Автор: Воронина Татьяна Леонидовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДС№1" Населённый пункт: Станица Староминская Краснодарский край Наименование материала: методическая разработка Тема: консультация по экологии Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Экология и мы».
«Человек – не умен, – сказал мне мудрец. –
Посмотри, что творит на Земле он!
Через век он природу разрушит вконец,
А в нее был когда-то влюблен он».
Свято верили предки, что природа – краса.
«Охраняйте ее!» – говорили.
А теперь мы в родные глядим небеса,
Через окна, седые от пыли...
(автор неизвестен)
В настоящее время ученые всего мира настойчиво предупреждают об угрозе,
нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность
планеты; полностью истреблены некоторые виды животных; опасные химические
вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, моря, озера; в окружающей среде
накапливается неразлагающиеся отходы. Выживут ли будущие поколения землян?
Под будущим понимается время, отдаленное от нас отнюдь не столетиями.
Ученые не уверены в том, смогут ли дети в недалеком будущем купаться, гулять в лесу,
вдыхать аромат цветов.
И поэтому, основная задача родителей - это воспитание у детей экологической
культуры. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны - это
необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Если все это пустить на самотек, то будем
наблюдать различные отклонения у детей в отношении к природе. Какие же это
отклонения?
Прежде всего, пассивность: дети стараются своей деятельностью, поведением не
наносить вред и ущерб природе, но по собственной инициативе не проявляют
необходимой заботы о животных и растениях.
Иногда дети наносят ущерб природе из-за недостаточной осведомленности
(собирают насекомых в коробочки, составляют букетики из цветов, обрывают бутоны
растений для «угощения куклам»).
Некоторые дети потребительски относятся к природе, особенно к дикой: собирая ягоды,
затаптывают ее кустики, вырывают с корнем цветущие растения, грибы.
Наконец, есть дети, способные жестоко относиться к животным: они могут бить собак,
мучить кошек, топтать червей.
Ученые обнаружили такой факт: оказывается, дошкольники добрее относятся к животным,
чем к растениям. Видимо причина заключается в том, что животное легче, чем растение
идентифицировать с собой, наделив его разумом, переживаниями.
Бездумное, а порой жестокое отношение к природе – результат нравственной
невоспитанности детей, когда глухи к состоянию других людей, тем более животных и
растений; не способны к сопереживанию, сочувствию, жалости; не могут понять чужую
боль и прийти на помощь. Они подражают поведению взрослых в природе, их поступкам,
отношению к животным, растениям.
Пути экологического воспитания дошкольников следующие: формировать элементарные
представления о растениях и животных, как живых организмах и их взаимосвязи с
окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за ее сохранение.
Для осуществления экологического воспитания большое значение имеет
эстетическое восприятие природы детьми. Усиление эстетической стороны при
ознакомлении детей с природой, широкое включение в этот процесс произведений
искусства – важный фактор экологического воспитания.
Экологическое воспитание дошкольников связано с решением
важного вопроса: делить ли представителей животного мира и растения по степени их
полезности для человека. Биологи давно отказались от понятий «вредный» и «полезный»
в отношении живых существ, поскольку все их виды необходимы для создания
биологического равновесия в природе. В педагогическом аспекте, к сожалению, деление
на «вредных» и «полезных» живых существ довольно распространено при ознакомлении
детей с природой. Часто дошкольники относят к категории «вредных» те растения и тех
животных, внешний вид которых кажется непривлекательным. Например, дождевые
черви.
Чем старше дети, тем в большей степени они должны руководствоваться в своем
отношении к природе принципом «Не навреди». А для этого им надо знать особенности
животных, растений и их потребности.
С первых лет жизни ребенка, мы, взрослые, словом, делом и личным примером должны
формировать у него представления о природе, как величайшей ценности, развивать
понимание ее неприкосновенности, воспитывать чувство ответственности по отношению
ко всему живому.
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
(М. Дудин)
Консультация для родителей
«Экологическое воспитание детей в семье»
Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это
всё живое, что нас окружает, мы дышим чем мы живём. Их дошкольной педагогике
появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.
С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят
дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему
живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.
Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его
жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка,
в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они
видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно
зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят
и у них только мы защитники.
Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с
детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо
дышится в лесу.
Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым
листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они
тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете
там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом,
послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы,
нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.
Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте.
Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он
такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для
лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните
детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.
Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не
смогли научить видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только
радовало.
Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть
туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху
или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет
счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы
завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь
животные и доверяют людям. Пожелание вам воспитывать у детей чувство сострадания,
учите видеть красоту окружающего мира и это не пройдёт даром. Если ребенок будет
бережно относится ко всему и беречь этот «дом» -ваше воспитание не пройдёт даром. Они
будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.
В конце своего сообщения хочется предложить свое любимое стихотворение В. Орлова.
«Живой букварь»
Нас в любое время года
Учит мудрая природа
Учит по календарю
По живому букварю
Птицы учат пению
Паучок терпению
Учит нас пчелиный рой
Дисциплине трудовой
Обучает жить в труде
И по справедливости
Учит пас правдивости
Учит снег нас чистоте
Учит солнце доброте
У природы круглый год
Обучатся нужно
Нас деревья всех пород
Весь большой лесной парод
Учит крепкой дружбе.
Добавить комментарий
Памятка для родителей "По экологии"
"Прогулка в Природу"
Подготовка к прогулке:
- определить маршрут и задачу (что увидим, куда пойдем);
- подготовить игры для отдыха, обсудить их с ребенком;
- подготовить предметы для сбора коллекций (банки, сачок, коробки, пакеты).
Поездка в лес:
- обратить внимание ребенка на погоду, описать ее (небо, свет, настроение, растения);
- понаблюдать за изменением местности (что видим вокруг, характер дороги, повороты,
смена пейзажей, рельефа).
Прогулка в лесу:
- на опушке леса обратить внимание на настроение и чувства, запахи, общий вид леса:
какие видим деревья, траву, цветы, тропинки, оттенки зелени, окружающую местность;
- в лесу послушать шум, пение птиц, наблюдать изменение картины в разных участках
леса. Останавливаться у интересных деревьев, пеньков, растений; наблюдать за птичками,
бабочками, муравьями, рассматривать их; сравнивать увиденное, чувствовать и видеть
красоту и поэтические образы в окружающих явлениях.
Отдых на полянке:
- найти красивую полянку и организовать место для отдыха;
- рассмотреть полянку, кустарники и деревья с разных мест;
- организовать сбор коллекций;
- организовать игры,
Путь из леса
Для возвращения выбрать другую дорогу, желательно с водоемом или рекой, где можно
купаться или наблюдать за водными растениями, берегом, течением воды, ее цветом,
красотой, запахами.
Беседа о прогулке
По дороге домой, пока впечатления еще сильные и чувства переполняют ребенка,
организовать беседу об увиденном (Что понравилось? Почему: Что больше запомнил? Что
удивило? Что нового увидел? Какая погода? Животные? Растения? Воздух? Где было
красивее? Что делали? Что собрали? Как менялось настроение? Как шумит лес? Какие
запахи?)
Занятия дома:
• обработка коллекции (прогладить листья, засушить цветы, сложить камни, оформить
букет) Выполняя работу, обучайте ребенка рассматривать предметы коллекции,
любоваться ими, отмечайте особенности, сравнивайте с другими предметами или
явлениями, называйте форму, цвет, величину, пространственное расположение деталей и
особенностей поверхности;
• поделки из природного материала, собранного на прогулке игрушки, макеты, икебаны,
аппликации;
• подбор книг о природе, чтение, рассматривание картинок;
• рисование и лепка на природную тему.
"Беседа о диких животных"
Вариант 1: беседа строится на основе рассматривания иллюстраций, фотографий, книг,
журналов с изображениями диких животных.
Вариант 2: беседа строится в условиях зоопарка, парка, леса, сада заповедника.
Вопросы родителей
• Как называются эти животные?
• Где они живут?
• Опиши их внешний вид.
• Каковы они по характеру и по вадкам?
• Какие ощущения ты испытываешь при виде и общении с этими животными?
Такие беседы с ребенком способствуют усвоению новой информации. Дополнительно
можно по делиться своими впечатлениями от встречи с этими животными, познакомить
ребенка с неизвестными ему животными. При описании их сравнивают с другими
животными.
