Напоминание

Особенности коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста


Автор: Смирнова Олеся Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС ОВ "Улыбка"
Населённый пункт: п. Ханымей, Пуровский р-н, ЯНАО
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Особенности коммуникативной деятельности у детей

дошкольного возраста
В последнее время в науке наряду с понятием «общение» используется понятие «коммуникация». В психологии более правильно установить следующее отношение между ними. Коммуникация – более широкое понятие по объёму. Коммуникация – связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передаётся сигнал, несущий информацию, а общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. В общении могут быть переданы навыки и умения. В психолого-педагогической литературе существует два подхода к решению проблемы соотношения понятий «коммуникация» и «общение»: Так, в словаре иностранных слов коммуникация (communicatio) определяется как «акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании». В Большом энциклопедическом словаре коммуникация трактуется как общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия. В трудах Ю.А. Каляевой, А.А. Кидрона, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Л.Р. Мунировой, Р.С. Немова, Н.В. Пилипко, Е.В. Руденского, И.И. Рыдановой, В.Д. Ширшова, «коммуникация» также определяется как синоним «общения». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как относятся к проблеме. Для эффективной коммуникации характерно д о с т иже ние взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения . Формировать коммуникативные навыки можно в условиях обучения, в другом варианте процесс их развития идет спонтанно и во многом зависит от
ситуации. Исследования показывают, что формирование коммуникативной деятельности можно начинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на четкой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития ребенка – дошкольника и школьника. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики. В педагогике и психологии развитие личности рассматривается как процесс освоения общественного социального опыта (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Существенной частью этого социального опыта, подлежащего усвоению, являются умения, необходимые дл осуществления различных видов деятельности, в то числе и коммуникативной. Коммуникативный опыт проявляется прежде всего посредством коммуникативных умений в ситуации коммуникации – это налично- деятельностный компонент. Налично-деятельностный компонент проявляется в реальных проявлениях субъекта в условиях коммуникативной деятельности, связанных с уровнем коммуникативных умений и навыков, мобильностью и адекватностью их использования в различных коммуникативных ситуациях, уровне развития и самоконтроля в коммуникативных ситуациях. Анализируя имеющиеся данные одним из важных коммуникативных умений, являющихся фактором эффективного общения, можно назвать владение вербальными и невербальными средствами коммуникации. Речь - это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Невербальная коммуникация. В общении людей закономерно включены эмоции общающихся, которые определенным образом относятся и к коммуникации, и к тем, кто вовлечен в общение. Средства невербальной
коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития. Соответствие используемых средств невербальной коммуникации целям и содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения. Это соответствие особо важно для педагога, для которого средства как вербальной, так и невербальной коммуникации являются инструментом его профессиональной деятельности. А.С. Макаренко подчеркивал, что педагог одно и то же слово должен уметь произносить с множеством различных интонаций, вкладывая в него значение то приказа, то просьбы, то совета и т.д. В разных возрастных группах для осуществления невербальной коммуникации выбираются различные средства. Так, дети часто используют плач как средство воздействия на взрослых и способ передачи им своих желаний и настроений. Коммуникативный характер, который приобретает у детей плач, хорошо передает их нередко встречающееся предупреждение «Я не тебе плачу, а маме!» С самого рождения ребёнок постепенно овладевает социальным опытом через эмоциональное общение со взрослыми, через игрушки и предметы, через речь и т.д. Самостоятельно постичь суть окружающего мира – задача, непосильная для ребёнка. Первые шаги в его социализации совершаются при помощи взрослого. В связи с этим возникает важная проблема – проблема общения ребёнка с другими людьми и роль этого общения с другими людьми и роль этого общения в психическом развитии детей на разных генетических ступенях. Исследования М. И. Лисиной и других показывают, что характер общения ребёнка со взрослыми и сверстниками изменятся и усложняется на протяжении детства, приобретая форму то непосредственного эмоционального контакта в процессе совместной деятельности, то речевого общения.
В раннем детстве не только взрослый влияет на развитие ребёнка. Наступает момент, когда ребёнок стремится к общению с другими детьми. Опыт общения с взрослыми во многом предопределяет общение со сверстниками, реализуется в отношениях между детьми. В своих исследованиях А. Г. Рузская отмечает, что общение ребёнка со взрослым и сверстником – разновидности одной и той же коммуникативной деятельности. Хотя собственно коммуникативная деятельность с ровесниками возникает именно в период раннего детства (в конце второго начале третьего года жизни) и имеет форму эмоционально – практического общения. Проблема развития общения в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х гг. привлек внимание детских психологов к сверстнику, как к важному фактору и необходимому условию социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма. Он утверждал, что только благодаря разделению точки зрения равных ребенку лиц — сначала других детей, а по мере взросления ребенка, и взрослых — подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, свойственный всем детям и в отношении с другими людьми и в мышлении. При изучении коммуникативного развития детей всегда учитывают его своеобразие на каждом возрастном этапе - эволюция коммуникативной деятельности, её мотивов, содержания, целей и средств. Ещё в 30-е годы прошлого века Л.С.Выготский утверждал, что ребенок является социальным существом с самого момента рождения. В новейших исследованиях Института раннего вмешательства (С-Петербург) можно найти экспериментально подтвержденные свидетельства того, что «…ребенок эволюционно запрограммирован на общение со взрослым человеком» Так, теперь известно, что стремление ребенка к общению с другими людьми
является врожденным, коммуникативная способность записана в его генетическом коде. Ученые пришли к поразительному выводу о том, что ребенок уже при рождении знает, что он – человек и что все люди – его друзья. Эти сведения приведены не случайно. Они в значительной степени вселяют в нас оптимизм. Если направленность ребенка на человека генетически предопределена, если потребность в другом человеке оказывается врожденной, то значит в случаях, когда ребенку самому трудно развернуть собственную коммуникативную программу, речь может идти не о формировании новой способности, а о развитии одной из них – коммуникативной, являющейся, по сути, «родовым» человеческим свойством В трудах Л.С.Выготского, М.И.Лисиной, А.В.Запорожца, Т.А.Репиной прослеживается мнение, что умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. Т.Д.Марцинковская подчеркивает, что общение со взрослым формирует практически все знания о самом себе, стимулирует познавательную активность ребенка. Общение со сверстниками актуализирует это знания, формируя у ребенка более правильный, адекватный образ самого себя. Т.Е.Батова и авторский коллектив считают общение и совместную деятельность той основой и тканью, на которой в дальнейшем будет строится вся жизнь детей. Дмитриева А.Е. рассматривает коммуникативные умения как структурные элементы коммуникативной деятельности. По ее мнению коммуникативные умения являются сложными умениями высокого уровня, включающими в себя простейшие элементарные умения. Автор классифицирует коммуникативные умения на:
- информационно-коммуникативные – это умения вступать в процесс общения, ориентироваться в партнере по общению, ситуации, соотносить средства вербального и невербального общения; - регуляционно-коммуникативные - это умения согласовывать свои действия с установками и потребностями партнера, умения применять индивидуальный опыт в совместной деятельности, оценивать результат общения; - аффективно-коммуникативные – это умение проявлять эмпатию и сопереживание. В настоящее время, число работ, посвященных общению детей, увеличивается. Общению сверстников в дошкольном возрасте посвящаются не только отдельные статьи, но и целые монографии. В общем потоке литературы по этому вопросу можно выделить три различных направления исследований:  Экспериментальный анализ процесса общения дошкольников и факторов, влияющих на него;  Специфика общения сверстников и его отличие от общения ребенка со взрослым;  Изучение взаимоотношений детей. М.И.Лисина считает, что в дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослым: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное и три формы общения со сверстниками: эмоционально-практическое, ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое. Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения, формируется один из компонентов психической готовности к обучению в школе – коммуникативный. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно осознаёт свои отношения с ними: как они к нему относятся, чего от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает.
Интерес к сверстнику проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослому. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее выполнения. Яркая характеристика общения дошкольников - сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Это связано с тем, что начиная с четырехлетнего возраста для малыша более привлекательным партнером становится сверстник, а не взрослый. Еще одной важной чертой контактов детей является их нестандартность и нерегламентированность. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность. Если взрослый прививает ребенку нормы поведения, то сверстник поощряет проявления индивидуальности. К важным относится и такая особенность общения сверстников, как преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. В результате каждый говорит о своем, а партнера никто не слышит. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды. Перечисленные особенности характерны для детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет). Однако содержание общения детей не остаются неизменными в течение всех четырех лет: общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа - младший, средний и старший дошкольный возраст.
В младшем возрасте (в 2-4 года) ребёнку необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого эмоционального общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике ребенок воспринимает лишь внимание к себе, а самого ровесника (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Сверстник является для него всего лишь зеркалом, в котором он видит только себя. Общение в этом возрасте крайне ситуативное - оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Лишь только при помощи взрослого малыш может увидеть в сверстнике равноценную личность. Для этого следует обратить внимание дошкольника на привлекательные стороны ровесника. Решительный перелом в отношении к сверстникам происходит у ребенка в среднем дошкольном возрасте. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребенком, а не со взрослым или в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело - игра. Если младшие дети играли рядом, но не вместе, то при деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. Оно в этом возрасте превалирует в общении детей. На этом этапе не менее отчетливо проявляется потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. "Невидимость" сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. В четырех- пятилетнем возрасте дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их: часто спрашивают у
взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Реакции детей на мнение взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а него неудачи вызывают нескрываемую радость. Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника. Дошкольник составляет мнение о самом себе, постоянно сравнивая себя с однолетками. Но целью этого сравнения становится не обнаружение общности, а противопоставление себя другому. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, действия напоказ, соперничеств, которые можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток. К старшему дошкольному возрасту (6-7 лет) у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенка способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками . Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход, защищают товарища или даже могут поддержать его «противостояние»
взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется. Однако наряду с этим у старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения. К шести годам у многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Злорадство, зависть, конкуренция проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников. Такая эмоциональная вовлеченность в действия однолеток свидетельствует о том, что ровесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает. К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы. нарушению у детей коммуникативной деятельности. Таким образом, успешное развитие коммуникативной деятельности дошкольников будет более эффективно, если учитывать уровень сформированиых коммуникативных умений детей.





В раздел образования