Совместный проект работы педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми с ОВЗ
Автор: Захарова Айталина Михйловна Должность: педаго-психолог Учебное заведение: МБДОУ Д/С № 97 "Незабудка" Населённый пункт: Республика Саха Якутия, г. Якутск Наименование материала: Презентация Тема: Совместный проект работы педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми с ОВЗ Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С № 97
«НЕЗАБУДКА» г. ЯКУТСКА
Захарова Айталина Михайловна педагог-
психолог и Шадрина Сардана Анатольевна,
учитель-логопед
В последнее время уделяется большое внимание
коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ,
имеющими различные отклонения в познавательной
и речевой сфере, число которых увеличивается с
каждым годом. Коррекцию речи осуществляет
учитель-логопед, но чтобы эта работа была более
эффективной, к этому процессу следует подключать
и других специалистов. Кто как ни педагог-психолог
сможет оказать консультативную помощь логопеду.
Поэтому возникла идея разработать основные
направления взаимодействия логопеда и психолога.
•
Исходя из этого, мы поставили перед собой
цель ,
которая
заключается
в
с оздании
апробации
модели
взаимодействия
учителя-
логопеда
и
педагога-психолога
в
процессе
коррекционно-развивающей
образовательной
деятельности,
стимулирующей
речевое
и
личностное развитие ребенка.
•
Для реализации цели были поставлены
задачи:
•
Создать модель коррекционно-развивающей
деятельности психолога и логопеда как
условие речевого и личностного развития
ребенка.
•
Обозначить основные направления
взаимодействия коррекционно-развивающей
деятельности специалистов.
•
Разработать систему работы и формы
взаимодействия логопеда и психолога в
условиях дошкольной образовательной
среды, обуславливающие повышение уровня
профессиональной компетентности
специалистов и овладение
интегрированными способами развития
личности ребенка и коррекции речевых
нарушений.
Н
а
й
д
и
п
р
е
д
ме
т
В данной модели логопед выступает как
организатор и координатор коррекционных
влияний, оказывая необходимую
логопедическую помощь. Деятельность
психолога направлена на развитие
когнитивных процессов, напрямую
связанных с речью. Первостепенное влияние
на речевое развитие оказывает семья
(родители ребенка). Выделение основных
направлений взаимодействия помогло более
четко определить общие и частные задачи
участников коррекционно-образовательного
процесса. Общие задачи в первую очередь
направлены на оказание свое-временной
диагностической, профилактической и
коррекционно-логопедической помощи.
Нами разработана карта взаимодействия
специалистов с детьми, в которой
определены частные (специфические)
задачи.
Задачи работы логопеда
· Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся
в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
· Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного,
физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей,
нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений
и содержание работы с каждым из них.
· Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-
речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
· Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой
готовности к школьному обучению.
· Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей
информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в
организации полноценной речевой среды.
· Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения
ими речевой работы с детьми.
Задачи работы психолога
· Создание среды психологической
поддержки детям с нарушениями речи.
· Развитие памяти, внимания, мышления,
пространственной ориентировки.
· Совершенствование мелкой моторики.
· Развитие слухового внимания и
фонематического слуха.
· Развитие зрительно-моторной
координации.
· Развитие произвольности и навыков
самоконтроля, волевых качеств.
· Активизация отработанной лексики.
· Снятие тревожности у детей при
негативном настрое на логопедические
занятия.
· Обеспечение психологической
готовности к школьному обучению.
· Повышение психологической культуры
родителей и педагогов.
Представленная модель взаимодействия учителя-логопеда и
педагога-психолога позволяет, во-первых, учитывать не только
речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а
также их компенсаторные возможности; во-вторых, четко
сформулировать объективное заключение и, в-третьих, наметить
индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на
долгосрочную перспективу. Таким образом, согласованность действий
логопеда и психолога в условиях дошкольного логопедического пункта
позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения
развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в
дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.
Конспект занятия в совместной
деятельности педагога-психолога и
учителя-логопеда
с использованием сказкотерапии
«Сказочные желания»
•
Цель: формирование положительного эмоционального фона.
•
•
Задачи: - создание благоприятной эмоциональной атмосферы;
•
•
- формировать положительное отношение детей друг к другу;
•
•
- развитие уверенности в себе.
•
•
Оборудование: музыкальный центр с USB входом, записи
музыки для релаксации и звуки природы, большая мягкая
игрушка – мишка Тишка, мягкий мяч, все оборудование
сенсорной комнаты.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия: «Комплименты».
«Здравствуйте, ребята! Мы снова в сказочном мире с мишкой
Тишкой. Давайте поприветствуем друг друга, сказав комплимент.
Правило - не повторяться. Принимающий комплимент, кивает
головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно»». Дети, глядя в
глаза друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают,
восхищаются и передают мягкий мяч из рук в руки.
2. Мини – беседа: «Что больше всего вам
понравилось в сказочном мире у мишки
Тишки?»
3. Игры и упражнения из предыдущих занятий,
которые больше всего понравились детям.
4.»Волшебный мешочек»
-Сегодня, мы снова поиграем в волшебный
мешочек, ну на это раз мы будем играть сразу с
двумя волшебными мешочками. В одно у нас
карточки с буквами и геометрическими фигурами,
в другом карточки на счет.
!
-Найдите карточку с буквой –у-, затем
придумайте слово с этим звуком
(дети угадывают букву, придумывают слово)
-Сколько слогов в слове? (дети определяют
количество слогов в слове)
-Теперь найдите карточку с количеством
пуговиц, сколько слогов в слове.
(дети угадывают с помощью пальцев
количество пуговиц).
-Например: в слове утка два слога, значит
нужно найти карточку, на которой две
пуговке, потому что в слове утка два слога.
•
5. Ритуал прощания «Волшебная свечка».
Дети сидят в кругу. Педагог говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то
любит; всем нам присущи это чувство, и все мы по-разному его
выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город,
свою работу и вас.
Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей.)
А сейчас давайте закроем все глазки, я вам что-то покажу.
Откройте. Ой, что это? Правильно свечка. Давайте все вместе громко
хлопнем в ладоши. (хлопают, свечка загорается). Это свечка, не
простая, а волшебная. Она чувствует вашу теплоту, и от этого горит
ярче и ярче. А если вы скажете друг другу теплые, хорошие слова
пожелания, то свечка будет гореть еще ярче. Передаем друг другу
свечку и говорим хорошие , добрые слова.
•
6. Завершение цикла занятий:
«Мишка Тишка тоже нас любит. Давайте
все вместе крепко обнимем его, скажем
до свидания. Вспоминайте чаще: мишку
и его сказочный мир и у вас всегда
будет хорошее настроение»!