Напоминание

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста через игру


Автор: Ефимовских Алена Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с №30 комбинированного вида
Населённый пункт: с. Николо-Павловское, Пригородный р-н, Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста через игру
Раздел: дошкольное образование





Назад





Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного

возраста через игру.
Составитель педагог-психолог МБДОУ детский сад №30 комбинированного вида Ефимовских А.С. Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности. В настоящее время особое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию и воспитанию дошкольников, одному из важнейших компонентов Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию. Развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного развития. Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений и навыков в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А.А. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская рассматривают общение как коммуникативную деятельность. В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (Д.Б. Эльконин). Поэтому приобщение к социальному миру всегда была и ныне остаётся одним из ведущих направлений в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказания ребёнку квалифицированной помощи в сложном процессе вхождения в мир людей. Современные дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. У ребенка лучший друг — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими. Имеют нарушение эмоционально-волевой сферы: проявляется тревожность, повышенная обидчивость, увеличивается количество страхов, отмечается повышенная возбудимость, чрезмерная чувствительность к внешним раздражителям или напротив вялость, пассивность, двигательная расторможенность. Наблюдая за повседневной деятельностью детей, за их общением видно, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения. Опыт социального поведения ребенок может накопить и усвоить только в практической деятельности. Поэтому я решила углубленно работать над развитием коммуникативного общения детей, через игру. Большое значение для усвоения норм в дошкольном возрасте имеет игра. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально — нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др., а также игра является и действенным средством формирования у дошкольников навыков общения. Моя работа выстраивается по схеме: в начале года по результатам исследования уровня развития самосознания, самооценки и социометрического статуса у воспитанников 4-7 лет (методика «Два дома»-И.Вандвик,П.Экблад; проективный тест тревожности (Темп Дорке); графическая методика М.А Панфиловой «Кактус»; «Изучение особенностей самооценки и соотношения реального Я и идеального Я» («Лесенка»)
Нижегородцева Н.В. определяю направления в работе, ставлю задачи. Далее провожу групповую коррекционно-развивающую работу по программе Н.Ю Куражевой «Цветик- Семицветик». Эффективность этой программы заключается в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога ДОУ. На занятии ребенок входит в мир человеческих эмоций (Радости, Грусти, Печали, Гнева); развиваются коммуникативные навыки, такими играми, как «Клубочек», «Найди друга», «Секрет», «Доброе животное», происходит развитие личностной сферы, повышение уверенности в себе, снятие агрессии («Выбиваем пыль», «Падающая башня», «Уходи, злость, уходи!») Психолог М. И. Лисина и ее сотрудники показали, что возникающая уже у младенца потребность во внимании и доброжелательности взрослого не исчезает с возрастом. Поэтому стараюсь расположить к себе ребенка, обязательно использую тактильный контакт (погрей мне руки, посмотри на меня), упражнения на поглаживание: «Поделись добротой!», “Теплые ладошки”. И если ребенок доверчиво протягивает мне ручонки и улыбается, значит он доверяет мне. В своей работе так же использую элементы сказкотерапии и пескотерапии. Игры и сказочные путешествия позволяют детям эмоционально расслабиться, стать естественными и преодолеть барьер общения с участниками занятия. Использование релаксационных упражнений и самомассажа помогает настроить ребенка на само занятие и в тоже время дает им возможность отдохнуть, снять некоторое напряжение, усталость, накопившиеся в процессе занятия. Также используются материалы пособия «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Пазухина И.А., 2004 г. По запросу родителей провожу индивидуальную коррекционно-развивающую работу (коррекция социально-эмоциональных нарушений) с использованием коммуникативно-речевых игр и игротерапии, арт-терапии, тренинговых упражнений, психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения. Решение задач данного курса невозможно без активного участия родителей. Поэтому одной из эффективных форм поддержки семьи считаю родительский университет, где родители общаются друг с другом и специалистами, получают ответы на интересующие вопросы и учатся преодолевать трудности в воспитании детей. В нашем детском саду функционирует родительский университет «СемьЯ». Встречи проводятся 1 раз в квартал на интересующие темы родителей, такие как «Проблемы межличностных отношений детей». «Как сформировать адекватную самооценку у ребенка?», «Адаптация ребенка к ДОУ», «Кризис трех лет», «Эмоциональный мир ребенка», «Стили семейного воспитания», «Воспитание детей с особенностями в поведении» и другие. В групповых уголках помещаю памятки и буклеты для родителей: «Принципы общения с детьми»; «Памятка родителям о воспитании детей»; «Скоро в школу»; «Способы конструктивного взаимодействия с особым ребенком»; «Улыбайтесь на здоровье» и другие. Большую роль в успешном социально-коммуникативном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из педагогов детского сада. От компетентности воспитателя в вопросах детской психологии зависит, какие качества личности будут сформированы у современного дошкольника, как он научится регулировать свое эмоциональное состояние, устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками. С педагогами проводятся групповые и индивидуальные консультации, тренинги по темам «Особенности сопровождения развитие самосознания детей», «Развитие коммуникативной компетентности у детей» «Развитие навыков общения у детей», «Профилактика детских конфликтов». Так же с воспитателями проводился практикум «Особые дети. Какие они?». Анализируя результаты работы по данной теме, можно сделать вывод, что проведение коррекционно-развивающих мер позволяет ребенку реализовать свои творческие возможности, в игровой форме развивает речь, коммуникативные умения, способствует
положительному эмоциональному настрою детей. Отмечается оптимальный уровень психологического комфорта в детском коллективе ДОУ. Таким образом, созданная модель стимулирования социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДОО является эффективной и способствует динамике развития эмоционально-личностной сферы у дошкольников.
Литература
1. Амосова В.В. Развитие общения у дошкольников. Пособие для воспитателей д/садов и родителей. - Якутск: Бичик, 1995. 2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ» - М.: Айрис-пресс, 2004. 3. Клименкова О. Игра как азбука общения // Дошкольное воспитание. -2002. - № 4. - С.13-19. 4. Кузнецова А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от трех до семи лет.-М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом XXI век»,2006.-189с.-(серия «Учимся играючи. «Азбука развития») 5. Репина Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада // Т.А. Репина - М., 1978. 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"


В раздел образования