Автор: Харисова Гульниса Самигуллиновна Должность: воспитатель дошкольного образовательного учреждения Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 10 "Сказка" комбинированного вида" Населённый пункт: г.Шарыпово п. Дубинино Наименование материала: Образовательный проект Тема: "Что за прелесть эти сказки" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 10 «Сказка» комбинированного вида
Проект
«Что за прелесть эти
сказки»
(Старшая группа компенсирующей
направленности № 7 «Машенька»)
Разработали: воспитатели: Е.П. Тураева
Г.С. Харисова
учитель-логопед: Л.Г. Короткова
г. Шарыпово
2015 г.
Вид проекта: информационно - творческий, групповой, долгосрочный
( с 15.09.2015 по 15.05. 2016г. ).
Участники проекта: дети старшей группы компенсирующей
направленности, педагоги, родители воспитанников.
Проблема: Как известно, современные дети всё чаще проводят своё время
за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.
В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно
заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т. к. он
является своеобразным читателем. От взрослого в большей степени зависит и то,
станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в
дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его
жизни. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу
чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.
Актуальность: На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы
очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно
формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В
книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они
разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями
для нас.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес
и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Сказки, вводя детей в
круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями,
выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям,
показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель
сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность –
эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться
радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких
сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных
повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
В группе был проведён опрос детей и родителей с целью определения
степени влияния книг на формирование нравственных представлений детей,
которое показало, что 80 % детей и родителей группы отдают предпочтение
просмотру телевизора и играм на компьютере. Только 20 % из опрошенных
отдали предпочтение чтению книг. Все эти факты послужили разработке данного
проекта.
Нам необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к
чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.
Цель: Способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к
литературе, к чтению и сочинению сказок.
Образовательная область : познавательное развитие, речевое развитие.
Интеграция детской деятельности: игровая, познавательно-
исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и
фольклора, конструирование, изобразительная.
Задачи:
Дети:
- продолжать знакомить со сказками;
-
способствовать
накоплению
эстетического
опыта,
читая
и
обсуждая
литературные произведения;
-
воспитывать
культуру
речи,
учить
детей
рассуждать,
развивать
умения
применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- обогащать и расширять словарный запас детей.
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
- развивать артистические способности;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- формировать навыки сотрудничества;
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в
разных ситуациях;
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому
общению между собой;
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта
детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его
мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Методы
Чтение разных сказок.
Рисование детьми героев сказок.
Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках,
сказочных героях.
Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
Самостоятельное составление сказок.
Рассказывание сказок собственного сочинения.
Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного
сочинения.
Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
Загадки о сказках, героях сказок.
Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих
работ по сочинению и иллюстрированию собственных сказок.
План реализации проекта.
Этапы
Содержание
Задачи
I
Подготовительный
II
Основной
1. Составление плана
реализации проекта и
изучение методической
литературы.
2. Опрос родителей
«Место книги в вашей
семье»
3. Беседа с детьми «Моя
любимая книга»
4. Оформление книжного
уголка в группе.
1. Оформление альбома
сказок собственного
сочинения с
иллюстрациями детей и
родителей.
2. Проведение занятия «В
стране героев».
3. Выставка детских
1. Познакомить педагогов
и родителей с проектом.
2. Изучить мнение всех
участников
образовательного
процесса по проблеме.
3. Подобрать
методическое
обеспечение проекта
4. Пополнить фонд
детской литературы в
группе.
1. Разработать
перспективный план-
конспект занятия.
2. Разработать памятку
для родителей «Книга в
жизни ребенка».
Рассказать о роли книги в
жизни детей.
3. Развивать у детей
умение сочинять сказки и
отражать содержание
сказки в рисунке;
III
Заключительный
рисунков «Мой любимый
сказочный герой»
4. Составление памятки
для родителей
«Примерный список
детской художественной
литературы для домашнего
чтения»
5. Консультация для
родителей «Книга в жизни
ребенка».
1. Проведение
родительского собрания
форме «литературной
гостиной».
2. Оформление альбома
сказок, которые сочинили
сами дети с помощью
родителей «Что за
прелесть эти сказки»
3. Подведение итогов
Проведение литературной
викторины «В гостях у
сказки».
развитие творческого
воображения.
4. Привлекать родителей
к работе над проектом.
1. Изучить отношение
всех участников
образовательного
процесса к проекту.
2. Обобщить и
распространить семейный
опыт по формированию
устойчивого интереса
детей к книгам и к
сочинению собственных
сказок.
Предполагаемый результат:
• Повышение интереса детей к художественной литературе.
• Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания
грамотного читателя, речевого развития ребёнка.
• Возрождение домашнего чтения.
• Позитивные изменения в речи детей.
• Обобщение и распространение семейного опыта.
Используемая литература.
1.
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой
2.
Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2011.
3.
Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2010.
4.
Михайлова А. Я. «Современный ребёнок и сказка: проблемы диалога»
-М., 2002 г.