Автор: Белых Ольга Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 21 Населённый пункт: город Сыктывкар Наименование материала: конспект занятия по математике Тема: "Деньги" Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе
« Деньги»
Цель: закрепить с детьми роль денег в повседневной жизни.
Задачи:
1)
Познакомить детей с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5 рублей; с
купюрами достоинством 10, 50, 100 рублей, их происхождением и предназначением;
2)
Учить различать понятие «копейка», «монеты»;
3)
Уточнить понятие «дороже», «дешевле»;
4)
Активизация
и
обогащение
словаря:
деньги,
рубль,
монета,
купюра,
штампуют,
металл, цена, ценники, товар, спрос, предложение.
Предварительная
работа:
чтение
сказки
«Золотой
ключик»;
рассматривание
денежных
купюр, поход в магазин.
Ход занятия:
Здравствуйте,
ребята. Сегодня в гости к нам пришел Буратино. Посмотрите, какой он
грустный. Спросим, почему он грустный?
Буратино, что случилось?
- Ребята, вы представляете, кот Базилио и лиса Алиса обманули меня, и спрятали мои
деньги на острове дураков.
В: Что же делать? (дети предлагают свои варианты).
Буратино: Я случайно нашел карту острова Дураков, которую спрятали кот Базилио и лиса
Алиса у Карабаса Барабаса. Только, что с ней делать, я не знаю? Вы поможете мне ребята?
Воспитатель:
Конечно, мы поможем тебе Буратино, найдем твои украденные деньги.
Ребята
внимательно
посмотрите
на
карту
острова
дураков,
на
ней
отмечено
красным
крестиком,
где
лежат
деньги
Буратино.
Но,
прежде,
чем
мы
начнем
с
вами
искать
сокровища, я хочу вас предупредить, что если мы выполним с вами хоть одно задание
неправильно, то мы не сможем двигаться дальше и помочь Буратино. Но чтобы отыскать
монеты, нам сначала нужно узнать, как появились деньги и как они выглядят.
1 препятствие обозначено на карте синим цветом, а называется
«Историческая».
Посмотрите
ребята
по
сторонам,
найдите
синий
овал.
Ребята
посмотрите,
кто
встретился нам на пути? Конечно же, Папа Карло.
- Ребята, а в какой стране мы живем? (Россия)
- А какие денежные средства взрослые применяют в жизни? (Рубли, копейки)
- А вам интересно узнать, как появились деньги? (Презентация). Сейчас нам Папа Карло
расскажет об истории появления денег.
Рефлексия. Что нового вы узнали?
Спасибо папе Карло за интересную и увлекательную историю. Ребята сейчас мы с вами
познакомились с историей появления денег в России.
Чтобы помочь Буратино, нам с вами надо преодолеть множество испытаний. Готовы? На
острове Дураков есть много препятствий со сложными заданиями, где от вас потребуется
смекалка, ваш ум и упорство. Готовы? Смотрим на нашу карту, что нас ждет сегодня?
2
препятствие
обозначено
фиолетовым
цветом
на
карте
и
называется
«Найди
отличия». Ребята посмотрите, кто встретился нам на пути? Это друг Буратино,
черепаха
Тортилла , которая поможет нам в этом препятствии. Но, помните, мы все препятствия
должны выполнить правильно, иначе Буратино никогда не найдет свои золотые монеты.
Рассматриваем сначала монеты на слайдах . Заполняем таблицу сразу про деньги.
Деньги
Материал
Форма
Звук
Монета
(иллюстрации)
круглая
Звенит
Купюра
(иллюстрации)
прямоугольная
Шуршит
- Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?
Если дети не называют все признаки, то воспитатель помогает им.
- Монета круглая, металлическая, звенит.
- Какие монеты вы знаете? Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель
демонстрирует данную монету всем детям и, хором проговариваем вместе с детьми.
- Давайте еще посмотрим на экран. Как можно назвать эти деньги?
- Правильно, купюры. А какие они?
- Купюры бумажные, прямоугольные, шуршат.
- Какие купюры вы знаете? Дети называют купюры, воспитатель демонстрирует их детям, и
затем проговариваем хором.
Рефлексия.
Что мы сейчас с вами делали? Молодцы, мы правильно выполнили это
задание, и мы можем двигаться дальше. Буратино, не переживай, мы очень скоро отыщем
твои спрятанные деньги.
Наше
3 препятствие обозначено на карте зеленым цветом. Посмотрите ребята по
сторонам, найдите зеленый треугольник. Ребята оказывается, Артемон узнал о несчастье
Буратино и пришел нам на помощь.
- Ой, посмотрите, ребята, к нам приехал волшебный поезд. И привез нам сложное задание.
Будьте внимательны! Артемон тоже хочет помочь Буратино в поиске денег. Как вы думаете,
что за груз он везет?
- Правильно, но монеты в этом поезде расположены в определенном порядке. В первом
вагоне едет монета самого большого достоинства. Посмотрите на монеты, какая монета
может ехать в первом вагоне?
- Давайте поместим в первый вагон монету в 5 рублей, в следующем вагоне какая поедет
монета?
Далее дети распределяют монеты по вагонам в порядке убывания достоинства.
- Какая монета едет в последнем вагоне? Значит, эта монета самого меньшего достоинства
(1 копейка).
Можно задать детям вопросы по данному заданию: Какая монета находится в вагоне между
1 копейкой и 10 копейками?
- Ребята, а можно расселить по вагонам купюры таким же образом (дети расселяют купюры
по вагонам).
Рефлексия.
Что
мы
сейчас
с
вами
делали?
Молодцы!
Мы
с
вами
преодолели
еще
1
препятствие, и мы с вами можем двигаться дальше по острову.
4 ) А теперь взглянем на карту и найдем следующее препятствие, обозначенное желтым
цветом. Посмотрите, кто пришел поддержать Буратино и хочет его развеселить? Конечно,
Мальвина. Мальвина
очень
хочет
поиграть
с
вами
в
игру,
посмотрим
какие
вы
внимательные и ловкие.
Подвижная
игра
«Найди
пару». Под
звучание
музыки
дети
танцуют,
когда
музыка
прекращается, дети должны найти пару по достоинству монет. Пару составляют дети, где у
одного – монета меньшего достоинства, а у другого монета большего достоинства.
Рефлексия.
Что
мы
сейчас
с
вами
делали?
Какие
молодцы!
За
вашу
смекалку
и
внимательность
мы
правильно
выполнили
задание
и
можем
перейти
к
следующему
препятствию в поисках сокровищ!
5)
Ребята, кто из вас, был в магазине? Буратино, а ты был в магазине? Представляете,
Буратино ни разу не был в магазине. Расскажем ему?
- Что такое магазин?
- Что вы там делали?
- Что можно купить в магазине?
- Какие магазины вы знаете или часто посещаете?
А на карте отмечено оранжевым цветом следующее препятствие, которое так и называется
«Магазин».
Игра «Что где продается?»
- Буратино, ты внимательно смотри и запоминай. Посмотрите, ребята, здесь у нас много
товаров, которые можно купить в магазине. В каком магазине вы можете купить эти
товары? Рассматриваем с детьми картинки с изображением товаров (хлеб, батон, колбаса,
юбка, шампунь, стиральный порошок, зубная паста, кофта, и другие). Вместе с детьми
определяем,
в
каком
магазине
продается
представленный
товар.
Правильно,
продовольственный и хозяйственный.
- Ребята, в магазине часто можно услышать такое слово, как «цена». Что это такое?
- Цена – это количество денег, которые покупатель должен заплатить продавцу, чтобы
купить желаемый товар.
Дети, для того, чтобы тратить деньги, их нужно откуда-то взять. Буратино, ты знаешь
откуда в семье появляются деньги?? (Нет).
- Родители получают заработную плату. Откуда могут еще в семье появиться деньги?
Пенсия, если в семье живут бабушка с дедушкой.
Стипендия, если в семье есть старшая сестра – студентка.
Выиграть в лотерею.
Продажа имущества.
Посмотрите, кто повстречался нам и Буратино на острове Дураков? Правильно, Пьеро.
Пьеро предлагает нам свою помощь в решении задач. Слушайте внимательно.
Дети решают логические задачи.
Задача 1. Белочка продавала орехи по 8 рублей килограмм. Пришел енот и дал 10
рублей. Сколько белочка сдаст сдачи еноту?
Задача 2. Жвачка стоит 2 рубля. Саша пришел и купил 2 жвачки. Сколько он заплатит
продавцу?
Задача 3. Когда валенки дороже стоят летом или зимой? Почему?
Задача 4. Какие бананы будут стоить дороже: хорошие или гнилые? Почему?
Задача 5. В одном магазине хлеб стоит 8 рублей, а в другом – 10 рублей. Где быстрее
закончится хлеб? Почему?
Задача 6. Что будет стоить дешевле: взрослое одеяло или детское одеяло? Почему?
Рефлексия. Что мы сейчас делали? Мне Буратино сказал по секрету, что вы такие умные
детишки. Ого, мы преодолели с вами еще 1 трудное препятствие. Какие молодцы!
Молодцы, давайте зайдем в магазин. (по времени)
- Что нам для этого нужно? (ценники, деньги, товары). Выбираем продавца или эту роль в
начале
игры
может
сыграть
сам
воспитатель.
Требуем
от
детей
следующей
последовательности вопросов и ответов:
- Что, Маша, хочешь купить?
- Я хочу купить чупа чупс. Он стоит 8 рублей. Я даю 10 рублей.
- Вот вам сдача 2 рубля.
Опрашиваем несколько детей. Затем можно поменять продавца.
Р ефлексия . Что мы сейчас делали?
Посмотрите на карту, мы добрались с вами до спрятанного клада. Ура! Мы с вами успешно
выполнили и преодолели все трудные и сложные препятствия. Мы помогли Буратино
отыскать свои сокровища. Ребята, гляньте, что это? Правильно, это монеты Буратино,
которые закопали кот Базилио и лиса Алиса. Буратино хочет отблагодарить вас и подарить
вам эти волшебные монеты. Буратино, ребята
такие молодцы, они преодолели такой
сложный путь на острове дураков, и нашли твои деньги. Какие молодцы! Буратино говорит
вам большое спасибо за ваши старания, смекалку в поиске спрятанных монет, но ему пора
отправляться домой к папе Карло. До новых встреч, ребята!
Рефлексия.