Автор: Аверкина Анастасия Ивановна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Ковылкинская СОШ№3" Населённый пункт: г. Ковылкино Республика Мордовия Наименование материала: Конспект урока по русскому языку в 6 классе Тема: Стихи Есенина на уроке русского языка Раздел: среднее образование
Открытый урок «Стихи С.Есенина на уроках русского языка»
Цель: познакомить учащихся с понятием «текст», повторить основные сведения об
изобразительных средствах языка на примере лирики Есенина.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
- Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, что такое текст, а также поговорим о некоторых
произведениях (стихотворных текстах) великого русского поэта – Сергея Александровича Есенина,
в которых он воспевает рязанские раздолья.
Запишите предложение для синтаксического разбора:
« Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь ».
- Можно ли назвать это предложение текстом?
Текст – это два или более предложений, связанных по смыслу, а также с помощью языковых
средств, и расположенных в определенной последовательности. Текст может иметь заглавие.
-
Итак,
записанное
предложение
еще
нельзя
считать
текстом.
Посмотрим,
как
из
восьми
предложений
поэт
создает
необыкновенно
лиричный,
пронизанный
щемящей
тоскою
о
покинутой родине, текст:
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
От того, что тот старый клен
Головой на меня похож.
- Семнадцатилетним юношей Есенин оставил родительский дом в селе Константиново, держа путь
на
Москву,
но
навсегда,
где
бы
ни
жил
он,
поэт
сохранил
светлые
воспоминания
о
днях,
проведенных под отчим кровом. Живя в Москве, Петербурге, Есенин возвращался на родину:
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Возвращался в «низкий дом с голубыми ставнями», на знакомую деревенскую улицу.
Запишем в тетради и проанализируем строки:
Эта улица мне знакома,
И знаком этот низенький дом.
Проводов голубая солома
Опрокинулась над окном.
Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню.
Держат липы в зеленых лапах
Птичий гомон и щебетню.
- Записанное вами – текст? Чем отличается текст от предложения, от нескольких предложений?
- Этот текст – описание, рассуждение, повествование?
- Чем описание отличается от рассуждения и повествования? ( Поэты и писатели чаще всего при
описании
используют
специальные
изобразительные
средства
языка:
эпитеты,
сравнения,
метафоры, которые помогают делать речь более выразительной, живой и образной.)
- Под пером поэтов и писателей окружающие нас предметы оживают. У Есенина, например
«вызванивают ивы- кроткие монашки» ( «Край любимый! Сердцу снятся…» ); «заря на крыше, как
котенок, моет лапкой рот», «шепчет синий ветер» ( « не бродить, не мять в кустах багряных…») ,
«ягненочек
кудрявый-
месяц
гуляет
в
голубой
траве»
(
«
За
темной
прядью
перелесиц»)
,
«крапива… качаясь, шепчет шаловливо: « С добрым утром!». И мы верим поэту, потому что в его
стихотворениях обретают дар речи и цветы, и травы, и деревья…
-А
какому
замечательному
стилистическому
приему
обязаны
все
эти
превращения
в
художественных произведениях? (Олицетворению)
На доске определение олицетворения, уже известное ребятам: Олицетворение – это наделение
неживых предметов разнообразными чувствами, мыслями, поступками, речью
- При олицетворении описываемый предмет может внешне уподобляться человеку. Например, у
Есенина:
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О, тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
- Еще чаще неодушевленным предметам приписываются действия, которые доступны лишь
людям. Есть ли такие действия неодушевленных предметов в нашем тексте?
(«Тихо август прилег к плетню», «держат липы в зеленых лапах птичий гомон…»).
- Именно олицетворение создает прелесть многих поэтических образов Есенина, по которым мы
безошибочно узнаем его стихи. Какие еще художественные средства использует Есенин, рисуя
словами картину родительского дома?
(Метафору.)
На доске – определение метафоры, тоже известное детям ранее: метафора-перенос названия с
одного предмета на другой на основании их сходства (по цвету, форме, объему, назначению и
т.д.). Нередко в метафоре совмещаются близость в цвете и форме сопоставляемых предметов. В
нашем тексте вы можете найти такую метафору?
(«Проводов голубая солома»- в этой метафоре совмещаются цвет и форма сопоставляемых
предметов.)
-
Не
всегда
удается
четко
определить,
в
чем
заключается
сходство,
положенное
в
основу
метафоры. Наблюдательный глаз художника слова находит общие черты в самых различных
предметах. Неожиданность таких сопоставлений придает метафоре особую выразительность.
