Напоминание

Биоэнергопластика


Автор: Разуменко Галина Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ СОШ №4
Населённый пункт: с.Новая Жизнь Буденновский район Ставропольский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Биоэнергопластика
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 села Новая Жизнь

Буденновского района»

методическая разработка

«Использование нетрадиционных

логопедических технологий в

коррекционно-развивающей

деятельности учителя-логопеда».


Выполнил: учитель-логопед Разуменко Г.И. 2016 г.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. Решение проблем речи является актуальной темой в школьном возрасте. Сегодня существует множество технологий, направленных на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук помогающие оптимизировать, работу учителя логопеда (кинезитерапия, гидрогимнастика, Су-Джок терапия, фитотерапия, сказкотерапия.) На мой взгляд, эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух современности, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоциональ ного фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики. В литературе последних лет описаны приемы развития мелкой моторики у детей (с задержкой речевого развития – Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., с заиканием – Белякова Л.И., Рычкова Н.А., с дизартией – Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.). Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика. Биоэнергопластика

это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Биоэнергопластика включает в себя 3 базовых понятия: био -человек, как биологический объект; энергия-сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика -связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. При формировании произносительных навыков у детей, существенную роль играет воспитание кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ,
направленность выдоха. Их чёткость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда ещё не сформирована слуховая дифференциация. Для достижения лучших результатов в работе над звукопроизношением можно использовать инновационный метод – биоэнергопластика. Преимущества биоэнергопластики. Оптимизирует психологическую базу речи. Улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам. Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность. Позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Этапы работы с применением биоэнергопластики:
I этап
Диагностический
-
определение структуры дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.
II

этап
Подготовительный
-
главной его задачей является установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, вызывание интереса к занятиям. Этому способствовало использование игровых персонажей.
III этап
Основной - отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука.
IV этап
Заключительный, когда реб ѐ нок полностью освоит упражнения, учитель – логопед рассказывает сказку, стихотворение, а реб ѐ нок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук. Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры. Учитель-логопед следит за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, чтобы движения были плавными и раскрепощенными. Очень важно при выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук. На первом- втором занятии дети знакомятся с упражнением для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. На третьем-четвертом занятии и у детей подключается к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой рукой и амбидекстры работают правой кистью, леворукие дети – левой. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно показывает движением обеих рук, которые имитируют движения
артикуляционного аппарата. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж (например, «Волшебные перчатки», «Микки»), счёт, музыка, стихи. При этом двумя руками логопед продолжает давать четкий образец движения. Шуточные стихи и артикуляционные упражнения с применением биоэнергопластики:
«
Язычок гулять выходит
»
Язычок гулять выходит, Домик он кругом обходит. Кто же тут и кто же там? Он глядит по сторонам. « Бегемотик» Широко откроем ротик, Как голодный бегемотик . Закрывать его нельзя, До пяти считаю я: 1, 2, 3, 4, 5. А теперь закроем ротик, Отдыхает бегемотик ! « Слонёнок» «Подражаю я слону, Губки хоботом тяну: «У-у-у!» « Лягушка» Тянем губки прямо к ушкам, Как весёлая лягушка! « Хомяк» Я надую щёчки так, Словно толстый я хомяк! « Птенчики» Открываем рот
-
смотрим прямо в потолок, Закрываем рот
-
смотрим прямо на живот. Показ кистью руки: Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными: Упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо. “Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз. “Маляр” - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо. “Футбол” - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево. Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:
“Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее. “Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему. “Жало”, “Змейка”,“Иголочка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед. “Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз. “Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”. “Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх. “Горка” - согнутая ладонь опущена. «Наказать непослушный язычок» В горизонтальном положении четыре сомкнутых пальца, большой палец прижат к среднему. Производить быстрые постукивания большого пальца по среднему. «Почистим зубы» Согнутая ладонь с сомкнутыми пальцами. Ладонь выпрямляется, опять сгибается. Затем согнутая ладонь движется влево
-
вправо. «Кто дальше загонит мяч?» Рука ладонью вниз находятся в горизонтальном положении. Во время движения ватки по столу, ладонь движется вперёд. «Грибок» Кисть одной руки располагается вертикально, кисть другой расположена горизонтально на кисти первой руки. «Гармошка» Рука лежит на столе ладонью вниз. Во время опускания и поднимания нижней челюсти опускается и поднимается кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами. «Дятел» Пальцы одной руки сомкнуты и немного сжаты, стучат по ладони другой руки. В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, какон это cделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка
к одновременностивыполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность. Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии. Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергоплатики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Систематическая работа с применением биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к логопедическим занятиям. Позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики. Облегчает постановку, введение звуков в речь. Способствует более быстрому преодолению речевых нарушений. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.
Литература 1. Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 1998. 2. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2011. 3. Быкова Н.М.Игры и упражнения для развития речи./Н.М.Быкова– Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2010. 4. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4. 5. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1999. 6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999. 7. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001. 8. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. М.: Сфера, 2001. 9. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001. 10. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Арктур, 1999. 11. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: Когито-центр, 1998. Речевой материал по биоэнергопластике

