Автор: Харисова Гульниса Самигуллиновна Должность: воспитатель дошкольного образовательного учреждения Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 10 "Сказка" комбинированного вида" Населённый пункт: г.Шарыпово п. Дубинино Наименование материала: Образовательный проект Тема: "Всё о посуде" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 10 «Сказка» комбинированного вида»
города Шарыпово Красноярского края
Проект
«Всё о посуде»
(Старшая группа компенсирующей
направленности № 7 «Машенька»)
Разработали: Воспитатели старшей группы
компенсирующей направленности (дети с ОНР)
№ 7 «Машенька»
Тураева Елена Петровна
Харисова Гульниса Самигуллиновна
г. Шарыпово
2015 г.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный (краткосрочный)
1 неделя.
Участники
проекта:
дети
старшей
группы
компенсирующей
направленности,
педагоги:
воспитатели
Е.П.
Тураева,
Г.С.
Харисова,
учитель-логопед Л.Г. Короткова, родители детей.
Проблема: дети не могут различить кухонную, столовую, чайную и другие
виды посуды, не знают из какого материала и как изготавливают посуду.
Цель:
ознакомление
детей
с
видами
и
назначением
посуды,
столовыми
приборами, как и из каких материалов изготавливают посуду.
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.
Интеграция
детской
деятельности:
игровая,
п о з н а в ат е л ь н о -
исследовательская,
коммуникативная,
восприятие
художественной
литературы и фольклора, конструирование, изобразительная.
Задачи:
1. Познакомить детей с тем, как и из каких материалов изготавливают посуду.
2. Закреплять умение детей называть кухонную, столовую, чайную посуду,
столовые приборы.
3. Развивать связную речь, умение описывать предметы посуды.
4. Обогащать и активизировать словарь детей в рамках темы.
5. Способствовать формированию навыка сервировки стола.
6. Воспитывать умение пользоваться столовыми приборами, посудой.
Этапы проекта.
I . Подготовительный.
1. Обозначение, определение цели проекта и его мотивация.
2. Подбор методической и художественной литературы по теме проекта,
наглядных пособий.
3. Подбор картинного материала, оформление книжного и логопедического
уголка детскими книгами, предметными и сюжетными картинками по теме.
4. Подбор дидактических и настольных игр по теме проекта.
5. Разучивание пословиц и поговорок о посуде, содержании её в чистоте.
6. Привлечение детей и родителей к участию в планировании деятельности и
реализации проекта.
II. Основной.
Осуществляется в процессе организации совместной деятельности детей и
педагогов
с
учётом
образовательных
областей
и
интеграции
детской
деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
1.
ООД с детьми в группе:
Учитель-логопед: по подгруппам «Посуда» (обобщающее),
«Из чего делают посуду?» (с использованием ТСО)
Воспитатели: «Всё о посуде» (с показом презентации),
«Чайная посуда» (с использованием ТСО).
2.
Дидактические
игры:
«Третий
лишний»,
«Что
забыл
нарисовать
художник? », «Парные картинки», «Что в чём?», «Скажи ласково», «Скажи
наоборот»,
«Один-много»,
«Какая
бывает
посуда»,
«Какая
это
посуда?»,
«Вспомни и назови», «Найди такой-же?» и т.д.,
Сюжетно-ролевая игра «Магазин посуды».
Пальчиковые
игры:
«Зелёная
миска»,
«Машина
каша»,
«Мамины
помощники».
3. Просмотр презентаций: «Всё о посуде», «Откуда к нам пришла посуда? »
мультипликационных фильмов «Федорино горе», «Муха Цокотуха».
4. Чтение произведений К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха»;
«Чашкина сказка»; «Готовим быстро и вкусно».
5.
Использование
пословиц
и
поговорок
в
режиме
дня
«Посуда
любит
чистоту», «Без ножа хлеба не разрежешь», «Решетом воду мерить – потерять
время» и т. п.
6.
Рисование
по
сюжету
сказки
К.
Чуковского
«Федорино
горе»,
«Муха
Цокотуха», роспись тарелок, роспись кувшинчика, лепка кувшинчика, лепка
чайной посуды для кукол.
