Ранняя профилактика неблагополучия в семьях учащихся
Автор: Казакова Ирина Борисовна Должность: социальный педагог Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 Барабинского района Новосибирской области Населённый пункт: город Барабинск Наименование материала: выступление на семинаре Тема: Ранняя профилактика неблагополучия в семьях учащихся Раздел: полное образование
в работе по профилактике жестокого обращения с детьми»
РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
В СЕМЬЯХ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ № 3
Согласно п. 1 Федерального закона № 120 «Об основах системы профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних»,
образовательное
учреждение в пределах своей компетенции осуществляет меры по профилактике
безнадзорности
несовершеннолетних
и
организует
индивидуа льную
профилактическую
работу
в
отношении
безнадзорных
и
беспризорных
несовершеннолетних,
их
родителей,
не
исполняющих
своих
обязанностей
по
воспитанию, содержанию несовершеннолетних и отрицательно влияющих на них,
либо жестоко обращающихся с ними.
Так, на данный момент на профилактических учетах состоит 10 семей наших
учащихся, находящихся в социально опасном положении, в них воспитывается 13
несовершеннолетних. 8 семей наблюдаются на профилактическом учете ПДН в
связи
с
совершением
правонарушения
по
ст.
5.35
КоАП
РФ,
ненадлежащее
исполнение
обязанностей
по
воспитанию
несовершеннолетнего.
2
семьи
наблюдаются на внутришкольном учете. Из всего количества наблюдаемых семей –
1
многодетная,
5
неполных,
2
семьи
с
потерей
кормильца,
1
с
членом
семьи,
находящимися в местах лишения свободы, 1 с членом семьи, находящимися под
условным
сроком
лишения
свободы,
1
с
членом
семьи,
находящимся
во
Всероссийском розыске, 4 семьи с признаками алкоголизации взрослых членов
семьи, 7 семей воспитывают детей в условиях, непригодных для полноценного
развития
ребенка,
5
семей
с
неработающими
родителями,
т.е.
с
отсутствием
источника
постоянного
материального
дохода,
в
5
семьях
воспитываются
дети,
совершившие
преступления.
Как
видите,
в
каждой
такой
семье
одновременно
присутствует несколько факторов социального неблагополучия.
В нашей школе профилактика семейного неблагополучия в школе построена на
взаимодействии
с
органами
системы
профилактики
правонарушений
и
безнадзорности несовершеннолетних.
Работа
по
ранней
профилактике
семейного
неблагополучия
в
школе
осуществляется по нескольким направлениям:
выявление и дифференцированный учет семей с детьми, нуждающимися в
социальной поддержке;
ведение электронной базы данных семей, состоящих на учете в школе, с
регистрацией причин неблагополучия;
контроль и ведение неблагополучной семьи;
привлечение
специалистов
для
оказания
адресной
социальной
помощи:
материальной,
гуманитарной,
психолого-педагогической,
консультативной,
реабилитационной.
мероприятия по оказанию помощи семьям.
1.
Выявление.
Для
эффективности
работы
с
семьями
и
усиления
адресности
социальной
поддержки важно ориентироваться на социальный запрос.
С этой целью нами регулярно 2 раза в год проводится диагностика социума
первоклассников и вновь поступивших учащихся. Анализируя анкетные данные,
информацию
от
классных
руководителей,
результаты
обследования
семей
с
подозрениями
на
неблагополучие
и
ненадлежащее
воспитание,
комплектуются
группы родителей по видам социального запроса.
Так, на начало учебного года – прибыло вновь поступивших учащихся 14
человек. К обучению в первых классах приступило 69 детей. Из всего количества
детей, поступивших в школу в 2015-16 уч.году, проживают
В многодетных семьях – 6 детей
В опекунских семьях – 1 ребенок
Дети-сироты – 1 ребенок
В семьях с потерей кормильца – 6 детей
С матерями-одиночками – 3 ребенка
В неполных семьях – 19 детей
В малообеспеченных семьях – 21 ребенок
Инвалидность – 1 ребенок
В семьях с отсутствием попечения со стороны родителей – 2 ребенка
Из мигрированной семьи – 1 ребенок
В семьях с подозрением на неблагополучие – 10 детей
В семьях с подозрением на ненадлежащее воспитание – 8 детей
В сложной семейной обстановке – 5 детей
По
результатам
диагностики
вновь
прибывших
в
2015-16
учебном
году
учащихся
проведен
консилиум,
определены
виды
и
меры
помощи
различным
группам
семей
со
стороны
психолога,
социального
педагога,
логопеда,
администрации школы. Выявлены 2 семьи с запущенным видом неблагополучия.
Обе семьи уже наблюдаются на профилактическом учете ПДН.
На начало учебного года в каждом классе составляются социальные паспорта,
корректируются
уже
имеющиеся
социальные
данные.
Это
позволяет
классным
руководителям своевременно оказывать адресную помощь учащимся, родителям.
Работа
по
выявлению
семей,
в
которых
наблюдаются
признаки
неблагополучия,
направлена
на
своевременное
взаимное
информирование
о
выявленных фактах КДНиЗП и ПДН ОВД района, органов опеки и попечительства,
органов социальной защиты населения.
Информирование происходит на стадии проявления первых признаков
неблагополучия в семье.
1.
Администрация
школы
направляют
в
ПДН
ОВД
И
КДНиЗП
сведения
о
подростках, уклоняющихся от учебы, о фактах ненадлежащего ухода за детьми со
стороны родителей и лиц их заменяющих, о ненадлежащем поведении родителей и
несовершеннолетних.
