Молчанова С. О.
воспитатель,
МКДОУ детский сад «Красная шапочка»
Новосибирская обл., Искитимский р-он, р. п. Линево
ОБОГАЩЕНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ МЛАДШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Вопрос развития речи дошкольников во все времена стоял на первом
месте в общем развитии ребенка. Так как через речь ребенок осознает себя и
других,
выражает
свои
чувства,
эмоции
и
потребности.
С
помощью
слов
ребенок взаимодействует с окружающим миром и социумом. Поэтому важно не
только
развивать,
но
и
обогащать
активный
словарь
ребенка
и
лучшим
периодом для этого служит ранний возраст 3-4 года, когда ребенок как «губка»
впитывает
разнообразные
слова
и
выражения.
Важно
обогащать
словарь
ребенка
грамотно
и
постепенно,
начиная
с
простых
слов
и
заканчивая
сложными (синонимами к простым словам).
Через что можно развивать и обогащать словарный запас ребенка? Так как
ведущим видом деятельности этого возраста детей является игра, то в своей
работе по обогащению активного словаря младших дошкольников я использую
дидактические
игры.
Дидактическая
игра
побуждает
ребенка
на
поиски
правильного ответа, а значит заставляет ребенка найти подходящее слово.
Перед началом игры я заранее подбираю слова на случай затруднения
детей, а непосредственно во время игры задаю ребенку наводящие вопросы и
по
необходимости
даю
подсказки.
Заранее
придумывается
раздаточный
материал,
словарная
работа
и
организация
игры.
Важно
проводить
игру
в
непринужденной
обстановке,
как
бы
«невзначай»,
так
каждый
ребенок,
независимо
от
темперамента
и
характера,
будет
более
раскрепощен
и
тем
самым сможет назвать большее количество слов самостоятельно, с меньшим
количеством
подсказок
со
стороны
взрослого.
Дидактические
игры
на
обогащение словаря повторяются несколько раз в неделю, возможно даже в
день, как индивидуально, так и в подгруппах, а также с полной группой детей.
Хоть дидактическая игра – это обучающая игра, все-таки она должна
оставаться игрой. Если детям особенно понравилась какая-то игра, то лучше
прислушаться
к
желанию
детей
и
усложнить
ее
новыми,
более
сложными
словами, чем объяснять детям новую игру. А также стоит повторять игру еще и
для
закрепления
пройденных
ранее
слов.
Темы
дидактических
игр
по
обогащению словаря детей раннего возраста могут быть приурочены к темам
недели, например, если тема недели «Овощи», то можно с детьми провести
дидактическую игру «Чудесный мешочек», где будут лежать муляжи овощей, а
дети должны достать из мешочка овощ и назвать его. Затем я усложняю игру,
добавляя в мешочек к овощам фрукты, которые дети также достают и называют.
Дети могут доставать муляж и называть не только название овоща или фрукта, а
также называть его форму и структуру. После этого можно еще усложнить игру
и угадывать названия овощей и фруктов в мешочке на ощупь.
Помимо игры «Чудесный мешочек» с ребятами второй младшей группы
мы
играем
в
такие
дидактические
игры
как:
«Рыба,
птица,
зверь»,
«Куда
спряталась мышка?», «В магазине игрушек», «Большое маленькое», «Много –
мало», «Накроем стол к чаю», «Чего не стало?», «Кто в домике живет?», «Кто
как голос подает?». Наибольший интерес у детей моей группы вызывает игра
«Как тебя зовут?», где ребенок ловит мяч, после чего называет свое имя, затем
воспитатель и остальные дети задают ему вопросы, касающиеся его внешнего
вида,
цвета
одежды
и
отличительных
черт.
В
этой
игре
речь
ребенка
обогащается
существительными
(юбка,
платье,
бриджи,
колготки
и
т.д.),
прилагательными (красивая, задорная, милая, дружелюбный, веселый и т.д.),
глаголами (люблю бегать, прыгать, играть, гулять и т.д.), так же в этой игре
ребенок учится склонять местоимения (мне, меня, за мной, обо мне и т.д.).
Таким образом целенаправленную и интенсивную работу по обогащению
активного словаря младших дошкольников через дидактическую игру можно
считать результативной при систематичном и ежедневном использовании как
индивидуально,
так
и
работая
с
группой
детей,
побуждая
в
игре
каждого
ребенка к использованию простых и сложных слов и словосочетаний.