«Под грибом».
Как-то раз летел Комар (упражнение «Хоботок») и начался сильный дождь. (упражнение «Дятел») Куда спрятаться? Увидел Комар на полянке маленький грибок, (упражнение «Грибок») долетел до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибком, дождь пережидает. А дождь идёт сильнее и сильнее. Мимо грибочка Воробей скачет и плачет. (упражнение «Птенчики») - Намокли пёрышки, устали крылышки. Пусти, меня, Комар, под грибок обсохнуть, дождик переждать! - Куда же я тебя пущу? Я один тут кое-как уместился. -Ничего, в тесноте, да не в обиде. Пустил Комар Воробья под грибок. Ползёт Змейка к грибочку. (упражнение «Змейка») Просит: - Пустите под грибок, дождик переждать. - Тут места нет. - Подвиньтесь, пожалуйста. Подвинулись, нашлось место змейке. Бежит Ёжик к грибочку, (упражнение «Иголочка») попросился дождик переждать и его пустили. А дождь всё льёт и не перестаёт. (упражнение «Дятел») Скачет Зайчик. (упражнение «Лошадка») - Спрячьте, - кричит, - спасите! За мной Лиса гонится! - Жалко Зайца, - говорит Комар, - давай ещё потеснимся. Только спрятали Зайца, Лиса прибежала. (упражнение «Киска сердится») - Зайца не видели? – спрашивает. - Не видели. Подошла Лиса поближе. - Не тут ли он спрятался? - Где ему тут спрятаться. Махнула Лиса хвостом и ушла. К тому времени дождик прошёл, солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба, радуются. Комар задумался и говорит: - Как же так? Раньше мне одному под грибом было тесно, а теперь всем
пятерым место нашлось. - Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! – засмеялся кто-то. Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет: (упражнение «Улыбка») - Эх вы! Гриб-то… Не досказала и ускакала. Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось. А вы догадались?
«Часы с Кукушкой».
Раннее утро. Спят жители сказочного городка. На городской площади башня с часами. Над часами в маленьком домике живёт Кукушка. Тик-так! – отстукивает время маятник. Ку-ку! – выглянула Кукушка. (упражнение «Часики») Вот проснулся Пёс, стал собираться на работу. Он маляр. (упражнение «Маляр») Сегодня ему надо покрасить красивый резной забор вокруг городка. (упражнение «Заборчик») В своём уютном домике поставила пирог в духовку Кошка. (упражнение «Киска сердится») Пирог с начинкой: с клубничным вареньем. (упражнение «Вкусное варенье») - Всё надо делать по часам, - говорит Кошка Котятам. - Ещё раз прокукует Кукушка – значит, пора вынимать пирог. Весёлый Лягушонок вовремя принялся за уборку. (упражнение «Улыбка») Каждое утро он моет свой плот щёткой. (упражнение «Почистим зубы») Время идёт, а Кукушка всё молчит. Собрались все жители городка на площади. Дверцы домика закрыты, висит записка: «Ушла в лес». - Ерунда, - сказал Лягушонок. – Кукушкой может быть каждый. Теперь я буду Кукушкой, - и прыгнул в домик над часами. Солнце поднялось высоко. Лягушонку стало жарко. - Нет, не могу я быть Кукушкой. -Тогда я буду Кукушкой, - сказала Кошка. – Мяу-мяу! Потом свернулась клубочком и уснула. А в домике у Кошки горел пирог, (упражнение «Лопаточка») потом загорелся дом. Хорошо Лягушонок из шланга залил горящий дом. - Нет, теперь я буду Кукушкой, - сказал Пёс. – Только проверю механизм: всё ли в порядке. Стукнул Пёс молотком по колёсику – и вовсе остановились часы. Звери в растерянности поглядели друг на друга. - Почему же никто из нас не смог стать Кукушкой? – спросила Кошка.
- Да… Видно, каждое дело надо делать умеючи, - виновато опустил голову Пёс. Тут все увидели Кукушку и очень обрадовались. (упражнение «Улыбка») Кукушка быстро починила часы и прокуковала: - Ку-ку! Ку-ку! (упражнение Часики») И всё в сказочном городке пошло своим чередом.
«У Солнышка в гостях».
Однажды большая туча занавесила небо. Заскучали Цыплята без солнечного света. (упражнение «Птенчики») - Куда это Солнышко подевалось? – говорят. – Нужно его поскорее на небо вернуть. - Разве вы знаете, где оно живёт? – закудахтала Наседка. - Мы не знаем, а кого встретим, того спросим, - ответили Цыплята. Собрала их Наседка в дорогу. Положила вкусные зёрнышки. (упражнение «Вкусное варенье») Отправились Цыплята. Шли-шли и увидели Индюка. (упражнение «Индюк») Спрашивают: - Индюк, ты не знаешь, где Солнышко живёт? - Знать не знаю, давайте вместе искать. Идут они мимо леса, видят, Дятел на дереве сидит и дупло долбит. (упражнение «Дятел») Спросили они у Дятла про Солнышко, но Дятел тоже не знает, где Солнышко живёт. Пошли все вместе искать. Мимо скакала Лошадка и тоже отправилась с ними Солнышко искать. (упражнение «Лошадка») Долго шли они. Увидели Ёжика. (упражнение «Иголочка») Он сидел под деревом и играл на гармошке. (упражнение «Гармошка») - Ёжик, Ёжик, ты не знаешь, где Солнышко живёт? – спрашивают Цыплята. – Три дня его не было на небе, уж не заболело оно? - Как не знать. Знаю, вон там, за большой горой. – ответил Ёж. (упражнение «Горка») Взял Ёж палку, нанизал на иголки грибы и зашагал впереди всех дорогу показывать. (упражнение «Грибок») Забрались Цыплята, Индюк, Дятел, Лошадь и Ёж на гору и увидели солнцев дом. А в доме темно, света нет, заспалось, видно Солнышко и просыпаться не хочет. Тут Цыплята запищали, Индюк заболботал, Дятел застучал, Лошадь заржала, Ёж зафыркал.
- Кто под моим окошком кричит? – спросило Солнышко. – Кто мне спать не мешает? - Это мы. Пришли тебя будить. Утро настало. - Да как мне на небо выглянуть? Три дня меня туча прятала, три дня собой заслоняла. Я теперь и заблестеть не смогу… Лошадь взяла ведро, стала воду таскать. (упражнение «Чашечка») Дятел – Солнце водой умывать. Индюк – полотенцем вытирать. (упражнение «Маляр») Ёж – давай колючей щетинкой начищать. (упражнение «Качели») А Цыплята – те стали с Солнышка соринки смахивать. (упражнение «Фокус») Выглянуло Солнышко на небо, чистое, ясное и золотое. И всюду стало весело, светло и тепло. (упражнение «Улыбка»)
«Пчела и Оса»
Когда-то Оса и Пчела жили вместе в лесу. Дом у них был на дереве в дупле. (упражнение «Дятел» - дятел долбит дупло) Пчела целыми днями в поле летала и мёд собирала. Проснётся Пчела рано утром, улыбнётся новому дню, (упражнение «Улыбка») умоется, почистит зубки, сделает зарядку, (упражнение «Почистим зубы») посмотрит на часы и летит в поле. (упражнение «Часики») С помощью своего хоботка Пчела собирала мёд. (упражнение «Хоботок») А Оса, когда просыпалась, пила чай, (упражнение «Чашечка») с конфетами, (упражнение «Приклей конфетку») ела блинчики (упражнение «Лопаточка») с ароматным вкусным мёдом. (упражнение «Вкусное варенье») Целыми днями Оса качалась на качелях (упражнение «Качели») и болтала с другими осами. (упражнение «Индюк», «Болтушка») Вечером уставшая Пчела прилетала домой и опять трудилась. Она шила одежду, (упражнение «Иголочка») красила в доме стены, потолок.
(упражнение «Маляр») А утром опять улетала в поле. Однажды вернулась Пчела с поля, а Оса ей и говорит: - Мало мёду принесла, лети обратно. Обиделась Пчела и ушла из дому. Летит она и плачет. Увидел её Человек: - Ты что, Пчела, плачешь? - А мне жить теперь негде, - говорит Пчела, - я из дому ушла. - Не плачь, Пчела, я тебе новый дом построю… Построил Человек у себя в саду для Пчелы деревянный дом, и живёт Пчела с тех пор в удобном улье. И добром за добро Человеку платит – мёдом угощает. (упражнение «Вкусное варенье») Стихи для биоэнергопластики Поёт с утра лягушка: «Ква-ква, ква-ква, ква-ква! Иди сюда, подружка! Здесь сочная трава». (упражнение «Улыбка») Зебра в белую полоску, Зебра в чёрную полоску, Точно кто-то шутки ради Нарядил её в матроску. (упражнение «Лошадка») Принесу грибы в корзинке, Стану их перебирать, Словно на лесной тропинке Побываю я опять. (упражнение «Грибок») (упражнение «Чашечка») Ель зайчишку приютила, Веткой от врагов укрыла… Ёжик – быстренькие ножки, Протоптал в лесу дорожки. (упражнение «Иголочка») Дятлу клювом бить не лень Целый день, целый день! Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! Выходи из щёлки жук! (упражнение «Дятел») Грибочек, грибок, Масляный бок, Серебряная ножка, Прыгай в лукошко! (упражнение «Грибок») На скамейке у окошка Улеглась и дремлет кошка. Кошка глазки открывает, Кошка спинку выгибает. (упражнение «Киска сердится») Красной краскою Егор Красит крышу и забор. (упражнение «Маляр») Удав, огромнейший удав, Лежит кольцом средь пышных трав. Он гордый повелитель змей, И трогать ты его не смей. (упражнение «Змейка») Хомячок живёт в квартире, Нет зверька милее в мире. Он за щёчки прячет ужин. Что ж! Запас, конечно, нужен. (упражнение «Футбол») Самолёт построим сами, Понесёмся над лесами. Понесёмся над лесами, А потом вернёмся к маме. (упражнение «Самолёт гудит»)
Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для нас. (упражнение «Часики») Шмель лохматый, шмель пушистый, Держит путь на луг душистый, Басом целый день поёт И нектар цветочный пьёт. (упражнение «Хоботок») Лопата копала, Копала, копала, Потом улеглась, Видно, очень устала. (упражнение «Лопаточка») В парке высокая горка стоит. На горке сердитый Егорка сидит. Боится Егорка Съехать с крутой горки. (упражнение «Горка») Шёл Егор через двор, Нёс топор чинить забор. (упражнение «Заборчик») Я достал в шкафу варенье, Я к животным всей душой. - На, поешь для подкрепленья, Будешь толстый и большой. (упражнение «Вкусное варенье») Весёлые мыши забрались на крышу И лезут упрямо всё выше и выше. (упражнение «Иголочка» - тонкий хвостик мышки) Совсем не боятся они высоты! Какие, однако, отважные мыши! – Сказали, взбираясь за ними коты. (упражнение «Киска сердится») Поиграю я в футбол И забью в ворота гол. Очень сложная задача – Загонять в ворота мячик. (упражнение «Кто дальше загонит мяч?») Чайные чашки в печали, Стуча и бренча, закричали. (упражнение «Чашечка») Увидев свой хвост, удивилась змея: - Неужто, друзья, это всё ещё я? (упражнение «Змейка») Два цыплёнка, (упражнение «Птенчики») Два мышонка (упражнение «Иголочка») Учат бегать Лягушонка. (упражнение «Улыбка») Расшумелась мелкота – Видно, близко нет кота! (упражнение «Киска сердится») Ходит по двору индюк (упражнение «Индюк») Среди уток и подруг. Вдруг увидел он грача, (упражнение «Птенчики») Рассердился сгоряча. Кот Тимошка жил на крыше. (упражнение «Киска сердится») Ниже, в доме, жили мыши. (упражнение «Иголочка») По стене взбирались мыши, Не боясь кота на крыше. На берёзе поутру Дятел продолбил кору. (упражнение «Дятел») Рыжий кот осенними Листьями шуршит, Возле стога с сеном Мышек сторожит. (упражнение «Киска сердится») (упражнение «Иголочка») Яблоки румяные, В них медовый сок! Испечёт нам мама Яблочный пирог. (упражнение «Лопаточка») Телевизор вместе с нами Смотрит наша киска. (упражнение «Киска сердится») Видит мышку на экране, Мышка вроде близко. (упражнение «Иголочка»)
Мог бы славный быть обед, Только хвать, а мышки нет. Пароход плывёт по речке И труба дымит, как печка. (упражнение «Пароход гудит») Труба трубит, труба поёт, Трубач по улице идёт. (упражнение «Трубочка») Не бери ежа с собой, Отпусти его домой. Ёжик, даже глупый самый Хочет жить с ежихой-мамой. (упражнение «Иголочка») Чистим зубы, чистим зубы И снаружи, и внутри, Не болели чтоб они. (упражнение «Почистить зубы») (упражнение «Почистим зубы»)


В раздел образования