2. Инспектором ПДН, сотрудниками органов социальной защиты и КДН и ЗП
организуется
проверка
информации
и
в
случае
необходимости
осуществляется
защита прав и здоровья детей, от всех форм небрежного отношения, жестокости
применяет меры, определяемые законодательством Российской Федерации.
С
целью
своевременного
реагирования
на
негативные
случаи
существует
и
ежеквартально
сверяется
информация
по
несовершеннолетним
и
родителям.
Проводятся
совместные
с
инспектором
ПДН
профилактические
проверки
по
сигналам о неблагополучии в семьях учащихся.
По предупреждению ненадлежащего воспитания в семьях учащихся, нарушений
законодательства,
направленного
на
защиту
несовершеннолетних
от
жестокого
обращения
активизируется взаимодействие
школы
с
сотрудниками
КДНиЗП,
участковых врачей, медсестёр школ; реализуется план профилактической работы в
школе
с
родителями
несовершеннолетних,
в
отношении
которых
допускалось
ненадлежащее
воспитание;
создана
и
ведется
единая
база
данных
несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении.
2.
Контроль и ведение неблагополучной семьи
После
выявления
неблагополучная
семья
ставится
на
учет
в
ПДН
ОВД
Барабинского района, КДН и ЗП, ЦСПСД, органы опеки с целью организации
системной работы по оказанию помощи в преодолении трудной жизненной ситуации
данной семье.
Для
выявления
и
решения
психологических
проблем
в
семье
задействуется
психологическая
служба
школы.
Психолог
проводит
обследование
ребенка
по
психологическим параметрам, составляет психологический портрет, по выявленным
проблемам проводятся встречи с родителями. Психолог участвует в обследовании
семьи по месту проживания, в особо сложных случаях присутствует на рейдах в
неблагополучные семьи.
Вызовы на заседания Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,
постоянные
контакты
с
представителями
организаций
и
учреждений
системы
профилактики
детской
безнадзорности,
оказание
педагогической
помощи,
социальная
реабилитация
взрослых
членов
семьи,
сопровождение
ребенка
из
неблагополучной
семьи
в
учебно-воспитательном
процессе,
организация
внеурочной занятости учащегося из неблагополучной семьи, патронат семьи - лишь
часть постоянного ведения семьи «группы риска».
Таким образом, взаимодействие школы с ведомствами и службами, входящими в
систему
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних,
позволяет
включиться
в
работу
на
ранних
этапах
семейного
и
детского
неблагополучия, сохранить семью для ребенка и ребенка для семьи, снизить риск его
социальной дезадаптации.
3.
Мероприятия по оказанию помощи семьям.
Администрация
школы
придает
большое
значение
мероприятиям
по
профилактике социального сиротства, что прослеживается в плане воспитательной
работы с учащимися и их семьями.
Регулярно в школе проводятся акции по сбору вещевой гуманитарной помощи.
Организуются мероприятия к социально значимым праздникам: Дню семьи, Дню
матери, Дню инвалидов. С целью укрепления воспитательной функции семьи в
каждом классе проводятся совместные с родителями мероприятия.
Для
профилактики
семейного
неблагополучия,
важно показывать
хорошие
социальные примеры и ориентиры. Так, ко Дню матери на школьном празднике
награждаются многодетные матери, опекуны, мамы, осуществляющие воспитание
надлежащим образом. Стало традицией в школе поддерживать детей, имеющих
творческие, спортивные и учебные успехи, организовывать творческие выставки,
семейные встречи.
Одним
из
важнейших
направлений
деятельности
является
организация
культурного
досуга
детей
из
малообеспеченных
семей.
Это
и
летние
оздоровительные
лагеря,
пришкольный
лагерь,
спортивный
лагерь,
профильные
смены, выходы в учреждения культуры, массовые мероприятия.
К сожалению, не всегда ресурсы, затраченные на социализацию семьи, дают
положительный эффект. Часто лишь удается сдерживать негативные тенденции в
неблагополучной семье.
Исследуя причины и условия появления асоциального поведения
родителей,
можно
сделать
вывод,
что
основными
причинами
являются:
- злоупотребление спиртными напитками родителями;
- правовая безграмотность;
-
материальная
необеспеченность,
которая
часто
обусловлена
образом
жизни
родителей;
- отсутствие реальных форм наказаний родителей, злоупотребляющих спиртными
напитками;
- отсутствие принудительного лечения их от алкоголизма и наркомании;
Меры административного воздействия на родителей, согласно ст. 5.35 КоАП РФ
неэффективны,
т.к.
многие
родители
не
работают,
и
реализовывать штрафные
санкции за неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению, защите прав и
интересов несовершеннолетних чрезвычайно затруднительно.
В заключении хотела бы сказать о самом главном, о том, зачем мы сегодня
собрались.
Неверно
положение
о
том,
что
выявление
неблагополучных
семей,
осуществление
коррекционно-реабилитационной
деятельности,
можно
провести
силами
только
одного
участника
данного
процесса,
например
педагогическим
коллективом или инспекцией по делам несовершеннолетним. В оказании помощи
неблагополучной
семье
необходимо
объединение
усилий
всех
организаций,
участвующих в профилактике социального сиротства. Поэтому столь остро стоит
вопрос
межведомственного
взаимодействия
различных
учреждений,
прямо
или
косвенно имеющих отношение к помощи неблагополучной семье. Специалисты
смогут оказать помощь и поддержку неблагополучной семье только тогда, когда
между ними будет налажена четкая договоренность о том, кто, какую помощь и
когда
оказывает.
Необходим
общий
план
комплексного
сопровождения
неблагополучной семье, чтобы не дублировать друг друга, а дополнять и оказывать
конкретную помощь.
Социальный педагог МБОУ СОШ № 3 Барабинского района
Новосибирской области
Казакова И.Б.