Напоминание

Стихи Есенина на уроке русского языка


Автор: Аверкина Анастасия Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Ковылкинская СОШ№3"
Населённый пункт: г. Ковылкино Республика Мордовия
Наименование материала: Конспект урока по русскому языку в 6 классе
Тема: Стихи Есенина на уроке русского языка
Раздел: среднее образование





Назад





Открытый урок «Стихи С.Есенина на уроках русского языка»
Цель: познакомить учащихся с понятием «текст», повторить основные сведения об изобразительных средствах языка на примере лирики Есенина. Ход урока
Вступительное слово учителя:
- Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, что такое текст, а также поговорим о некоторых произведениях (стихотворных текстах) великого русского поэта – Сергея Александровича Есенина, в которых он воспевает рязанские раздолья. Запишите предложение для синтаксического разбора: « Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь ». - Можно ли назвать это предложение текстом? Текст – это два или более предложений, связанных по смыслу, а также с помощью языковых средств, и расположенных в определенной последовательности. Текст может иметь заглавие. - Итак, записанное предложение еще нельзя считать текстом. Посмотрим, как из восьми предложений поэт создает необыкновенно лиричный, пронизанный щемящей тоскою о покинутой родине, текст: Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде. Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге. И я знаю, есть радость в нем Тем, кто листьев целует дождь, От того, что тот старый клен Головой на меня похож. - Семнадцатилетним юношей Есенин оставил родительский дом в селе Константиново, держа путь на Москву, но навсегда, где бы ни жил он, поэт сохранил светлые воспоминания о днях, проведенных под отчим кровом. Живя в Москве, Петербурге, Есенин возвращался на родину:
Я снова здесь, в семье родной, Мой край, задумчивый и нежный! Возвращался в «низкий дом с голубыми ставнями», на знакомую деревенскую улицу. Запишем в тетради и проанализируем строки: Эта улица мне знакома, И знаком этот низенький дом. Проводов голубая солома Опрокинулась над окном. Вижу сад в голубых накрапах, Тихо август прилег ко плетню. Держат липы в зеленых лапах Птичий гомон и щебетню. - Записанное вами – текст? Чем отличается текст от предложения, от нескольких предложений? - Этот текст – описание, рассуждение, повествование? - Чем описание отличается от рассуждения и повествования? ( Поэты и писатели чаще всего при описании используют специальные изобразительные средства языка: эпитеты, сравнения, метафоры, которые помогают делать речь более выразительной, живой и образной.) - Под пером поэтов и писателей окружающие нас предметы оживают. У Есенина, например «вызванивают ивы- кроткие монашки» ( «Край любимый! Сердцу снятся…» ); «заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот», «шепчет синий ветер» ( « не бродить, не мять в кустах багряных…») , «ягненочек кудрявый- месяц гуляет в голубой траве» ( « За темной прядью перелесиц») , «крапива… качаясь, шепчет шаловливо: « С добрым утром!». И мы верим поэту, потому что в его стихотворениях обретают дар речи и цветы, и травы, и деревья… -А какому замечательному стилистическому приему обязаны все эти превращения в художественных произведениях? (Олицетворению) На доске определение олицетворения, уже известное ребятам:
Олицетворение – это наделение

неживых предметов разнообразными чувствами, мыслями, поступками, речью

-
При олицетворении описываемый предмет может внешне уподобляться человеку. Например, у Есенина: Зеленая прическа, Девическая грудь, О, тонкая березка, Что загляделась в пруд? - Еще чаще неодушевленным предметам приписываются действия, которые доступны лишь людям. Есть ли такие действия неодушевленных предметов в нашем тексте? («Тихо август прилег к плетню», «держат липы в зеленых лапах птичий гомон…»). - Именно олицетворение создает прелесть многих поэтических образов Есенина, по которым мы безошибочно узнаем его стихи. Какие еще художественные средства использует Есенин, рисуя словами картину родительского дома? (Метафору.) На доске – определение метафоры, тоже известное детям ранее:
метафора-перенос названия с

одного предмета на другой на основании их сходства (по цвету, форме, объему, назначению и


