Напоминание

Ранняя профилактика неблагополучия в семьях учащихся


Автор: Казакова Ирина Борисовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 Барабинского района Новосибирской области
Населённый пункт: город Барабинск
Наименование материала: выступление на семинаре
Тема: Ранняя профилактика неблагополучия в семьях учащихся
Раздел: полное образование





Назад





Семинар социальных педагогов

«Организация межведомственного взаимодействия

в работе по профилактике жестокого обращения с детьми»

РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

В СЕМЬЯХ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ № 3
Согласно п. 1 Федерального закона № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», образовательное учреждение в пределах своей компетенции осуществляет меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организует индивидуа льную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и отрицательно влияющих на них, либо жестоко обращающихся с ними. Так, на данный момент на профилактических учетах состоит 10 семей наших учащихся, находящихся в социально опасном положении, в них воспитывается 13 несовершеннолетних. 8 семей наблюдаются на профилактическом учете ПДН в связи с совершением правонарушения по ст. 5.35 КоАП РФ, ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. 2 семьи наблюдаются на внутришкольном учете. Из всего количества наблюдаемых семей – 1 многодетная, 5 неполных, 2 семьи с потерей кормильца, 1 с членом семьи, находящимися в местах лишения свободы, 1 с членом семьи, находящимися под условным сроком лишения свободы, 1 с членом семьи, находящимся во Всероссийском розыске, 4 семьи с признаками алкоголизации взрослых членов семьи, 7 семей воспитывают детей в условиях, непригодных для полноценного развития ребенка, 5 семей с неработающими родителями, т.е. с отсутствием источника постоянного материального дохода, в 5 семьях воспитываются дети, совершившие преступления. Как видите, в каждой такой семье одновременно присутствует несколько факторов социального неблагополучия. В нашей школе профилактика семейного неблагополучия в школе построена на взаимодействии с органами системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. Работа по ранней профилактике семейного неблагополучия в школе осуществляется по нескольким направлениям:  выявление и дифференцированный учет семей с детьми, нуждающимися в социальной поддержке;  ведение электронной базы данных семей, состоящих на учете в школе, с регистрацией причин неблагополучия;  контроль и ведение неблагополучной семьи;  привлечение специалистов для оказания адресной социальной помощи: материальной, гуманитарной, психолого-педагогической, консультативной, реабилитационной.  мероприятия по оказанию помощи семьям.
1.

Выявление.

Для эффективности работы с семьями и усиления адресности социальной поддержки важно ориентироваться на социальный запрос. С этой целью нами регулярно 2 раза в год проводится диагностика социума первоклассников и вновь поступивших учащихся. Анализируя анкетные данные, информацию от классных руководителей, результаты обследования семей с подозрениями на неблагополучие и ненадлежащее воспитание, комплектуются группы родителей по видам социального запроса. Так, на начало учебного года – прибыло вновь поступивших учащихся 14 человек. К обучению в первых классах приступило 69 детей. Из всего количества детей, поступивших в школу в 2015-16 уч.году, проживают  В многодетных семьях – 6 детей  В опекунских семьях – 1 ребенок  Дети-сироты – 1 ребенок  В семьях с потерей кормильца – 6 детей  С матерями-одиночками – 3 ребенка  В неполных семьях – 19 детей  В малообеспеченных семьях – 21 ребенок  Инвалидность – 1 ребенок  В семьях с отсутствием попечения со стороны родителей – 2 ребенка  Из мигрированной семьи – 1 ребенок  В семьях с подозрением на неблагополучие – 10 детей  В семьях с подозрением на ненадлежащее воспитание – 8 детей  В сложной семейной обстановке – 5 детей По результатам диагностики вновь прибывших в 2015-16 учебном году учащихся проведен консилиум, определены виды и меры помощи различным группам семей со стороны психолога, социального педагога, логопеда, администрации школы. Выявлены 2 семьи с запущенным видом неблагополучия. Обе семьи уже наблюдаются на профилактическом учете ПДН. На начало учебного года в каждом классе составляются социальные паспорта, корректируются уже имеющиеся социальные данные. Это позволяет классным руководителям своевременно оказывать адресную помощь учащимся, родителям. Работа по выявлению семей, в которых наблюдаются признаки неблагополучия, направлена на своевременное взаимное информирование о выявленных фактах КДНиЗП и ПДН ОВД района, органов опеки и попечительства, органов социальной защиты населения. Информирование происходит на стадии проявления первых признаков неблагополучия в семье. 1. Администрация школы направляют в ПДН ОВД И КДНиЗП сведения о подростках, уклоняющихся от учебы, о фактах ненадлежащего ухода за детьми со стороны родителей и лиц их заменяющих, о ненадлежащем поведении родителей и несовершеннолетних. 2. Инспектором ПДН, сотрудниками органов социальной защиты и КДН и ЗП организуется проверка информации и в случае необходимости осуществляется защита прав и здоровья детей, от всех форм небрежного отношения, жестокости применяет меры, определяемые законодательством Российской Федерации.
С целью своевременного реагирования на негативные случаи существует и ежеквартально сверяется информация по несовершеннолетним и родителям. Проводятся совместные с инспектором ПДН профилактические проверки по сигналам о неблагополучии в семьях учащихся. По предупреждению ненадлежащего воспитания в семьях учащихся, нарушений законодательства, направленного на защиту несовершеннолетних от жестокого обращения активизируется взаимодействие школы с сотрудниками КДНиЗП, участковых врачей, медсестёр школ; реализуется план профилактической работы в школе с родителями несовершеннолетних, в отношении которых допускалось ненадлежащее воспитание; создана и ведется единая база данных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении.
2.