В ходе беседы можно загадать ребенку загадки:
— Рыжая, с длинным пушистым хвостом, живет в лесу в норе.
— Длинные уши, прыгает, короткий хвост, спит под елочкой и в ямках.
— Долбит дерево длинным носом в красной шапочке.
— У него есть свой шланг, из которого он обливается, когда жарко и есть два веера,
которыми он машет. Он большой и умный.
— Зеленый, живет у реки, похож на бревно. У него большая пасть и острые зубы.
Консультация для родителей:
«Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей».
Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное,
нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая
своё детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали
пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику. Какими вырастут наши дети,
зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе,
охранять и приумножать её богатства. Воспитание правильного отношения детей к
природе, умения бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно
осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском
саду сочетается с воздействием на детей в семьи. Поэтому мы просим родителей
поставить перед собой следующие задачи:
· приучать детей не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не
портитьдеревья
· учить ребят бережно относиться к насекомым, птицам, животным, при необходимости
оказывать им помощь;
· систематически в доступной форме объяснять детям взаимосвязь природы и человека;
· воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам, к воде и
электроэнергии.
Уважаемые родителям обратите внимание своих детей на красоту окружающей
природы.Во вовремя наблюдений расширяется кругозор, любознательность, внимание,
мышление. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно смотреть вокруг по
пути в детский сад или домой. Всегда можно увидеть интересное: как солнышко встает, как
блестят капельки росы на траве, как сверкает иней на деревьях, как блестит снежок.
Можно вспомнить стихи о природе.
Уважаемые родители будьте примером для своих детей!!!
Воспитать любовь, настоящую заботу о природе, можно лишь когда вы ежедневно
показываете пример отношения к природе взрослого. Можно бесконечно говорить о
любви к природе, но если кто-либо из родителей, которому подражает ребенок, бездумно
сломал ветку, шагнул в клумбу, закричал, увидев червяка в руке малыша: «Брось эту
гадость!», то пользы от этих разговоров не будет.
Неоценимую помощь в работе по ознакомлению детей с природой оказывают
произведения отечественных и зарубежных писателей: В. Бианки, К. Паустовского, Е.
Чарушина, М. Пришвина, Н. Сладкова, С. Есенина, И. Сурикова, А. Пушкина, Г. Юнусовой,
М. Карима и др. Их произведения раскрывают перед детьми невообразимую красоту
природы и её обитателей, учат любить, сочувствовать, беречь родную природу.
В поездках в лес, за город полезно собирать с детьми природный материал: шишки,
жёлуди, сучки, камушки, ракушки и т. д. Ведь природный материал-это настоящие
«сокровища» которые дети охотно собирают и с большим интересом рассматривают. Но
при этом нельзя ломать ветки, рвать растения, сшибать ногами грибы.
В результате дети более сознательно станут относиться к окружающей природе, более
эмоционально, увлечённо
Совместная работа ДОУ с родителями помогает воспитывать любовь детей к родной
природе.
Консультация для родителей по экологии «Правила поведения в природе»
Консультация для родителей по экологии
«Правила взаимодействия в природе»
Для сохранения целостности связей живого со средой обитания следует оставлять
животных и растения в привычных условиях, к которым они приспособились.
Птицам для полёта нужен простор. Им тяжело приспособиться к домашним условиям,
поэтому они быстро гибнут. Все животные живут группой или семьёй, поэтому не нужно
разрушать эту семью. Необходимо пресекать неправильное поведение сверстников, уметь
объяснить, почему нельзя выносить животное или растение из привычной среды
обитания.
Жизнь растений и животных изменяется по сезонам. При общении с живыми существами
важно учитывать особенности их сезонного состояния. Зимой растения очень хрупкие и
незащищённые, чем летом, и для них небезопасно, когда дети играют близко к ветвям,
располагают снежные городки на месте цветника, газона, огорода. В этом случае ветки
деревьев легко ломаются, а почва плотно утрамбовывается, зимующие почки
повреждаются. Животные, особенно черепахи, ежи, хомячки, в зимний период
малоподвижны или находятся в спячке. Не следует их тревожить, заставлять двигаться
более активно. В весенний период животные наиболее подвижны, а нередко и
агрессивны, некоторые даже могут кусаться. Этому должны научить ребёнка взрослые.