7. Аппликация в технике «Рваная бумага» - «Чайный сервиз».
8. Викторина «Что мы знаем о посуде? »,
«Вечер загадок» (загадки и
пословицы о посуде и продуктах питания).
9.
Экспериментальная
деятельность:
«Такая
разная
посуда»
(закрепление
знаний детей о разных материалах, из которых изготовлена посуда, сравнение
качества посуды).
9. Экскурсия на кухню «Наблюдение за трудом повара».
10. Работа с родителями:
Домашние беседы родителей с детьми о посуде, рассматривание посуды из
разных материалов;
«Конкурс чтецов на лучшее стихотворение о посуде» (семейное творчество
приветствуется).
Дома, вместе с мамой «Сочини свою сказку о посуде».
Составление альбома «Что за прелесть эти сказка…..»
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ходе
реализации проекта:
1.
Центр
книги:
К.
Чуковский
«Федорино
горе»,
«Муха
–
Цокотуха».
Плакаты, набор карточек «Такая разная посуда», наборы картин «Посуда».
2. Центр настольных игр: домино, мини-игра «Разная посуда», «Разрезные
картинки».
3. Центр детского творчества: раскраски с изображением посуды.
4. Центр театра: атрибутика, необходимая для инсценировки сказки «Муха –
Цокотуха».
5. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Семья», «Магазин посуды».
III. Заключительный.
Драматизация сказки «Муха-Цокотуха»;
Викторина
«Что
мы
знаем
о
посуде?
»,
«Вечер
загадок»
(загадки
и
пословицы о посуде и продуктах питания);
Презентация
группового
альбома
со
сказками,
которые
сочинили
дети
с
родителями дома «Что за прелесть эти сказка….» (о посуде).
Приложения
Конспект организованной образовательной деятельности
Тема:«ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТ ПОСУДУ?» (с использованием ТСО)
Образовательная область: познавательное развитие.
Цель:знакомство детей с материалами, из которых делают посуду, профессии
гочара.
Задачи:активизировать словарь по теме «Посуда»;
познакомить детей с работой гончара;
закреплять навыки словообразования.
Оборудование: глиняная посуда; видеоролик «Как делают глиняную посуду».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель просит детей вспомнить, из чего может быть сделана посуда.
2. Дидактическая игра «Какая это посуда?»
По ходу называния предметов детьми педагог выставляет картинки:
Графин из стекла – стеклянный графин
Стаканчик из картона – картонный стаканчик
Кружка из пластмассы – пластмассовая кружка
Блюдце из фарфора – фарфоровое блюдце
Ложка из дерева – деревянная ложка
Нож из металла – металлический нож
Самовар из меди – медный самовар
Ложка из серебра – серебряная ложка
Кувшин из глины – глиняный кувшин
Стакан из хрусталя – хрустальный стакан
3. Дидактическое упражнение «Вспомни и назови»
Воспитатель предлагает детям вспомнить, из чего была сделана посуда из
предыдущей игры.
4. Динамическая пауза «Самовар» (с имитацией действий)
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар,
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я.
4. Беседа о работе гончара и рассматривание глиняной посуды.
5. Демонстрация видеоролика «Как делают глиняную посуду»
6. Итог занятия.
Педагог читает стихотворение:
Когда поет гончарный круг,
И Мастер глину разминает, -
Никто пока еще не знает,
Что выйдет из-под этих рук?
А.Вольнов
Воспитатель просит ответить детей на вопросы:
- Как называется мастер, который делает глиняную посуду?
- Какую глиняную посуду может изготовить гончар?
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми
старшей группы с ОНР.
Тема:«ПОСУДА» (обобщающее)
Образовательная область: речевое развитие.
Задачи: уточнить с детьми названия посуды;
уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду;
уметь называть части посуды и её внешние признаки;
образовывать
существительные
с
уменьшительно-ласкательными
суффиксами и прилагательные от существительных;
согласовывать существительные с числительными;
составлять предложения с предлогами;
активизировать словарь по данной теме;
читать слова по первым звукам ряда предметных картинок.
