Напоминание

Картотека игр и упражнений по обучению грамоте


Автор: Силина Алёна Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ"Детский сад №23"
Населённый пункт: г. Череповец, Вологодская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Картотека игр и упражнений по обучению грамоте
Раздел: дошкольное образование





Назад




Картотека игр и упражнений для дошкольников по обучению грамоте
Игра «Звонкий или глухой?»
Перед игрой вспомнить: согласные звуки бывают звонкими и глухими. Чтобы определить звук звонкий или глухой мы кладем руку на горлышко и произносим звук. Если горлышко дрожит, голосок работает, значит, звук звонкий, а если нет – то глухой. Взрослый произносит звук, а ребенок должен определить звук звонкий или глухой и объяснить почему. Пример, Звук Р – звонкий, потому что когда мы его говорим горлышко дрожит, голосок работает. Звуки: П, З, Ть, Кь, Р, Л, Ф, Мь, Пь, С, Г, Сь, Гь, Ж, Фь, Зь, Т, К
Игра «Звонкий или глухой?»
Перед игрой вспомнить: согласные звуки бывают звонкими и глухими. Чтобы определить звук звонкий или глухой мы кладем руку на горлышко и произносим звук. Если горлышко дрожит, голосок работает, значит, звук звонкий, а если нет – то глухой. Взрослый произносит звук, а ребенок должен определить звук звонкий или глухой и объяснить почему. Пример, Звук Л – звонкий, потому что когда мы его говорим горлышко дрожит, голосок работает. Звуки: Ц, Н, Ш, Нь, Х, М, Хь, В, Ч, Вь, Д, Б, Дь, Бь, Р, Ль, Рь
Игра «Согласный или гласный?»
Перед игрой вспомнить: звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки можно петь, потому что нет преграды для воздуха. Согласные звуки петь нельзя, потому что есть преграда для воздуха – губы, зубы, язычок. Взрослый произносит звук, а ребенок должен определить звук гласный или согласный и объяснить почему. Пример, Звук А – гласный, его можно петь, потому что нет преграды для воздуха. Звуки: У, Н, Ш, Нь, Х, М, О, В, Ч, Вь, Д, Б, Дь, Э, Р, Ль, И
Игра «Согласный или гласный?»
Перед игрой вспомнить: звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки можно петь, потому что нет преграды для воздуха. Согласные звуки петь нельзя, потому что есть преграда для воздуха – губы, зубы, язычок. Взрослый произносит звук, а ребенок должен определить звук гласный или согласный и объяснить почему. Пример, Звук А – гласный, его можно петь, потому что нет преграды для воздуха. Звуки: И, Н, А, Нь, Х, М, О, В, Ч, У, Д, Б, Дь, Э, Р, Ль, Ы, Мь, П.
Игра «Сколько слогов в слове?»
Перед игрой вспомнить гласные звуки: А, У, И, Ы, О, Э. Повторить правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Взрослый называет слово, а ребенок определяет, сколько в нем слогов и почему (называет, сколько в слове гласных). Пример, В слове КОТ – 1 слог, потому что в нем 1 гласный звук О. Слова: ДОМ, САД, РОТ, КРЫША, КРУПА, ЛАМПА, БАБУШКА, РУКИ, ПОЛ, ПОЛКА, ВОЛК, ЛИСА, РУБАШКА, БЫК, КНИГА.
Игра «Сколько слогов в слове?»
Перед игрой вспомнить гласные звуки: А, У, И, Ы, О, Э. Повторить правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Взрослый называет слово, а ребенок определяет, сколько в нем слогов и почему (называет, сколько в слове гласных).
Пример, В слове ДОМ – 1 слог, потому что в нем 1 гласный звук О. Слова: КОТ, СУП, МЫШКА, КРОТ, ЛУК, СИНИЦА, МАМА, СЫР, ГОЛУБИ, САНКИ, ПИРАМИДКА, СТУЛ, СТОЛ, ЗАМОК, ЗИМА.
Игра «Разные звуки»
Взрослый называет слово, а ребенок определяет, сколько в нем всего звуков, сколько из них гласных, называет их, сколько согласных: - мягких, - твердых - глухих - звонких Пример, в слове ДОМ – 3 звука, 1 – Д, 2 – О, 3 – М. 1 гласный звук – О. 2 согласных, звонких, твердых звука – Д,М Слова: СОК, КИТ, САМ, ЛУК, КОТ, СУП, РОТ, НОС, ЛИСА
Игра «Разные звуки»
Взрослый называет слово, а ребенок определяет, сколько в нем всего звуков, сколько из них гласных, называет их, сколько согласных: - мягких, - твердых - глухих - звонких Пример, в слове КОТ – 3 звука, 1 – К, 2 – О, 3 – Т. 1 гласный звук – О. 2 согласных, глухих, твердых звука – К,Т Слова: СЫР, КОМ, ЗИМА, РУКИ, НОГИ, БЫК, КОТИК, НОСИК.
Игра «Назови слово»
Перед игрой повторить, из чего состоят слова. Слова состоят из слогов, а слоги из звуков. Задание: Придумать слова, состоящие из 1 слога (Пример, КОТ); Из 2 слогов (Пример, КАША). Из 3 слогов (Пример, БАБУШКА) Из 4 слогов (Пример, ПИРАМИДКА)
Игра «Расскажи о слове»
(Звуко-слоговой анализ слов.) Взрослый называет слово, а ребенок определяет, сколько в нем звуков, слогов, рассказывает о них. Пример, В слове РОТ – 3 звука. 1 слог (потому что в нем 1 гласный звук О). 1 звук – Р (согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом). 2 звук – О (гласный, обозначаем красным цветом) 3 звук - Т (согласный, глухой, твердый, обозначаем, синим цветом) Слова: НОС, СУП, КИТ, ЛАК, ДОМ, РУКИ, ЗИМА.
Игра «Расскажи о слове»
(Звуко-слоговой анализ слов.) Взрослый называет слово, а ребенок определяет, сколько в нем звуков, слогов, рассказывает о них. Пример, В слове МОХ – 3 звука. 1 слог (потому что в нем 1 гласный звук О). 1 звук – М (согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом). 2 звук – О (гласный, обозначаем красным цветом) 3 звук - Х (согласный, глухой, твердый, обозначаем, синим цветом) Слова: КОТ, КОТЫ, КОТИКИ, СЫН, СЫНОК, МАК, МАКИ, НОГИ, КИТ, КИТЫ, СИНИЦА.
Игра «Назови слово»
Перед игрой повторить, из чего состоят слова. Слова состоят из слогов, а слоги из звуков. Задание: Придумать слова, состоящие из 3 звуков(пример, КОТ), из 4 звуков(пример, МАМА), из 5 звуков(пример, МЫШКА).


В раздел образования