Напоминание

"Обогащение активного словаря младших дошкольников через дидактические игры"


Автор: Молчанова Светлана Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с "Красная шапочка"
Населённый пункт: р.п. Линево
Наименование материала: статья
Тема: "Обогащение активного словаря младших дошкольников через дидактические игры"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Молчанова С. О.
воспитатель, МКДОУ детский сад «Красная шапочка» Новосибирская обл., Искитимский р-он, р. п. Линево
ОБОГАЩЕНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ МЛАДШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Вопрос развития речи дошкольников во все времена стоял на первом месте в общем развитии ребенка. Так как через речь ребенок осознает себя и других, выражает свои чувства, эмоции и потребности. С помощью слов ребенок взаимодействует с окружающим миром и социумом. Поэтому важно не только развивать, но и обогащать активный словарь ребенка и лучшим периодом для этого служит ранний возраст 3-4 года, когда ребенок как «губка» впитывает разнообразные слова и выражения. Важно обогащать словарь ребенка грамотно и постепенно, начиная с простых слов и заканчивая сложными (синонимами к простым словам). Через что можно развивать и обогащать словарный запас ребенка? Так как ведущим видом деятельности этого возраста детей является игра, то в своей работе по обогащению активного словаря младших дошкольников я использую дидактические игры. Дидактическая игра побуждает ребенка на поиски правильного ответа, а значит заставляет ребенка найти подходящее слово. Перед началом игры я заранее подбираю слова на случай затруднения детей, а непосредственно во время игры задаю ребенку наводящие вопросы и по необходимости даю подсказки. Заранее придумывается раздаточный материал, словарная работа и организация игры. Важно проводить игру в непринужденной обстановке, как бы «невзначай», так каждый ребенок, независимо от темперамента и характера, будет более раскрепощен и тем самым сможет назвать большее количество слов самостоятельно, с меньшим количеством подсказок со стороны взрослого. Дидактические игры на обогащение словаря повторяются несколько раз в неделю, возможно даже в день, как индивидуально, так и в подгруппах, а также с полной группой детей. Хоть дидактическая игра – это обучающая игра, все-таки она должна оставаться игрой. Если детям особенно понравилась какая-то игра, то лучше прислушаться к желанию детей и усложнить ее новыми, более сложными словами, чем объяснять детям новую игру. А также стоит повторять игру еще и для закрепления пройденных ранее слов. Темы дидактических игр по обогащению словаря детей раннего возраста могут быть приурочены к темам недели, например, если тема недели «Овощи», то можно с детьми провести дидактическую игру «Чудесный мешочек», где будут лежать муляжи овощей, а дети должны достать из мешочка овощ и назвать его. Затем я усложняю игру, добавляя в мешочек к овощам фрукты, которые дети также достают и называют. Дети могут доставать муляж и называть не только название овоща или фрукта, а
также называть его форму и структуру. После этого можно еще усложнить игру и угадывать названия овощей и фруктов в мешочке на ощупь. Помимо игры «Чудесный мешочек» с ребятами второй младшей группы мы играем в такие дидактические игры как: «Рыба, птица, зверь», «Куда спряталась мышка?», «В магазине игрушек», «Большое маленькое», «Много – мало», «Накроем стол к чаю», «Чего не стало?», «Кто в домике живет?», «Кто как голос подает?». Наибольший интерес у детей моей группы вызывает игра «Как тебя зовут?», где ребенок ловит мяч, после чего называет свое имя, затем воспитатель и остальные дети задают ему вопросы, касающиеся его внешнего вида, цвета одежды и отличительных черт. В этой игре речь ребенка обогащается существительными (юбка, платье, бриджи, колготки и т.д.), прилагательными (красивая, задорная, милая, дружелюбный, веселый и т.д.), глаголами (люблю бегать, прыгать, играть, гулять и т.д.), так же в этой игре ребенок учится склонять местоимения (мне, меня, за мной, обо мне и т.д.). Таким образом целенаправленную и интенсивную работу по обогащению активного словаря младших дошкольников через дидактическую игру можно считать результативной при систематичном и ежедневном использовании как индивидуально, так и работая с группой детей, побуждая в игре каждого ребенка к использованию простых и сложных слов и словосочетаний.


В раздел образования