Оборудование:
Демонстрационный
материал –
картинки
с
изображением
посуды,
предметные картинки (на звуки для ребусов), игрушка “Поварёнок”.
Раздаточный материал – разрезные картинки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
-
Сядет
тот,
кто
назовёт
несколько
предметов
(множественное
число
существительных).
Чашка – чашки Чайник –
Блюдце – Кружка –
Тарелка – Сковорода –
Бокал – Солонка –
Стакан – Конфетница –
2. Основная часть.
1) Закрепление понятий «посуда» и «столовые приборы».
- Как одним словом можно назвать все эти предметы? (Посуда)
- Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды. (Ложка,
вилка, нож)
2) Закрепление понятия «кухонная посуда».
В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковорода, противень)
- Как называется эта посуда? (Кухонная)
На наборном полотне предметные картинки с кухонной посудой: чайник,
кастрюля, сковорода.
- Что общего есть у этих предметов? Чем они отличаются?
3) Закрепление понятия «столовая посуда».
Дочка маме помогала:
Стол к обеду накрывала.
Призадумалась она -
Что поставить я должна?
- Давайте, дети, поможем девочке накрыть стол к обеду. Какую посуду она
должна поставить на стол? (Тарелки)
Логопед выставляет картинки с изображением столовой посуды.
- Как называется посуда, из которой мы едим? (Столовая)
- Из чего сделана посуда?
- Если стакан из стекла, значит, он какой? (Стеклянный)
- Тарелки из фарфора –
- Ложки из металла –
- Бокал из глины - …
- Сегодня будут обедать пять человек. Давайте посчитаем эту посуду. (1
тарелка, 2 тарелки … до 5)
4) Физкультминутка (речь с движением).
Вот большой стеклянный чайник
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,
Вот пластмассовый поднос –
Он посуду нам принёс.
Н.В.Нищева
5) Закрепление понятия «чайная посуда».
К нам бабулечка пришла,
Тортик сладкий принесла.
Сядем мы сейчас за стол
Чая вкусного попьём.
-
Какую
посуду
мы
достанем
для
чая?
(Чашка
с
блюдцем,
сахарница,
молочник)
Логопед выставляет соответствующие картинки.
- Какая это посуда? (Чайная)
6) Отгадывание ребусов.
Появляется игрушка “ Поварёнок”.
- Я
в а м
р е б у с ы
п р и н ё с
И
п о с т а в л ю
в с е м
в о п р о с :
Что готовят люди в различной посуде?
Дети по первым звукам картинок составляют слова: СОК, СУП, КАША,
РАГУ, СОУС.
7) Дидактическая игра “Что в чём?”
Разную посуду мы с вами назвали, а теперь поиграем в игру и вспомним
другую посуду.
- В чём варят суп? – Суп варят в кастрюле.
- В чём носят воду из колодца? – … (в ведре)
- В чём кипятят воду? - … (в чайнике)
- В чём носят молоко? – … (в бидоне)
- В чём хранят сахар? – … (в сахарнице)
- В чём подогревают еду? – … (в миске)
- Где лежит хлеб? – … (в хлебнице)
- Куда кладут салат? – … (в салатнице)
- Где жарится рыба? – … (на сковороде)
- В чём лежат конфеты? - … (в конфетнице)
8) Пальчиковая гимнастика «Машина каша».
Маша кашу наварила,
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу –
Кошке - в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску – курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла,
Всё до крошки раздала.
9) Складывание разрезных картинок.
Воспитатель
в
костюме
Федоры
раздаёт
детям
конверты
с
разрезными
картинками с предметами посуды.
К нам Федора пришла
И корзинку принесла.
Вся разбита – посмотри!
Так давайте ей поможем –
Быстро всю посуду сложим.
10) Дидактическая игра «Скажи ласково»
- Какая посуда разбилась у Федоры? Назовите её ласково. Пусть посуда на
Федору не обижается. (У Федоры разбился чайничек)
4. Итог.