т.д.).
Нередко в метафоре совмещаются близость в цвете и форме сопоставляемых предметов. В нашем тексте вы можете найти такую метафору? («Проводов голубая солома»- в этой метафоре совмещаются цвет и форма сопоставляемых предметов.) - Не всегда удается четко определить, в чем заключается сходство, положенное в основу метафоры. Наблюдательный глаз художника слова находит общие черты в самых различных предметах. Неожиданность таких сопоставлений придает метафоре особую выразительность. - Как могут связываться предложения в тексте? Предложения в тексте связываются повторением одного и того же слова, заменой существительного местоимением, с помощью однокоренных слов, синонимами и другими средствами. Сейчас мы это понаблюдаем. В сборниках стихотворений Есенина найдите стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» - Есенин никогда не был в Персии, но в 1924-1925гг. он приезжал на Кавказ, где написал изумительный цикл лирических стихотворений – «Персидские мотивы». Одно стихотворение из этого цикла сейчас перед нами : Шаганэ ты моя, Шаганэ! Потому, что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Шаганэ ты моя, Шаганэ. Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз, Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. Потому, что я с севера, что ли… - Пленительна красота восточной природы, но поэт думает о родных «рязанских раздольях», к которым он сохранил светлую любовь. Как удается поэту в своем стихотворении сочетать восточный колорит с поэзией русских раздолий? Посмотрите, как связаны предложения в есенинском тексте. ( Предложения в этом тексте связаны повторением одних и тех же слов. Повторяется обращение к восточной девушке: «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» Несколько раз повторяется фраза «Потому, что я с севера, что ли», что усиливает сердечность, эмоциональность стихотворения, необыкновенную грусть поэта по своей родине.) - Стихотворение это написано в 1924 году. 13 сентября 1925 г. Есенин напишет стихотворение, посвященное своей сестре Шуре: «Ты запой мне ту песню, что прежде…». В декабре этого года его не станет, а пока Есенин поет лирический гимн «родимому дому», «калитке осеннего сада», «золотистым косам» березки под «родимым окном». Ласковые материнские песни детства особенно дороги и памятны. Сестра поэта, Александра Есенина, рассказывала, что «…приезжая в деревню, Сергей очень любил слушать, как пела мать, а мы с сестрой ей подпевали. А то и он запоет с нами… Песни, которые ему нравились, мы с сестрой часто напевали в Москве. Отсюда и возникло стихотворение « Ты запой мне ту песню, что прежде…» (Прокушев Ю. Сергей Есенин. – М., 1971.-С.74). Найдите в сборнике это стихотворение. Ты запой мне ту песню, что прежде Запевала нам старая мать. Не жалея о сгибшей надежде, Я сумею тебе подпевать… Послушайте, подумайте, как Есенин достигает необыкновенной плавности, напевности своего стихотворения?
(Ребята читают про себя текст и слушают запись есенинского стихотворения в исполнении хора.) После прослушивания песни ребята говорят, что напевность, плавность этого стихотворения достигается автором за счет повтора слов.
Дети записывают в тетради:
«Повтор – повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя, слушателя и тем самым усиливается их роль в тексте. Повтор придает тексту связность, усиливает его эмоциональное воздействие, подчеркивает важнейшие мысли. Если повторяющиеся элементы стоят в начале стихотворной строки, они называются анафорой». Далее дети читают свои любимые стихотворения Есенина.
Учитель:
Сегодня на уроке мы попытались понять, как в устах великого поэта самое обычное на первый взгляд слово обретает красоту и великолепие, как из нескольких небольших предложений возникает текст – не просто «два и более предложений, связанных по смыслу и грамматически», а яркая, запоминающаяся картина, поэтический образ « рязанских раздолий» , которые, по мнению Есенина, все –таки красивее Шираза. Надеюсь, что тексты сочинений миниатюр, которые вы создадите, будут написаны с такой же любовью к родной земле. А темой вашей творческой работы будет строка из есенинского стихотворения: «Мой край, задумчивый и нежный…»
ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ – МИНИАТЮРЫ
«Мой край, задумчивый и нежный» - эти строки могут быть написаны и о моем крае, таком красивом и таком любимом. Мой Ковылкино – это не только город, а часть всей нашей русской природы. Я люблю свой родной край. Особенно мне нравится прибрежный лес на берегу Мокши, нежная зеленая трава, свежий и чистый воздух. Мне нравится бродить по тихому сонному лесу,лежать на мягкой душистой траве, смотреть в чистое высокое небо, слушать, как шумят верхушки и деревьев. Пусть наша природа не такая яркая, как южная, но она завораживает своей нежностью, спокойствием, красотой. Какое чудо, что есть на свете «мой задумчивый и нежный край»!


В раздел образования