Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста через игру
Автор: Ефимовских Алена Сергеевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ д/с №30 комбинированного вида Населённый пункт: с. Николо-Павловское, Пригородный р-н, Свердловской области Наименование материала: статья Тема: Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста через игру Раздел: дошкольное образование
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного
возраста через игру.
Составитель педагог-психолог
МБДОУ детский сад №30 комбинированного вида
Ефимовских А.С.
Общение
является
одним
из
основных
условий
развития
ребёнка,
важнейшим
компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности.
В
настоящее
время
особое
внимание
уделяется
социально-коммуникативному
развитию и воспитанию дошкольников, одному из важнейших компонентов Федерального
государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию.
Развитие
коммуникативности
является
приоритетным
основанием
обеспечения
преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием
успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного
развития. Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические
исследования,
теоретически
обосновывающие
сущность
и
значение
формирования
коммуникативных умений и навыков в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе
многочисленных
публикаций
лежит
концепция
деятельности,
разработанная
А.А.
Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина,
А.Г.
Рузская
рассматривают
общение
как
коммуникативную
деятельность.
В
ряде
исследований
отмечается,
что
коммуникативные
умения
способствуют
психическому
развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий
уровень его деятельности (Д.Б. Эльконин).
Поэтому приобщение к социальному миру всегда была и ныне остаётся одним из
ведущих направлений в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ
убеждает в необходимости оказания ребёнку квалифицированной помощи в сложном
процессе вхождения в мир людей.
Современные дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг
с другом. У ребенка лучший друг — это телевизор или компьютер, а любимое занятие —
просмотр мультиков или компьютерные игры. Для многих детей все труднее становится
нормально
взаимодействовать
с другими.
Имеют
нарушение
эмоционально-волевой
сферы: проявляется тревожность, повышенная обидчивость, увеличивается количество
страхов, отмечается повышенная возбудимость, чрезмерная чувствительность к внешним
раздражителям
или
напротив
вялость,
пассивность,
двигательная
расторможенность.
Наблюдая за повседневной деятельностью детей, за их общением видно, что в детских
коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Все это
позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по
формированию
коммуникативных
навыков
и развитию
социальных
умений
общения.
Опыт социального поведения ребенок может накопить и усвоить только в практической
деятельности. Поэтому я решила углубленно работать над развитием коммуникативного
общения детей, через игру. Большое значение для усвоения норм в дошкольном возрасте
имеет игра. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся
самостоятельно
выходить
из
конфликтных
ситуаций,
формируются
морально —
нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи
и др., а также игра является и действенным средством формирования у дошкольников
навыков общения. Моя работа выстраивается по схеме: в начале года по результатам
исследования уровня развития самосознания, самооценки и социометрического статуса у
воспитанников 4-7 лет (методика «Два дома»-И.Вандвик,П.Экблад; проективный тест
тревожности (Темп Дорке); графическая методика М.А Панфиловой «Кактус»; «Изучение
особенностей самооценки и соотношения реального Я и идеального Я» («Лесенка»)
Нижегородцева Н.В. определяю направления в работе, ставлю задачи. Далее провожу
групповую коррекционно-развивающую работу по программе Н.Ю Куражевой «Цветик-
Семицветик».
Эффективность
этой
программы
заключается
в
интеграции
и
систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных
направлений деятельности психолога ДОУ. На занятии ребенок входит в мир человеческих
эмоций (Радости, Грусти, Печали, Гнева); развиваются коммуникативные навыки, такими
играми,
как
«Клубочек»,
«Найди
друга»,
«Секрет»,
«Доброе
животное»,
происходит
развитие личностной сферы, повышение уверенности в себе, снятие агрессии («Выбиваем
пыль», «Падающая башня», «Уходи, злость, уходи!»)
Психолог
М.
И.
Лисина
и
ее
сотрудники
показали,
что
возникающая
уже
у
младенца
потребность
во
внимании
и
доброжелательности
взрослого
не
исчезает
с
возрастом.