Выводы и результативность :
Проект способствовал расширению и углублению представлений
детей
о
посуде,
её
разновидностях,
предназначении,
повышению
познавательного интереса. В рамках реализации проекта уровень знаний
детей о посуде, её разновидностях значительно повысился.
С детьми были организованы ежедневные беседы, дидактические и
развивающие игры, занятия по теме проекта. В результате этой работы у
детей складывались представление о посуде: столовой, кухонной, чайной. На
занятиях и во время свободной деятельности дети обращали внимание на
особенности
внешнего
вида
посуды.
В
процессе
детской
деятельности
уточнялись
знания
детей
о
том,
что
такое
«Столовая
посуда»,
«Чайная
посуда», «Столовая посуда» - чем они отличаются.
В ходе работы по проекту «Всё о посуде» дети изучали, экспериментировали,
играли, принимали участие в викторине, рисовали, лепили, рассматривали
картины
и
иллюстрации,
знакомились
с
литературными
произведениями,
сочиняли свои сказки и рассказы.
В процессе проектной деятельности развивались все ключевые
компетентности:
Социальная – взаимодействовали друг с другом, с педагогами и
родителями..
Коммуникативная –
задава ли
познавательные
в о п р о с ы ,
аргументировали, придумывали загадки.
Информационная
–
получали
информацию
из
разных
источников,
делились ею.
Деятельностная – подбирали материалы, инструменты для создания
продукта (от рисунков до сценария инсценировки).
Совместно с детьми и родителями в группе были размещены образцы
посуды
народных
умельцев,
и
иллюстрации
различных
видов
росписи
посуды.
Родительские
уголки
пополнялись
различными
материалами,
буклетами, памятками, папками-передвижками по тематике проекта.
Проект «Всё о посуде» предоставил каждому ребенку возможность не только
получать
знания,
но
и
развивать
творческие
способности,
формировать
коммуникативные
навыки,
формировать
начальные
предпосылки
исследовательской
деятельности.
Игровая
форма
реализации
проекта,
включающая детей в различные виды творческой и практически значимой
деятельности,
способствовала
формированию
у
них
ключевых
компетентностей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Бабкова Т.И. «Ознакомление с художественной литературой детей с
ОНР» ООО «ТЦ Сфера» 2008г.
2.
Гуськова
А.А.
«Подвижные
и
речевые
игры
для
детей
5-7
лет»
Издательство «Учитель» 2014г.
3.
Журавлёва В. Н. «Проектная деятельность старших дошкольников»
Издательство «Учитель» 2008г.
4.
Калинина
Т.В.
«Пальчиковые
игры
и
упражнения»
Издательство
«Учитель» 2014г.
5.
Кыласова
Л.
Е.
«Развитие
речи»
(конспекты
с
детьми
старшего
дошкольного возраста) Издательство «Учитель» 2015г.
6.
Костюченко
М.П.
«Деятельность
дошкольников
в
детской
экспериментальной лаборатории» Издательство «Учитель» 2014г.
7.
Михина Е. Н. «Развивающие игры для детей 2-7 лет» Издательство
«Учитель» 2011г.
8.
Нищева
Н.В.
«Играйка:
Игры
для
развития
речи
дошкольников»
Детство-пресс 2003г.
9.
Нищева
Н.В.
«Система
коррекционной
работы
в
логопедической
группе для детей с ОНР» Детство-пресс 2003г.
10.Санкина Л. К. «Познание предметного мира» (комплексные занятия для
детей 5-7 лет) Издательство «Учитель» 2009г.
11.Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду» Просвещение
1984г.
ИСТОЧНИКИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ:
1.
Серия картин: Окружающий мир «Посуда» (методическое пособие с
дидактическим
материалом).
Автор
Светлана
Вохринцева.
Издательство «Страна Фантазий».
2.
Серия
картин:
«Посуда»
(демонстрационный
материал
для
фронтальных занятий). Издательство «Книголюб».
«Фотографии из личного архива авторов».
«Для
публикации
информации
о
детях
получено
письменное
разрешение родителей (законных представителей)».