Детям вместе со взрослыми следует помогать живым существам, удовлетворять их
потребности с учётом времени года:
Зимой:
- изготавливать кормушки и подкармливать птиц, в сильные морозы 3 раза в день, после
снегопада обязательно очищать кормушки от снега;
- корни кустов и деревьев засыпать снегом;
- реже поливать комнатные растения;
- животных подкармливать витаминной пищей.
Весной:
- изготавливать для птиц скворечники и развешивать их во дворах, парках для
привлечения птиц;
- убирать перегнившую листву;
- подрезать сухие ветки у кустарников и деревьев;
- к кустам подсыпать землю;
- производить посадку семян вместе с детьми;
- высаживать растения на клумбы.
Летом:
- поливать растения на огороде и клумбах;
- растения пропалывать и прореживать;
- рыхлить землю;
- в жаркие дни для птиц можно приготовить поилки с водой.
Осенью:
- собирать семена растений для посадки на следующий год;
- подкармливать многолетние растения;
- корни растений укрывать на зиму;
- готовить кормушки для птиц.
Одно из важных правил, это забота о своём здоровье (зимой тепло одеваться, не пить
холодную воду на улице, не есть снег, закрывать двери в помещении, чтобы сохранить
тепло; весной и осенью стараться не промочить ноги, летом не перегреваться на солнце).
Выполнять правила поведения в экстремальных ситуациях, типичных для сезона: при
граде быстро спрятаться под навес, при гололёде не бегать, смотреть под ноги и идти
мелкими шагами, либо обходить обледенелые места.
Земля – общий дом всего живого, и человек – один из его жителей, взаимосвязанный с
другими. Давайте, будем соблюдать правила предписанные нам природой.
В гармонии с природой
Консультация воспитателя по экологии и ОБЖ
для родителей детей 4-5 лет
Взрослые люди, а тем более ставшие родителями, прекрасно понимают,
насколько важно, как взрослым, так и детям расти в гармонии с природой
и окружающим миром. Поэтому с раннего детства родители стремятся
научить ребенка любить родную природу, понимать ее, наслаждаться ее
девственной
красотой
и
черпать
необходимые
каждому
человеку
впечатления
и
знания.
А
лучше
всего
помогают
родителям
в
этом
экологические
игры
для
детей. Эти
игры
очень
важны
для
каждого
ребенка, ведь именно в них закладываются основы любви, бережного
отношения к природе и связи с окружающим миром. Экологические игры
для детей сводятся к ознакомлению ребенка с природой, посредством
совместных прогулок на природе, в лесу, с разглядыванием природных
красот,
со
слушанием
трелей
птиц,
с
наблюдениями
за
падающими
листьями,
за
спешащими
муравьями,
порхающими
бабочками
и
мгновенно зависающими в воздухе стрекозами и другими насекомыми. У
детей довольно рано просыпается интерес к природе, ко всему живому,
поэтому экологические игры не только будут развивать вашего ребенка,
но и принесут ему непередаваемую радость. Прививать детям любовь к
окружающему нас миру, ко всему живому можно практически постоянно.
Отправляясь
на
дачу,
не
упускайте
шанс
поиграть
с
малышом
в занимательные игры. Прогуляйтесь с ним по лесу или вдоль реки,
понаблюдайте за квакающими лягушками или медлительными улитками,
вместе
восхищайтесь
распустившимся
цветком,
вдыхая
его
непередаваемый аромат. Вся эта красота заставит вашего ребенка по-
другому смотреть на природу и бережнее относиться к ней. Обязательно
покажите малышу радугу после летнего дождя, поверьте, тот восторг,
который ощутит ваш малыш, оставит незабываемые ощущения в душе
ребенка. Прогуляйтесь в тишине по лесу, рассказывая ребенку о птицах,
встречающихся на вашем пути. Послушайте их необычайно красивые
трели, попытайтесь вслушаться и понять их перезвоны и различать их.
Покажите ему дятла, добывающего личинку под корой дерева, расскажите
малышу как дятлы «лечат» деревья. Возможно, вам удастся встретить в
лесу белку или зайца. Даже если нет, вы всегда сможете найти множество
сгрызенных
шишек
под
соснами.
