Автор: Багирова Эльмира Логмановна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА №887 СП №3 Населённый пункт: г.Москва Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Адаптация детей раннего возраста" Раздел: дошкольное образование
Алгоритм
Тема проекта: «Адаптационный период детей раннего возраста в ДОУ».
Цель
проекта: «Создание
благоприятных
условий
социальной
адаптации
ребенка и их родителей в условиях детского сада».
Задачи:
1 . Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в
период адаптации к детскому саду;
2 .
Обеспечить
развитие
навыков
взаимодействия
детей
друг
с
другом
с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
3 . Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения;
4 .
Способствовать
формированию
активной
позиции
родителей
по
отношению
к
процессу
адаптации
детей;
повышать
коммуникабельность
между родителями.
Ожидаемые результаты:
1 .
Будут
преодолены
стрессовые
состояния
у
детей
раннего
возраста
в
период адаптации к детскому саду
2 . Будет организована работа по развитию навыков взаимодействия детей
друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого
ребёнка.
3 . Будет организована работа по развитию игровых навыков, произвольного
поведения.
4 .
Будет
организована
работа
по
формированию
активной
позиции
родителей
по
отношению
к
процессу
адаптации
детей;
повышению
коммуникабельности между родителями.
5 .
Повысится
профессиональная
компетентность
педагогов
по
вопросам
адаптации детей к детскому саду.
1 этап – подготовительный – информационно-аналитический
(сентябрь-октябрь 2015г.)
Направление работы
Содержание
Изучение проблемы
и литературы по
проблеме
1. Понятие адаптации, в его наиболее широком
определении означает соответствие между живой
системой и внешними условиями, причём
адаптация - это и процесс, и результат, то есть
определённая организация. В период адаптации у
ребенка возникает переделка ранее
сформированных необходимо сделать по
возможности более плавным. 2. Поступление в
быть подобраны игры, направленные на освоение
окружающей среды и знакомство с окружающими
взрослыми детского сада. 4. Анализ литературы по
проблеме адаптации детей раннего возраста к
условиям дошкольного учреждения стал
основанием экспериментального исследования.
С целью исследования адаптации детей раннего
возраста к ДОУ, нами были проведены: наблюдение
и анкетирование родителей. На основании
результатов анкетирования мы выяснили, что
отношения детей с близкими взрослыми играют
ключевую роль не только в развитии когнитивных
процессов, но и в процесса адаптации детей
раннего возраста к ДОУ Таким образом,
продуманная организация адаптационного периода
помогает детям безболезненно включиться в
детский коллектив и чувствовать себя в нем
спокойно и уверенно каждого ребенка и облегчить
процесс адаптации.
Подбор
методического и
наглядного
материала в
соответствии с темой
проекта и
поставленными
задачами
С помощью игры и игровых упражнений помочь
ребенку в адаптации к условиям дошкольного
учреждения.
Задачи:
1.
Разработать систему игр и игровых
упражнений, облегчающих адаптацию детей к
условиям детского сада.
2.
Подобрать игровой наглядно – дидактический
материал для индивидуальной и
подгрупповой работы с детьми.
3.
Организовать совместный игровой досуг с
родителями детей «Поиграем вместе» (один
раз в две недели).
Разработанная система игр и игровых упражнений
будет способствовать преодолению стрессовых
состояний у ребенка, созданию эмоционально
благоприятной атмосферы в группе. Через
совместные досуги «Поиграем вместе» достигать
доверительного и непринужденного общения с
детьми и их родителями.
Изучение уровня
знаний детей по теме
проекта
Выводы :
1. безболезненная адаптация ребенка к ДОУ,
сохранение чувства защищенности и доверия,
сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;
2. позитивное развитие отношений в детском
коллективе;
3. повышение компетентности педагогов и
родителей по вопросам адаптации, воспитания и
развития детей;
4. снижение уровня заболеваемости у детей в
адаптационный период;
5. вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ
и установление партнерских отношений с семьями
воспитанников;
6. активное участие родителей в проектной
творческой деятельности детей и родителей.
7. формирование у воспитанников положительных
ассоциаций, связанных с ДОУ.
Диагностика:
При проведении мониторинга проекта был
проведен анализ листов адаптации, из которого
можно сделать вывод о том, что легкая степень
адаптации у 14 детей, средняя степень тяжести у 3
детей, тяжелая степень адаптации у 1 ребенка.
Анализ уровня
компетентности
Анкетирование родителей.
Анализ анкет родителей может показать
родителей
возможные особенности протекания
адаптационного периода детей, поступающих в
детский сад.
Первая встреча с родителями проходила
непосредственно перед поступлением ребенка в
детский сад (примерно за неделю до прихода
ребенка в группу). Родителям предлагалось
ответить на вопросы анкеты «Готовность ребенка к
поступлению в детский сад». Анализируя ответы
родителей, и используя метод диагностики,
делается вывод о возможных особенностях
протекания периода адаптации ребенка к новым
условиям жизни в дошкольном учреждении,
определяются проблемы, которые могут возникнуть
в период адаптации, и даются рекомендации по
подготовке детей к посещению детского сада.
Таким образом, у родителей остается время, чтобы
помочь малышу без особых трудностей перейти от
одних условий жизни к другим.
Создание системы
работы, наилучшим
образом решающей
задачи
1.
Создать условия для охраны и укрепления
здоровья детей, облегчение периода
адаптации к условиям дошкольного
учреждения.
2.
Формировать навыки здорового образа
жизни, содействовать полноценному
физическому развитию детей:
3.
Организовать рациональный режим дня в
группе, обеспечивающий каждому ребенку
физический и психический комфорт.
4.
Формировать у детей привычку к
аккуратности и чистоте, прививать
простейшие навыки самообслуживания.
5.
Обеспечить понимание детьми смысла
выполнения режимных процессов.
6.
Воспитывать у детей потребность в
самостоятельной активности.
7.
Закладывать основы будущей личности:
8.
Воспитывать у детей уверенность в самих
себе и своих возможностях, развивать
активность, инициативность,
самостоятельность.
9.
Закладывать основы доверительного
отношения детей к взрослым, формируя
доверие и привязанность к воспитателю.
10. Закладывать основы доброжелательного
отношения детей друг к другу.
11. Поддерживать у детей интерес к
окружающей действительности.
12. Побуждать у детей эмоциональную
отзывчивость к эстетической стороне
окружающей действительности (природа,
окружающие предметы, картины,
иллюстрации, музыка)