Контроль и ведение неблагополучной семьи
После выявления неблагополучная семья ставится на учет в ПДН ОВД Барабинского района, КДН и ЗП, ЦСПСД, органы опеки с целью организации системной работы по оказанию помощи в преодолении трудной жизненной ситуации данной семье. Для выявления и решения психологических проблем в семье задействуется психологическая служба школы. Психолог проводит обследование ребенка по психологическим параметрам, составляет психологический портрет, по выявленным проблемам проводятся встречи с родителями. Психолог участвует в обследовании семьи по месту проживания, в особо сложных случаях присутствует на рейдах в неблагополучные семьи. Вызовы на заседания Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, постоянные контакты с представителями организаций и учреждений системы профилактики детской безнадзорности, оказание педагогической помощи, социальная реабилитация взрослых членов семьи, сопровождение ребенка из неблагополучной семьи в учебно-воспитательном процессе, организация внеурочной занятости учащегося из неблагополучной семьи, патронат семьи - лишь часть постоянного ведения семьи «группы риска». Таким образом, взаимодействие школы с ведомствами и службами, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, позволяет включиться в работу на ранних этапах семейного и детского неблагополучия, сохранить семью для ребенка и ребенка для семьи, снизить риск его социальной дезадаптации.
3.

Мероприятия по оказанию помощи семьям.
Администрация школы придает большое значение мероприятиям по профилактике социального сиротства, что прослеживается в плане воспитательной работы с учащимися и их семьями. Регулярно в школе проводятся акции по сбору вещевой гуманитарной помощи. Организуются мероприятия к социально значимым праздникам: Дню семьи, Дню матери, Дню инвалидов. С целью укрепления воспитательной функции семьи в каждом классе проводятся совместные с родителями мероприятия. Для профилактики семейного неблагополучия, важно показывать хорошие социальные примеры и ориентиры. Так, ко Дню матери на школьном празднике
награждаются многодетные матери, опекуны, мамы, осуществляющие воспитание надлежащим образом. Стало традицией в школе поддерживать детей, имеющих творческие, спортивные и учебные успехи, организовывать творческие выставки, семейные встречи. Одним из важнейших направлений деятельности является организация культурного досуга детей из малообеспеченных семей. Это и летние оздоровительные лагеря, пришкольный лагерь, спортивный лагерь, профильные смены, выходы в учреждения культуры, массовые мероприятия. К сожалению, не всегда ресурсы, затраченные на социализацию семьи, дают положительный эффект. Часто лишь удается сдерживать негативные тенденции в неблагополучной семье. Исследуя причины и условия появления асоциального поведения родителей, можно сделать вывод, что основными причинами являются: - злоупотребление спиртными напитками родителями; - правовая безграмотность; - материальная необеспеченность, которая часто обусловлена образом жизни родителей; - отсутствие реальных форм наказаний родителей, злоупотребляющих спиртными напитками; - отсутствие принудительного лечения их от алкоголизма и наркомании; Меры административного воздействия на родителей, согласно ст. 5.35 КоАП РФ неэффективны, т.к. многие родители не работают, и реализовывать штрафные санкции за неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних чрезвычайно затруднительно. В заключении хотела бы сказать о самом главном, о том, зачем мы сегодня собрались. Неверно положение о том, что выявление неблагополучных семей, осуществление коррекционно-реабилитационной деятельности, можно провести силами только одного участника данного процесса, например педагогическим коллективом или инспекцией по делам несовершеннолетним. В оказании помощи неблагополучной семье необходимо объединение усилий всех организаций, участвующих в профилактике социального сиротства. Поэтому столь остро стоит вопрос межведомственного взаимодействия различных учреждений, прямо или косвенно имеющих отношение к помощи неблагополучной семье. Специалисты смогут оказать помощь и поддержку неблагополучной семье только тогда, когда между ними будет налажена четкая договоренность о том, кто, какую помощь и когда оказывает. Необходим общий план комплексного сопровождения неблагополучной семье, чтобы не дублировать друг друга, а дополнять и оказывать конкретную помощь. Социальный педагог МБОУ СОШ № 3 Барабинского района Новосибирской области Казакова И.Б.


В раздел образования