Расскажите
своему
ребенку,
чем
питается белка и как она грызет шишки. Соревнуйтесь с ним, кто больше
узнает деревьев в лесу, цветов в поле, голосов птиц и так далее. Кто
больше назовет видов животных, их характерных признаков и их повадки.
Поощряйте вашего ребенка, хвалите его за проявленную смекалку, за
обширные знания, поддерживайте интерес ребенка к природе. Находясь
дома,
вы
также
можете
играть
с
малышом
в
экологические
игры.
Показывайте вашему ребенку картинки с изображением птиц и животных,
начиная с простых и обычных, и доходя до самых экзотических. Учите
ребенка объединять их в группы – дикие животные, домашние животные,
животные
жарких
стран
и
т.п. Неплохо
приобрести
информационные
носители с птичьими голосами или голосами животных. Слушая их и
рассматривая картинки с изображением этих животных или птиц, малыш
будет приобщаться к нашей дивной и неподражаемой природе. Неплохо,
если
родители
с
детьми
смогут
повторять
птичьи
голоса,
подражая
птичкам. Это поможет ребенку лучше понимать природу и в будущем,
находясь на природе, он уже будет различать и даже понимать голоса
птиц. Экологическому
воспитанию
детей,
любви
к
природе
будет
способствовать
чтение
книг
о
животном
и
растительном
мире.
Есть
множество
замечательных
книг,
помогающих
познакомить
малыша
с
окружающей природой. И рассказы родителей о природе необыкновенно
важны, ребенок чувствует эмоциональный настрой, отношение взрослого
к братьям нашим меньшим, и учится на примере взрослого выстраивать
отношения
с
окружающим
миром. Поведение
взрослого
должно
совпадать с его словами, так как если вы рассказываете о том, что надо
беречь природу, а после прогулки или пикника за вами надо убирать
мусор или гасить костер, то ребенок скорее скопирует ваше поведение,
нежели прислушается к правильным словам. Экологическое воспитание
детишек поможет научить их трепетно относиться к природе и всему
живому, усвоить правила и нормы окружающего мира. Это повлияет на
развитие
ребенка,
и
он
вырастет
более
чутким
и
добрым
человеком,
готовым всегда помочь ближнему, а также будет проявлять инициативу в
сохранении нашей экологии.
(по материалам журнала «Дошкольное
воспитание»)
_______________________________________________________________
______________
Консультация для родителей «Экология»
администратор
01.04.2014
Группа №4
Комментариев нет
Ознакомление детей с природой
В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы,
поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы
неизбежно — это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения
социального опыта. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством
взрослых, может иметь различную научную основу. В настоящее время происходит смена
позиций в естествознании: биологическая основа, которая господствовала до сих пор в
мировоззрении людей, вытесняется новым — экологическим -взглядом на мир природы,
мир предметов, созданных людьми, и на самого человека.
Экологическое воспитание дошкольников — это ознакомление детей с природой, в основу
которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается
на основополагающие идеи и понятия экологии. Какие же понятия являются значимыми
при построении методики экологического воспитания детей дошкольного возраста?
Первое понятие, которое необходимо определить, это понятие «экология»: что за ним
стоит, какая наука имеется в виду. В дошкольном детстве закладываются основы личности,
в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является
первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно
перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры
рационального природопользования. Начинать экологическое воспитание в дошкольном
учреждении можно с момента прихода детей в ясельную или первую младшую группу.
Технология экологического воспитания младших дошкольников включает
следующие компоненты:
1. Разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой,
декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями,
весенними первоцветами). Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет
детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;
2. Ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за погодными явлениями, которые
сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок-пиктограмм) и
одеванием картонной куклы;
3. Участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в
специальном календаре карточками-картинками с их изображением ежедневно в течение
1-2 недель в разгар зимней подкормки; 4.Проращивание лука-репки в зимнее время и
создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5
недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются;
5. Совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за
комнатными растениями, аквариумом — дети приобщаются к трудовым операциям и
пониманию их значения для живых существ;
6. Рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах,
проведение экологических занятий один раз в две недели.