- Как могут связываться предложения в тексте? Предложения в тексте связываются повторением
одного и того же слова, заменой существительного местоимением, с помощью однокоренных
слов, синонимами и другими средствами. Сейчас мы это понаблюдаем.
В сборниках стихотворений Есенина найдите стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»
-
Есенин
никогда
не
был
в
Персии,
но
в
1924-1925гг.
он
приезжал
на
Кавказ,
где
написал
изумительный цикл лирических стихотворений – «Персидские мотивы». Одно стихотворение из
этого цикла сейчас перед нами :
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли…
- Пленительна красота восточной природы, но поэт думает о родных «рязанских раздольях», к
которым
он
сохранил
светлую
любовь.
Как
удается
поэту
в
своем
стихотворении
сочетать
восточный
колорит
с
поэзией
русских
раздолий?
Посмотрите,
как
связаны
предложения
в
есенинском тексте.
( Предложения в этом тексте связаны повторением одних и тех же слов. Повторяется обращение к
восточной девушке: «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» Несколько раз повторяется фраза «Потому, что я с
севера, что ли», что усиливает сердечность, эмоциональность стихотворения, необыкновенную
грусть поэта по своей родине.)
- Стихотворение это написано в 1924 году. 13 сентября 1925 г. Есенин напишет стихотворение,
посвященное своей сестре Шуре: «Ты запой мне ту песню, что прежде…». В декабре этого года его
не станет, а пока Есенин поет лирический гимн «родимому дому», «калитке осеннего сада»,
«золотистым косам» березки под «родимым окном».
Ласковые материнские песни детства особенно дороги и памятны. Сестра поэта, Александра
Есенина, рассказывала, что «…приезжая в деревню, Сергей очень любил слушать, как пела мать, а
мы с сестрой ей подпевали. А то и он запоет с нами… Песни, которые ему нравились, мы с сестрой
часто напевали в Москве. Отсюда и возникло стихотворение « Ты запой мне ту песню, что
прежде…» (Прокушев Ю. Сергей Есенин. – М., 1971.-С.74). Найдите в сборнике это стихотворение.
Ты запой мне ту песню, что прежде
Запевала нам старая мать.
Не жалея о сгибшей надежде,
Я сумею тебе подпевать…
Послушайте, подумайте, как Есенин достигает необыкновенной плавности, напевности своего
стихотворения?
(Ребята читают про себя текст и слушают запись есенинского стихотворения в исполнении хора.)
После
прослушивания
песни
ребята
говорят,
что
напевность,
плавность
этого
стихотворения
достигается автором за счет повтора слов.
Дети записывают в тетради:
«Повтор – повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание
читателя, слушателя и тем самым усиливается их роль в тексте. Повтор придает тексту связность,
усиливает
его
эмоциональное
воздействие,
подчеркивает
важнейшие
мысли.
Если
повторяющиеся элементы стоят в начале стихотворной строки, они называются анафорой».
Далее дети читают свои любимые стихотворения Есенина.
Учитель: Сегодня на уроке мы попытались понять, как в устах великого поэта самое обычное на
первый взгляд слово обретает красоту и великолепие, как из нескольких небольших предложений
возникает текст – не просто «два и более предложений, связанных по смыслу и грамматически», а
яркая, запоминающаяся картина, поэтический образ « рязанских раздолий» , которые, по мнению
Есенина, все –таки красивее Шираза.
Надеюсь, что тексты сочинений миниатюр, которые вы создадите, будут написаны с такой же
любовью
к
родной
земле.
А
темой
вашей
творческой
работы
будет
строка
из
есенинского
стихотворения: «Мой край, задумчивый и нежный…»
ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ – МИНИАТЮРЫ
«Мой край, задумчивый и нежный» - эти строки могут быть написаны и о моем крае, таком
красивом и таком любимом. Мой Ковылкино – это не только город, а часть всей нашей русской
природы. Я люблю свой родной край. Особенно мне нравится прибрежный лес на берегу Мокши,
нежная
зеленая
трава,
свежий
и
чистый
воздух.
Мне
нравится
бродить
по
тихому
сонному
лесу,лежать на мягкой душистой траве, смотреть в чистое высокое небо, слушать, как шумят
верхушки и деревьев.
Пусть
наша
природа
не
такая
яркая,
как
южная,
но
она
завораживает
своей
нежностью,
спокойствием, красотой. Какое чудо, что есть на свете «мой задумчивый и нежный край»!