Поэтому
стараюсь
расположить
к
себе
ребенка,
обязательно
использую
тактильный контакт (погрей мне руки, посмотри на меня), упражнения на поглаживание:
«Поделись добротой!», “Теплые ладошки”. И если ребенок доверчиво протягивает мне
ручонки и улыбается, значит он доверяет мне. В своей работе так же использую элементы
сказкотерапии
и
пескотерапии.
Игры
и
сказочные
путешествия
позволяют
детям
эмоционально
расслабиться,
стать
естественными
и
преодолеть
барьер
общения
с
участниками
занятия.
Использование
релаксационных
упражнений
и
самомассажа
помогает
настроить
ребенка
на
само
занятие
и
в
тоже
время
дает
им
возможность
отдохнуть, снять некоторое напряжение, усталость, накопившиеся в процессе занятия.
Также используются материалы пособия «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и
коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Пазухина И.А., 2004 г. По запросу
родителей
провожу
индивидуальную
коррекционно-развивающую
работу
(коррекция
социально-эмоциональных нарушений) с использованием коммуникативно-речевых игр и
игротерапии, арт-терапии, тренинговых упражнений, психорегулирующие тренировки с
целью
развития
навыков
самоконтроля
поведения
и
смягчения
эмоционального
напряжения.
Решение
задач
данного
курса
невозможно
без
активного
участия
родителей.
Поэтому
одной
из
эффективных
форм
поддержки
семьи
считаю
родительский
университет, где родители общаются друг с другом и специалистами, получают ответы на
интересующие вопросы и учатся преодолевать трудности в воспитании детей. В нашем
детском саду функционирует родительский университет «СемьЯ». Встречи проводятся 1
раз в квартал на интересующие темы родителей, такие как «Проблемы межличностных
отношений детей». «Как сформировать адекватную самооценку у ребенка?», «Адаптация
ребенка к ДОУ», «Кризис трех лет», «Эмоциональный мир ребенка», «Стили семейного
воспитания», «Воспитание детей с особенностями в поведении» и другие. В групповых
уголках помещаю памятки и буклеты для родителей: «Принципы общения с детьми»;
«Памятка родителям о воспитании детей»; «Скоро в школу»; «Способы конструктивного
взаимодействия с особым ребенком»; «Улыбайтесь на здоровье» и другие.
Большую роль в успешном социально-коммуникативном развитии дошкольников
играет коллектив единомышленников, который формируется из педагогов детского сада.
От компетентности воспитателя в вопросах детской психологии зависит, какие качества
личности
будут
сформированы
у
современного
дошкольника,
как
он
научится
регулировать
свое
эмоциональное
состояние,
устанавливать
контакт
со
взрослыми
и
сверстниками.
С педагогами проводятся групповые и индивидуальные консультации,
тренинги
по
темам
«Особенности
сопровождения развитие
самосознания
детей»,
«Развитие
коммуникативной
компетентности
у
детей»
«Развитие
навыков
общения
у
детей»,
«Профилактика
детских
конфликтов».
Так
же
с
воспитателями
проводился
практикум «Особые дети. Какие они?».
Анализируя результаты работы по данной теме, можно сделать вывод, что проведение
коррекционно-развивающих
мер
позволяет
ребенку
реализовать
свои
творческие
возможности, в игровой форме развивает речь, коммуникативные умения, способствует
положительному
эмоциональному
настрою
детей. Отмечается
оптимальный
уровень
психологического комфорта в детском коллективе ДОУ.
Таким образом, созданная модель стимулирования социально-коммуникативного
развития дошкольников через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДОО
является
эффективной
и
способствует
динамике
развития
эмоционально-личностной
сферы у дошкольников.
Литература
1.
Амосова
В.В.
Развитие
общения
у
дошкольников.
Пособие
для
воспитателей
д/садов и родителей. - Якутск: Бичик, 1995.
2.
Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детских эмоций: Пособие
для практических работников ДОУ» - М.: Айрис-пресс, 2004.
3.
Клименкова О. Игра как азбука общения // Дошкольное воспитание. -2002. - № 4. -
С.13-19.
4.
Кузнецова А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от трех до семи лет.-М.: ООО
«ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом XXI век»,2006.-189с.-(серия
«Учимся играючи. «Азбука развития»)
5.
Репина Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада // Т.А. Репина -
М., 1978.
6.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования"