Напоминание

"Всё о посуде"


Автор: Харисова Гульниса Самигуллиновна
Должность: воспитатель дошкольного образовательного учреждения
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 10 "Сказка" комбинированного вида"
Населённый пункт: г.Шарыпово п. Дубинино
Наименование материала: Образовательный проект
Тема: "Всё о посуде"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Сказка» комбинированного вида» города Шарыпово Красноярского края
Проект

«Всё о посуде»

(Старшая группа компенсирующей

направленности № 7 «Машенька»)
Разработали: Воспитатели старшей группы компенсирующей направленности (дети с ОНР) № 7 «Машенька» Тураева Елена Петровна Харисова Гульниса Самигуллиновна г. Шарыпово 2015 г.
Вид проекта:
информационно-практико-ориентированный (краткосрочный) 1 неделя.

Участники

проекта:
дети старшей группы компенсирующей направленности, педагоги: воспитатели Е.П. Тураева, Г.С. Харисова, учитель-логопед Л.Г. Короткова, родители детей.
Проблема:
дети не могут различить кухонную, столовую, чайную и другие виды посуды, не знают из какого материала и как изготавливают посуду.
Цель:
ознакомление детей с видами и назначением посуды, столовыми приборами, как и из каких материалов изготавливают посуду.
Образовательная область:
познавательное развитие, речевое развитие.
Интеграция

детской

деятельности:
игровая, п о з н а в ат е л ь н о - исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование, изобразительная.
Задачи:
1. Познакомить детей с тем, как и из каких материалов изготавливают посуду. 2. Закреплять умение детей называть кухонную, столовую, чайную посуду, столовые приборы. 3. Развивать связную речь, умение описывать предметы посуды. 4. Обогащать и активизировать словарь детей в рамках темы. 5. Способствовать формированию навыка сервировки стола. 6. Воспитывать умение пользоваться столовыми приборами, посудой.
Этапы проекта.

I
.
Подготовительный.
1. Обозначение, определение цели проекта и его мотивация. 2. Подбор методической и художественной литературы по теме проекта, наглядных пособий. 3. Подбор картинного материала, оформление книжного и логопедического уголка детскими книгами, предметными и сюжетными картинками по теме. 4. Подбор дидактических и настольных игр по теме проекта. 5. Разучивание пословиц и поговорок о посуде, содержании её в чистоте. 6. Привлечение детей и родителей к участию в планировании деятельности и реализации проекта.

II. Основной.
Осуществляется в процессе организации совместной деятельности детей и педагогов с учётом образовательных областей и интеграции детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО. 1. ООД с детьми в группе: Учитель-логопед: по подгруппам «Посуда» (обобщающее), «Из чего делают посуду?» (с использованием ТСО) Воспитатели: «Всё о посуде» (с показом презентации), «Чайная посуда» (с использованием ТСО). 2. Дидактические игры: «Третий лишний», «Что забыл нарисовать художник? », «Парные картинки», «Что в чём?», «Скажи ласково», «Скажи наоборот», «Один-много», «Какая бывает посуда», «Какая это посуда?», «Вспомни и назови», «Найди такой-же?» и т.д., Сюжетно-ролевая игра «Магазин посуды». Пальчиковые игры: «Зелёная миска», «Машина каша», «Мамины помощники». 3. Просмотр презентаций: «Всё о посуде», «Откуда к нам пришла посуда? » мультипликационных фильмов «Федорино горе», «Муха Цокотуха». 4. Чтение произведений К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха»; «Чашкина сказка»; «Готовим быстро и вкусно». 5. Использование пословиц и поговорок в режиме дня «Посуда любит чистоту», «Без ножа хлеба не разрежешь», «Решетом воду мерить – потерять время» и т. п. 6. Рисование по сюжету сказки К. Чуковского «Федорино горе», «Муха Цокотуха», роспись тарелок, роспись кувшинчика, лепка кувшинчика, лепка чайной посуды для кукол. 7. Аппликация в технике «Рваная бумага» - «Чайный сервиз». 8. Викторина «Что мы знаем о посуде? », «Вечер загадок» (загадки и пословицы о посуде и продуктах питания). 9. Экспериментальная деятельность: «Такая разная посуда» (закрепление знаний детей о разных материалах, из которых изготовлена посуда, сравнение качества посуды). 9. Экскурсия на кухню «Наблюдение за трудом повара».
10. Работа с родителями: Домашние беседы родителей с детьми о посуде, рассматривание посуды из разных материалов; «Конкурс чтецов на лучшее стихотворение о посуде» (семейное творчество приветствуется). Дома, вместе с мамой «Сочини свою сказку о посуде». Составление альбома «Что за прелесть эти сказка…..»
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ходе

реализации проекта:
1. Центр книги: К. Чуковский «Федорино горе», «Муха – Цокотуха». Плакаты, набор карточек «Такая разная посуда», наборы картин «Посуда». 2. Центр настольных игр: домино, мини-игра «Разная посуда», «Разрезные картинки». 3. Центр детского творчества: раскраски с изображением посуды. 4. Центр театра: атрибутика, необходимая для инсценировки сказки «Муха – Цокотуха». 5. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Семья», «Магазин посуды».
III. Заключительный.
Драматизация сказки «Муха-Цокотуха»; Викторина «Что мы знаем о посуде? », «Вечер загадок» (загадки и пословицы о посуде и продуктах питания); Презентация группового альбома со сказками, которые сочинили дети с родителями дома «Что за прелесть эти сказка….» (о посуде).


Приложения

Конспект организованной образовательной деятельности
Тема:«ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТ ПОСУДУ?» (с использованием ТСО)
Образовательная область: познавательное развитие. Цель:знакомство детей с материалами, из которых делают посуду, профессии гочара. Задачи:активизировать словарь по теме «Посуда»; познакомить детей с работой гончара; закреплять навыки словообразования. Оборудование: глиняная посуда; видеоролик «Как делают глиняную посуду». Ход занятия: 1. Организационный момент. Воспитатель просит детей вспомнить, из чего может быть сделана посуда. 2. Дидактическая игра «Какая это посуда?» По ходу называния предметов детьми педагог выставляет картинки: Графин из стекла – стеклянный графин Стаканчик из картона – картонный стаканчик Кружка из пластмассы – пластмассовая кружка Блюдце из фарфора – фарфоровое блюдце Ложка из дерева – деревянная ложка Нож из металла – металлический нож Самовар из меди – медный самовар Ложка из серебра – серебряная ложка Кувшин из глины – глиняный кувшин Стакан из хрусталя – хрустальный стакан 3. Дидактическое упражнение «Вспомни и назови» Воспитатель предлагает детям вспомнить, из чего была сделана посуда из предыдущей игры. 4. Динамическая пауза «Самовар» (с имитацией действий) Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты, на базар, Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар. Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты, три рубля. Аты-баты, кто выходит? Аты-баты, это я. 4. Беседа о работе гончара и рассматривание глиняной посуды. 5. Демонстрация видеоролика «Как делают глиняную посуду» 6. Итог занятия. Педагог читает стихотворение: Когда поет гончарный круг, И Мастер глину разминает, -
Никто пока еще не знает, Что выйдет из-под этих рук? А.Вольнов Воспитатель просит ответить детей на вопросы: - Как называется мастер, который делает глиняную посуду? - Какую глиняную посуду может изготовить гончар?
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми

старшей группы с ОНР.
Тема:«ПОСУДА» (обобщающее) Образовательная область: речевое развитие. Задачи: уточнить с детьми названия посуды; уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду; уметь называть части посуды и её внешние признаки; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и прилагательные от существительных; согласовывать существительные с числительными; составлять предложения с предлогами; активизировать словарь по данной теме; читать слова по первым звукам ряда предметных картинок. Оборудование: Демонстрационный материал – картинки с изображением посуды, предметные картинки (на звуки для ребусов), игрушка “Поварёнок”. Раздаточный материал – разрезные картинки. Ход занятия: 1. Организационный момент. - Сядет тот, кто назовёт несколько предметов (множественное число существительных). Чашка – чашки Чайник – Блюдце – Кружка – Тарелка – Сковорода – Бокал – Солонка – Стакан – Конфетница – 2. Основная часть. 1) Закрепление понятий «посуда» и «столовые приборы». - Как одним словом можно назвать все эти предметы? (Посуда) - Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды. (Ложка, вилка, нож) 2) Закрепление понятия «кухонная посуда».
В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковорода, противень) - Как называется эта посуда? (Кухонная) На наборном полотне предметные картинки с кухонной посудой: чайник, кастрюля, сковорода. - Что общего есть у этих предметов? Чем они отличаются? 3) Закрепление понятия «столовая посуда». Дочка маме помогала: Стол к обеду накрывала. Призадумалась она - Что поставить я должна? - Давайте, дети, поможем девочке накрыть стол к обеду. Какую посуду она должна поставить на стол? (Тарелки) Логопед выставляет картинки с изображением столовой посуды. - Как называется посуда, из которой мы едим? (Столовая) - Из чего сделана посуда? - Если стакан из стекла, значит, он какой? (Стеклянный) - Тарелки из фарфора – - Ложки из металла – - Бокал из глины - … - Сегодня будут обедать пять человек. Давайте посчитаем эту посуду. (1 тарелка, 2 тарелки … до 5) 4) Физкультминутка (речь с движением). Вот большой стеклянный чайник Очень важный, как начальник. Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие бедняжки. Вот фарфоровые блюдца Только стукни – разобьются. Вот серебряные ложки, Вот пластмассовый поднос – Он посуду нам принёс. Н.В.Нищева 5) Закрепление понятия «чайная посуда». К нам бабулечка пришла, Тортик сладкий принесла. Сядем мы сейчас за стол Чая вкусного попьём. - Какую посуду мы достанем для чая? (Чашка с блюдцем, сахарница, молочник) Логопед выставляет соответствующие картинки. - Какая это посуда? (Чайная)
6) Отгадывание ребусов. Появляется игрушка “ Поварёнок”. - Я в а м р е б у с ы п р и н ё с И п о с т а в л ю в с е м в о п р о с : Что готовят люди в различной посуде? Дети по первым звукам картинок составляют слова: СОК, СУП, КАША, РАГУ, СОУС. 7) Дидактическая игра “Что в чём?” Разную посуду мы с вами назвали, а теперь поиграем в игру и вспомним другую посуду. - В чём варят суп? – Суп варят в кастрюле. - В чём носят воду из колодца? – … (в ведре) - В чём кипятят воду? - … (в чайнике) - В чём носят молоко? – … (в бидоне) - В чём хранят сахар? – … (в сахарнице) - В чём подогревают еду? – … (в миске) - Где лежит хлеб? – … (в хлебнице) - Куда кладут салат? – … (в салатнице) - Где жарится рыба? – … (на сковороде) - В чём лежат конфеты? - … (в конфетнице) 8) Пальчиковая гимнастика «Машина каша». Маша кашу наварила, Маша кашей всех кормила. Положила Маша кашу – Кошке - в чашку, Жучке – в плошку, А коту – в большую ложку. В миску – курицам, цыплятам И в корытце поросятам. Всю посуду заняла, Всё до крошки раздала. 9) Складывание разрезных картинок. Воспитатель в костюме Федоры раздаёт детям конверты с разрезными картинками с предметами посуды. К нам Федора пришла И корзинку принесла. Вся разбита – посмотри! Так давайте ей поможем – Быстро всю посуду сложим. 10) Дидактическая игра «Скажи ласково» - Какая посуда разбилась у Федоры? Назовите её ласково. Пусть посуда на Федору не обижается. (У Федоры разбился чайничек) 4. Итог.

