и обстоятельные доводы, которые трудно
опровергнуть
другой
группе,
выступающей
за
сохранение
налогов
или
их
увеличение. От лица группы поочерёдно выступают ее представители, способные
наиболее логично, обстоятельно и убедительно отстаивать свои убеждения.
Вторая групповая роль, которую играют сторонники налогов, заключается
в
отстаивании
мысли
о
том,
что
налоги
существовали
всегда
и
что
правительству нужны деньги на социальные программы, в том числе на выплату
пенсий, стипендий, пособий на детей, содержание армии, милиции. А эти деньги
государство получает в виде налоговых поступлений. Задача второй группы -
отвечать на все доводы и аргументы сторонников снижения налогов, показывать
их несостоятельность, отстаивать свою точку зрения.
От
лица
второй
группы
поочерёдно
выступают
ее
представители,
получающие
право высказаться
после выступления участника из первой группы.
Таким образом, тренинг проводится в форме коллективного диалога. На
выступление одного участника отводится не более 3 минут времени, на повторное
выступление даётся не более одной минуты. Следует предупредить студентов, что
во
время
диспута
нужно
с
уважением
относиться
к
мнению
партнёра,
внимательно выслушивать его аргументы, пытаясь противопоставить им свою
точку зрения.
В завершение первого тура диспута преподаватель подводит его итоги,
предоставляя
возможность высказать
заключительное
слово
полномочному
представителю каждой группы.
После дискуссии педагогу следует обсудить содержание тех аргументов,
которые
приводились
учащимся в
пользу
налогов
и
против
них.
Крайне
желательно, чтобы учитель убедил детей в необходимости умеренных налогов, в
существовании некоторого неизбежного уровня налогообложения, при котором
соблюдается баланс интересов налогоплательщиков и тех слоёв населения, для
которых налоги служат источником доходов.
Во
второй
части
группа
может
быть
поделена
на
две
команды,
если
студентов
больше
25
человек,
то и
число
команд
должно
быть
увеличено.
Предложите командам исполнить роль администрации города, а точнее, комитету
по налогам и сборам. Далее предложите каждой команде такую таблицу:
Должны облагаться налогами
Не должны облагаться налогами
1.
1.
2.
2.
22
3.
3.
4.
4.
5.
5.
6.
6.
7.
7.
8.
8.
9.
9.
10.
10.
3.
Таблица может быть больше, графы могут по необходимости быть шире.
4.
Команды
должны
поразмышлять,
что
может
оказаться
в
правой
и
левой
части таблицы, но пока ничего не записывать.
5.
Далее,
преподаватель
должен
объявить
студентам,
что
сейчас
они
будут
принимать
решения
о
возможности
или невозможности
налогообложения,
и
сообщает, что сейчас им будет продиктован список предприятий, общественных
организаций,
граждан,
и
так
далее:
студентам
(необходимо
не
только
определить, будет или не будет облагаться налогами данный объект или субъект,
но и попытаться определить вид налога или причины освобождения от налогов.
Эта
работа
должна
проводится
очень
быстро!
Каждый
пункт
–
не более
полминуты размышления!
6.
Возможный
список
для
диктовки
(может
быть
дополнен
или
изменен
по
желанию преподавателя):
1.
тракторный завод
2.
магазин одежды
3.
детская поликлиника
4.
частная школа
5.
аэропорт
6.
больница
7.
кафе
8.
овощная база
9.
музей
10.
спортивный центр
11.
спортивная школа
12.
мастерская по ремонту обуви
23
13.
владелец автомобиля
14.
владелец домашнего животного
15.
пенсионер
16.
ученик 5-ого класса
17.
пекарня
18.
ферма
19.
владелец сети магазинов бытовой техники
20.
владелец участка земли
21.
не работающий инвалид
22.
безработный
23.студент
24.
туристическое агентство
25.
почта
Итак,
после
заполнения
карты
-
таблицы,
преподаватель
может
собрать
материалы
(чаще
всего
времени
на обсуждение
не
остаётся)
и
объявить
результаты уже на следующем уроке.
