Напоминание

Совместный проект работы педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми с ОВЗ


Автор: Захарова Айталина Михйловна
Должность: педаго-психолог
Учебное заведение: МБДОУ Д/С № 97 "Незабудка"
Населённый пункт: Республика Саха Якутия, г. Якутск
Наименование материала: Презентация
Тема: Совместный проект работы педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С № 97 «НЕЗАБУДКА» г. ЯКУТСКА
Захарова Айталина Михайловна педагог- психолог и Шадрина Сардана Анатольевна, учитель-логопед В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым годом. Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу следует подключать и других специалистов. Кто как ни педагог-психолог сможет оказать консультативную помощь логопеду. Поэтому возникла идея разработать основные направления взаимодействия логопеда и психолога.
• Исходя из этого, мы поставили перед собой
цель
, которая заключается в с оздании апробации модели взаимодействия учителя- логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
• Для реализации цели были поставлены
задачи:
• Создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда как условие речевого и личностного развития ребенка. • Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов. • Разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.
Н а й д и п р е д ме т
В данной модели логопед выступает как

организатор и координатор коррекционных

влияний, оказывая необходимую

логопедическую помощь. Деятельность

психолога направлена на развитие

когнитивных процессов, напрямую

связанных с речью. Первостепенное влияние

на речевое развитие оказывает семья

(родители ребенка). Выделение основных

направлений взаимодействия помогло более

четко определить общие и частные задачи

участников коррекционно-образовательного

процесса. Общие задачи в первую очередь

направлены на оказание свое-временной

диагностической, профилактической и

коррекционно-логопедической помощи.

Нами разработана карта взаимодействия

специалистов с детьми, в которой

определены частные (специфические)

задачи.

Задачи работы логопеда · Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи. · Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них. · Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно- речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами. · Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению. · Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды. · Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.

Задачи работы психолога

· Создание среды психологической

поддержки детям с нарушениями речи.

· Развитие памяти, внимания, мышления,

пространственной ориентировки.

· Совершенствование мелкой моторики.

· Развитие слухового внимания и

фонематического слуха.

· Развитие зрительно-моторной

координации.

· Развитие произвольности и навыков

самоконтроля, волевых качеств.

· Активизация отработанной лексики.

· Снятие тревожности у детей при

негативном настрое на логопедические

занятия.

· Обеспечение психологической

готовности к школьному обучению.

· Повышение психологической культуры

родителей и педагогов.

Представленная модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет, во-первых, учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во-вторых, четко сформулировать объективное заключение и, в-третьих, наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу. Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога в условиях дошкольного логопедического пункта позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Конспект занятия в совместной

деятельности педагога-психолога и

учителя-логопеда

с использованием сказкотерапии

«Сказочные желания»

• Цель: формирование положительного эмоционального фона. • • Задачи: - создание благоприятной эмоциональной атмосферы; • • - формировать положительное отношение детей друг к другу; • • - развитие уверенности в себе. • • Оборудование: музыкальный центр с USB входом, записи музыки для релаксации и звуки природы, большая мягкая игрушка – мишка Тишка, мягкий мяч, все оборудование сенсорной комнаты.
Ход занятия: 1. Ритуал приветствия: «Комплименты». «Здравствуйте, ребята! Мы снова в сказочном мире с мишкой Тишкой. Давайте поприветствуем друг друга, сказав комплимент. Правило - не повторяться. Принимающий комплимент, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно»». Дети, глядя в глаза друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают мягкий мяч из рук в руки.

2. Мини – беседа: «Что больше всего вам

понравилось в сказочном мире у мишки

Тишки?»

3. Игры и упражнения из предыдущих занятий, которые больше всего понравились детям.
4.»Волшебный мешочек» -Сегодня, мы снова поиграем в волшебный мешочек, ну на это раз мы будем играть сразу с двумя волшебными мешочками. В одно у нас карточки с буквами и геометрическими фигурами, в другом карточки на счет.

!

-Найдите карточку с буквой –у-, затем

придумайте слово с этим звуком

(дети угадывают букву, придумывают слово)

-Сколько слогов в слове? (дети определяют

количество слогов в слове)

-Теперь найдите карточку с количеством

пуговиц, сколько слогов в слове.

(дети угадывают с помощью пальцев

количество пуговиц).

-Например: в слове утка два слога, значит

нужно найти карточку, на которой две

пуговке, потому что в слове утка два слога.

• 5. Ритуал прощания «Волшебная свечка». Дети сидят в кругу. Педагог говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присущи это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу и вас. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей.) А сейчас давайте закроем все глазки, я вам что-то покажу. Откройте. Ой, что это? Правильно свечка. Давайте все вместе громко хлопнем в ладоши. (хлопают, свечка загорается). Это свечка, не простая, а волшебная. Она чувствует вашу теплоту, и от этого горит ярче и ярче. А если вы скажете друг другу теплые, хорошие слова пожелания, то свечка будет гореть еще ярче. Передаем друг другу свечку и говорим хорошие , добрые слова.
• 6. Завершение цикла занятий: «Мишка Тишка тоже нас любит. Давайте все вместе крепко обнимем его, скажем до свидания. Вспоминайте чаще: мишку и его сказочный мир и у вас всегда будет хорошее настроение»!


В раздел образования