Выводы и результативность
: Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о посуде, её разновидностях, предназначении, повышению познавательного интереса. В рамках реализации проекта уровень знаний детей о посуде, её разновидностях значительно повысился.

С детьми были организованы ежедневные беседы, дидактические и развивающие игры, занятия по теме проекта. В результате этой работы у детей складывались представление о посуде: столовой, кухонной, чайной. На занятиях и во время свободной деятельности дети обращали внимание на особенности внешнего вида посуды. В процессе детской деятельности уточнялись знания детей о том, что такое «Столовая посуда», «Чайная посуда», «Столовая посуда» - чем они отличаются. В ходе работы по проекту «Всё о посуде» дети изучали, экспериментировали, играли, принимали участие в викторине, рисовали, лепили, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы. В процессе проектной деятельности развивались все ключевые компетентности:
Социальная
– взаимодействовали друг с другом, с педагогами и родителями..
Коммуникативная
– задава ли познавательные в о п р о с ы , аргументировали, придумывали загадки.
Информационная
– получали информацию из разных источников, делились ею.
Деятельностная
– подбирали материалы, инструменты для создания продукта (от рисунков до сценария инсценировки). Совместно с детьми и родителями в группе были размещены образцы посуды народных умельцев, и иллюстрации различных видов росписи посуды. Родительские уголки пополнялись различными материалами, буклетами, памятками, папками-передвижками по тематике проекта. Проект «Всё о посуде» предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. Игровая форма реализации проекта, включающая детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, способствовала формированию у них ключевых компетентностей. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Бабкова Т.И. «Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР» ООО «ТЦ Сфера» 2008г.
2. Гуськова А.А. «Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет» Издательство «Учитель» 2014г. 3. Журавлёва В. Н. «Проектная деятельность старших дошкольников» Издательство «Учитель» 2008г. 4. Калинина Т.В. «Пальчиковые игры и упражнения» Издательство «Учитель» 2014г. 5. Кыласова Л. Е. «Развитие речи» (конспекты с детьми старшего дошкольного возраста) Издательство «Учитель» 2015г. 6. Костюченко М.П. «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории» Издательство «Учитель» 2014г. 7. Михина Е. Н. «Развивающие игры для детей 2-7 лет» Издательство «Учитель» 2011г. 8. Нищева Н.В. «Играйка: Игры для развития речи дошкольников» Детство-пресс 2003г. 9. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» Детство-пресс 2003г. 10.Санкина Л. К. «Познание предметного мира» (комплексные занятия для детей 5-7 лет) Издательство «Учитель» 2009г. 11.Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду» Просвещение 1984г. ИСТОЧНИКИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ: 1. Серия картин: Окружающий мир «Посуда» (методическое пособие с дидактическим материалом). Автор Светлана Вохринцева. Издательство «Страна Фантазий». 2. Серия картин: «Посуда» (демонстрационный материал для фронтальных занятий). Издательство «Книголюб». «Фотографии из личного архива авторов». «Для публикации информации о детях получено письменное разрешение родителей (законных представителей)».





В раздел образования