Победителем является команда, наиболее активно участвовавшая в тренинге и
правильно заполнившая таблицу-карту.
Если преподаватель хочет усложнить задание (к примеру, урок проводится на
старших
курсах)
можно предложить
студентам
полностью
самостоятельное
заполнение карты, раздав ее каждому. Тогда можно выбирать победителя из всей
группы - наиболее правильно и полно заполнившего карту.
Объем работы - 2 часа.
Критерии оценки:
1. Обучающийся активно участвовал в подготовке урока, хорошо знает и
понимает теоретический материал - оценка «отлично»
2. Выполнял все задания, хорошо владеет теорией, но не проявлял
инициативы - «хорошо»
3.Не участвовал в подготовке урока, плохо знает теорию –
«удовлетворительно»
24
4.Не работал на уроке, не готов к работе- «неудовлетворительно»
Литература:
Основные источники:
1.
Багинова В.В. Экономическая теория.Учебник. «Инфра-М» 2014 г.
2.
Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебник М.: Инфра- М, 2014
3.
Викулина Т.Д. Экономическая теория . Учебное пособие. М.: Риор-Инфра-М
2013 г.
4.
Воронин А.Ю. Общая экономическая теория. Учебник. М.: Инфра- М, 2014.
5.
Гукасьян Г.М. Экономическая теория . Учебное пособие. М.: « Инфра-М»
2013 г.
6.
Журавлёва Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика. Учебник. М.: Инфра
- М, 2014.
7.
Николаева И.П. Экономическая теория . Учебник. М.: « Дашков и К» 2013 г.
8.
Руднева А.О. Экономическая теория. Учебное пособие. М.: Инфра- М, 2014.
9.
Салихов Б.В. Экономическая теория. Учебник. М.: « Дашков и К» 2010 г.
10.Слагода В.Г. Основы экономической теории. Для СПО. Учебник. М.: Форум
Инфра- М, 2014.
Практическая работа №5.
Раздел 3. Макроэкономика.
Тема 3.4. Банковская система и ее роль в рыночной экономике.
Цели:
1.
Научиться анализировать цели и задачи финансовой политики государства.
2.
Получить представление о методах макроэкономического регулирования
рыночной экономики.
Вопросы к семинару.
1.
Кредитно-денежная политика и методы стабилизации экономики
25
- изменение учетной ставки процента
-изменение нормы резервирования
.операции на открытом рынке ценных бумаг
2.
Фискальная политика и ее виды.
- Стимулирующая фискальная политика
- Сдерживающая фискальная политика
- дискреционная и недескриционная политика
Объем работы в часах - 2 часа.
Критерии оценки:
1. Обучающийся активно участвовал в подготовке к семинару, хорошо
знает и понимает теоретический материал , выступает на семинарском
занятии - оценка «отлично»
2. Выполнял все задания, хорошо владеет теорией, но не проявлял
инициативы - «хорошо»
3.Не участвовал в работе на семинаре . плохо отвечал на вопросы
преподавателя, плохо знает теорию – «удовлетворительно»
4.Не работал на уроке, не готов к работе- «неудовлетворительно»
Литература:
Основные источники:
11.Багинова В.В. Экономическая теория.Учебник. «Инфра-М» 2014 г.
12.Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебник М.: Инфра- М, 2014
13.Викулина Т.Д. Экономическая теория . Учебное пособие. М.: Риор-Инфра-М
2013 г.
14.Воронин А.Ю. Общая экономическая теория. Учебник. М.: Инфра- М, 2014.
15.Гукасьян Г.М. Экономическая теория . Учебное пособие. М.: « Инфра-М»
2013 г.
26
16.Журавлёва Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика. Учебник. М.: Инфра
- М, 2014.
17.Николаева И.П. Экономическая теория . Учебник. М.: « Дашков и К» 2013 г.
18.Руднева А.О. Экономическая теория. Учебное пособие. М.: Инфра- М, 2014.
19.Салихов Б.В. Экономическая теория. Учебник. М.: « Дашков и К» 2010 г.
20.Слагода В.Г. Основы экономической теории. Для СПО. Учебник. М.: Форум
Инфра- М, 2014.
27